Авторы: Железнова Ольга Викторовна, Алексеева Екатерина Маратовна
Должность: преподаватель истории/обществознания и преподаватель русского языка
Учебное заведение: Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н. Носцовой»
Населённый пункт: город Сызрань
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: "День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве"
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Самарской области
«Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н. Носцовой»
Методическая разработка
открытого урока
по специальности 52.02.04 Актерское искусство
ОД.02.02 История
Тема:
«День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в
Сталинградской битве»
С применением кейс-технологии
Сызрань, 2024г.
Разработчик:
ГБПОУ СКИК преподаватель Железнова О.В.
___________________ _________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Одобрено на заседании предметно-цикловой комиссии
_________________________________________________________
Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.
Председатель Алексеева Е.М. /______________/
Пояснительная записка
Методическая разработка по дисциплине ОД.02.02 История представляет
собой конспект практического занятия, предназначенного педагогам для работы
с обучающимися СПО. В данной методической разработке отражена роль и
значимость включения интерактивных технологий в проведение практических
занятий по общеобразовательной дисциплине.
Представленное практическое занятие – это комплекс материалов для
ознакомления и усвоения исторического материала, который направлен на
групповую, фронтальную и индивидуальную деятельность.
Целями открытого урока являются:
1. Углубление знаний учащихся о ходе Сталинградской битвы, в
частности подчёркивание её исторического значения в Великой Отечественной
войне и во Второй мировой войне.
2. Развитие чувства гордости и сопричастности к прошлому своего
народа, своей страны; воспитание патриотических чувств учащихся.
Методическая разработка урока, включает в себя материал о важнейших
исторических событиях битвы, приведенных в хронологическом порядке, также
включены краткие сообщения о героях Сталинградской битвы.
Тема методической разработки является актуальной, так как знания
истории своего народа и страны имеют огромное значение для развития
личности учащихся, формирования патриотических чувств, порождающих
ответственность за жизнь страны.
Кейс-технология – это новая образовательная технология, при которой
усвоение знаний и формирование умений становятся результатом активной
самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в
результате чего и происходит творческое овладение профессиональными
знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Цель кейс-технологии: научить работать, как индивидуально, так и в
составе группы.
Задачи:
формировать навыки коммуникативного взаимодействия;
раскрывать способности учащихся;
развивать аналитическое, творческое мышление;
Данная методическая разработка содержит необходимую и достаточную
информацию для патриотического воспитания, формирующего уважение к
истории России, духовность, готовность к выполнению гражданского долга и
конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
План занятия
Дата проведения: 02. 02. 2024 г.
Группа: 2 курс очного отделения 52.02.04 Актерское искусство.
Длительность урока: 45 минут.
Тема
занятия: «День
разгрома
советскими
войсками
немецко-
фашистских войск в Сталинградской битве».
Цель: углубление знаний учащихся о ходе Сталинградской битвы, в
частности подчёркивание её исторического значения в Великой Отечественной
войне и во Второй мировой войне; развитие чувства гордости и сопричастности
к прошлому своего народа, своей страны; воспитание патриотических чувств
учащихся.
Задачи:
Образовательные:
- охарактеризовать силы и планы сторон в военной кампании 1942-начала
1943 г.;
- осознать причины летних неудач Красной Армии и оценить изменение
ситуации на фронте, значение героической обороны Сталинграда.
Развивающие:
-
развивать
умения
и
навыки
работы
с
историческим
пространством(картой) и историческим временем(хронологией), историческими
источниками.
Воспитательные:
- дать возможность осознать значение мужества и героизма советского
народа.
Тип урока: комбинированный (обучающий + тренировочный).
Основные методы работы: частично-поисковый.
Образовательные ресурсы:
1. Историческая карта «Великая Отечественная война Советского Союза»;
2. Картосхема «Сталинградская битва»;
3.Таблица «Соотношение сил на Сталинградском направлении в ноябре
1942 г.»;
3. Презентация «Образование антигитлеровской коалиции» и «Великая
Отечественная война».
