Напоминание

Кружок "Юные волшебники"


Автор: Никифорова Ольга Семеновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР №82 "Мичээр"
Населённый пункт: г.Якутск Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: учебняя программа
Тема: Кружок "Юные волшебники"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рабочая программа

кружка «Юные волшебники»

для детей старшего дошкольного возраста

Никифорова Ольга Семеновна,

воспитатель высшей категории

Пояснительная записка

«Чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребенок»

(В.А. Сухомлинский)

Многие

специалисты,

педагоги

утверждают,

что

интеллектуальных

и

мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев, кистей,

рук. Я, как педагог со стажем, поддерживаю тех, кто обращает внимание на моторику рук

у детей. Доказано, что это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная

роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлении

речи.

Значит,

чтобы

развивался

ребенок

и

его

мозг,

необходимо

тренировать

руки.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь

ребенка потребует использования точных координированных движений руки и пальцев,

которые необходимо, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество

разнообразных бытовых и учебных действий.

Наблюдая

за

детьми,

я

отметила,

что

те

дети,

которые

неправильно

держат

карандаши, плохо держат ложку у них возникали затруднения при выполнении работ по

аппликации, лепке, рисованию, при работе с ножницами, медленно вырезают полоски,

фигуры по контуру. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт,

что

развивать

руку

ребенка

просто

необходимо,

и

я

решила

организовать

кружок

художественно – эстетической направленности «Юные волшебники». Основной идеей

кружка

является

разные

виды

продуктивной

деятельности:

работа

с

природным

материалом,

с

разными

видами

круп,

бисером,

вышиванием.

Основное

значение

продуктивных

видов

труда

состоит

в

том,

что

в

процессе

деятельности

у

ребенка

развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становится более

согласованным, а движение пальцев дифференцируются. Этому способствует отличная

мышечная

нагрузка

на

пальчики.

Развивается

творческая

активность,

усидчивость,

внимательность, приучается к труду.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через

тактильные

ощущения.

При

разработке

данной

программы

отбирала

наиболее

интересные, доступные темы, сюжеты, привлекла внимание на региональный компонент,

так как живем в Якутии.

Цель

программы: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного

возраста

по

разным

видам

продуктивной

деятельности

(лепка

из

круп,

вышивание,

плетение из бисера).

Задачи:

Обучающие:

- формировать произвольные, координированные движения пальцев рук, глаза, гибкости

рук,

ритмичности

развитие

осязательного

восприятия

(тактильной,

кожной

чувствительности пальцев рук)

- формировать практические умения и навыки;

- обучать различным навыкам с природным материалом, разными видами круп, бисером,

вышиванием;

Развивающие:

- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- совершенствовать движения рук;

- развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое

мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

- развитие речи детей.

Воспитательные:

- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность,

чувство товарищества и.т.д.)

- воспитывать и развивать художественный вкус;

- воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Принципы:

- Принцип системности – работа по развитию мелкой моторики и движения рук должна

проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.

- Принцип доступности – обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной,

привлекательной и соответствующей его возрасту форме.

-

Принцип

целостности

целенаправленные,

преднамеренные

действия

в

процессе

воспитания и обучения детей.

- Принцип деятельности – взаимосвязь разных видов деятельности.

- Принцип преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет

разноуровневого и разновозрастного развития.

- Принцип гуманности – ценностное отношение к ребенку, готовность педагога помочь

ему.

Методы и приемы:

- беседы, игры, художественное слово;

-

выполнение

движений

с

мелкими

предметами

(крупы,

бусины,

мелкие

игрушки,

пуговицы);

- индивидуальная работа с детьми.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 3 года обучения.У детей 5-7

лет.

Ожидаемый результат:

- у детей формируется высокий уровень развития мелкой моторики, обеспечивающий

дальнейший успех в творческой работе;

- повысится уровень развития речи, мышления, воображения, памяти;

- повысится уверенность детей в своих силах;

- раскроется творческий потенциал;

- дети освоят новые нетрадиционные виды творчества;

- появится познавательный интерес детей к окружающему миру.

