Напоминание

Работа над художественным образом в программных произведениях композитора Н.Тороповой. Презентация сборника "Волшебная река" а


Автор: Еремина Галина Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №1
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Работа над художественным образом в программных произведениях композитора Н.Тороповой. Презентация сборника "Волшебная река" а
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

детская школа искусств № 1 города Волгограда

МБУ ДО ДШИ №1

Методическая разработка

Работа над художественным образом в программных

произведениях композитора Н. Тороповой

Презентация сборника «Волшебная река».

Выполнила: преподаватель МБУ ДО ДШИ №1

Еремина Галина Сергеевна

Цель разработки:

Знакомство учащихся с творчеством современного композитора Натальи

Михайловны Тороповой, на основе пьес из сборника композитора, с учетом

характеристики психолого-педагогических и интеллектуальных особенностей

детей .Развитие образного мышления у учащихся, интереса к эстетической

стороне действительности с помощью инновационных технологий, потребности

в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в

воплощении художественного замысла с учетом индивидуальных возможностей

каждого ребенка.

Раскрыть и выразить в исполнении учащихся образное содержание

музыкальных произведений. Представить многообразие музыкальных образов

произведений Н. Тороповой.

Задачи:

Образовательные:

- выработать потребность в постоянном общении с музыкой;

- формировать стремление к творческому поиску в процессе работы над

музыкальными произведениями.

Воспитательные:

- воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной и общей культуре,

прививать любовь к фортепиано;

- научить видеть мир целостными художественными образами.

- вызвать эмоциональные сопереживания обучающихся к музыке. Обогатить

знания детей о способах музыкальной выразительности для передачи образов.

Развивающие:

- развивать воображение при передачи особенностей различных

образов ,вовлекать обучающихся в разные виды художественно- эстетической

деятельности, помогая им осваивать различные средства и способы

изображения, способствовать желанию рисовать и сочинять стихи,

- раскрыть художественные образы исполняемых на фортепиано пьес

композитора; - подвести учеников к осознанию, что для воплощения замысла

композитора необходимо обладать технической свободой пианистического

аппарата.

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ.

В связи с модернизацией системы образования в стране и с внедрением

федерального государственного образовательного стандарта ( ФГОС),

возрастает большая потребность в творческой активности, инновационных

поисков, в повышении педагогического потенциала всего коллектива. Ребенок –

исследователь по своей природе, и наша задача – создать наиболее

благоприятные, оптимальные условия для развития и формирования

музыкально-творческих способностей, лучших качеств его личности.

Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки.

Волшебной силой обладает музыка, которая выражает тонкую красоту

окружающего мира. Она объединяет моральную, эмоциональную и

эстетические сферы любого человека, а особенно ребенка. Убеждена, что чем

раньше ребенок научится удивляться и радоваться всему живому, понимать

язык природы, окружающего мира, передавать увиденное людям, тем ярче и

чище он будет. Таким образом, целенаправленное и систематическое развитие и

интеграция музыкальных и изобразительных способностей обучающихся,

воспитание эмоциональной отзывчивости, способности понимать и переживать

содержание музыкального произведения, передавать свои впечатления в

исполнении и рисунке – самые первые задачи эстетического воспитания,

которое является органичной частью воспитания Без сомнения, большие

возможности открываются у учащихся, вовлеченных с раннего возраста в

совместную музыкальную и художественную деятельность с родителями,

педагогами.

Вступительное слово

Начальное музыкальное образование, осуществляемое в ДШИ, является

особым видом дополнительного образования детей, двуединая цель которого

состоит в воспитании образованных музыкантов-любителей (слушателей и

исполнителей) и в предпрофессиональной подготовке наиболее одаренных

учащихся, как будущих специалистов музыкального искусства. Приобщение к

музыкально-исполнительскому искусству, как важнейшей составляющей

музыкальной культуры, является необходимым условием полноценного

развития личности школьников, их творческого, эстетического и

художественного потенциала. Для выполнения этой важной цели преподавателю

необходимо знать и уметь применять на практике достижения музыкально-

педагогической науки. Фортепианная педагогика имеет в своём распоряжении

обширную и многообразную литературу. Многочисленные миниатюры,

предназначенные для детей и юношества, можно выделить в отдельный, особый

пласт богатейшего наследия фортепианной музыки. Их авторы в своих

лаконичных и индивидуально окрашенных музыкальных зарисовках отражали

самые различные грани объёмного, многоцветного мира детства и ранней

юности, одновременно заботясь и о приобретении подрастающими пианистами

всё новых и новых профессиональных навыков.