Панируемые результаты обучения:
Предметные:
- объяснять значение понятий коренной перелом, антигитлеровская
коалиция; ленд-лиз;
- определять причины и называть основные события периодов в Великой
Отечественной войне;
- определять историческое значение Сталинградской битвы и периода
Коренного перелома в Великой Отечественной войне.
- рассказывать о Сталинградском сражении, используя историческую
карту.
Метапредметные:
- определять цель и задачи урока, самостоятельно анализировать условия
достижения цели (на основе выделенных учителем ориентиров действия),
оценивать свою работу;
- осуществлять поиск необходимой информации используя различные
источники, умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически их оценивать и интерпретировать;
Личностные:
- понимать значение подвига советского народа на примере защитников
Сталинграда, испытывать уважение к своему народу, чувство гордости за свою
Родину.
В
основе
всего
урока
положены:
обучающая,
личностно-
ориентированная и кейс-технология.
Обучающая:
- усвоение исторических данных о Великой Отечественной войне.
Личностно-ориентированная:
- обязательная оценка и корректировка процесса познания и результата
деятельности у учащихся в ходе урока;
- формирование у учащихся исторических знаний.
Кейс-технология: усвоение знаний и формирование умений становятся
результатом активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению
противоречий,
в
результате
чего
и
происходит
творческое
овладение
профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных
способностей.
Технологическая карта занятия
Этапы урока
Задания для
учащихся,
выполнение
которых
приведет к
достижению
результатов
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Формы
организации
взаимодействия
УУД
Формы
контроля
1
2
3
4
5
6
7
Организационн
ый этап
2 мин.
Подготовка
класса к уроку.
Проверяет
готовность
учащихся к
уроку(наличие
учебника,
тетради).
Подготовка учащихся
к началу урока,
настрой на получение
новых знаний
фронтальная
Личностно-
смысловая-я
пришел на урок,
чтобы…
Включение в
учебный
процесс.-
2.Постановка
цели и задач
урока.
Мотивация к
учебной
деятельности
учащихся.
3 мин.
Работа с
эпиграфом
урока. «Сам
Сталинград
стал символом
мужества,
стойкости
русского народа
и вместе с тем
символом
величайшего
человеческого
страдания…».
У. Черчилль.
Озвучивает
эпиграф к уроку.
Предлагает
попробовать
определить, о чем
будет урок.
Почему о
Сталинграде так
сказал У.
Черчилль?
(Предполагаемый
ответ:
Германское
командование
Выдвигают варианты
формулировок цели
урока, участвуют в ее
обсуждении.
Анализируют.
Самостоятельно
формулируют цель и
задачи урока.
Записывают тему и
план урока в тетрадь.
фронтальная
Учебно-
познавательная-
анализ эпиграфа,
принятие задач
урока;
коммуникативна
я- участие в
обсуждении
Запись в
тетради
решило бросить
все свои силы на
южное
направление,
захватить
Сталинград. Его
защитники
оказали
мужественное
сопротивление
врагу ценой своих
жизней.)
Подводит
учащихся к
формулированию
цели урока.
В чем причины
победы Красной
Армии под
Сталинградом?
3. Актуализация
знаний.
5 мин.
Организация
подготовки и
мотивации к
изучению
материала
1.Беседа по
вопросам
Вопрос №1. § 24.
Охарактеризуйте
начальный этап
Великой
Отечественной
войны
Вопрос №2. § 24.
Как проходила
Московская
Демонстрируют
знания, умения по
предыдущей теме.
Дополняют ответы
друг друга.
Фронтальная
Учебно-
познавательная-
установление
соответствия,
анализ.
Коммуникативн
ая- участие в
обсуждении,
учет разных
мнений.
Устный опрос.
Работа по
исторической
карте
битва? Каково ее
значение для хода
всей 2-ой
мировой войны?