Диагностическая карта .”Комплекс умений и способностей в изобразитель

ном

творчестве по методике Казаковой Т.Г и Лыковой Н.А

ФИО

ребе

нка

Критерии развития мелкой моторики

движений рук пальцев

Критерии качества освоения ребенком

продуктивной деятельности

Кисти

рук

имеют

хорошую

подвижн

ость,

гибкость

Владеет

навыка

ми и

умения

ми

работы

с

ножниц

ами,

клеем

крупой,

бисером

,

нитками

Проявляет

ся интерес

к

практическ

ой

деятельнос

ти,

совершенс

твует

техническ

ими

умениями

и

навыками

Владе

ет

прием

ами

работ

ы

Самостоятель

но

определяет

последовател

ьность

выполнения

работ

Использует

свои

конструкти

вные

решения в

процессе

работы

Показыв

ает

уровень

воображ

ения и

фантази

ю.

Выполня

ют

работу

по

замыслу

Критерии уровня по развитию мелкой моторики движений руки, пальцев

Низкий уровень – дети выполняют работу с помощью воспитателя – 1 балл

Средний уровень – дети испытывают затруднения по всем критериям мелкой моторики

рук – 2 балла

Высокий уровень – у детей формированы навыки и умения работы с инструментами,

интерес к практической деятельности – 3 балла

По критериям качества освоения ребенком продуктивной деятельности

Низкий уровень – дети не ориентируются, требуется помощь взрослого – 1 балл

Средний уровень – дети испытывают затруднения по всем критериям качества освоения

продуктивной деятельности – 2 балла

Высокий уровень – обладает достаточными навыками и умениями, способами различных

видов деятельности, проявляет самостоятельность и творческую инициативность – 3

балла.

План работы кружка «Юные волшебники» на 1 год обучения. Средняя группа

Месяц

Неделя

Тема

Программное содержание

Октябрь

1 неделя

Диагностика

Октябрь

2 неделя

Диагностика

Октябрь

3 неделя

Обрывная аппликация

«Подснежник»

Учить отрывать от листа бумаги

маленькие кусочки, наносить на

них клей, приклеивать их в

нужном месте картинки.

Материал: картон, цветная

бумага, клей.

Октябрь

4 неделя

Обрывная аппликация

«Подснежник»

Материал: картон, цветная

бумага, клей.

Ноябрь

1 неделя

Пластлинография

«Дерево»

Формировать навыки работы с

пластилином, развивать интерес

к художественной деятельности.

Развивать мелкую моторику,

координацию рук, глазомера,

желание доводить дело до

конца. Развивать

художественное творчество,

эстетическое чувство.

Материал: пластилин, картон,

трафарет.

Ноябрь

2 неделя

Пласт илинография

«Птички клюют ягодки»

Закреплять умение скатывать в

комок бумагу, выполнять

наклеивание кусочков друг

другу. Развивать

художественное творчество.

Воспитывать усидчивость,

аккуратность в работе.

Поощрение самостоятельности,

оригинальности. Материал:

пластилин, картон, трафарет.

Ноябрь

3 неделя

Аппликация из крупы

гречки «Сова»

Совершенствовать навыки

работ с крупой гречки, для

создания композиции.

Материал: крупа гречки, картон,

клей ПВА.

Ноябрь

4 неделя

Аппликация из семян

подсолнуха «Ежик»

Учить правилам безопасности с

клеем, семечками. Развивать

композиционные умения.

Материал: картон, клей пва,

семена подсолнуха.

Декабрь

1 неделя

Коллективная работа по

обрывной аппликации

«Здравствуй, зимушка –

зима!»

Закреплять умение аккуратно

разрывать бумагу на кусочки

различного размера и форму.

Аккуратно приклеивать на

основу (на ветви деревьев, на

землю). Материал:цветная

бумага, картон, трафарет.

Декабрь

2 неделя

«Снежинка»

Учить работать с крупой риса.

Развивать мелкую моторику.

Материал: рисовая крупа,

картон, трафарет клей.кисточка

Декабрь

3-4 неделя

Аппликация из крупы

риса «Иней на

деревьях»

Учить располагать изображение

по всему листу. Воспитывать

интерес к занятию. Материал:

клей ПВА, кисточка крупа риса.

Январь

1 неделя

Аппликация из круп

«Елочная игрушка»

Учить детей равномерно

распределять различные виды

круп по форме. Развивать

аккуратность. Материал: клей

ПВА, кисточка, гречка, манная

крупа.

Январь

2 неделя

Пластилинография +

крупа гречки «Домик»

Развивать художественное

творчество. Воспитывать

усидчивость, аккуратность в

работе. Материал: пластилин,

крупа гречки, картон

Январь

3 неделя

Аппликация из крупы

гречки «Кытыйа»

Учить детей работать крупой и

клеем. Развивать творческую

деятельность,

любознательность. Материал:

клей ПВА, крупа гречки.

