Автор: Алипова Елена Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №119"
Населённый пункт: город Череповец, Вологодская область
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Домашние животные"
Раздел: дошкольное образование
I городской Фестиваль профессионального мастерства
педагогов – психологов муниципальных дошкольных
образовательных учреждений «Грани мастерства»
Конспект
индивидуального занятия
с ребёнком с ребёнком - инвалидом
Тема «Домашние животные»
Возрастная категория: 3,5 года.
Разработчик: Алипова Елена Сергеевна
педагог – психолог
МАДОУ «Детский сад № 119»
г.Череповец,
январь, 2024 год
Пояснительная записка
Инклюзивное образование в России является одним из стратегических
направлений реализации права каждого ребёнка на образование. Согласно
статистическим данным ежегодно увеличивается количество детей с ОВЗ и
инвалидностью посещающих дошкольные учреждения города Череповца. В
МАДОУ «Детский сад №119» функционируют комбинированные 4 группы,
которые посещают в режиме полного дня дети с ОВЗ и инвалидностью, и
одна группа кратковременного посещения для детей с инвалидностью.
Представленный конспект занятия от 19 января 2024 года отражает
деятельность
педагога
–
психолога
с
ребёнком,
который
посещает
комбинированную младшую группу №6. По заключению ТПМПК у него
выявлено наличие особенностей в физическом и психическом развитии
(нарушение
зрения,
задержанный
темп
психомоторного
развития,
недостаточная сформированность средств языка, незрелость эмоциональной
сферы). Тема занятия выбрана в соответствии с возрастом ребёнка (3,4 года)
и перспективным планированием индивидуальной деятельности. На данный
момент у ребёнка наблюдается положительная динамика в плане реализации
собственных возможностей управления своим телом, формируются навыки
использования осязания в процессе предметно – практической деятельности,
интерес к участию в дидактических играх и развивающих упражнениях.
Программное содержание
Цель:
формирование
мыслительных
процессов,
речевых
элементов,
коммуникативных навыков.
Задачи:
1. Обучающая.
Учить соотносить картинку с игрушкой домашнего животного, сопровождая
действия подражанием звукам животных и правильным их названием;
формировать интерес и потребность к сознательной деятельности.
2. Развивающие.
Совершенствовать и корректировать зрительные, слуховые и тактильные
ощущения, мелкую моторику.
3. Воспитывающие
Воспитывать
терпение,
усидчивость.
Способствовать
формированию
эмоционального
благополучия
во
взаимодействии
с
предметным
окружением.
Оборудование:
изображения домашних животных,
игрушки -
модели
домашних животных, кубики «Домашние животные», массажные шарики,
мыльные пузыри, тактильные дорожки.
Предварительная
работа
по
теме
«Домашние
животные»:
чтение
литературных произведений, сказок, потешек; рассматривание иллюстраций;
составление картинок из частей.
Методические
формы
и
приёмы:
беседа,
игровая,
частично
самостоятельная
и
двигательная
деятельность
ребёнка;
наглядный
и
словесные практические приёмы; моделирование.
Образовательные
области:
развитие
речи,
познавательное
развитие,
социально – коммуникативное развитие
Технологии:
здоровьесберегающая
(Н.К.
Смирнов);
личностно
–
ориентированная (К. Роджерс, В.А. Сухомлинский, Ш. Амонашвили);
игровая (Л.С.Выготский, Леонтьев А.Н.)
Словарная работа: домашние животные: свинья, кошка, собака, корова,
лошадь, баран, массаж.
Организация
на
занятии:
индивидуально,
стоя,
сидя
за
столом,
передвигаясь по кабинету.
Литература
1.
Аникеева Н.Т. Воспитание игрой. М. 1987.
2.
Я – Ты – Мы. Программа социально – эмоционального развития
дошкольников/Сост. О.Л.Князева._ М.: Мозаика –Синтез, 2003.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Вводная часть
Педагог – психолог, находясь на уровне глаз ребёнка, берёт за обе руки,
приветствуя его.
Педагог
–
психолог:
«Здравствуй,
Тигран!»
(берёт
руку
ребёнка,
прикладывает к его груди) «Я - Тигран» (прикладывает руку ребёнка к своей
груди, называет своё имя «Лена» - протяжно).
Массаж пальцев, рук, предплечья.
Массажным
шариком
педагог
–
психолог
производит
вращательные
движения по пальцам левой руки ребенка, затем перемещается на ладонь
ребенка, и проводит массажные движения до предплечья (те же действия
проводятся с правой рукой). Педагог– психолог: «Сейчас Ёжик сделает тебе
массаж. Покатился Ёжик по пальцам, по ладони, по руке».
В
процессе
массажа
педагог
–
психолог
следит
за
состоянием
и
мимикой ребенка. Добивается проявления положительных эмоций.
Основная часть
Педагог – психолог: «Ёжик хочет подружиться с домашними животными.
Давай подойдём к ним»
Работа за столом.
Педагог– психолог показывает ребёнку изображение «корова». Она мычит:
«Му-у-у». Найди корову». Педагог – психолог: «Где корова? Покажи, где
корова? Как корова мычит?» Ребенок соотносит игрушку и изображение,
ставя игрушку на картинку.
Педагог – психолог добивается выполнения задания по речевой инструкции,
формирования указательного жеста. Выполнение «рука в руке»: педагог
берет руку ребенка в свою, указательным пальцем ребенка, показывая на
картинку и игрушку корову, говорит: «Вот корова».
Аналогично выполняется задание с игрушками и изображениями «Собака»,
«Баран», «Лошадь», «Кошка», «Свинья».
После каждого выполнения задания педагог– психолог
хвалит ребёнка
говорит «Тигран, ты - молодец, ты - умница».
Педагог – психолог, показывая обобщающим жестом, говорит: «Это
домашние животные».
Динамическая пауза
«Кони»
Н.Нищева
Кони гуляют гурьбой на лугу.
Подвести ребёнка к тактильным
дорожкам
Я всех коней перечислить могу:
Чёрный как уголь,
Белый как снег,
Рыжий как пламя, красивее всех.
Серый весь в яблоках, с гривой седой.
Конь шоколадный, совсем молодой.
Кони пасутся у речки гурьбой.
Ребёнок идёт по тактильным
дорожкам в одну сторону
Их посчитаем ещё раз с тобой:
Чёрный как уголь,
Белый как снег,
Рыжий как пламя, красивее всех.
Серый весь в яблоках, с гривой седой.
Конь шоколадный, совсем молодой.
Ребёнок идёт по тактильным
дорожкам в другую сторону
Педагог – психолог: «А что это за коробочка стоит на столе? Давай, Тигран,
поиграем в кубики»
Вместе с ребёнком педагог – психолог рассматривает кубики. И предлагает
собрать из них картинку.
Педагог – психолог: «Давай соберём из кубиков кошку»
Вместе с ребёнком педагог собирает из кубиков изображение кошки.
Заключительная часть
Педагог– психолог: «Ты сегодня хорошо занимался!» Предлагает ребенку
поймать мыльные пузыри. Педагог– психолог
пускает мыльные пузыри
вместе с ребенком, говоря: «Тигран, лови!», «Тигран, хлопай пузыри
ладонями!», «Вот так, хлоп-хлоп! Повторяй за мной», «Тигран, молодец!».