Автор: Сольба Ольга Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №65"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк
Наименование материала: Способы поддержки детской инициативы
Тема: "Способы поддержание детской инициативы"
Раздел: дошкольное образование
Способы поддержки детской инициативы
Способы поддержки детской инициативы с детьми третьего года
жизни
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в этом возрасте
является
исследовательская
деятельность
с
предметами,
материалами,
веществами;
обогащение
собственного
сенсорного
опыта
восприятия
окружающего мира.
Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет
опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные
замыслы;
отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как
личность;
формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя
интересные
занятия;
приучать
свободно
пользоваться
игрушками
и
пособиями;
знакомить
детей
с
группой,
другими
помещениями
и
сотрудниками
детского
сада,
территорией
участка
с
целью
повышения
самостоятельности;
побуждать
детей
к
разнообразным
действиям
с
предметами,
направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши,
разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);
поддерживать
интерес
ребенка
к
тому,
что
он
рассматривает
и
наблюдает в разные режимные моменты;
устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко
исполнять правила поведения всеми детьми;
проводить все режимные моменты в эмоционально положительном
настроении, избегать ситуации спешки и потарапливания детей;
для
поддержания
инициативы
в
продуктивной
деятельности
по
указанию ребенка создавать для него изображения или поделку;
содержать в доступном месте все игрушки и материалы;
поощрять
занятия
двигательной,
игровой,
изобразительной,
конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда
ребенка.
Способы поддержки детской инициативы с детьми четвертого года
жизни
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая
и продуктивная деятельность.
Для поддержания инициативы ребенка взрослым необходимо:
создавать условия для реализации собственных планов и замыслов
каждого ребенка;
рассказывать детям о из реальных, а также возможных в будущем
достижениях;
отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;
помогать
ребенку
найти
способ
реализации
собственных
поставленных целей;
способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать
радостное ощущение возрастающей умелости;
в
ходе
занятий
и
в
повседневной
жизни
терпимо
относится
к
затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе;
не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих.
Ограничить
критику
исключительно
результатами
продуктивной
деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи;
учитывать
индивидуальные
особенности
детей,
стремиться
найти
подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений,
достоинств и недостатков;
создавать в группе положительный психологический микроклимат, в
равной мере проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при встрече,
использовать
ласку
и
теплые
слова
для
выражения
своего
отношения
к
каждому ребенку, проявлять деликатность и терпимость;
всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в
творческой игровой и продуктивной деятельности.
Способы
поддержки
детской
инициативы
с
детьми пятого
года
жизни
Приоритетной
сферой
проявления
детской
инициативы
в
данном
возрасте
являет ся
познавательная
деятельно сть,
р а с ш и р е н и е
информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками.
Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
спо собствовать
стремлению
детей
делать
с о б с т ве н н ы е
умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением;
обеспечивать
для
детей
возможности
осуществления
их
желания
переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе
набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические
средства, обеспечивающие стремление детей петь, двигаться, танцевать под
музыку;
создавать
условия,
обеспечивающие
детям
возможно сть
конструировать из различных материалов себе "дом", укрытие для сюжетных
игр;
при необходимости осуждать негативный поступок ребенка с глазу на
глаз, но не допускать критики его личности, его качеств;
не допускать диктата, навязывания в выборе сюжетов игр;
обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их
добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не
руководителя
игры.
Руководство
игрой
проводить
опосредованно
(прием
телефона, введения второстепенного героя, объединения двух игр);
привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям,
обсуждая разные возможности и предложения;
побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую
оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого;
привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на
их желание во время занятий;
читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.
Способы
поддержки
детской
инициативы
с
детьми шестого года
жизни
Приоритетной
сферой
проявления
детской
инициативы
является
внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также
информационно познавательная инициатива.
Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
создавать в группе положительный психологический микроклимат, в
равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при
встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к
ребенку;
уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу;
обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту
радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)
создавать
условия
для
разнообразной
самостоятельной
творческой
деятельности детей;
при необходимости помогать детям в решении проблем организации
игры;
привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более
отдаленную перспективу. Обсуждать совместные проекты;
создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой,
познавательной деятельности детей по интересам.
Способы
поддержки
детской
инициативы
с
детьми седьмого года
жизни
Приоритетной
сферой
проявления
детской
инициативы
в
данном
возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в
различных
областях
практической
предметности,
в
том
числе
орудийной
деятельности, а также информационная познавательная деятельность.
Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
вводить
адекватную
оценку
результата
деятельности
ребенка
с
одновременным
признанием
его
усилий
и
указанием
возможных
путей
и
способов совершенствования продукта деятельности;
спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько
вариантов
исправления
работы:
повторное
исполнение
спустя
некоторое
время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих
трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;
создавать
ситуации,
позволяющие
ребенку
реализовать
свою
компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения
и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его
результатами;
создавать
условия
для
различной
самостоятельной
творческой
деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на
данный вид деятельности определенное время;
при необходимости помогать детям решать проблемы при организации
игры;
проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с
учетом
интересов
детей,
стараться
реализовывать
их
пожелания
и
предложения;
презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям,
педагогам (концерты, выставки и др.)