Напоминание

Истоки духовных сил советского народа в Великой Отечественной войне


Авторы: Вешкурцева Наталья Петровна, Вешкурцевой Наталье Петровне
Должность: МАОУ СОШ №13 города Тюмени
Учебное заведение: МАОУ СОШ №13 города Тюмени
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Истоки духовных сил советского народа в Великой Отечественной войне
Раздел: полное образование





Назад




Тема урока «Истоки духовных сил советского народа в годы Великой

Отечественной войны».

Тип урока: урок-конференция.

Цели урока: достижение следующих результатов:

Предметные результаты:

Выявить причины влияния произведений культуры и искусства на

Великую победу.

Повысить интерес к истории Великой Отечественной войны, воспитать

чувства гордости и патриотизма за свою родину.

Отработать навыки работы со специальной литературой, интернет

ресурсами и другими источниками.

Метапредметные умения и навыки:

Формировать умения анализировать и классифицировать информацию,

выбирать главное.

Уметь работать с программами по созданию презентаций: Power Point,

Keynote, Figma и др.

Личностные результаты

Напомнить о необходимости и формировать уважение к собеседнику.

Тренировать умение вести дискуссию.

Тренировать умение выступать перед большим количеством людей,

отстаивать свою точку зрения

.

Задания раздаются заранее группам учащихся по темам:

1.

Литература в годы Великой Отечественной войны.

2.

Музыка и война.

3.

Кинематограф в годы Великой Отечественной войны.

4.

Агитационный плакат, как главный вид изобразительного искусства в

годы Великой Отечественной войны.

Задания состоят в следующем: найти материал, видео, аудиозаписи по

различным разделам данной исследовательской работы, оформить в виде

слайдов, подготовиться к выступлению.

План урока.

1) Актуализация знаний. Слово учителя.

2) Выступление 1-й группы «Литература в годы Великой Отечественной

войны».

3) Выступление 2-й группы «Музыка и война».

4) Выступление 3-й группы «Кинематограф в годы Великой Отечественной

войны».

5) Выступление 4-й группы «Агитационный плакат, как главный вид

изобразительного искусства в годы Великой Отечественной войны.»

6) Подведение итогов. Слово учителя.

Актуализация знаний. Слово учителя.

Победа в Великой Отечественной войне – это яркий пример героизма

наших солдат и тружеников тыла. А какое отношение к победе имели

писатели, композиторы, скульпторы, кинематографисты, художники?

В настоящее время в культурном пространстве страны наблюдается

засилье произведений бездуховной массовой культуры в литературе, музыке,

кинематографии и т.д. Бездуховная культура порождает безвкусицу и

пошлость и отводит на второй план такие ценности, как бескорыстие, любовь

к родине, превосходство морали и духа, т.е. те ценности, которые помогли

нашим солдатам отстоять отчизну.

Задача нашего урока: рассмотреть вопрос о том, что лежало в основе

истоков духовных сил советского народа в годы Великой отечественной

войны.

На основе собранных материалов составлена презентация, которая

поможет в решении поставленной задачи.

Выступления учащихся.

Слайд №1 Тема урока.

Слайд №2 Фото писателей.

На фронте воевало более тысячи советских писателей и среди них

А. Гайдар, В. Гроссман, С. Михалков, К. Симонов, А. Твардовский, М.

Шолохов.

275 писателей отдали свою жизнь за свободу и независимость Родины.

500 писателей были награждены боевыми орденами и медалями, 10 из них

стали Героями Советского Союза.

Советские писатели совершили и выдающийся литературный подвиг. С

первого часа войны они дали советскому народу и воинам фронта, и

труженикам тыла то, в чем возникла острая нужда, - боевое художественное

слово, которое должно было проникнуть к самым глубинам души советского

воина, донести до каждой извилины мозга сознание необходимости

мужественной защиты Родины, прожечь сердца идеей священной

Отечественной войны. И эта задача была с честью выполнена советскими

писателями, поэтами, драматургами и журналистами.

Главная ведущая тема литературы в годы войны - это беззаветная

преданность Родине, смертельная ненависть к врагу, героизм народа,

гуманизм освободительной войны, вера в победу.

Произведения тех лет ценны, пронзительны и интересны до сих пор.

