Автор: Никифорова Ольга Семеновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР №82 "Мичээр"
Населённый пункт: г.Якутск Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: учебняя программа
Тема: Кружок "Юные волшебники"
Раздел: дошкольное образование
Рабочая программа
кружка «Юные волшебники»
для детей старшего дошкольного возраста
Никифорова Ольга Семеновна,
воспитатель высшей категории
Пояснительная записка
«Чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребенок»
(В.А. Сухомлинский)
Многие
специалисты,
педагоги
утверждают,
что
интеллектуальных
и
мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев, кистей,
рук. Я, как педагог со стажем, поддерживаю тех, кто обращает внимание на моторику рук
у детей. Доказано, что это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная
роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлении
речи.
Значит,
чтобы
развивался
ребенок
и
его
мозг,
необходимо
тренировать
руки.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь
ребенка потребует использования точных координированных движений руки и пальцев,
которые необходимо, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество
разнообразных бытовых и учебных действий.
Наблюдая
за
детьми,
я
отметила,
что
те
дети,
которые
неправильно
держат
карандаши, плохо держат ложку у них возникали затруднения при выполнении работ по
аппликации, лепке, рисованию, при работе с ножницами, медленно вырезают полоски,
фигуры по контуру. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт,
что
развивать
руку
ребенка
просто
необходимо,
и
я
решила
организовать
кружок
художественно – эстетической направленности «Юные волшебники». Основной идеей
кружка
является
разные
виды
продуктивной
деятельности:
работа
с
природным
материалом,
с
разными
видами
круп,
бисером,
вышиванием.
Основное
значение
продуктивных
видов
труда
состоит
в
том,
что
в
процессе
деятельности
у
ребенка
развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становится более
согласованным, а движение пальцев дифференцируются. Этому способствует отличная
мышечная
нагрузка
на
пальчики.
Развивается
творческая
активность,
усидчивость,
внимательность, приучается к труду.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через
тактильные
ощущения.
При
разработке
данной
программы
отбирала
наиболее
интересные, доступные темы, сюжеты, привлекла внимание на региональный компонент,
так как живем в Якутии.
Цель
программы: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного
возраста
по
разным
видам
продуктивной
деятельности
(лепка
из
круп,
вышивание,
плетение из бисера).
Задачи:
Обучающие:
- формировать произвольные, координированные движения пальцев рук, глаза, гибкости
рук,
ритмичности
развитие
осязательного
восприятия
(тактильной,
кожной
чувствительности пальцев рук)
- формировать практические умения и навыки;
- обучать различным навыкам с природным материалом, разными видами круп, бисером,
вышиванием;
Развивающие:
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движения рук;
- развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое
мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- развитие речи детей.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность,
чувство товарищества и.т.д.)
- воспитывать и развивать художественный вкус;
- воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Принципы:
- Принцип системности – работа по развитию мелкой моторики и движения рук должна
проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.
- Принцип доступности – обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной,
привлекательной и соответствующей его возрасту форме.
-
Принцип
целостности
–
целенаправленные,
преднамеренные
действия
в
процессе
воспитания и обучения детей.
- Принцип деятельности – взаимосвязь разных видов деятельности.
- Принцип преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет
разноуровневого и разновозрастного развития.
- Принцип гуманности – ценностное отношение к ребенку, готовность педагога помочь
ему.
Методы и приемы:
- беседы, игры, художественное слово;
-
выполнение
движений
с
мелкими
предметами
(крупы,
бусины,
мелкие
игрушки,
пуговицы);
- индивидуальная работа с детьми.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 3 года обучения.У детей 5-7
лет.
Ожидаемый результат:
- у детей формируется высокий уровень развития мелкой моторики, обеспечивающий
дальнейший успех в творческой работе;
- повысится уровень развития речи, мышления, воображения, памяти;
- повысится уверенность детей в своих силах;
- раскроется творческий потенциал;
- дети освоят новые нетрадиционные виды творчества;
- появится познавательный интерес детей к окружающему миру.
