Напоминание

"Способы поддержание детской инициативы"


Автор: Сольба Ольга Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №65"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк
Наименование материала: Способы поддержки детской инициативы
Тема: "Способы поддержание детской инициативы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Способы поддержки детской инициативы

Способы поддержки детской инициативы с детьми третьего года

жизни

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в этом возрасте

является

исследовательская

деятельность

с

предметами,

материалами,

веществами;

обогащение

собственного

сенсорного

опыта

восприятия

окружающего мира.

Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет

опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные

замыслы;

отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;

не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как

личность;

формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя

интересные

занятия;

приучать

свободно

пользоваться

игрушками

и

пособиями;

знакомить

детей

с

группой,

другими

помещениями

и

сотрудниками

детского

сада,

территорией

участка

с

целью

повышения

самостоятельности;

побуждать

детей

к

разнообразным

действиям

с

предметами,

направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши,

разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);

поддерживать

интерес

ребенка

к

тому,

что

он

рассматривает

и

наблюдает в разные режимные моменты;

устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко

исполнять правила поведения всеми детьми;

проводить все режимные моменты в эмоционально положительном

настроении, избегать ситуации спешки и потарапливания детей;

для

поддержания

инициативы

в

продуктивной

деятельности

по

указанию ребенка создавать для него изображения или поделку;

содержать в доступном месте все игрушки и материалы;

поощрять

занятия

двигательной,

игровой,

изобразительной,

конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда

ребенка.

Способы поддержки детской инициативы с детьми четвертого года

жизни

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая

и продуктивная деятельность.

Для поддержания инициативы ребенка взрослым необходимо:

создавать условия для реализации собственных планов и замыслов

каждого ребенка;

рассказывать детям о из реальных, а также возможных в будущем

достижениях;

отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;

всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;

помогать

ребенку

найти

способ

реализации

собственных

поставленных целей;

способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать

радостное ощущение возрастающей умелости;

в

ходе

занятий

и

в

повседневной

жизни

терпимо

относится

к

затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе;

не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих.

Ограничить

критику

исключительно

результатами

продуктивной

деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи;

учитывать

индивидуальные

особенности

детей,

стремиться

найти

подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;

уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений,

достоинств и недостатков;

создавать в группе положительный психологический микроклимат, в

равной мере проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при встрече,

использовать

ласку

и

теплые

слова

для

выражения

своего

отношения

к

каждому ребенку, проявлять деликатность и терпимость;

всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в

творческой игровой и продуктивной деятельности.

Способы

поддержки

детской

инициативы

с

детьми пятого

года

жизни

Приоритетной

сферой

проявления

детской

инициативы

в

данном

возрасте

являет ся

познавательная

деятельно сть,

р а с ш и р е н и е

информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками.

Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

спо собствовать

стремлению

детей

делать

с о б с т ве н н ы е

умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением;

обеспечивать

для

детей

возможности

осуществления

их

желания

переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе

набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические

средства, обеспечивающие стремление детей петь, двигаться, танцевать под

музыку;

создавать

условия,

обеспечивающие

детям

возможно сть

конструировать из различных материалов себе "дом", укрытие для сюжетных

игр;

при необходимости осуждать негативный поступок ребенка с глазу на

глаз, но не допускать критики его личности, его качеств;

не допускать диктата, навязывания в выборе сюжетов игр;

обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их

добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не

руководителя

игры.

Руководство

игрой

проводить

опосредованно

(прием

телефона, введения второстепенного героя, объединения двух игр);

привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям,

обсуждая разные возможности и предложения;

побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую

оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого;

привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на

их желание во время занятий;

читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.

Способы

поддержки

детской

инициативы

с

детьми шестого года

жизни

Приоритетной

сферой

проявления

детской

инициативы

является

внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также

информационно познавательная инициатива.

Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

создавать в группе положительный психологический микроклимат, в

равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при

встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к

ребенку;

уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;

поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу;

обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту

радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)

создавать

условия

для

разнообразной

самостоятельной

творческой

деятельности детей;

при необходимости помогать детям в решении проблем организации

игры;

привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более

отдаленную перспективу. Обсуждать совместные проекты;

создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой,

познавательной деятельности детей по интересам.

Способы

поддержки

детской

инициативы

с

детьми седьмого года

жизни

Приоритетной

сферой

проявления

детской

инициативы

в

данном

возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в

различных

областях

практической

предметности,

в

том

числе

орудийной

деятельности, а также информационная познавательная деятельность.

Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

вводить

адекватную

оценку

результата

деятельности

ребенка

с

одновременным

признанием

его

усилий

и

указанием

возможных

путей

и

способов совершенствования продукта деятельности;

спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько

вариантов

исправления

работы:

повторное

исполнение

спустя

некоторое

время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих

трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;

создавать

ситуации,

позволяющие

ребенку

реализовать

свою

компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;

обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения

и научить его добиваться таких же результатов сверстников;

поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его

результатами;

создавать

условия

для

различной

самостоятельной

творческой

деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на

данный вид деятельности определенное время;

при необходимости помогать детям решать проблемы при организации

игры;

проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с

учетом

интересов

детей,

стараться

реализовывать

их

пожелания

и

предложения;

презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям,

педагогам (концерты, выставки и др.)



В раздел образования