Конечно же, основным фундаментом учебной программы остаются

классические образцы музыки, но при обучении детей только на классических

произведениях, зачастую слишком сложных и не всегда понятных современному

юному начинающему музыканту, фортепианная музыка начинает

восприниматься ребёнком как нечто непреодолимо непонятное, и интерес к ней

быстро пропадает. Современные композиторы, сочиняющие для детей, чутко

реагируют на изменения в нашей жизни, и стараются сочинять таким образом,

чтобы музыкальные произведения были доступны восприятию и техническим

возможностям ребёнка, отличались ярким выражением определённого

настроения. Ни для кого не секрет, что дети усваивают материал гораздо

быстрее, если в образовательный процесс включены элементы музыки

знакомой, перекликающейся с настроением современного окружающего мира.

Если ребёнку музыка близка и понятна, если она затрагивает «тоненькие

струны» его души, у него появляются настойчивость и трудолюбие, желание

достичь успешного результата. И тогда раскрываются лучшие качества и черты

его характера, и занятия в музыкальной школе вызывают положительные

эмоции и гармонизируют психику ребёнка.

Таким образом, приобщение обучающихся к исполнению современной музыки

– одна из актуальных проблем современной педагогики. Трудность ее с одной

стороны в постижении определенных закономерностей музыкального языка

произведений композиторов XX-XXI века, с другой стороны сложность задачи

состоит в выборе яркой и интересной музыки, соответствующей

исполнительским возможностям учащихся. Изучение современной музыки

требует освоение новых интонаций, иного характера мелодий, постижения

новых ладово-гармонической средств музыкального языка.

Одним из представителей композиторов 21 века является Наталья

Торопова .Сегодня с учащимися отделения общего фортепиано мы

представляем презентацию сборника пьес «Волшебная река»

Наша современница , Наталья Михайловна Торопова родилась 1960 году,.

Закончив Брянское музыкальное училище, с 1980 года- преподаватель

фортепиано и концертмейстер в ДШИ города Фокино Брянской области.

Непрерывно работая в школе, проблемы обучения детей игре на фортепиано

побудили Торопову внести свой вклад в процесс музыкального

образования ,Как призналась сама Наталья Михайловна, ее творческая

деятельность как композитора началась в 40 лет с первой маленькой пьески про

лето, которую она сочинила прямо на уроке со своим учеником. Хорошо зная

возможности маленьких музыкантов, композитор в творчестве учитывает

особенности детского восприятия музыки, использует доступные приемы

исполнения. Дети с большим удовольствием и легкостью разучивают и

исполняют произведения композитора, и это не случайно. Небольшие пьесы с

яркими образными названиями хорошо запоминаются, доступны и понятны

детям .Сегодня она является автором многочисленных нотных сборников для

начинающих пианистов, многие изданы на всероссийском уровне Это

«Музыкальная страна», «Первые нотки в басовом ключе», «Первые нотки»,

«Дружные ручки» «Музыкальный ветерок» и « Волшебная река» и многие

другие.

Фортепианные сборники Н. Тороповой написаны как для детей, только

начинающих осваивать музыкальный инструмент, (сборники для

подготовительного и первого класса), так и для учащихся, которые уже владеют

некоторыми навыками фортепианного исполнительства (сборники для младших

и средних классов).

,

,

Пьесы входящие в данные сборники чаще всего

.

носят программный характер Названия пьес направляют фантазию и

исполнение учащегося в нужном направлении

.

Каждая

из

представленных

пьес

-

это

яркий

,

эмоциональный

,

цельный

образ

.

Мы

знаем

,

что

детям

ближе

всего

конкретно

-

образное

восприятие

музыки

,

ему

доступнее

мир

звуков

тогда

,

когда

он

подобен

знакомым

образам

окружающего

мира

.

Такая

музыка

будит

воображение

,

создает

настроение

,

заинтересовывает

,

увлекает

,

учит

понимать

,

ощущать

,

переживать

музыку

различного

характера

-

веселую

,

грустную

,

торжественную

,

танцевальную

,

напевную

и

т

.

д

.

Каждое произведение, вошедшее в сборник, было написано для решения

различных пианистических задач, для развития и закрепления приемов

музыкального исполнения, пьесы прекрасно подходят для развития

исполнительских навыков, могут быть хорошей базой для формирования

фактурного багажа юного исполнителя.

Произведения в сборниках выстроены в порядке возрастающей сложности.