кисточка

Январь

4 неделя

Аппликация из крупы

гречки «Чороон»

Учить аккуратно приклеивать

крупу гречки, развивать

аккуратность. Материал: клей

ПВА, крупа гречки, картон

Февраль

1 неделя

Аппликация из цветных

салфеток «Валентинки»

Учить детей катать шарики из

разноцветных салфеток.

Разрабатывать аккуратность

работы с клеем. Материал: клей

ПВА, салфетки, трафарет

Февраль

2 неделя

Поздравительная

открытка папе

пластилинография

Закреплять приемы

надавливания и

размазывания.учить смешивать

различные цвета. Материал:

картон пластилин салфетка

стеки

Февраль

3 неделя

Обрывная аппликация

«Флаг Якутии»

Закреплять умение составлять

предмет из нескольких деталей.

Воспитывать трудолюбие,

любовь к Родине. Материал:

клей, альбомный лист, цветная

бумага.

Март

1-2 неделя

Аппликация из крупы

«Якутская шапка

дьабака»

Учить детей работать крупой и

клеем. Планировать ход

выполнения работы. Учить

располагать изображение по

всему листу. Материал: картон,

трафарет, клей, кисть, крупы

Март

3-4 неделя

Коллективная

композиция по

пластилинографии

«Якутские лошади».

Учить работать с пластилином.

Развивать мелкую моторику.

Воспитывать интерес, гордость

за проработанную работу.

Материал: пластилин, трафарет

картон

Апрель

1 неделя

Пластилинография +

крупа гречки, риса

«Якутские торбаза»

Пробуждать у детей интерес к

созданию новых, необычных

работ. Материал: картон,

пластилин, крупы рис и гречки.

Апрель

2 неделя

Пластилинография +

крупа гречки, риса

«Якутские торбаза»

. Материал: картон, пластилин,

крупы рис и гречки.

Апрель

3 неделя

Аппликация из крупы

кукурузы «Солнышко»

Учить получать удовольствие от

результата работы. Продолжать

учить правилам безопасности

работы с клеем, картоном.

Материал: картон, клей, крупа

кукурузы.

Апрель

3 неделя

Аппликация из крупы

кукурузы «Солнышко»

Материал: картон, клей, крупа

кукурузы.

Май

1 неделя

Пластилинография +

крупа риса, манки,

гречки «Якутское платье

халадаай»

Развивать воображение,

фантазию, мышление.

Материал: пластилин, крупы

риса, манки, гречки, картон

Май

2 неделя

Пластилинография +

крупа риса, манки,

гречки «Якутское платье

халадаай»

Материал: пластилин, крупы

риса, манки, гречки, картон

Май

3 неделя

Диагностика

Май

4 неделя

Диагностика

Ожидаемый результат на 1 год обучения. Средняя группа.

- Владеть техникой и приемами работы с разными видами круп (гречка, рис, манка,

кукуруза, семена подсолнуха), пластилинографией, обрывной аппликацией;

- Точно выполнять этапы изготовления поделок;

- Радоваться результатами работы;

- Развивать мелкую моторику

План работы кружка «Юные волшебники» на 2 год обучения. Старшая группа

Месяц

Неделя

Тема

Программное содержание

Октябрь

1 неделя

Диагностика

Октябрь

2 неделя

Диагностика

Октябрь

3-4неделя

Выставка работ

«Волшебная иголочка»

Готовые вышивки,

выполненные родителями.

Заинтересовать детей

новыми видом –

вышиванием. Вызвать

интерес, желание овладеть

приемами вышивания.

Знакомство с правилами

обращения иглой. Загадки

об иголке, нитке.

Демонстрация отмеривания

нитки заданной длины и

отрезание ее под острым

углом

Ноябрь

1-2 неделя

Путешествие в страну

рукоделия «Веселые

пуговички»

Учить правильно вдевать

нитку, завязывать узелок,

закреплять нить. Учить

правилам безопасности и

организовать рабочее место.

Познакомить с профессией

швеи. Учить пришивать

пуговицу с двумя

отверстиями. Учить вдевать

нитку в иголку, завязывать

узелок. Материал: иголка,

нитка, пуговица с двумя

отверстиями, ножниц,

картон.

