Автор: Еремина Галина Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №1
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Работа над художественным образом в программных произведениях композитора Н.Тороповой. Презентация сборника "Волшебная река" а
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
детская школа искусств № 1 города Волгограда
МБУ ДО ДШИ №1
Методическая разработка
Работа над художественным образом в программных
произведениях композитора Н. Тороповой
Презентация сборника «Волшебная река».
Выполнила: преподаватель МБУ ДО ДШИ №1
Еремина Галина Сергеевна
Цель разработки:
Знакомство учащихся с творчеством современного композитора Натальи
Михайловны Тороповой, на основе пьес из сборника композитора, с учетом
характеристики психолого-педагогических и интеллектуальных особенностей
детей .Развитие образного мышления у учащихся, интереса к эстетической
стороне действительности с помощью инновационных технологий, потребности
в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в
воплощении художественного замысла с учетом индивидуальных возможностей
каждого ребенка.
Раскрыть и выразить в исполнении учащихся образное содержание
музыкальных произведений. Представить многообразие музыкальных образов
произведений Н. Тороповой.
Задачи:
Образовательные:
- выработать потребность в постоянном общении с музыкой;
- формировать стремление к творческому поиску в процессе работы над
музыкальными произведениями.
Воспитательные:
- воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной и общей культуре,
прививать любовь к фортепиано;
- научить видеть мир целостными художественными образами.
- вызвать эмоциональные сопереживания обучающихся к музыке. Обогатить
знания детей о способах музыкальной выразительности для передачи образов.
Развивающие:
- развивать воображение при передачи особенностей различных
образов ,вовлекать обучающихся в разные виды художественно- эстетической
деятельности, помогая им осваивать различные средства и способы
изображения, способствовать желанию рисовать и сочинять стихи,
- раскрыть художественные образы исполняемых на фортепиано пьес
композитора; - подвести учеников к осознанию, что для воплощения замысла
композитора необходимо обладать технической свободой пианистического
аппарата.
АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ.
В связи с модернизацией системы образования в стране и с внедрением
федерального государственного образовательного стандарта ( ФГОС),
возрастает большая потребность в творческой активности, инновационных
поисков, в повышении педагогического потенциала всего коллектива. Ребенок –
исследователь по своей природе, и наша задача – создать наиболее
благоприятные, оптимальные условия для развития и формирования
музыкально-творческих способностей, лучших качеств его личности.
Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки.
Волшебной силой обладает музыка, которая выражает тонкую красоту
окружающего мира. Она объединяет моральную, эмоциональную и
эстетические сферы любого человека, а особенно ребенка. Убеждена, что чем
раньше ребенок научится удивляться и радоваться всему живому, понимать
язык природы, окружающего мира, передавать увиденное людям, тем ярче и
чище он будет. Таким образом, целенаправленное и систематическое развитие и
интеграция музыкальных и изобразительных способностей обучающихся,
воспитание эмоциональной отзывчивости, способности понимать и переживать
содержание музыкального произведения, передавать свои впечатления в
исполнении и рисунке – самые первые задачи эстетического воспитания,
которое является органичной частью воспитания Без сомнения, большие
возможности открываются у учащихся, вовлеченных с раннего возраста в
совместную музыкальную и художественную деятельность с родителями,
педагогами.
Вступительное слово
Начальное музыкальное образование, осуществляемое в ДШИ, является
особым видом дополнительного образования детей, двуединая цель которого
состоит в воспитании образованных музыкантов-любителей (слушателей и
исполнителей) и в предпрофессиональной подготовке наиболее одаренных
учащихся, как будущих специалистов музыкального искусства. Приобщение к
музыкально-исполнительскому искусству, как важнейшей составляющей
музыкальной культуры, является необходимым условием полноценного
развития личности школьников, их творческого, эстетического и
художественного потенциала. Для выполнения этой важной цели преподавателю
необходимо знать и уметь применять на практике достижения музыкально-
педагогической науки. Фортепианная педагогика имеет в своём распоряжении
обширную и многообразную литературу. Многочисленные миниатюры,
предназначенные для детей и юношества, можно выделить в отдельный, особый
пласт богатейшего наследия фортепианной музыки. Их авторы в своих
лаконичных и индивидуально окрашенных музыкальных зарисовках отражали
самые различные грани объёмного, многоцветного мира детства и ранней
юности, одновременно заботясь и о приобретении подрастающими пианистами
всё новых и новых профессиональных навыков.