Каким бы ни был уровень общей подготовки учащегося, в сборнике вы найдете

пьесы по его силам.

Автор широко использует возможности фортепиано в плане звукокрасочной

выразительности. Обилие красок достигается характерным аккордвым

звучанием. всевозможными фигурациями, регистровыми возможностями

фортепиано.

Музыкальный язык пьес прост и понятен. Работая над произведениями для

этой презентации мы с учащимися в большинстве случаев, придумывали сюжет

развития, многие ребята нарисовали иллюстрации или нашли картины из

интернета близкие по содержанию , подобрали или сочинили стихи, а затем

искали выразительные средства для воплощения образов и сюжетов в своем

исполнение пьес.

В сборник «Волшебная река» включены 47 фортепианных миниатюр.

Начнем концерт с произведений,, раскрывающих образы окружающего нас

животного мира..

1.Кузнечик –несложная пьеса для начинающих,, написанная в мажоре, рисует

нам яркий образ прыгающего кузнечика, композитор для раскрытия образа

использовал штрих стакккато в поочередном исполнении по трезвучию в

правой и левой руках ,и указал характер исполнения- Радостно

Исполняет Целовальников Арсений 2(8) пр. Дьякова М.Г

2.Осторожная лиса- произведение не сложное, но полезное- осваивается игра в

разных регистрах, мелодия поочередно проходит в левой руке , потом –в

правой, композитор сама помогает раскрыть образ, ставя словесные обозначения

темпа или характера, здесь стоит термин-- Хитро..

Спокойное поступенное движение мелодии вверх и вниз с динамическим

развитием в разных регистрах раскрывает образ хитрой, осторожной лисы- .

исп. Утученкова Есения 2(8), пр. Еремина Г.С. (рисунок)

3. У ежика колючки

- С маленьким ежиком мы встретились в лесу

-Что несешь ты, Ежик -Нотки я несу

Нотки я послушаю ,песенку сложу.

Будем петь мы музыку лучшую мою!

Пьеса написана в 2хчастной форме, ярким гармоническим языком -тема идет

по черным клавишам, а аккомпанемент по белым секундами

, легко учится и запоминается, и с удовольствием исполняется. Отрабатывается

прием стаккато в обеих руках.

исп. Утученкова Есения 2(8) пр. Еремина Г.С.

4.

Цветок и бабочка

–пьеса образно-изобразительная, имеет ярко

выраженную 3-х частную форму, исполняется с педалью, которая здесь

выполняет звукокрасочную функцию, средняя часть звучит свежо за счет яркой

меняющейся гармонии с динамическим развитием, которая помогает увидеть

образ раскрывающегося цветка.

Солнышко ,небо и ветерок. Бабочка села на нежный цветок.

Прикосновения ножек легки ,Крылья расправила , как лепестки

О-О-О! Чудо случилось! Среди красоты, как волшебство появились цветы!

Я ближе красу разглядеть захотел, Но самый прелестный цветок улетел!

(В, Гвоздев)

исп. Кучерова София 3(8) , пр. Еремина Г.С.

5 Жук

Образ неторопливого жука создается за счет параллельных движений обеих

рук, унисонное изложение требует хорошей синхронной работы и это довольно

сложно начинающему пианисту, но темп не быстрый, и ученик справляется с

этой задачей, движение мелодии по хроматизму вниз имитирует жужжание

улетающего жука.

Исп. - Абушаева Альбина 3(5) 1-ый год об., пр. Минетуллова Г.А.

6. Мурка танцует- более сложная пьеса танцевального характера, написана в

3-хчастной форме, композитор предлагает исполнить эту пьесу-грациозно .

Сложность – исполнение двойных нот, коротких лиг, в интонировании мелких

длительностей, переносе мелодии на октаву выше.

Исп. Маслова Елизавета, 4(8), пр. Еремина Г.С.

на

7.Цыплята- пьеса образно- изобразительная ,звукоподражательная,

характерное звучание секунд и использование штриха стаккато создают образ

веселых шустрых цыплят, пьеса написана в 3х частной форме .с небольшой

серединой, в которой мелодия переходит в левую руку, и это создает небольшую

трудность в исполнении, в умении переключить внимание на партию в левой

руке.

Потеряла курица всех цыплят на улице

Куд-куда, куд-куда собирайтесь все сюда.

Пи-пи-пи пищат цыплята. Нас позвали индюшата

Мы играли в червячка, слушали концерт сверчка

А теперь бежим домой, к маме курице рябой.

Исп. Самитова Ясмина 1(8) пр. Минетуллова Г.А.