Диагностическая карта .”Комплекс умений и способностей в изобразитель
ном
творчестве по методике Казаковой Т.Г и Лыковой Н.А
ФИО
ребе
нка
Критерии развития мелкой моторики
движений рук пальцев
Критерии качества освоения ребенком
продуктивной деятельности
Кисти
рук
имеют
хорошую
подвижн
ость,
гибкость
Владеет
навыка
ми и
умения
ми
работы
с
ножниц
ами,
клеем
крупой,
бисером
,
нитками
Проявляет
ся интерес
к
практическ
ой
деятельнос
ти,
совершенс
твует
техническ
ими
умениями
и
навыками
Владе
ет
прием
ами
работ
ы
Самостоятель
но
определяет
последовател
ьность
выполнения
работ
Использует
свои
конструкти
вные
решения в
процессе
работы
Показыв
ает
уровень
воображ
ения и
фантази
ю.
Выполня
ют
работу
по
замыслу
Критерии уровня по развитию мелкой моторики движений руки, пальцев
Низкий уровень – дети выполняют работу с помощью воспитателя – 1 балл
Средний уровень – дети испытывают затруднения по всем критериям мелкой моторики
рук – 2 балла
Высокий уровень – у детей формированы навыки и умения работы с инструментами,
интерес к практической деятельности – 3 балла
По критериям качества освоения ребенком продуктивной деятельности
Низкий уровень – дети не ориентируются, требуется помощь взрослого – 1 балл
Средний уровень – дети испытывают затруднения по всем критериям качества освоения
продуктивной деятельности – 2 балла
Высокий уровень – обладает достаточными навыками и умениями, способами различных
видов деятельности, проявляет самостоятельность и творческую инициативность – 3
балла.
План работы кружка «Юные волшебники» на 1 год обучения. Средняя группа
Месяц
Неделя
Тема
Программное содержание
Октябрь
1 неделя
Диагностика
Октябрь
2 неделя
Диагностика
Октябрь
3 неделя
Обрывная аппликация
«Подснежник»
Учить отрывать от листа бумаги
маленькие кусочки, наносить на
них клей, приклеивать их в
нужном месте картинки.
Материал: картон, цветная
бумага, клей.
Октябрь
4 неделя
Обрывная аппликация
«Подснежник»
Материал: картон, цветная
бумага, клей.
Ноябрь
1 неделя
Пластлинография
«Дерево»
Формировать навыки работы с
пластилином, развивать интерес
к художественной деятельности.
Развивать мелкую моторику,
координацию рук, глазомера,
желание доводить дело до
конца. Развивать
художественное творчество,
эстетическое чувство.
Материал: пластилин, картон,
трафарет.
Ноябрь
2 неделя
Пласт илинография
«Птички клюют ягодки»
Закреплять умение скатывать в
комок бумагу, выполнять
наклеивание кусочков друг
другу. Развивать
художественное творчество.
Воспитывать усидчивость,
аккуратность в работе.
Поощрение самостоятельности,
оригинальности. Материал:
пластилин, картон, трафарет.
Ноябрь
3 неделя
Аппликация из крупы
гречки «Сова»
Совершенствовать навыки
работ с крупой гречки, для
создания композиции.
Материал: крупа гречки, картон,
клей ПВА.
Ноябрь
4 неделя
Аппликация из семян
подсолнуха «Ежик»
Учить правилам безопасности с
клеем, семечками. Развивать
композиционные умения.
Материал: картон, клей пва,
семена подсолнуха.
Декабрь
1 неделя
Коллективная работа по
обрывной аппликации
«Здравствуй, зимушка –
зима!»
Закреплять умение аккуратно
разрывать бумагу на кусочки
различного размера и форму.
Аккуратно приклеивать на
основу (на ветви деревьев, на
землю). Материал:цветная
бумага, картон, трафарет.
Декабрь
2 неделя
«Снежинка»
Учить работать с крупой риса.
Развивать мелкую моторику.
Материал: рисовая крупа,
картон, трафарет клей.кисточка
Декабрь
3-4 неделя
Аппликация из крупы
риса «Иней на
деревьях»
Учить располагать изображение
по всему листу. Воспитывать
интерес к занятию. Материал:
клей ПВА, кисточка крупа риса.
Январь
1 неделя
Аппликация из круп
«Елочная игрушка»
Учить детей равномерно
распределять различные виды
круп по форме. Развивать
аккуратность. Материал: клей
ПВА, кисточка, гречка, манная
крупа.
Январь
2 неделя
Пластилинография +
крупа гречки «Домик»
Развивать художественное
творчество. Воспитывать
усидчивость, аккуратность в
работе. Материал: пластилин,
крупа гречки, картон
Январь
3 неделя
Аппликация из крупы
гречки «Кытыйа»
Учить детей работать крупой и
клеем. Развивать творческую
деятельность,
любознательность. Материал:
клей ПВА, крупа гречки.