Ноябрь

3 неделя

Шов «Вперед иголочка»

Использование модели шва.

Упражнять в выполнении

действий. Материал: иголка,

нитка, ножницы, картон.

Ноябрь

4неделя

Разные дорожки

Вышивание швом «вперед

иголочка» . Материал:

иголка, нитка, ножницы,

картон.

Декабрь

1 неделя

Знакомство со

свойствами ткани

Трикотажное полотно и

ситец – сравнение.

Декабрь

2-3 неделя

Салфетка

Научить детей отличать

лицевую и изнаночную

стороны изделий. Учить

детей обрабатывать край

салфетки, постепенно

выдергивая нитки, не

стягивая ткани.Материал

:кусок ткани,иголка,нитка

Декабрь

4 неделя

Волшебные пуговицы

Закрепить умение

пришивать пуговицы

различными способами.

Учить составлять сюжет,

сочетать пуговицы по цвету

по величине.Материал

пуговицы картон иголка

нитка

Январь

1-2 неделя

«Заяц», шов «Вперед

иголочка»

Учить детей делать стежки

на картоне по намеченным

точкам ровно. Закрепить

умение правильно

пользоваться иглой.

Материал: иголка, нитка,

картон, ножницы.

4Январь

3-4 неделя

Двойной шов

«Медвежонок»

Закрепить умение шить

швом, делая равномерные

стежки. Выполнять этот шов

в два приема. Материал:

иголка, нитка, ножницы,

картон.

Февраль

1-2 неделя

Шов «вперед иголка» и

двойной шов «Квакушка»

Закрепит умение шить швом

«вперед иголка» и двойной

шов, делая равномерные

стежки. Материал: иголка,

нитка, картон, ножницы.

Февраль

3-4 неделя

Закладка, шов «через

край».

Познакомить детей со швом

«через край». Учить

выполнять стежки по

намеченным точкам по краю

изделия. Материал: иголка,

нитка, картон, ножницы.

Март

1 неделя

Шов «вперед иголка»,

«Подснежник»

Шов «вперед иголка».

Воспитывать аккуратное

обращение с иголкой.

Материал: иголка, нитка,

картон, ножницы.

Март

2 неделя

Шов «строчка»,

«Белочка»

Шов «строчка»: учить в

выполнении правильного

действия. Техника

безопасности труда

Материал: иголка, нитка,

картон, ножницы.

Март

3-4 неделя

Вышивание салфетки

Упражнять в действии шов

«строчка». Предоставить

возможность каждому

ребенку выбрать рисунок и

нитки самостоятельно.

Материал: иголка, нитка,

картон, ножницы.

Апрель

1-2 неделя

Пришивание пуговицы с

четырьмя отверстиями.

Использование модели

пришивания пуговицы.

Демонстрация приема

пришивания пуговицы.

Соблюдение правил

безопасности труда.

Материал: пуговица с 4мя

отверстиями, кусок ткани,

иголка, нитка, ножницы.

Апрель

3-4 неделя

Коллективная работа.

Цветок из пуговиц

Продолжить учить

пришивать пуговицу с 4-мя

отверстиями. Радоваться

полученным результатом.

Материал: цветные

пуговицы, кусок ткани,

иголка, нитка, ножницы.

Май

1-2 неделя

Вышивание «Листочек»

Вышивание листочка швом

«строчка». Материал:

иголка, нитка, картон,

ножницы.

Ожидаемый результат на 2й год обучения. Старшая группа.

- Различать некоторые виды ткани;

- Отмерять и вдевать нитку в иголку, закреплять нить в начале и в конце работы;

- Овладеть технологией «Вперед иголку», «Назад иголочку», «Строчка»;

-

Знать

правила

техники

безопасности

при

работе

с

простейшими

инструментами

(ножницы, иголка);

- Обучиться элементарным трудовым умениям при работе с картоном, тканью;

- Радоваться результатом коллективного труда, приемами и способами работы.

План работы кружка «Юные волшебники» на 3 год обучения. Подготовительная группа

Месяц

Неделя

Тема

Программное содержание

Октябрь

1 неделя

Диагностика

Октябрь

2 неделя

Диагностика

Октябрь

3 неделя

Путешествие с

бисероплетением

Познакомить детей с одним

из редких видов декоративно

– прикладного искусства -

плетения из бисера.

Выставка работ родителей и

взрослых.