8. Смешные пингвинчики- пьеса из сборника «Музыкальный ветерок,» яркая

образная пьеса написана в аккордовом изложении, основная трудность-

исполнение двойных нот, ученику необходимо услышать и выделить

мелодическую линию в верхнем голосе в аккордах, показать смену гармонии.

Там .где в море лезут льдины развлекаются пингвины:

Состязания у них, соскользнули –и бултых!

Оттолкнулись, покатились-сразу в море очутились!

Антарктический пингвин- очень важный господин!

(А.Вайнер)

Исп.

Исп .Петрова Софья , пр. Топчиева Л.Н.

Какая же музыка для детей без сказки?

9. Пьеса- Начинается сказка- большая возможность развить фантазию

ребенка, придумать сюжет, .образ. Состояние волшебности и завороженности,

создает мелодия в правой руке, написанная по полутонам и повторяющаяся на

протяжении всей первой части, .Использование верхних регистров и красочной

гармонии помогают в создании сказочного образа.

В мире много сказок грустных и смешных

И прожить на свете нам нельзя без них

Лампа Алладина в сказку нас веди,

Башмачок хрустальный помоги в пути!

Мальчик Чиполлино, мишка Винни-Пух

Каждый нам в дороге настоящий друг.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло!

(Ю.Энтин)

Исп. Тушенцова Есения пр. Рудая С.М.

10. Яркая и узнаваемая героиня многих сказок- это, конечно же – Баба Яга

- исп. Горьковский Артем 5(8) пр. Дьякова М.Г.

Пьеса исполняется смело и решительно, композитор предлагает исполнить

пьесу- Зло! Акцентированные повторяющиеся аккорды, смена регистров,

штрих стаккато – все это помогает раскрыть образ сказочного героя.

Непростая та старушка, что живет в лесной избушке

Варит зелье из лягушек, комаров и разных мушек.

В ступе бабушка летает, в деревнях детей пугает

Черный кот лишь друг ее, грустно бабкино житье,

Говорит , болит нога… Кто же бабка та?-Яга!

(Г, Ключникова)

11. Пьеса Маленькая волшебница продолжает нашу сказочную страничку

Удивительно точно средствами музыкальной выразительности передан хрупкий

сказочный образ. Музыкальный материал изложен по трезвучиям, и текст

выучивается быстро.

Пьесу надо исполнять нежно и невесомо, не должно быть ни одного

форсированного звука, необходимо добиваться «воздуха» между звучанием

правой и левой руки.

исп .Адамян Диана 2(8) пр. Веретельник В.В.

Продолжат наш концерт пьесы-зарисовки родной природы и окружающего нас

мира.

12. Луна отражается в пруду- автор предлагает исполнять эту пьесу

Прохладно, прозрачно Закрепляются приемы игры коротких лиг, сложность

может представлять смена гармоний в левой руке.

В пруду трону луны отраженье.

И круги по воде побегут

На лице у луны возмущенье

Что спокойно ей плыть не дают.

Луна отражалась в зеркальном пруду

Луна проплывала у всех на виду

Но ветер примчался издалека,

Подул- и закрыли луну облака . (Зигидулина А)

Исп. Беленская Вера 2(8), пр. Кудряшова Т.Г.

13.Мы идем и поем- музыкальный язык пьесы прост и понятен, название пьесы

легко ложится на музыку, исполняется весело и бодро, маршиобразно.

Исп. Белянская Вера , 2(8) пр. Кудряшова Т.Г.

картина

14.Мелодия- несложная пьеса для начинающих, , при плавном переносе

мелодии из левой руки в правую руку отрабатывается прием певучего легато .

Исп. Щигарев Даниил 2(8), пр. Сторожева О.П.

Мелодию грустную осень играет

На флейте октябрьских ветров.

И желтые листья на землю слетают-

Все толще их мягкий покров.

15. Плавно лодочка плывет- пьеса –зарисовка романтического характера,

Сложность исполнения- в достижении правильного баланса между двумя

партиями, в преодолении клавишно- ударной природы фортепиано, в умении

проинтонировать все обороты в мелодии. Композитор предлагает исполнить

пьесу Мирно, безмятежно.

Исп .Королева Л. Пр. Рудая С.М.

16.Нескучная история- веселая подвижная пьеса танцевального характера,

небольшую сложность в исполнении может создать пунктирный ритм

в мелодии.

Хватит вам озорничать! Лучше будем танцевать!

С нами весело вставайте и смотрите, не зевайте!