Конечно же, основным фундаментом учебной программы остаются
классические образцы музыки, но при обучении детей только на классических
произведениях, зачастую слишком сложных и не всегда понятных современному
юному начинающему музыканту, фортепианная музыка начинает
восприниматься ребёнком как нечто непреодолимо непонятное, и интерес к ней
быстро пропадает. Современные композиторы, сочиняющие для детей, чутко
реагируют на изменения в нашей жизни, и стараются сочинять таким образом,
чтобы музыкальные произведения были доступны восприятию и техническим
возможностям ребёнка, отличались ярким выражением определённого
настроения. Ни для кого не секрет, что дети усваивают материал гораздо
быстрее, если в образовательный процесс включены элементы музыки
знакомой, перекликающейся с настроением современного окружающего мира.
Если ребёнку музыка близка и понятна, если она затрагивает «тоненькие
струны» его души, у него появляются настойчивость и трудолюбие, желание
достичь успешного результата. И тогда раскрываются лучшие качества и черты
его характера, и занятия в музыкальной школе вызывают положительные
эмоции и гармонизируют психику ребёнка.
Таким образом, приобщение обучающихся к исполнению современной музыки
– одна из актуальных проблем современной педагогики. Трудность ее с одной
стороны в постижении определенных закономерностей музыкального языка
произведений композиторов XX-XXI века, с другой стороны сложность задачи
состоит в выборе яркой и интересной музыки, соответствующей
исполнительским возможностям учащихся. Изучение современной музыки
требует освоение новых интонаций, иного характера мелодий, постижения
новых ладово-гармонической средств музыкального языка.
Одним из представителей композиторов 21 века является Наталья
Торопова .Сегодня с учащимися отделения общего фортепиано мы
представляем презентацию сборника пьес «Волшебная река»
Наша современница , Наталья Михайловна Торопова родилась 1960 году,.
Закончив Брянское музыкальное училище, с 1980 года- преподаватель
фортепиано и концертмейстер в ДШИ города Фокино Брянской области.
Непрерывно работая в школе, проблемы обучения детей игре на фортепиано
побудили Торопову внести свой вклад в процесс музыкального
образования ,Как призналась сама Наталья Михайловна, ее творческая
деятельность как композитора началась в 40 лет с первой маленькой пьески про
лето, которую она сочинила прямо на уроке со своим учеником. Хорошо зная
возможности маленьких музыкантов, композитор в творчестве учитывает
особенности детского восприятия музыки, использует доступные приемы
исполнения. Дети с большим удовольствием и легкостью разучивают и
исполняют произведения композитора, и это не случайно. Небольшие пьесы с
яркими образными названиями хорошо запоминаются, доступны и понятны
детям .Сегодня она является автором многочисленных нотных сборников для
начинающих пианистов, многие изданы на всероссийском уровне Это
«Музыкальная страна», «Первые нотки в басовом ключе», «Первые нотки»,
«Дружные ручки» «Музыкальный ветерок» и « Волшебная река» и многие
другие.
Фортепианные сборники Н. Тороповой написаны как для детей, только
начинающих осваивать музыкальный инструмент, (сборники для
подготовительного и первого класса), так и для учащихся, которые уже владеют
некоторыми навыками фортепианного исполнительства (сборники для младших
и средних классов).
,
,
Пьесы входящие в данные сборники чаще всего
.
носят программный характер Названия пьес направляют фантазию и
исполнение учащегося в нужном направлении
.
Каждая
из
представленных
пьес
-
это
яркий
,
эмоциональный
,
цельный
образ
.
Мы
знаем
,
что
детям
ближе
всего
конкретно
-
образное
восприятие
музыки
,
ему
доступнее
мир
звуков
тогда
,
когда
он
подобен
знакомым
образам
окружающего
мира
.
Такая
музыка
будит
воображение
,
создает
настроение
,
заинтересовывает
,
увлекает
,
учит
понимать
,
ощущать
,
переживать
музыку
различного
характера
-
веселую
,
грустную
,
торжественную
,
танцевальную
,
напевную
и
т
.
д
.
Каждое произведение, вошедшее в сборник, было написано для решения
различных пианистических задач, для развития и закрепления приемов
музыкального исполнения, пьесы прекрасно подходят для развития
исполнительских навыков, могут быть хорошей базой для формирования
фактурного багажа юного исполнителя.
Произведения в сборниках выстроены в порядке возрастающей сложности.
Каким бы ни был уровень общей подготовки учащегося, в сборнике вы найдете
пьесы по его силам.