кисточка
Январь
4 неделя
Аппликация из крупы
гречки «Чороон»
Учить аккуратно приклеивать
крупу гречки, развивать
аккуратность. Материал: клей
ПВА, крупа гречки, картон
Февраль
1 неделя
Аппликация из цветных
салфеток «Валентинки»
Учить детей катать шарики из
разноцветных салфеток.
Разрабатывать аккуратность
работы с клеем. Материал: клей
ПВА, салфетки, трафарет
Февраль
2 неделя
Поздравительная
открытка папе
пластилинография
Закреплять приемы
надавливания и
размазывания.учить смешивать
различные цвета. Материал:
картон пластилин салфетка
стеки
Февраль
3 неделя
Обрывная аппликация
«Флаг Якутии»
Закреплять умение составлять
предмет из нескольких деталей.
Воспитывать трудолюбие,
любовь к Родине. Материал:
клей, альбомный лист, цветная
бумага.
Март
1-2 неделя
Аппликация из крупы
«Якутская шапка
дьабака»
Учить детей работать крупой и
клеем. Планировать ход
выполнения работы. Учить
располагать изображение по
всему листу. Материал: картон,
трафарет, клей, кисть, крупы
Март
3-4 неделя
Коллективная
композиция по
пластилинографии
«Якутские лошади».
Учить работать с пластилином.
Развивать мелкую моторику.
Воспитывать интерес, гордость
за проработанную работу.
Материал: пластилин, трафарет
картон
Апрель
1 неделя
Пластилинография +
крупа гречки, риса
«Якутские торбаза»
Пробуждать у детей интерес к
созданию новых, необычных
работ. Материал: картон,
пластилин, крупы рис и гречки.
Апрель
2 неделя
Пластилинография +
крупа гречки, риса
«Якутские торбаза»
. Материал: картон, пластилин,
крупы рис и гречки.
Апрель
3 неделя
Аппликация из крупы
кукурузы «Солнышко»
Учить получать удовольствие от
результата работы. Продолжать
учить правилам безопасности
работы с клеем, картоном.
Материал: картон, клей, крупа
кукурузы.
Апрель
3 неделя
Аппликация из крупы
кукурузы «Солнышко»
Материал: картон, клей, крупа
кукурузы.
Май
1 неделя
Пластилинография +
крупа риса, манки,
гречки «Якутское платье
халадаай»
Развивать воображение,
фантазию, мышление.
Материал: пластилин, крупы
риса, манки, гречки, картон
Май
2 неделя
Пластилинография +
крупа риса, манки,
гречки «Якутское платье
халадаай»
Материал: пластилин, крупы
риса, манки, гречки, картон
Май
3 неделя
Диагностика
Май
4 неделя
Диагностика
Ожидаемый результат на 1 год обучения. Средняя группа.
- Владеть техникой и приемами работы с разными видами круп (гречка, рис, манка,
кукуруза, семена подсолнуха), пластилинографией, обрывной аппликацией;
- Точно выполнять этапы изготовления поделок;
- Радоваться результатами работы;
- Развивать мелкую моторику
План работы кружка «Юные волшебники» на 2 год обучения. Старшая группа
Месяц
Неделя
Тема
Программное содержание
Октябрь
1 неделя
Диагностика
Октябрь
2 неделя
Диагностика
Октябрь
3-4неделя
Выставка работ
«Волшебная иголочка»
Готовые вышивки,
выполненные родителями.
Заинтересовать детей
новыми видом –
вышиванием. Вызвать
интерес, желание овладеть
приемами вышивания.
Знакомство с правилами
обращения иглой. Загадки
об иголке, нитке.
Демонстрация отмеривания
нитки заданной длины и
отрезание ее под острым
углом
Ноябрь
1-2 неделя
Путешествие в страну
рукоделия «Веселые
пуговички»
Учить правильно вдевать
нитку, завязывать узелок,
закреплять нить. Учить
правилам безопасности и
организовать рабочее место.
Познакомить с профессией
швеи. Учить пришивать
пуговицу с двумя
отверстиями. Учить вдевать
нитку в иголку, завязывать
узелок. Материал: иголка,
нитка, пуговица с двумя
отверстиями, ножниц,
картон.