Одним из самых удачных и трогательных произведений военной поры

является стихотворение К. Симонова «Жди меня», посвящённое любимой

женщине поэта – Валентине Серовой.

Слайд №3. Фото Симонова и Серовой.

Судьба этого произведения складывалась счастливо. Написанное в

1941 году, уже в феврале 1942 года, когда под ударами советских войск

гитлеровцы

откатились

от

Москвы,

«Правда»

опубликовала

это

стихотворение, завоевавшее вскоре сердца читателей. Солдаты вырезали его

из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в

письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и

убитых…

Историки

Великой

Отечественной

причисляют

появление

стихотворения и одноименного фильма с Валентиной Серовой в главной

роли к достижениям, которые повлияли на исход войны так же, как разгром

немецкого наступления под Москвой и Сталинградская битва. Потому что

учили ждать и верить...

Слайд №4. Фото актеров на войне.

Не только писатели были зримо и незримо в боевых порядках войск.

Здесь же находились и деятели советского искусства. За время войны на

фронте побывало 42 тыс. актеров, около 4 тыс. концертных бригад, которые

провели 1 350 тыс. концертов. Сюда же надо причислить и выступления

армейской и флотской художественной самодеятельности, учет которых не

производился. Композиторами был создан в дни войны ряд патриотических

произведений самых различных жанров. Большую роль играли песни,

которые подхватывались миллионами советских воинов как отражение их

собственных чувств.

Слайд №5. Фото Д.Шостаковича.

Среди произведений крупного плана выдающееся место принадлежит

Седьмой симфонии Д. Шостаковича, написанной в осажденном Ленинграде.

Композитор посвятил свое произведение городу-герою и грядущей победе

над врагом. В симфонии средствами музыкального искусства показаны

нашествие фашистских орд, их жестокость и бездушие, борьба с врагом не на

жизнь, а на смерть и конечная победа над фашизмом, великое торжество

свободолюбивого человечества. Создав такую симфонию в осажденном

Ленинграде, ее автор сам совершил выдающийся героический подвиг.

Симфония впервые была исполнена в Ленинграде. Отсюда она с

необычайной быстротой обошла земной шар, ее исполняли лучшие

симфонические оркестры.

Слайд №6 и 7. Седьмая симфония.

Слайд №8. Снимки войны.

С началом Великой Отечественной войны на фронт отбыли операторы

кинохроники - передовой отряд нашей кинематографии. Они проделали весь

длинный путь советских войск от западных границ СССР до берегов Волги и

от Волги до Берлина и Эльбы. Многие из них погибли, но долг

кинематографии перед Родиной был выполнен с честью. За время войны

кинооператоры засняли свыше 3,5 млн. м пленки. Они зафиксировали

события, ставшие достоянием истории, создали величайшие документально-

исторические ценности. К этой сокровищнице вновь и вновь обращаются

сценаристы и режиссеры. Кроме того, за годы войны было создано и

выпущено на экраны более 500 номеров различных киножурналов, 67

короткометражных и 34 полнометражных военных фильма.

Преобладающей темой кинофильмов военных лет, как и всего

советского искусства и литературы, является героизм советского народа.

С разных сторон освещается эта тема в картинах «Зоя» Л. Арнштама,

«Жила-была девочка» В. Эйсымонта, «Человек 217» М. Ромма, «Нашествие»

А. Роома, «Это было в Донбассе» Л. Лукова, «Жди меня» А. Столпера и Б.

Иванова, «Небо Москвы» Ю. Райзмана, «Иван Никулин-русский матрос»

И.Савченко, «В шесть часов вечера после войны» И. Пырьева.

Слайд №9. «Зоя».

Слайд №10. Плакаты.

Одним из важнейшим видов изобразительного искусства в годы войны стал

плакат. Известными художниками в данном жанре были А. Кокорекин, Н.

Долгоруков, В. Иванов и др.

Слайд №10. С днем Победы!

Подведение итогов.

Таким образом, советские писатели, композиторы, художники, как и

весь советский народ, находились в течение войны в едином боевом строю.

Их произведения воспитывали в советских людях беззаветный героизм,

нравственную чистоту и беспредельную преданность Родине.

Поставленные на службу великому делу разгрома врага, советская

литература и искусство достойно выполнили свой гражданский

патриотический долг, стали мощным духовным оружием Великой

Отечественной войны.



В раздел образования