Напоминание

"Представления о графомоторных навыках у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)"


Автор: Хоснуллина Рамзия Фаридовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №402"
Населённый пункт: Республика Татарстан, город Казань
Наименование материала: Статья
Тема: "Представления о графомоторных навыках у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему:

«Представления о графомоторных навыках у детей с ограниченными

возможностями здоровья (ОВЗ)»

Хоснуллина Рамзия Фаридовна

воспитатель логопедической группы МАДОУ

«Детский сад №402 комбинированного вида»

г. Казань

Определенные привычные положения и движения пишущей руки,

позволяющие изображать письменные звуки и их соединения, являются

графическими навыками. Это сложный процесс, который представляется, в

овладении

графомоторными

навыками,

и

предполагает

формирование:

зрительно-пространственных действий, зрительно-моторной координации и

мелкой моторики.

Отсутствие формирования данного навыка может негативно сказаться на

дальнейшем

развитии

орфографического

процесса

и

самостоятельной

письменной, и речевой деятельности в целом.

Дети с ОВЗ для получения информации часто полагаются на зрительный

анализатор, а не на слуховой. Формирование графических навыков у детей с

ограниченными возможностями здоровья осуществляется с трудностями,

обусловленными

интеллектуальными

нарушениями

и

отклонениями

психического и физического развития. Низкий уровень познавательной

активности, отказ двигательной системы, медлительность процесса обработки

сенсорной информации, слабость самоконтроля препятствуют овладению

графическими навыками этих детей. У таких детей имеются значительные

нарушения

моторики

пальцев

рук,

снижение

двигательной

памяти,

неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с

одной руки в другую. Дети ОВЗ, отличающиеся неточной координацией и

полным отсутствием движений, часто не способны правильно держать ручку,

карандаш, ограничивать свои движения за пределами линий, рисовать плавные

линии.

Таким образом, целью развития мелкой мускулатуры пальцев, является

формирование изобразительно-графического навыка, формирование реального

отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры,

учитывать

размеры

и

величину

углов.

Согласно

представлениям

о

психологической

структуре

графической

деятельности,

данный

навык

формируется в тесной зависимости от следующих факторов:

зрительного восприятия;

произвольной графической активности;

зрительно-моторной координации.

Обращаясь к возрастным особенностям развития тонкой моторики и

зрительно-моторной координации у нормотипичных детей, мы можем увидеть,

что:

в возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке,

чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на

друга, складывает в пирамидку;

в возрасте 2-3 лет малыш открывает ящик и опрокидывает его

содержимое, играет с песком и глиной открывает крышки, красит пальцем,

нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими

чертами. Строит из кубиков;

в возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками,

складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет

предметы в мешке на ощупь.

Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего

возраста. Этот процесс у детей с ОВЗ идет с отставанием, замедляясь.

Развитие

графомоторных

навыков

ребенка

осуществляется

на

протяжении двух этапов: грубая и тонкая координация движений и выработку

автоматических навыков письма, так как требуется довольно сложная система

процесса: координация сенсомоторных процессов, оптимальная концентрация и

распределение внимания. Коррекция тонкой координации движений ведется в

двух направлениях:

развитие графомоторных навыков;

овладение графической символикой.

Коррекционная работа по развитию координации движений начинается с

крупных движений рук от плеча:

рисование в воздухе контуров воображаемых предметов,

работа с мелками,

рисование на сыром и сухом песке.

Постепенно

движения

становятся

более

мелкими

(от

локтя,

непосредственно сами кисти рук, пальцы):

игра с флажками, теневым театром;

обведение

трафаретов,

нарисованных

контуров,

различные

штрихования, дорисовывания рисунков;

«письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с

опорой на ограничители и без них («в коридорчике» и без «коридорчика»).

«Пальчиковые» игры и упражнения не только совершенствуют ловкость

и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться

терпению, вырабатывают усидчивость. По-настоящему согласовать движения

рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки

слушатся,

необходимо,

так

как

наступает

пора

активного

освоения

окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно

суметь не просто взять в руки, а взять удобно, и манипулировать.

Один

из

факторов

неподготовленности

ребёнка

к

школе,

это

недоразвитие

ручной

умелости,

т.е.

неумение

ребёнка

выполнять

целенаправленные действия руками. Дети не умеют рисовать, раскрашивать,

копировать простейшие узоры, соединять точки, а иногда даже просто держать

в руках карандаш.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности

ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень

развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно

развиты память и внимание, связная речь. Дети часто испытывают серьезные

трудности с навыком письма. Неподготовленность к письму, недостаточное

развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести

к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния

ребенка в школе.

О

проблемах

с

координацией

движений

и

мелкой

моторикой

большинство родителей, как проблему видят только перед школой. Это

оборачивается нагрузкой на ребенка, ведь теперь: кроме усвоения новой

информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах

ручку или карандаш.

Формирование графомоторных навыков, это процесс, где решаются сразу

две задачи:

во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное

развитие ребенка;

во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем,

поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего

возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков,

воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые

упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например,«Сорока»), не

забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и

расстегивание пуговиц, молний, заклепок, завязывание шнурков и так далее. И

конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики

и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к

школе.

Процесс формирования графомоторных навыков, это:

1.

Мелкая мускулатура пальцев. Упражнения на развитие силы

пальцев и быстроты их движений.

2.

Зрительный анализ и синтез. Упражнения на определение правых и

левых частей тела. Задания на ориентировку в пространстве по отношению к

предметам. Задания с условиями по выбору нужных направлений.

3.

Рисование.

Занятия

по

штриховке

по

контуру,

обводка.

Срисовывание геометрических фигур. Задания на воспроизведение фигур и их

сочетаний по памяти.

Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:

A.

Дорисовывание незаконченных рисунков;

B.

Дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются

законченные изображения, но с недостающими деталями);

C.

Упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при

условии реальности сюжета и деталей.

4.

Графическая символика. Задания на развитие умений рисовать

узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью

символов).

Замечательный

педагог

В.А.

Сухомлинский

писал,

что

истоки

способностей и дарование детей – на кончиках их пальцев, от них, образно

говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Истинный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения

пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно

связанными с речевой функцией». Первой формулой общения первобытных

людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Развитие функции

руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется

артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций

стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

Таким образом, «есть основания рассматривать кисть руки, как орган

речи – такой же, как артикуляционный аппарат.

Список используемой литературы:

1.

Гаврина

С.Е.,

Кутявина

Н.Л.,

Топоркова

И.Г.,

Щербинина «Готовим руку к письму». М., 2002;

2.

Голубь В.Т. «Графические диктанты». М., 2004;

3.

Нефёдова Е.А., Узорова О.В. «Готовимся к школе». М.,

1997.



В раздел образования