Автор: Марина Анатольевна Судовская
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №80 "Солнечный"
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание через знакомство с историей родного города
Раздел: дошкольное образование
Патриотического воспитания дошкольников
через
знакомство с историей родного города
“Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого – любви к своей
семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно
расширяясь,
эта
любовь
переходит в любовь к родной стране, к ее истории,
прошлому и настоящему, ко всему человечеству”.
Д. С. Лихачев (советский и российский
филолог и искусствовед).
Будущее страны напрямую зависит от того, какие нравственные
качества будут воспитаны у подрастающего поколения, живущего в этой
стране.
В период дошкольного детства происходит насыщение души ребенка
понятием чести, человеческих ценностей через воспитание патриотических
чувств детей в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной,
трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-
художественной, чтения) и образовательной деятельности, осуществляемой в
ходе режимных моментов.
Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев
системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «что такое патриотизм?» в
разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так,
Сергей Иванович Ожегов (выдающийся русский языковед) определил
патриотизм как…преданность и любовь к своему отечеству и своему
народу». Григорий Яковлевич Бакланов (русский советский писатель) писал,
что это «… не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».
Быть патриотом своей страны – значить принимать близко к сердцу ее
интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все
то, что в ней происходит. Отношение к родине, ее культуре, истории, языку
передается от взрослых к детям.
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные
основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям,
учить их правилам общения и умению жить среди людей – это основные
задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Нравственно-патриотическое воспитание - одна из актуальных задач нашего
времени.
Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее
острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране
произошли перемены социально-экономического и политического характера,
повлекшие за собой изменения и в сфере морально-нравственных ценностей
и норм поведения в обществе.
В настоящее время проблема духовно-нравственного развития детей
стоит особенно остро. Настоящее и будущее нашего общества и государства
определяются
духовно-нравственным
здоровьем
народа,
бережным
сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и
культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального
достояния всех народов России.
Духовно-нравственное развитие в педагогике - это формирование
ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное
развитие
человека,
включающее
в
себя
воспитание
чувства
долга,
справедливости, ответственности и других качеств, способных придать
высокий смысл делам и мыслям человека.
К сожалению, в нравственном воспитании современных детей
наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место
занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят
персонажи
сказок,
герои
мультфильмов,
не
всегда
отличающиеся
душевностью или нравственной чистотой. Смещение акцентов в развитии
дошкольников в сторону ранней интеллектуализации, также не способствуют
духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается
воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека,
без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как
результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном
становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря
целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с
нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно
- нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во
всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы
отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно -
нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных
людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со
сверстниками,
даются
представления
о
непосредственном
и
далеком
окружении (дом, двор, улица, город, страна).
Особенное место в духовно-нравственном развитии является
воспитание чувства патриотизма, а оно многогранно по содержанию. Это и
любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей
неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить
богатство своей страны.
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего
любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился
или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с
детством у большинства людей ассоциируются самые добрые воспоминания.
Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу. История
города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе
поколения. И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только
интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему,
гордость за героическое прошлое и настоящее.
Необходимо отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком,
наиболее доступные ему: природа и мир животных родного края, города;
труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к
которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными,
конкретными,
вызывающими
интерес.
Поэтому,
начиная
работу
по
воспитанию любви к родному краю, городу педагог обязан сам его хорошо
знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать
детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или
данного края.
В непосредственно-образовательной деятельности, экскурсиях, беседах
дать детям краеведческие сведения о родном крае, об истории его
возникновения,
о
его
достопримечательностях,
городских
зданиях
и
учреждениях, знаменитых земляках. Воспитывать гордость за свою малую
Родину, желание сделать ее лучше.
Родители имеют недостаточно знаний в этом вопросе, не уделяют
внимания
данной
проблеме,
считая
ее
неважной,
дети
не
владеют
информацией о родном городе. Не имея необходимого количества знаний,
трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
В настоящее время выходит много методической литературы по
данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны
нравственно-патриотического
воспитания
детей
в
конкретных
видах
деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного
вопроса.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом
станет возможной только при условии их активного взаимодействия с
окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру,
предметную
деятельность,
общение,
труд,
обучение,
разные
виды
деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому
воспитанию детей включает целый комплекс задач
:
- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому
саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах и обязанностях человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.
Принципы:
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению
дошкольников с родным городом положены следующие принципы:
Принцип историзма
.
Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых
явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-
давно) и настоящее (в наши дни).
Принцип гуманизации
.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его
точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке
полноправного
партнёра,
а
также
ориентироваться
на
высшие
общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации
каждого ребёнка , в процессе освоения знаний о родном городе с учётом
возраста,
накопленного
им
опыта,
особенностей
эмоциональной
и
познавательной сферы и др.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской библиотекой, музеями
города и т. п.
Чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, педагоги
должны использовать различные формы и методы организации деятельности
детей.
Методы:
Методы
Средства
Словесные методы:
рассказ,
объяснение,
беседа,
толкование
(разъяснение
понятия),
поручение,
анализ
ситуаций,
обсуждение,
увещевание, работа с книгой,
пояснения,
указания,
подача
команд, распоряжений, сигналов;
вопросы
к
детям,
образный
сюжетный
рассказ,
словесные
инструкции
(инструкции-
констатации,
инструкции-
комментарии,
инструкции-
Использование произведений
художественной литературы, устного
народного творчества:
Фольклор: песни, потешки, заклички,
сказки, пословицы, былины скороговорки,
загадки и др.;
Поэтические и прозаические произведения
(стихотворения, литературные сказки,
рассказы, повести и др.);
интерпретации),
выразительное
чтение
и
рассказывание
худ.