2. Предлагает
выполнить
индивидуальные
задания по
карточкам. (у
доски)
индивидуальная
Работа по
карточкам.
4. Первичное
усвоение новых
знаний.20 мин.
1.Презентация
«Образование
антигитлеровск
ой коалиции».
1.Первый
вопрос. Создание
антифашистской
коалиции. (стр.1
94-195)
Комментирует
информацию
презентации.
(кратко)
Проблемный
вопрос. Какие
факторы могли
препятствовать
созданию единой
антифашистской
коалиции?
(предполагаемый
ответ: взаимное
недоверие Запада
и СССР,
выросшее в
предвоенный
период и на
Просматривают
презентацию делают
запись в тетради
положения о
принятии закона в
США о ленд-лизе в
марте 1941 г.
индивидуальная
Познавательные:
общеучебные
-
формулируют
ответы на
вопросы
учителя;
Регулятивные-
прогнозируют
результаты
уровня усвоения
изучаемого
материала;
осуществляют
самостоятельны
й контроль
своей
деятельности.
Коммуникативн
ые-принимают
другое мнение и
позицию;
допускают
Запись в
тетради
определения
термина
«коренной
перелом» в
войне- это
переход
стратегической
инициативы к
Красной
Армии,
переход от
обороны к
стратегическом
у наступлению,
изменение
соотношения
сил.
2.Работа с
документом.
(высказывания
западных
политиков) и
учебником,
стр. 195
первом этапе
Второй мировой
войны.)
2.Для понимания
значения
создания
антифашистской
коалиции, классу
предлагается
проанализировать
высказывания
западных
политиков.
-В чем значение
антифашистской
коалиции?
(предполагаемый
ответ: -Создание
антигитлеровской
коалиции
разрушило
надежды
фашистов разбить
своих
противников
поодиночке.
Экономическая и
военно-
техническая
помощь,
оказанная
Советскому
Союзу Англией и
Знакомятся с
документом,
анализируют текст,
отвечают на вопросы,
высказывают
собственное мнение
существование
различных точек
зрения;
планируют
способы
взаимодействия;
Личностные
–
проявляют
толерантное
сознание и
способы вести
диалог с
другими
людьми;
достигают в нем
взаимопонимани
я
США, сыграла
большую роль в
борьбе против
фашистских
захватчиков в
один из самых
тяжелых
периодов войны.)
3. Презентация
«Коренной
перелом в
Великой
Отечественной
войне».
Работа с
термином.
3. Второй
вопрос.
Советско-
германский
фронт в 1942-
начале 1943
г. (стр.195-199)
Комментирует
информацию
презентации.
Организует
работу с
термином
«коренной
перелом».
-Как выдумаете,
что такое
коренной перелом
в войне?
(предполагаемый
ответ: изменение
ситуации на
фронте; переход
инициативы к
Просматривают
презентацию делают
запись в тетради,
отвечают на вопросы.
Индивидуальная
Записи в
тетради.
4. Работа с
исторической
картой
«Великая
Отечественная
война
Советского
Союза»
5. Работа с
таблицей,
противной
стороне; переход
от защиты в
наступление или
наоборот).
4. Знакомит с
обстановкой на
советско-
германском
фронте к лету
1942 г., планами
сторон, с ходом
военных действий
под
Сталинградом.
Третий вопрос.
Битва за
Сталинград и ее
историческое
значение.
Формулирует
задание: по ходу
рассказа
-составить
хронологию
событий
Составляют
хронологию событий,
выделяют этапы,
героев
Сталинградской
битвы.
Индивидуальная
Записи в
тетради.
Записи в
теради.
учебник стр.197
6.Сообщения
учащихся
(подготовленны
е заранее) о
защитниках
Сталинграда
-выделить этапы
Сталинградской
битвы
-ответить на
вопросы.
5.Нацеливает
учащихся на
анализ новой
информации.
6.Создает условия
для восприятия
дополнительной
информации.