Ноябрь
3 неделя
Шов «Вперед иголочка»
Использование модели шва.
Упражнять в выполнении
действий. Материал: иголка,
нитка, ножницы, картон.
Ноябрь
4неделя
Разные дорожки
Вышивание швом «вперед
иголочка» . Материал:
иголка, нитка, ножницы,
картон.
Декабрь
1 неделя
Знакомство со
свойствами ткани
Трикотажное полотно и
ситец – сравнение.
Декабрь
2-3 неделя
Салфетка
Научить детей отличать
лицевую и изнаночную
стороны изделий. Учить
детей обрабатывать край
салфетки, постепенно
выдергивая нитки, не
стягивая ткани.Материал
:кусок ткани,иголка,нитка
Декабрь
4 неделя
Волшебные пуговицы
Закрепить умение
пришивать пуговицы
различными способами.
Учить составлять сюжет,
сочетать пуговицы по цвету
по величине.Материал
пуговицы картон иголка
нитка
Январь
1-2 неделя
«Заяц», шов «Вперед
иголочка»
Учить детей делать стежки
на картоне по намеченным
точкам ровно. Закрепить
умение правильно
пользоваться иглой.
Материал: иголка, нитка,
картон, ножницы.
4Январь
3-4 неделя
Двойной шов
«Медвежонок»
Закрепить умение шить
швом, делая равномерные
стежки. Выполнять этот шов
в два приема. Материал:
иголка, нитка, ножницы,
картон.
Февраль
1-2 неделя
Шов «вперед иголка» и
двойной шов «Квакушка»
Закрепит умение шить швом
«вперед иголка» и двойной
шов, делая равномерные
стежки. Материал: иголка,
нитка, картон, ножницы.
Февраль
3-4 неделя
Закладка, шов «через
край».
Познакомить детей со швом
«через край». Учить
выполнять стежки по
намеченным точкам по краю
изделия. Материал: иголка,
нитка, картон, ножницы.
Март
1 неделя
Шов «вперед иголка»,
«Подснежник»
Шов «вперед иголка».
Воспитывать аккуратное
обращение с иголкой.
Материал: иголка, нитка,
картон, ножницы.
Март
2 неделя
Шов «строчка»,
«Белочка»
Шов «строчка»: учить в
выполнении правильного
действия. Техника
безопасности труда
Материал: иголка, нитка,
картон, ножницы.
Март
3-4 неделя
Вышивание салфетки
Упражнять в действии шов
«строчка». Предоставить
возможность каждому
ребенку выбрать рисунок и
нитки самостоятельно.
Материал: иголка, нитка,
картон, ножницы.
Апрель
1-2 неделя
Пришивание пуговицы с
четырьмя отверстиями.
Использование модели
пришивания пуговицы.
Демонстрация приема
пришивания пуговицы.
Соблюдение правил
безопасности труда.
Материал: пуговица с 4мя
отверстиями, кусок ткани,
иголка, нитка, ножницы.
Апрель
3-4 неделя
Коллективная работа.
Цветок из пуговиц
Продолжить учить
пришивать пуговицу с 4-мя
отверстиями. Радоваться
полученным результатом.
Материал: цветные
пуговицы, кусок ткани,
иголка, нитка, ножницы.
Май
1-2 неделя
Вышивание «Листочек»
Вышивание листочка швом
«строчка». Материал:
иголка, нитка, картон,
ножницы.
Ожидаемый результат на 2й год обучения. Старшая группа.
- Различать некоторые виды ткани;
- Отмерять и вдевать нитку в иголку, закреплять нить в начале и в конце работы;
- Овладеть технологией «Вперед иголку», «Назад иголочку», «Строчка»;
-
Знать
правила
техники
безопасности
при
работе
с
простейшими
инструментами
(ножницы, иголка);
- Обучиться элементарным трудовым умениям при работе с картоном, тканью;
- Радоваться результатом коллективного труда, приемами и способами работы.
План работы кружка «Юные волшебники» на 3 год обучения. Подготовительная группа
Месяц
Неделя
Тема
Программное содержание
Октябрь
1 неделя
Диагностика
Октябрь
2 неделя
Диагностика
Октябрь
3 неделя
Путешествие с
бисероплетением
Познакомить детей с одним
из редких видов декоративно
– прикладного искусства -
плетения из бисера.
Выставка работ родителей и
взрослых.
