Напоминание

"Патриотическое воспитание через знакомство с историей родного города


Автор: Марина Анатольевна Судовская
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №80 "Солнечный"
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание через знакомство с историей родного города
Раздел: дошкольное образование





Назад




Патриотического воспитания дошкольников

через

знакомство с историей родного города

“Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого – любви к своей

семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно

расширяясь,

эта

любовь

переходит в любовь к родной стране, к ее истории,

прошлому и настоящему, ко всему человечеству”.

Д. С. Лихачев (советский и российский

филолог и искусствовед).

Будущее страны напрямую зависит от того, какие нравственные

качества будут воспитаны у подрастающего поколения, живущего в этой

стране.

В период дошкольного детства происходит насыщение души ребенка

понятием чести, человеческих ценностей через воспитание патриотических

чувств детей в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной,

трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-

художественной, чтения) и образовательной деятельности, осуществляемой в

ходе режимных моментов.

Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев

системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «что такое патриотизм?» в

разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так,

Сергей Иванович Ожегов (выдающийся русский языковед) определил

патриотизм как…преданность и любовь к своему отечеству и своему

народу». Григорий Яковлевич Бакланов (русский советский писатель) писал,

что это «… не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».

Быть патриотом своей страны – значить принимать близко к сердцу ее

интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все

то, что в ней происходит. Отношение к родине, ее культуре, истории, языку

передается от взрослых к детям.

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные

основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям,

учить их правилам общения и умению жить среди людей – это основные

задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Нравственно-патриотическое воспитание - одна из актуальных задач нашего

времени.

Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее

острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране

произошли перемены социально-экономического и политического характера,

повлекшие за собой изменения и в сфере морально-нравственных ценностей

и норм поведения в обществе.

В настоящее время проблема духовно-нравственного развития детей

стоит особенно остро. Настоящее и будущее нашего общества и государства

определяются

духовно-нравственным

здоровьем

народа,

бережным

сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и

культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального

достояния всех народов России.

Духовно-нравственное развитие в педагогике - это формирование

ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное

развитие

человека,

включающее

в

себя

воспитание

чувства

долга,

справедливости, ответственности и других качеств, способных придать

высокий смысл делам и мыслям человека.

К сожалению, в нравственном воспитании современных детей

наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место

занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят

персонажи

сказок,

герои

мультфильмов,

не

всегда

отличающиеся

душевностью или нравственной чистотой. Смещение акцентов в развитии

дошкольников в сторону ранней интеллектуализации, также не способствуют

духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается

воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека,

без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как

результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном

становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря

целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с

нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно

- нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во

всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы

отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно -

нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных

людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со

сверстниками,

даются

представления

о

непосредственном

и

далеком

окружении (дом, двор, улица, город, страна).

Особенное место в духовно-нравственном развитии является

воспитание чувства патриотизма, а оно многогранно по содержанию. Это и

любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей

неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить

богатство своей страны.

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего

любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился

или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с

детством у большинства людей ассоциируются самые добрые воспоминания.

Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу. История

города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе

поколения. И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только

интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему,

гордость за героическое прошлое и настоящее.

Необходимо отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком,

наиболее доступные ему: природа и мир животных родного края, города;

труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к

которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными,

конкретными,

вызывающими

интерес.

Поэтому,

начиная

работу

по

воспитанию любви к родному краю, городу педагог обязан сам его хорошо

знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать

детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или

данного края.

В непосредственно-образовательной деятельности, экскурсиях, беседах

дать детям краеведческие сведения о родном крае, об истории его

возникновения,

о

его

достопримечательностях,

городских

зданиях

и

учреждениях, знаменитых земляках. Воспитывать гордость за свою малую

Родину, желание сделать ее лучше.

Родители имеют недостаточно знаний в этом вопросе, не уделяют

внимания

данной

проблеме,

считая

ее

неважной,

дети

не

владеют

информацией о родном городе. Не имея необходимого количества знаний,

трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

В настоящее время выходит много методической литературы по

данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны

нравственно-патриотического

воспитания

детей

в

конкретных

видах

деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного

вопроса.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом

станет возможной только при условии их активного взаимодействия с

окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру,

предметную

деятельность,

общение,

труд,

обучение,

разные

виды

деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому

воспитанию детей включает целый комплекс задач

:

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому

саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах и обязанностях человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их

традициям.

Принципы:

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению

дошкольников с родным городом положены следующие принципы:

Принцип историзма

.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых

явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-

давно) и настоящее (в наши дни).

Принцип гуманизации

.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его

точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке

полноправного

партнёра,

а

также

ориентироваться

на

высшие

общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации

каждого ребёнка , в процессе освоения знаний о родном городе с учётом

возраста,

накопленного

им

опыта,

особенностей

эмоциональной

и

познавательной сферы и др.

Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской библиотекой, музеями

города и т. п.

Чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, педагоги

должны использовать различные формы и методы организации деятельности

детей.

Методы:

Методы

Средства

Словесные методы:

рассказ,

объяснение,

беседа,

толкование

(разъяснение

понятия),

поручение,

анализ

ситуаций,

обсуждение,

увещевание, работа с книгой,

пояснения,

указания,

подача

команд, распоряжений, сигналов;

вопросы

к

детям,

образный

сюжетный

рассказ,

словесные

инструкции

(инструкции-

констатации,

инструкции-

комментарии,

инструкции-

Использование произведений

художественной литературы, устного

народного творчества:

Фольклор: песни, потешки, заклички,

сказки, пословицы, былины скороговорки,

загадки и др.;

Поэтические и прозаические произведения

(стихотворения, литературные сказки,

рассказы, повести и др.);

интерпретации),

выразительное

чтение

и

рассказывание

худ.