Знакомятся с
таблицей,
анализируют данные,
отвечают на вопросы:
-Как изменилось
соотношение сил и
средств противников
к ноябрю 1942 г?
-Почему это стало
возможно?
Знакомятся с
дополнительной
информацией.
Высказывают
собственные
суждения о качествах
советского солдата,
свое отношение к их
поступкам.
Индивидуальная
Индивидуальная
Устные ответы.
Устные ответы.
5. Первичная
проверка
понимания;
первичное
закрепление
5 мин.
Работа с
текстом
учебника, стр.
198-199
Формулирует
задание:
-составить
кластер
«Значение
Сталинградской
битвы»
Составляют кластер
на основе полученной
информации.
Проверяют с
образцом на экране.
индивидуальная
Познавательные:
-осуществляют
поиск и
выделение
информации;
-строят
логическую
цепочку
Записи в
тетради.
рассуждений;
Личностные-
развивают
способность к
самооценке
6. Контроль
усвоения,
обсуждение
допущенных
ошибок и их
коррекция.5
мин.
Выслушиваютс
я варианты
ответов,
корректируются
.
Формулирует
задание, проводит
беседу по
вопросам:
-какую роль
сыграло создание
антигитлеровской
коалиции в
борьбе против
фашистских
захватчиков?
-объясните
значение понятия
«коренной
перелом»
-назовите
события, которые
явились
коренным
переломом во
Второй мировой и
Великой
Отечественной
войне.
-Каковы причины
победы советских
Отвечают на вопросы,
представляют ответы.
Высказывают свою
точку зрения,
приводят аргументы.
фронтальная
Познавательные
-строят
логическую
цепочку
рассуждения;
Личностные-
развивают
способность к
самооценке.
Устные ответы.
войск в
Сталинградской
битве?
7. Информация
о домашнем
задании,
инструктаж по
его
выполнению.2
мин
§ 25, вопросы 1-
4; продолжать
заполнять
таблицу по
основным
событиям
войны;
подготовить
презентацию
«Партизанское
движение в
СССР»
Конкретизирует
домашнее
задание.
Записывают
домашнее задание.
индивидуальная
Учебно-
познавательная-
соотносят
учебные задачи
с результатом
деятельности на
уроке.
Записи в
дневник.
8. Рефлексия
(подведение
итогов занятия)
3 мин.
Самооценка
учащимися
своей
деятельности
Оценивает
деятельность
учащихся по
итогам работы на
уроке.
Определяют свое
эмоциональное
состояние на уроке.
Каждый учащийся
оценивает свою
работу на уроке
фронтальная
Личностная-
оценивают
собственную
учебную
деятельность;
Регулятивная-
прогнозируют
результаты
уровня усвоения
изучаемого
материала
Оценивание
учащихся за
работу на
уроке
Литература
1.
Сталинградская битва: 17 июля 1942 – 2 февраля 1943 гг. (методические
материалы)
–
Биробиджан:
ОГКУК
«БОУНБ
им. Шолом–Алейхема»,
2012
Моргунов М. Начало конца – 60-летию Победы в Сталинградской битве
посвящается// Вокруг света - 2003. - № 2.
2.
Артемов В. В. История: учебник для студ. учреждений сред.проф.
образования / В.В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. - 15-е изд., испр. - М.: Издательский
центр «Академия», 2014. - 448 с.
3.
Касьянов В.В. История: учебное пособие / В.В. Касьянов, П.С. Самыгин,
С.И. Самыгин. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 528 с. -
(Среднее профессиональное образование).
4.
Оришев А.Б. История: учебник / А.Б. Оришев, В.Н. Тарасенко. - Москва:
РИОР: ИНФРА-М, 2021. - 276 с. - (Среднее профессиональное образование).
5.
Самыгин С.И. История: учебник / С.И. Самыгин, П.С. Самыгин, В.Н.
Шевелев. - 4-е изд., стер. - Москва: КНОРУС, 2017. - 306 с. - (Среднее
профессиональное образование).