Автор широко использует возможности фортепиано в плане звукокрасочной
выразительности. Обилие красок достигается характерным аккордвым
звучанием. всевозможными фигурациями, регистровыми возможностями
фортепиано.
Музыкальный язык пьес прост и понятен. Работая над произведениями для
этой презентации мы с учащимися в большинстве случаев, придумывали сюжет
развития, многие ребята нарисовали иллюстрации или нашли картины из
интернета близкие по содержанию , подобрали или сочинили стихи, а затем
искали выразительные средства для воплощения образов и сюжетов в своем
исполнение пьес.
В сборник «Волшебная река» включены 47 фортепианных миниатюр.
Начнем концерт с произведений,, раскрывающих образы окружающего нас
животного мира..
1.Кузнечик –несложная пьеса для начинающих,, написанная в мажоре, рисует
нам яркий образ прыгающего кузнечика, композитор для раскрытия образа
использовал штрих стакккато в поочередном исполнении по трезвучию в
правой и левой руках ,и указал характер исполнения- Радостно
Исполняет Целовальников Арсений 2(8) пр. Дьякова М.Г
2.Осторожная лиса- произведение не сложное, но полезное- осваивается игра в
разных регистрах, мелодия поочередно проходит в левой руке , потом –в
правой, композитор сама помогает раскрыть образ, ставя словесные обозначения
темпа или характера, здесь стоит термин-- Хитро..
Спокойное поступенное движение мелодии вверх и вниз с динамическим
развитием в разных регистрах раскрывает образ хитрой, осторожной лисы- .
исп. Утученкова Есения 2(8), пр. Еремина Г.С. (рисунок)
3. У ежика колючки
- С маленьким ежиком мы встретились в лесу
-Что несешь ты, Ежик -Нотки я несу
Нотки я послушаю ,песенку сложу.
Будем петь мы музыку лучшую мою!
Пьеса написана в 2хчастной форме, ярким гармоническим языком -тема идет
по черным клавишам, а аккомпанемент по белым секундами
, легко учится и запоминается, и с удовольствием исполняется. Отрабатывается
прием стаккато в обеих руках.
исп. Утученкова Есения 2(8) пр. Еремина Г.С.
4.
Цветок и бабочка
–пьеса образно-изобразительная, имеет ярко
выраженную 3-х частную форму, исполняется с педалью, которая здесь
выполняет звукокрасочную функцию, средняя часть звучит свежо за счет яркой
меняющейся гармонии с динамическим развитием, которая помогает увидеть
образ раскрывающегося цветка.
Солнышко ,небо и ветерок. Бабочка села на нежный цветок.
Прикосновения ножек легки ,Крылья расправила , как лепестки
О-О-О! Чудо случилось! Среди красоты, как волшебство появились цветы!
Я ближе красу разглядеть захотел, Но самый прелестный цветок улетел!
(В, Гвоздев)
исп. Кучерова София 3(8) , пр. Еремина Г.С.
5 Жук
Образ неторопливого жука создается за счет параллельных движений обеих
рук, унисонное изложение требует хорошей синхронной работы и это довольно
сложно начинающему пианисту, но темп не быстрый, и ученик справляется с
этой задачей, движение мелодии по хроматизму вниз имитирует жужжание
улетающего жука.
Исп. - Абушаева Альбина 3(5) 1-ый год об., пр. Минетуллова Г.А.
6. Мурка танцует- более сложная пьеса танцевального характера, написана в
3-хчастной форме, композитор предлагает исполнить эту пьесу-грациозно .
Сложность – исполнение двойных нот, коротких лиг, в интонировании мелких
длительностей, переносе мелодии на октаву выше.
Исп. Маслова Елизавета, 4(8), пр. Еремина Г.С.
на
7.Цыплята- пьеса образно- изобразительная ,звукоподражательная,
характерное звучание секунд и использование штриха стаккато создают образ
веселых шустрых цыплят, пьеса написана в 3х частной форме .с небольшой
серединой, в которой мелодия переходит в левую руку, и это создает небольшую
трудность в исполнении, в умении переключить внимание на партию в левой
руке.
Потеряла курица всех цыплят на улице
Куд-куда, куд-куда собирайтесь все сюда.
Пи-пи-пи пищат цыплята. Нас позвали индюшата
Мы играли в червячка, слушали концерт сверчка
А теперь бежим домой, к маме курице рябой.
Исп. Самитова Ясмина 1(8) пр. Минетуллова Г.А.