Октябрь

4 неделя

Браслет для куклы

Развивать интерес к

получению новых знаний.

Воспитать

целеустремленность.

Материал: бисер, проволока,

ножницы

Ноябрь

1-2 неделя

Цветок

Закрепить прием плетения, в

«замок», развивать чувство

ритма и зрительную память.

Материал: проволока, бисер,

ножницы

Ноябрь

3-4 неделя

Бабочка

Продолжать формировать

умение плести по схеме.

Развивать мелкую моторику.

Материал: проволока, бисер,

ножницы

Декабрь

1-2 неделя

Елочка

Познакомить с техникой

параллельного плетения.

Продолжить учить плести

по схеме, следуя словесным

указаниям педагога.

Материал: проволока, бисер,

ножницы.

Декабрь

3-4 неделя

Елочные бусины

Продолжить формировать

умение плести с опорой на

схему, следуя словесным

указаниям педагога.

Материал: проволока, бисер,

ножницы.

Январь

1-2 неделя

Браслет на резинке

Познакомить с новым

материалом – силиконовой

нитью, с ее свойствами,

сравнивать с леской и

проволокой. Материал:

силиконовая нить, ножницы

Январь

3-4 неделя

Рыбка

Закрепить умение плести по

семе. Развивать мелкую

моторику. Материал:

силиконовая нить, ножницы.

Февраль

1-2 неделя

Ракета

Закрепить умение плести по

семе. Развивать мелкую

моторику. Материал:

проволока, бусинки,

ножницы.

Февраль

3-4 неделя

Закладка папе

Закрепить умение плести по

семе. Развивать мелкую

моторику. Материал:

проволока, бусинки,

ножницы.

Март

1-2 неделя

Стрекоза

Способствовать развитию

умению правильно держать

проволоку в руке,

нанизывать бусинку, на

проволоку. Материал:

проволока, бусинки,

ножницы.

Март

3-4 неделя

Гусеница

Способствовать развитию

умению правильно держать

проволоку в руке,

нанизывать бусинку, на

проволоку. Материал:

проволока, бусинки,

ножницы.

Апрель

1-2 неделя

Звездочка

Продолжить учить

правильно держать

проволоку в руке,

нанизывать бусины на

проволоку. Развитие

глазомера, мелкой моторики

рук. Способствовать

развитию внимания,

мышления, памяти.

Материал: проволока,

бусинки, ножницы.

Апрель

3-4 неделя

Мимоза

Правильно нанизывать

бусины. Развить творческое

мышление, чувство

уверенности,

воображаемость. Материал:

проволока, бусинки,

ножницы.

Май

1-2 неделя

Браслет «Змейка»

Продолжить учить

нанизывать бусину на

проволоку. Способствовать

развитию внимания.

Материал: проволока,

бусинки, ножницы.

Май

3-4 неделя

Диагностика

Ожидаемый результат на 3й год обучения. Подготовительная группа.

- Название и назначение материалов (бисер, нитки, проволока);

- Уметь нанизывать бисер на проволоку;

- Устойчивый интерес к творческому процессу и основам рукоделия;

- Формирование умений работать с бисером;

- Стремление детей к созданию украшений;

- Правила безопасности труда при работе бисером, ножницами.

Список литературы

1.

Берлина Н.А. Бисер. Игрушечки. – М., 1999

2.

.Виноградова Е.Г. Браслеты. – С-Пб, 1999

3.

Е. Артамонова Модные фенички и украшения из бисера. – Москва, 2010

4.

Крулехт Т.М. Дошкольник и рукотворный мир. – С-Пб, 2003

5.

Лиско Н.Л. Бисер. Уроки, приемы и схемы. – М., 2002

6.

М. Иванова Школа рукоделия. – М., 1999

7.

Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги. – Москва, 1997

8.

Румянцева Е.А. Необычные поделки из природных материалов. – Москва, 2004

9.

Румянцева Е.А. Необычная аппликация. – Москва, 2008

10. Плетенки из бисера. – Дмитров, 2009

11. Плетем снежинки из бисера. – Ростов на Дону, 2007

12. Перевертень Г.И. Мозаика из круп и семян. – Москва, 2006

13. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественных творчеств детей 5-

7 лет. – Москва, 2001

14. Феника Р.Д. Плетем рыбок из бисера. – С-Пб, 1999

15. Шухов С. Поделки из разных видов круп. – С-Пб, 2004



В раздел образования