произведений, повторное чтение,
заучивание наизусть
Наглядные методы:
Наблюдаемые
объекты,
предметы,
явления;
наглядные
пособия,
образцы,
использование
персонажей
различных
театров
Метод иллюстрирования
Предполагает применение картинок,
рисунков, изображений, символов,
иллюстрированных пособий: плакатов,
картин, карт, репродукций, зарисовок и
карточек, алгоритмов, атрибутов для игр
Метод демонстрации
(использование технических
средств для аудио и видео ряда)
Связан с демонстрацией объектов, опытов,
мультфильмов, кинофильмов, диафильмов,
прослушивания музыки и др.
Метод показа
Различные действия и движения,
манипуляции с предметами, имитирующие
движения и др.
Методы практического
обучения
Упражнения (устные,
графические, двигательные (для
развития общей и мелкой
моторики) и трудовые)
Приучение. Обсуждение
ситуаций взаимодействия в ходе
игры и творческой деятельности.
Технические и творческие
действия
Музыкально-ритмические движения,
этюды-драматизации. Дидактические,
музыкально-дидактические игры.
Различный материал для продуктивной и
творческой деятельности. Конструкторы.
Знаково-символические обозначения
ориентиров. Изучение правил
взаимодействия в групповой деятельности
Методы проблемного обучения
Элемент проблемности.
Познавательное проблемное
изложение. Диалогическое
проблемное изложение.
Эвристический или поисковый
метод. Элементарный анализ;
сравнение по контрасту и
подобию, сходству; группировка
и классификация; моделирование
и конструирование; приучение
к самостоятельному поиску
ответов на вопросы
Сочетание
разнообразных
средств,
использование художественного слова (н-
р:
рассказы,
содержащие
проблемный
компонент);
Картотека логических задач и проблемных
ситуаций;
Объекты и явления окружающего мира;
Различный дидактический материал;
Материал для экспериментирования;
Задачи
на
решение
коммуникативных
ситуаций
Методы, вызывающие
эмоциональную активность
воображаемая
ситуация;
придумывание сказок;
игры-драматизации; сюрпризные
моменты и элементы новизны;
юмор и шутка; поощрение детей
за внимательность,
доброжелательность,
сотрудничество; групповые
дела, предусматривающие
участие родителей и детей
других групп
Сочетание
разнообразных
средств,
использование
художественного
слова
(коротких
рассказов,
познавательных
сказок, стихотворений, загадок, пословиц,
поговорок, закличек, потешек, примет) и
музыкального
сопровождения,
соответствующего
характеру
осуществляемой деятельности, ее темпу и
содержанию;
включение
игровых
и
сказочных
персонажей;
использование
дизайн-проектов
как
средства,
обеспечивающего
«эмоциональное
погружение»
в
тему,
в
содержание
изучаемого явления.
Большое значение, в патриотическом воспитании, имеет активная
разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не
только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для
этого используют различные формы работы:
Организованная
образовательная
деятельность –
занятия (НОД)
Образовательная
деятельность,
осуществляемая в ходе
режимных моментов и
специально
организованных
мероприятий
Свободная
(нерегламентированная
) деятельность
воспитанников
Занятия
(индивидуальные,
подгрупповые,
групповые)
Занятия комплексные,
интегрированные
Занятия – фантазии
Занятия-сомнения
(поиск истины)
Целевые прогулки
Экскурсии
Тематические встречи
(гостиные)
Викторины
Конкурсы
Презентации
Путешествия
Игры, где замысел или
организация принадлежит
педагогу (дидактические,
сюжетно-ролевые,
подвижные,
театрализованные и др.).
Проектная деятельность
Чтение художественной
литературы
Фестивали. Концерты.
Тематические досуги,
развлечения.
Театрализованные
представления
Совместная деятельность
взрослого и детей
тематического характера.
Спонтанная игровая
деятельность
Свободная творческая,
продуктивная
деятельность
Рассматрива
ние книг,
иллюстраци
й и т.п.
Самостоятельная
двигательная активность
Уединение
Коллекционирование.
Элементы патриотизма и гражданственности формируются у детей
дошкольного возраста в ходе целенаправленной, систематической
воспитательной работы. Эта работа способствует эффективному и
системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той
местности, где они живут. Отдельные темы приурочены к конкретным
событиям и государственно - гражданским праздникам: Дню защитника
Отечества, Дню Победы, Дню освобождения города от немецко -
фашистских захватчиков и т. д.
В ходе этой работы происходит осознание ребёнком себя как члена
семьи, которое постепенно перерастает в осознание себя как жителя
огромной планеты. В основе воспитания будущего гражданина лежит любовь
к языку, песням, музыке родного народа. Связь со своей семьей, народом,
страной определяют его дальнейший жизненный путь.
Работа по воспитанию патриотизма становится более эффективна , если
установить тесную связь с родителями. Родители становятся не только
помощниками
детского
сада,
но
и
равноправными
участниками
формирования личности ребенка.
Воспитатель и родители постепенно подводят ребенка к осознанию
того , что Россия начинается с малой Родины, с того места, где ребёнок
родился и вырос, что Россия одна большая Родина для всех кто родился на её
территории, И только после этого к ребёнку приходит понимание того, что
Земля общий дом для многих народов.
Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в
процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю,
интереса к доступному пониманию детей явлениям общественной жизни,
осознания причастности к судьбе своей малой Родины.
Результатом данной системы является ребенок, осознающий себя
гражданином, не только в современном, но и в историческом пространстве
страны и города. Он любит свой город, свою Родину, свою семью, своих
сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и красивее.