Автор: Вешкурцева Наталья Петровна
Должность: Учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ №13 города Тюмени
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Истоки духовных сил советского народа в Великой Отечественной войне
Раздел: полное образование
Тема урока «Истоки духовных сил советского народа в годы Великой
Отечественной войны».
Тип урока: урок-конференция.
Цели урока: достижение следующих результатов:
Предметные результаты:
Выявить причины влияния произведений культуры и искусства на
Великую победу.
Повысить интерес к истории Великой Отечественной войны, воспитать
чувства гордости и патриотизма за свою родину.
Отработать навыки работы со специальной литературой, интернет
ресурсами и другими источниками.
Метапредметные умения и навыки:
Формировать умения анализировать и классифицировать информацию,
выбирать главное.
Уметь работать с программами по созданию презентаций: Power Point,
Keynote, Figma и др.
Личностные результаты
Напомнить о необходимости и формировать уважение к собеседнику.
Тренировать умение вести дискуссию.
Тренировать умение выступать перед большим количеством людей,
отстаивать свою точку зрения
.
Задания раздаются заранее группам учащихся по темам:
1.
Литература в годы Великой Отечественной войны.
2.
Музыка и война.
3.
Кинематограф в годы Великой Отечественной войны.
4.
Агитационный плакат, как главный вид изобразительного искусства в
годы Великой Отечественной войны.
Задания состоят в следующем: найти материал, видео, аудиозаписи по
различным разделам данной исследовательской работы, оформить в виде
слайдов, подготовиться к выступлению.
План урока.
1) Актуализация знаний. Слово учителя.
2) Выступление 1-й группы «Литература в годы Великой Отечественной
войны».
3) Выступление 2-й группы «Музыка и война».
4) Выступление 3-й группы «Кинематограф в годы Великой Отечественной
войны».
5) Выступление 4-й группы «Агитационный плакат, как главный вид
изобразительного искусства в годы Великой Отечественной войны.»
6) Подведение итогов. Слово учителя.
Актуализация знаний. Слово учителя.
Победа в Великой Отечественной войне – это яркий пример героизма
наших солдат и тружеников тыла. А какое отношение к победе имели
писатели, композиторы, скульпторы, кинематографисты, художники?
В настоящее время в культурном пространстве страны наблюдается
засилье произведений бездуховной массовой культуры в литературе, музыке,
кинематографии и т.д. Бездуховная культура порождает безвкусицу и
пошлость и отводит на второй план такие ценности, как бескорыстие, любовь
к родине, превосходство морали и духа, т.е. те ценности, которые помогли
нашим солдатам отстоять отчизну.
Задача нашего урока: рассмотреть вопрос о том, что лежало в основе
истоков духовных сил советского народа в годы Великой отечественной
войны.
На основе собранных материалов составлена презентация, которая
поможет в решении поставленной задачи.
Выступления учащихся.
Слайд №1 Тема урока.
Слайд №2 Фото писателей.
На фронте воевало более тысячи советских писателей и среди них
А. Гайдар, В. Гроссман, С. Михалков, К. Симонов, А. Твардовский, М.
Шолохов.
275 писателей отдали свою жизнь за свободу и независимость Родины.
500 писателей были награждены боевыми орденами и медалями, 10 из них
стали Героями Советского Союза.
Советские писатели совершили и выдающийся литературный подвиг. С
первого часа войны они дали советскому народу и воинам фронта, и
труженикам тыла то, в чем возникла острая нужда, - боевое художественное
слово, которое должно было проникнуть к самым глубинам души советского
воина, донести до каждой извилины мозга сознание необходимости
мужественной защиты Родины, прожечь сердца идеей священной
Отечественной войны. И эта задача была с честью выполнена советскими
писателями, поэтами, драматургами и журналистами.
Главная ведущая тема литературы в годы войны - это беззаветная
преданность Родине, смертельная ненависть к врагу, героизм народа,
гуманизм освободительной войны, вера в победу.
Произведения тех лет ценны, пронзительны и интересны до сих пор.
Одним из самых удачных и трогательных произведений военной поры
является стихотворение К. Симонова «Жди меня», посвящённое любимой
женщине поэта – Валентине Серовой.
