Автор: Серебрякова Анастасия Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 183
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Обучение финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 183
Методическая разработка по обучению финансовой грамотности
детей старшей группы
Составила: воспитатель Серебрякова А.В.
г. Ульяновск, 2024г.
1
Цели и задачи:
Раскрыть сущность понятий «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая
карта», наличные и безналичные деньги.
Образовательные:
1.
Познакомить детей с первичными финансовыми и экономическими
представлениями.
2.
Обогатить словарный запас детей по теме «Деньги».
3.
Способствовать формированию основных качеств у детей по умению
самостоятельных решений.
4.
Закрепить умение четко и правильно отвечать на поставленные
вопросы
Воспитательные:
1.
Побуждать интерес у детей к изучению мира экономики и финансов.
2.
Воспитывать уважение к своему и чужому труду.
3.
Воспитывать бережное отношение к деньгам.
4.
Воспитывать коммуникативные навыки.
Развивающие:
1.
Развивать умение правильно обращаться с деньгами.
2.
Развивать экономическое, логическое и нестандартное мышление
3.
Развивать умение широко использовать в игре полученные знания о
финансах.
4.
Развивать речь детей, расширять кругозор.
Оборудование: мяч, кошелек с набором разных монет и банкнот,
пластиковая карта, билеты на автобус, копилка с набором разных денег,
бумага, цветные карандаши, аудио с загадками
2
Ход:
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но не
простое путешествие, а в денежное. Хотите?
- А на чем можно доехать до страны Денежная? (ответы детей)
- правильно, можно доехать на автобусе, маршрутном такси! А можем ли мы
сесть в автобус и поехать, не оплатив проезд? (ответы детей)
- Правильно! За проезд необходимо оплачивать! А чем же нам расплатиться?
На что купить билет? (ответы детей)
- Ребята, а вы знаете, откуда берутся деньги? (ответы детей)
- Правильно! Их платят взрослым людям за работу, за их труд!
Воспитатель: - Ребята, есть ли у вас деньги? Как же нам их заработать?
Водитель автобуса приготовил для нас загадки! Если отгадаем – заработаем
билеты на проезд и отправимся в путь!
Звучит аудио мужским голосом с загадками
1.
Что Буратино закапывал в землю в Стране Дураков?
2.
Что есть у каждого из трех поросят, напоминающее деньги?
3.
Что раскопали в деревне Простоквашино дядя Федор, Матроскин и
Шарик?
Воспитатель: - Ребята, молодцы, отгадали все загадки! Теперь можно
отправляться в путь.
Воспитатель раздает билеты, дети занимают стулья с картинкой как на
билете.
Воспитатель: - Ребята, ну что отправляемся в путь
Звучит музыка – шум мотора
Воспитатель: - Вот и первая остановка! Это остановка «Трех поросят».
Ребята, у поросят есть пятаки, но они не знают, для чего они нужны в жизни
людям. Давайте им расскажем! Предлагаю вам поиграть в игру «Для чего
нужны деньги?». Я бросаю мяч, кто мяч поймает должен закончить фразу!
Деньги нам нужны:
- для оплаты проезда
- для покупки продуктов
- для покупки игрушек
3
- для оплаты в магазине
- для покупки одежды
- для оплаты за кафе и т.д.
(если ребенок затрудняется, воспитатель предлагает проблемную
ситуацию: Если мы едем на автобусе, мы платим? Если мы захотели
кушать и пошли в магазин, мы платим? За что? И т.д.)
Воспитатель: - молодцы ребята, справились с заданием и три поросенка
благодарят вас за интересную игру!
Воспитатель: - Садимся в автобус, поехали дальше!
Звучит музыка – шум мотора
Воспитатель: - А вот и наша вторая остановка! Это остановка
«Приключения Буратино».
Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – прогнулся,
Руки в стороны развел,
Видно, ключик не нашел.
Чтобы ключик увидать,
Нужно на носочки встать.
А потом бегом, бегом,
Мы за ключиком пойдем!
Воспитатель: - Ребята, в стране дураков Буратино закапывал монеты в
землю, как вы думаете, зачем он это делал? (ответы детей)
- А интересно ли вам узнать о монетах больше? Посмотрите на столе лежат
разные монеты, возьмите каждый по одной!
- Ребята, посмотрите внимательно! Какие монеты? (круглые, металлические,
звенят….)
- Ребята, а какими еще бывают деньги? (бумажными)
- Правильно, бумажные деньги тоже бывают! И их называют банкнотами!
(показывает разные банкноты)
Воспитатель: -Молодцы! Много узнали о монетах и банкнотах!
4
А сейчас давайте вспомним:
- монеты звенят, а банкноты…
- банкнота бумажная, а монета…
- монета круглая, а банкнота…
- банкнота легкая, а монета…
Воспитатель: -Молодцы, а сейчас я предлагаю отправиться в путь дальше!
Занимаем свои места в автобусе!
Звучит музыка – шум мотора
Воспитатель: - Вот мы и приехали! Наша остановка «Простоквашино».
- Ребята, Буратино носил свои монеты в кармане, а где хранил деньги дядя
Федор? (ответы детей)
- Дядя Федор складывал свои деньги в кошелек и их называют наличными
деньгами. А еще деньги хранят на карте (показывает карту) – такие деньги
называют безналичные деньги. То есть они есть, но в руках мы их подержать
не можем, только карта.
- У кого у родителей есть карта? Ребята, а как мы пользуемся пластиковой
картой? (ответы детей).
- Мы вставляем карту в банкомат и снимаем деньги, если нам нужны
наличные деньги (показывает все с игрушечным банкоматом), а можно еще
оплатить покупки через терминал! (показывает картинки)
Демонстрация видеоролика о работе магазина и пользование пластиковыми
картами.
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, как удобнее, носить с собой
кошелек с деньгами или пластиковую карту? (ответы детей)
- Молодцы ребята! Вот и подошло наше путешествие к концу. Пора нам
отправляться в садик! Садимся в автобус на свои места!
Звучит музыка – шум мотора
Воспитатель: - Вот мы и в садике! Ребята, где мы с вами побывали и что
нового узнали? (ответы детей).
- Здорово! А сейчас я вам предлагаю нарисовать деньги (раздает раскраски).
5