Очень нравится нам полька, пустимся мы дружно в пляс.

С ней всегда веселья столько, сколько радости для нас.

исп. Асланян Карен 2(8) , пр. Веретельник В.В.

17.Следующая танцевальная пьеса – Вальс, исп. Пенькова В

пр. Рудая С.М.

и

Несложная пьеса для начинающих, в До мажоре в скрипичном ключе ,

без случайных знаков с приятной мелодией в правой руке. Написа в

традиционном трехдольном метре ,при работе над этой пьесой важно удилить

внимание на исполнение партии в левой руке, вторая безударная доля

исполняется 1 пальцем и должна звучать очень легко.

18 Храбрый ковбой- пьеса исполняется смело и решительно, рисует образ

ковбоя, название, употребляющееся на Диком Западе США по отношению к

пастухам скота. Большинству людей ковбои представляются такими, как на

фото- мужчина верхом на коне в широкополой шляпе, вооруженный кольтом.В

приключенческих фильмах ковбои помогают шерифам наводить порядок .

Исп. Смагин Михаил 3(8), пр. Еремина Г.С.

19 Такого же характера пьеса Поезд- написана в трехдольном размере ,

мелодия одноголосная, аккомпанемент репетиционно-аккордовый. Исполняется

целеустремленно и решительно ,

исп. Казачинина Виктория 7(8) пр. Минетуллова Г.А.

)

20. Я мечтаю -пьеса представляет собой поэтическую зарисовку. Трогательная

мелодия в спокойном темпе способна вызвать сопереживание в душе

исполнителя и слушателя.

Исп. Иванова Маргарита 3(8) пр. Еремина

картина

Я мечтаю день и два просто кругом голова.

А мечты мои просты-в них ведь есть и я и ты!

В них и папа рядом с мамой, в них сестричка рядом с братом

В них и море и песок…детства звонкий голосок.

)

21.Этюд – написан в 2-хчастной форме. Отрабатываются арпеджио в обеих

руках .Большой охват клавиатуры предполагает быстрый и ловкий перенос

левой руки через правую руку через две октав и точное взятие верхней ноты..

Этюды разные в программе ест

Их всех сейчас не перечесть .

Есть и этюды-упражненья

что б отрабатывать движенья

Ведь без любимых гамм ,аккордов

Нельзя достичь больших рекордов!

Исп. Минетуллова Динара 5(8) пр. Минетуллова Г.А.

22.Шутка - пьеса технически более сложная, исполняется в подвижном темпе,

весело, задорно, танцевально. Написана в 3-хчасной форме, в средней части

мелодия звучит в басовом регистре в левой руке. Сложность- в исполнении

репетиционных моментов в мелодии, в яркой динамике, в поиске звуковых

красок для передачи образов.

-

Давным давно жил пастушок

Был у него мешок

В мешке лежали восемь нот

И маленький рожок

,

И подпевала вся земля

Когда рожок ему пел

ДО, РЕ, МИ и ФА,СОЛЬ ЛЯ,,,

и ЛЯ и СИ и МУ!!

исп. Кабанова Виктория 7(8) пр. Сторожева О.П.

,

Вывод: Музыка Натальи Тороповой отличается самобытностью, необычайной

выразительностью, смелостью приемов и звуковых красок. В процессе

совместной музыкальной и художественной деятельности обучающиеся

научились понимать, что их окружает звучащая действительность Работа по

произведениям современного композитора позволяет осуществлять бережное,

деликатное, ненавязчивое , и, одновременно , максимальное раскрытие

способностей , таланта, индивидуальности каждого ребенка .Кроме того , в

соответствии ФГОС, способствует его эмоционально-нравственному, духовному

обогащению, его позновательно-речевому и социально- коммуникативному

развитию.

Применение в концертной и педагогической практике данных произведений,

несомненно, послужит дальнейшему продуктивному развитию современного

фортепианного исполнительства и педагогики.

Список использованной литературы

1)Коган

Г.

Работа

пианиста.

Классика-XXI,

2004.

2) Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игре на фортепиано.

– М.:Классика-XXI, 2002.

3) Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.: Музыка, 1982.

4) Перельман Н. В классе рояля. – Л.: Музыка, 1970.

5) Перельман Н. Научить размышлять у рояля. – Л.: Музыка, 1983.

6) Савшинский С. Пианист и его работа. – М.: Классика-XXI, 1986.

7) Тимакин Е. Воспитание пианиста. – М.: Советский композитор, 1989.



В раздел образования