Октябрь
4 неделя
Браслет для куклы
Развивать интерес к
получению новых знаний.
Воспитать
целеустремленность.
Материал: бисер, проволока,
ножницы
Ноябрь
1-2 неделя
Цветок
Закрепить прием плетения, в
«замок», развивать чувство
ритма и зрительную память.
Материал: проволока, бисер,
ножницы
Ноябрь
3-4 неделя
Бабочка
Продолжать формировать
умение плести по схеме.
Развивать мелкую моторику.
Материал: проволока, бисер,
ножницы
Декабрь
1-2 неделя
Елочка
Познакомить с техникой
параллельного плетения.
Продолжить учить плести
по схеме, следуя словесным
указаниям педагога.
Материал: проволока, бисер,
ножницы.
Декабрь
3-4 неделя
Елочные бусины
Продолжить формировать
умение плести с опорой на
схему, следуя словесным
указаниям педагога.
Материал: проволока, бисер,
ножницы.
Январь
1-2 неделя
Браслет на резинке
Познакомить с новым
материалом – силиконовой
нитью, с ее свойствами,
сравнивать с леской и
проволокой. Материал:
силиконовая нить, ножницы
Январь
3-4 неделя
Рыбка
Закрепить умение плести по
семе. Развивать мелкую
моторику. Материал:
силиконовая нить, ножницы.
Февраль
1-2 неделя
Ракета
Закрепить умение плести по
семе. Развивать мелкую
моторику. Материал:
проволока, бусинки,
ножницы.
Февраль
3-4 неделя
Закладка папе
Закрепить умение плести по
семе. Развивать мелкую
моторику. Материал:
проволока, бусинки,
ножницы.
Март
1-2 неделя
Стрекоза
Способствовать развитию
умению правильно держать
проволоку в руке,
нанизывать бусинку, на
проволоку. Материал:
проволока, бусинки,
ножницы.
Март
3-4 неделя
Гусеница
Способствовать развитию
умению правильно держать
проволоку в руке,
нанизывать бусинку, на
проволоку. Материал:
проволока, бусинки,
ножницы.
Апрель
1-2 неделя
Звездочка
Продолжить учить
правильно держать
проволоку в руке,
нанизывать бусины на
проволоку. Развитие
глазомера, мелкой моторики
рук. Способствовать
развитию внимания,
мышления, памяти.
Материал: проволока,
бусинки, ножницы.
Апрель
3-4 неделя
Мимоза
Правильно нанизывать
бусины. Развить творческое
мышление, чувство
уверенности,
воображаемость. Материал:
проволока, бусинки,
ножницы.
Май
1-2 неделя
Браслет «Змейка»
Продолжить учить
нанизывать бусину на
проволоку. Способствовать
развитию внимания.
Материал: проволока,
бусинки, ножницы.
Май
3-4 неделя
Диагностика
Ожидаемый результат на 3й год обучения. Подготовительная группа.
- Название и назначение материалов (бисер, нитки, проволока);
- Уметь нанизывать бисер на проволоку;
- Устойчивый интерес к творческому процессу и основам рукоделия;
- Формирование умений работать с бисером;
- Стремление детей к созданию украшений;
- Правила безопасности труда при работе бисером, ножницами.
Список литературы
1.
Берлина Н.А. Бисер. Игрушечки. – М., 1999
2.
.Виноградова Е.Г. Браслеты. – С-Пб, 1999
3.
Е. Артамонова Модные фенички и украшения из бисера. – Москва, 2010
4.
Крулехт Т.М. Дошкольник и рукотворный мир. – С-Пб, 2003
5.
Лиско Н.Л. Бисер. Уроки, приемы и схемы. – М., 2002
6.
М. Иванова Школа рукоделия. – М., 1999
7.
Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги. – Москва, 1997
8.
Румянцева Е.А. Необычные поделки из природных материалов. – Москва, 2004
9.
Румянцева Е.А. Необычная аппликация. – Москва, 2008
10. Плетенки из бисера. – Дмитров, 2009
11. Плетем снежинки из бисера. – Ростов на Дону, 2007
12. Перевертень Г.И. Мозаика из круп и семян. – Москва, 2006
13. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественных творчеств детей 5-
7 лет. – Москва, 2001
14. Феника Р.Д. Плетем рыбок из бисера. – С-Пб, 1999
15. Шухов С. Поделки из разных видов круп. – С-Пб, 2004