Напоминание

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы: "Роспись дымковской игрушки".


Автор: Мамедова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №237"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы: "Роспись дымковской игрушки".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект

совместной

деятельности

«Народные

промыслы России» с детьми подготовительной группы.

Учить узнавать и различать народные игрушки (дымка, хохлома, городец ), их

название,

характерные

признаки,

средства

выразительности.

познавательную

активность, память, чувство цвета, композиционные умения

Учить

составлять

узоры

на

основе

росписи

народной

дымковской

игрушки,

выделяя геометрические элементы росписи: овалы (мазок), кольцо, круг, точки,

линии

(прямые,

широкие

и

тонкие),

черточки;

передавать

колорит

росписи,

сочетание цвета, фона и элементы росписи.

Развивать творческие способности, внимание, , воображение.

Активизировать словарь по теме.

Развивать связную речь.

Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Предварительная работа:

1.

Беседы о русских народных промыслах России.

2.

Рассматривание и чтение книг о русских народных промыслах.

3.

Рассматривание

иллюстраций

с

изображением

русских

народных

промыслов.

4.

Рисование

(гжель,

хохлома,

жостовский

поднос,

русская

матрешка,

дымковская игрушка, городецкая роспись по доске).

5.

Раскраски на данную тему.

6.

Составление анимационного сопровождения с использованием ИКТ.

7.

Заучивание сказки о Гжели с детьми.

8.

Оформление в группе выставки совместно с детьми и родителями

«Русские народные промыслы России».

В группе организованна выставка «Народные промыслы России».

Ход занятия:

Ребята, мы с вами живем в очень большой, красивой и богатой стране. Богата

она лесами и полями, реками и озерами, полезными ископаемыми и животными.

У нашей страны богатая и интересная история. Но все-таки не только этим

славится наша Русь, а еще – народными мастерами да умельцами. Недаром о них

с уважением говорят: мастер на все руки, мастер с золотыми руками. Русские

люди -удивительный народ, они всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг

себя: восход солнца, перезвон весенней капели, снежные метели…

Своими

руками русские люди тоже творили чудеса: делали посуду, игрушки, сувениры,

не для музеев и выставок, а для себя, своей семьи, своих детей. Так и появились

русские народные промыслы. Ребята, так что же все-таки это такое - русские

народные промыслы?

Дети: - Это то, что русские люди делали своими руками.

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты,

Чтоб ввести нас в мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России чудо - люди мастера!

А вот откуда берутся искусные мастера? Об этом в народе есть старинный сказ:

жила в одном селении девушка Марья. И все-то она умела: и прясть, и ткать, и

игрушки лепить, и посуду расписывать. И прозвали ее за это Марья - искусница!

Прослышал про нее Кощей – бессмертный и решил забрать ее в свое царство. Да

только обернулась Марья - искусница жар- птицей и улетела далеко-далеко: за

высокие горы, за синие озера. И когда она пролетала над городами да селами, то

стала ронять по разноцветному перышку. Куда попадало это перышко, то там и

появлялся новый мастер или мастерица. Много тех перышек разлетелось по всей

Руси, а вот куда они попали вы догадайтесь сами.

Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра свежей,

Расцветает в полях васильковая,

Незабудковая …. (Гжель).

Дети: Гжель.

(Рассмотреть слайды с изображением

посуды- гжель. Дети рассматривают

узоры гжельской росписи.)

Воспитатель: Дети, а почему в стихотворении Гжель называют васильковой и

незабудковой?

Дети: Потому, что цвета использованы только голубые и синие…

Воспитатель: Где расположен узор?

Дети: В центре и по краям…

Воспитатель: Мастера не только лепили, но и расписывали посуду синей краской

разных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в

России, синее- синее. Вот и задумали перенести они эту синеву на белый

фарфор. Рисовали на изделиях различные узоры из сеточек, полос, цветов.

Сказочных

животных

и

птиц

рисовали

всегда

одной

краской.

Роспись

получилась очень праздничная и нарядная. Полюбилась людям красивая работа

мастеров, и стали называть ее « нежно-голубое чудо».

Давайте найдем на нашей выставке гжельскую посуду и сувениры.

А

как

можно

назвать

одним

словом

изделия

Гжельских

мастеров?

Дети:

Гжельская керамика.

Другое перышко упало в старинный город, где живут веселые чудо- мастера.

Разрисовывают они ворота, мебель, посуду яркими , сказочными птицами. Что

это за город такой ?

Дети: Городец.

Ребенок: Есть на Волге город древний,

По названью Городец.

Славится по всей России

Своей росписью творец.

Распускаются букеты

Ярко красками горя,

Чудо - птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя…

(Рассмотреть слайды с изображением изделий городецкой росписи .

Дети рассматривают элементы росписи.)

Воспитатель: Какой росписью украшены доски и другие предметы ?

Дети:

Городецкой…(Подойти

к

выставке

и

найти

предметы

расписанные

городецкой росписью).

Воспитатель: Какими красками и приемами пользуются городецкие мастера?

Дети: Городецкие мастера пользовались красной, синей, оранжевой красками.

Рисовали

различные

завитки,

животных,

птиц…

Воспитатель:

Правильно,

Городецкая роспись отличатся особенной красочностью. Орнамент с пышными

бутонами

и

соцветиями,

листьями

создает

праздничное

настроение.

Узоры

светятся разными оттенками голубого, розового, фиолетового цветов.

Еще одно перышко попало в село Дымково. А чем прославилось это село?

Дети: В селе Дымково делают дымковские игрушки…

Воспитатель: Вы с ними уже хорошо знакомы, посмотрите на них.

(Рассмотреть слайд с изображением дымковских игрушек).

Воспитатель:

Посмотрите,

какие

они

яркие,

веселые,

нарядные.

Сколько

озорства, веселья вложил мастер в эти игрушки. Значит, и сам мастер был

человек веселый.

Ребенок: У этих игрушек, у этих зверюшек,

Веселая, яркая гамма цветов

А сколько полосок, штрихов, завитушек,

Колечек и точек, и разных кружков.

Воспитатель: В народе эту игрушку ласково и нежно называют Дымка. Давайте

рассмотрим на нашей выставке дымковскую игрушку. Какие элементы росписи

дымковской игрушки вы видите?

Дети:

Игрушки

украшены

кружочками,

прямыми

линиями,

волнистыми

полосками, клеточками, точками…

Воспитатель: Какие краски используют художники, расписывая дымковскую

игрушку?

Дети: Яркие краски….. Зеленые, оранжевые, синие, красные…. Воспитатель: Да,

поэтому дымковские игрушки веселые, пестрые от такого хоровода красок! Вот

павлины с нарядными хвостами, а вот барыни в цветастых кокошниках! А из

чего сделаны дымковские игрушки?

Дети: Из глины, это глиняные игрушки.

Музыкальная пауза.

Дети под русскую народную мелодию «Во поле березка стояла» танцуют с

хохломскими ложками.

Воспитатель: Ребята, посмотрите и к нам залетело разноцветное перышко от жар

– птицы, значит и вы сейчас станете настоящими мастерами да умельцами.

Давайте

добавим

свои

работы

к

нашему

вернисажу

«Народные

промыслы

России».

Дети рисуют на выбор любую роспись.



В раздел образования