8. Смешные пингвинчики- пьеса из сборника «Музыкальный ветерок,» яркая
образная пьеса написана в аккордовом изложении, основная трудность-
исполнение двойных нот, ученику необходимо услышать и выделить
мелодическую линию в верхнем голосе в аккордах, показать смену гармонии.
Там .где в море лезут льдины развлекаются пингвины:
Состязания у них, соскользнули –и бултых!
Оттолкнулись, покатились-сразу в море очутились!
Антарктический пингвин- очень важный господин!
(А.Вайнер)
Исп.
Исп .Петрова Софья , пр. Топчиева Л.Н.
Какая же музыка для детей без сказки?
9. Пьеса- Начинается сказка- большая возможность развить фантазию
ребенка, придумать сюжет, .образ. Состояние волшебности и завороженности,
создает мелодия в правой руке, написанная по полутонам и повторяющаяся на
протяжении всей первой части, .Использование верхних регистров и красочной
гармонии помогают в создании сказочного образа.
В мире много сказок грустных и смешных
И прожить на свете нам нельзя без них
Лампа Алладина в сказку нас веди,
Башмачок хрустальный помоги в пути!
Мальчик Чиполлино, мишка Винни-Пух
Каждый нам в дороге настоящий друг.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!
(Ю.Энтин)
Исп. Тушенцова Есения пр. Рудая С.М.
10. Яркая и узнаваемая героиня многих сказок- это, конечно же – Баба Яга
- исп. Горьковский Артем 5(8) пр. Дьякова М.Г.
Пьеса исполняется смело и решительно, композитор предлагает исполнить
пьесу- Зло! Акцентированные повторяющиеся аккорды, смена регистров,
штрих стаккато – все это помогает раскрыть образ сказочного героя.
Непростая та старушка, что живет в лесной избушке
Варит зелье из лягушек, комаров и разных мушек.
В ступе бабушка летает, в деревнях детей пугает
Черный кот лишь друг ее, грустно бабкино житье,
Говорит , болит нога… Кто же бабка та?-Яга!
(Г, Ключникова)
11. Пьеса Маленькая волшебница продолжает нашу сказочную страничку
Удивительно точно средствами музыкальной выразительности передан хрупкий
сказочный образ. Музыкальный материал изложен по трезвучиям, и текст
выучивается быстро.
Пьесу надо исполнять нежно и невесомо, не должно быть ни одного
форсированного звука, необходимо добиваться «воздуха» между звучанием
правой и левой руки.
исп .Адамян Диана 2(8) пр. Веретельник В.В.
Продолжат наш концерт пьесы-зарисовки родной природы и окружающего нас
мира.
12. Луна отражается в пруду- автор предлагает исполнять эту пьесу
Прохладно, прозрачно Закрепляются приемы игры коротких лиг, сложность
может представлять смена гармоний в левой руке.
В пруду трону луны отраженье.
И круги по воде побегут
На лице у луны возмущенье
Что спокойно ей плыть не дают.
Луна отражалась в зеркальном пруду
Луна проплывала у всех на виду
Но ветер примчался издалека,
Подул- и закрыли луну облака . (Зигидулина А)
Исп. Беленская Вера 2(8), пр. Кудряшова Т.Г.
13.Мы идем и поем- музыкальный язык пьесы прост и понятен, название пьесы
легко ложится на музыку, исполняется весело и бодро, маршиобразно.
Исп. Белянская Вера , 2(8) пр. Кудряшова Т.Г.
картина
14.Мелодия- несложная пьеса для начинающих, , при плавном переносе
мелодии из левой руки в правую руку отрабатывается прием певучего легато .
Исп. Щигарев Даниил 2(8), пр. Сторожева О.П.
Мелодию грустную осень играет
На флейте октябрьских ветров.
И желтые листья на землю слетают-
Все толще их мягкий покров.
15. Плавно лодочка плывет- пьеса –зарисовка романтического характера,
Сложность исполнения- в достижении правильного баланса между двумя
партиями, в преодолении клавишно- ударной природы фортепиано, в умении
проинтонировать все обороты в мелодии. Композитор предлагает исполнить
пьесу Мирно, безмятежно.
Исп .Королева Л. Пр. Рудая С.М.
16.Нескучная история- веселая подвижная пьеса танцевального характера,
небольшую сложность в исполнении может создать пунктирный ритм
в мелодии.
Хватит вам озорничать! Лучше будем танцевать!
С нами весело вставайте и смотрите, не зевайте!