Слайд №3. Фото Симонова и Серовой.
Судьба этого произведения складывалась счастливо. Написанное в
1941 году, уже в феврале 1942 года, когда под ударами советских войск
гитлеровцы
откатились
от
Москвы,
«Правда»
опубликовала
это
стихотворение, завоевавшее вскоре сердца читателей. Солдаты вырезали его
из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в
письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и
убитых…
Историки
Великой
Отечественной
причисляют
появление
стихотворения и одноименного фильма с Валентиной Серовой в главной
роли к достижениям, которые повлияли на исход войны так же, как разгром
немецкого наступления под Москвой и Сталинградская битва. Потому что
учили ждать и верить...
Слайд №4. Фото актеров на войне.
Не только писатели были зримо и незримо в боевых порядках войск.
Здесь же находились и деятели советского искусства. За время войны на
фронте побывало 42 тыс. актеров, около 4 тыс. концертных бригад, которые
провели 1 350 тыс. концертов. Сюда же надо причислить и выступления
армейской и флотской художественной самодеятельности, учет которых не
производился. Композиторами был создан в дни войны ряд патриотических
произведений самых различных жанров. Большую роль играли песни,
которые подхватывались миллионами советских воинов как отражение их
собственных чувств.
Слайд №5. Фото Д.Шостаковича.
Среди произведений крупного плана выдающееся место принадлежит
Седьмой симфонии Д. Шостаковича, написанной в осажденном Ленинграде.
Композитор посвятил свое произведение городу-герою и грядущей победе
над врагом. В симфонии средствами музыкального искусства показаны
нашествие фашистских орд, их жестокость и бездушие, борьба с врагом не на
жизнь, а на смерть и конечная победа над фашизмом, великое торжество
свободолюбивого человечества. Создав такую симфонию в осажденном
Ленинграде, ее автор сам совершил выдающийся героический подвиг.
Симфония впервые была исполнена в Ленинграде. Отсюда она с
необычайной быстротой обошла земной шар, ее исполняли лучшие
симфонические оркестры.
Слайд №6 и 7. Седьмая симфония.
Слайд №8. Снимки войны.
С началом Великой Отечественной войны на фронт отбыли операторы
кинохроники - передовой отряд нашей кинематографии. Они проделали весь
длинный путь советских войск от западных границ СССР до берегов Волги и
от Волги до Берлина и Эльбы. Многие из них погибли, но долг
кинематографии перед Родиной был выполнен с честью. За время войны
кинооператоры засняли свыше 3,5 млн. м пленки. Они зафиксировали
события, ставшие достоянием истории, создали величайшие документально-
исторические ценности. К этой сокровищнице вновь и вновь обращаются
сценаристы и режиссеры. Кроме того, за годы войны было создано и
выпущено на экраны более 500 номеров различных киножурналов, 67
короткометражных и 34 полнометражных военных фильма.
Преобладающей темой кинофильмов военных лет, как и всего
советского искусства и литературы, является героизм советского народа.
С разных сторон освещается эта тема в картинах «Зоя» Л. Арнштама,
«Жила-была девочка» В. Эйсымонта, «Человек 217» М. Ромма, «Нашествие»
А. Роома, «Это было в Донбассе» Л. Лукова, «Жди меня» А. Столпера и Б.
Иванова, «Небо Москвы» Ю. Райзмана, «Иван Никулин-русский матрос»
И.Савченко, «В шесть часов вечера после войны» И. Пырьева.
Слайд №9. «Зоя».
Слайд №10. Плакаты.
Одним из важнейшим видов изобразительного искусства в годы войны стал
плакат. Известными художниками в данном жанре были А. Кокорекин, Н.
Долгоруков, В. Иванов и др.
Слайд №10. С днем Победы!
Подведение итогов.
Таким образом, советские писатели, композиторы, художники, как и
весь советский народ, находились в течение войны в едином боевом строю.
Их произведения воспитывали в советских людях беззаветный героизм,
нравственную чистоту и беспредельную преданность Родине.
Поставленные на службу великому делу разгрома врага, советская
литература и искусство достойно выполнили свой гражданский
патриотический долг, стали мощным духовным оружием Великой
Отечественной войны.