произведений, повторное чтение,

заучивание наизусть

Наглядные методы:

Наблюдаемые

объекты,

предметы,

явления;

наглядные

пособия,

образцы,

использование

персонажей

различных

театров

Метод иллюстрирования

Предполагает применение картинок,

рисунков, изображений, символов,

иллюстрированных пособий: плакатов,

картин, карт, репродукций, зарисовок и

карточек, алгоритмов, атрибутов для игр

Метод демонстрации

(использование технических

средств для аудио и видео ряда)

Связан с демонстрацией объектов, опытов,

мультфильмов, кинофильмов, диафильмов,

прослушивания музыки и др.

Метод показа

Различные действия и движения,

манипуляции с предметами, имитирующие

движения и др.

Методы практического

обучения

Упражнения (устные,

графические, двигательные (для

развития общей и мелкой

моторики) и трудовые)

Приучение. Обсуждение

ситуаций взаимодействия в ходе

игры и творческой деятельности.

Технические и творческие

действия

Музыкально-ритмические движения,

этюды-драматизации. Дидактические,

музыкально-дидактические игры.

Различный материал для продуктивной и

творческой деятельности. Конструкторы.

Знаково-символические обозначения

ориентиров. Изучение правил

взаимодействия в групповой деятельности

Методы проблемного обучения

Элемент проблемности.

Познавательное проблемное

изложение. Диалогическое

проблемное изложение.

Эвристический или поисковый

метод. Элементарный анализ;

сравнение по контрасту и

подобию, сходству; группировка

и классификация; моделирование

и конструирование; приучение

к самостоятельному поиску

ответов на вопросы

Сочетание

разнообразных

средств,

использование художественного слова (н-

р:

рассказы,

содержащие

проблемный

компонент);

Картотека логических задач и проблемных

ситуаций;

Объекты и явления окружающего мира;

Различный дидактический материал;

Материал для экспериментирования;

Задачи

на

решение

коммуникативных

ситуаций

Методы, вызывающие

эмоциональную активность

воображаемая

ситуация;

придумывание сказок;

игры-драматизации; сюрпризные

моменты и элементы новизны;

юмор и шутка; поощрение детей

за внимательность,

доброжелательность,

сотрудничество; групповые

дела, предусматривающие

участие родителей и детей

других групп

Сочетание

разнообразных

средств,

использование

художественного

слова

(коротких

рассказов,

познавательных

сказок, стихотворений, загадок, пословиц,

поговорок, закличек, потешек, примет) и

музыкального

сопровождения,

соответствующего

характеру

осуществляемой деятельности, ее темпу и

содержанию;

включение

игровых

и

сказочных

персонажей;

использование

дизайн-проектов

как

средства,

обеспечивающего

«эмоциональное

погружение»

в

тему,

в

содержание

изучаемого явления.

Большое значение, в патриотическом воспитании, имеет активная

разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не

только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для

этого используют различные формы работы:

Организованная

образовательная

деятельность –

занятия (НОД)

Образовательная

деятельность,

осуществляемая в ходе

режимных моментов и

специально

организованных

мероприятий

Свободная

(нерегламентированная

) деятельность

воспитанников

Занятия

(индивидуальные,

подгрупповые,

групповые)

Занятия комплексные,

интегрированные

Занятия – фантазии

Занятия-сомнения

(поиск истины)

Целевые прогулки

Экскурсии

Тематические встречи

(гостиные)

Викторины

Конкурсы

Презентации

Путешествия

Игры, где замысел или

организация принадлежит

педагогу (дидактические,

сюжетно-ролевые,

подвижные,

театрализованные и др.).

Проектная деятельность

Чтение художественной

литературы

Фестивали. Концерты.

Тематические досуги,

развлечения.

Театрализованные

представления

Совместная деятельность

взрослого и детей

тематического характера.

Спонтанная игровая

деятельность

Свободная творческая,

продуктивная

деятельность

Рассматрива

ние книг,

иллюстраци

й и т.п.

Самостоятельная

двигательная активность

Уединение

Коллекционирование.

Элементы патриотизма и гражданственности формируются у детей

дошкольного возраста в ходе целенаправленной, систематической

воспитательной работы. Эта работа способствует эффективному и

системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той

местности, где они живут. Отдельные темы приурочены к конкретным

событиям и государственно - гражданским праздникам: Дню защитника

Отечества, Дню Победы, Дню освобождения города от немецко -

фашистских захватчиков и т. д.

В ходе этой работы происходит осознание ребёнком себя как члена

семьи, которое постепенно перерастает в осознание себя как жителя

огромной планеты. В основе воспитания будущего гражданина лежит любовь

к языку, песням, музыке родного народа. Связь со своей семьей, народом,

страной определяют его дальнейший жизненный путь.

Работа по воспитанию патриотизма становится более эффективна , если

установить тесную связь с родителями. Родители становятся не только

помощниками

детского

сада,

но

и

равноправными

участниками

формирования личности ребенка.

Воспитатель и родители постепенно подводят ребенка к осознанию

того , что Россия начинается с малой Родины, с того места, где ребёнок

родился и вырос, что Россия одна большая Родина для всех кто родился на её

территории, И только после этого к ребёнку приходит понимание того, что

Земля общий дом для многих народов.

Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в

процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю,

интереса к доступному пониманию детей явлениям общественной жизни,

осознания причастности к судьбе своей малой Родины.

Результатом данной системы является ребенок, осознающий себя

гражданином, не только в современном, но и в историческом пространстве

страны и города. Он любит свой город, свою Родину, свою семью, своих

сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и красивее.



В раздел образования