Очень нравится нам полька, пустимся мы дружно в пляс.
С ней всегда веселья столько, сколько радости для нас.
исп. Асланян Карен 2(8) , пр. Веретельник В.В.
17.Следующая танцевальная пьеса – Вальс, исп. Пенькова В
пр. Рудая С.М.
и
Несложная пьеса для начинающих, в До мажоре в скрипичном ключе ,
без случайных знаков с приятной мелодией в правой руке. Написа в
традиционном трехдольном метре ,при работе над этой пьесой важно удилить
внимание на исполнение партии в левой руке, вторая безударная доля
исполняется 1 пальцем и должна звучать очень легко.
18 Храбрый ковбой- пьеса исполняется смело и решительно, рисует образ
ковбоя, название, употребляющееся на Диком Западе США по отношению к
пастухам скота. Большинству людей ковбои представляются такими, как на
фото- мужчина верхом на коне в широкополой шляпе, вооруженный кольтом.В
приключенческих фильмах ковбои помогают шерифам наводить порядок .
Исп. Смагин Михаил 3(8), пр. Еремина Г.С.
19 Такого же характера пьеса Поезд- написана в трехдольном размере ,
мелодия одноголосная, аккомпанемент репетиционно-аккордовый. Исполняется
целеустремленно и решительно ,
исп. Казачинина Виктория 7(8) пр. Минетуллова Г.А.
)
20. Я мечтаю -пьеса представляет собой поэтическую зарисовку. Трогательная
мелодия в спокойном темпе способна вызвать сопереживание в душе
исполнителя и слушателя.
Исп. Иванова Маргарита 3(8) пр. Еремина
картина
Я мечтаю день и два просто кругом голова.
А мечты мои просты-в них ведь есть и я и ты!
В них и папа рядом с мамой, в них сестричка рядом с братом
В них и море и песок…детства звонкий голосок.
)
21.Этюд – написан в 2-хчастной форме. Отрабатываются арпеджио в обеих
руках .Большой охват клавиатуры предполагает быстрый и ловкий перенос
левой руки через правую руку через две октав и точное взятие верхней ноты..
Этюды разные в программе ест
Их всех сейчас не перечесть .
Есть и этюды-упражненья
что б отрабатывать движенья
Ведь без любимых гамм ,аккордов
Нельзя достичь больших рекордов!
Исп. Минетуллова Динара 5(8) пр. Минетуллова Г.А.
22.Шутка - пьеса технически более сложная, исполняется в подвижном темпе,
весело, задорно, танцевально. Написана в 3-хчасной форме, в средней части
мелодия звучит в басовом регистре в левой руке. Сложность- в исполнении
репетиционных моментов в мелодии, в яркой динамике, в поиске звуковых
красок для передачи образов.
-
Давным давно жил пастушок
Был у него мешок
В мешке лежали восемь нот
И маленький рожок
,
И подпевала вся земля
Когда рожок ему пел
ДО, РЕ, МИ и ФА,СОЛЬ ЛЯ,,,
и ЛЯ и СИ и МУ!!
исп. Кабанова Виктория 7(8) пр. Сторожева О.П.
,
Вывод: Музыка Натальи Тороповой отличается самобытностью, необычайной
выразительностью, смелостью приемов и звуковых красок. В процессе
совместной музыкальной и художественной деятельности обучающиеся
научились понимать, что их окружает звучащая действительность Работа по
произведениям современного композитора позволяет осуществлять бережное,
деликатное, ненавязчивое , и, одновременно , максимальное раскрытие
способностей , таланта, индивидуальности каждого ребенка .Кроме того , в
соответствии ФГОС, способствует его эмоционально-нравственному, духовному
обогащению, его позновательно-речевому и социально- коммуникативному
развитию.
Применение в концертной и педагогической практике данных произведений,
несомненно, послужит дальнейшему продуктивному развитию современного
фортепианного исполнительства и педагогики.
Список использованной литературы
1)Коган
Г.
Работа
пианиста.
Классика-XXI,
2004.
2) Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игре на фортепиано.
– М.:Классика-XXI, 2002.
3) Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.: Музыка, 1982.
4) Перельман Н. В классе рояля. – Л.: Музыка, 1970.
5) Перельман Н. Научить размышлять у рояля. – Л.: Музыка, 1983.
6) Савшинский С. Пианист и его работа. – М.: Классика-XXI, 1986.
7) Тимакин Е. Воспитание пианиста. – М.: Советский композитор, 1989.