Авторы: Верещагина Татьяна Вениаминовна, Смирнова Евгения Анатольевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №77", МАДОУ "Детский сад № 118"
Населённый пункт: город Череповец, Вологодская область
Наименование материала: статья
Тема: "О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование
О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНОГО
НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Верещагина Татьяна Вениаминовна, воспитатель
город Череповец МАДОУ «Детский сад №77»
Смирнова Евгения Анатольевна, воспитатель
город Череповец МАДОУ «Детский сад № 118»
Аннотация:
в
статье
рассматривается
роль
устного
народного
творчества, его воздействие на все стороны развития личности, гармоничного
её воспитания в нравственном, патриотическом отношении, в русле
сохранения исторических российских традиций.
Актуальность данной темы обусловлена особенностями восприятия
воспитательных и образовательных воздействий на современных дошколят-
визуалов, подверженных огромной зависимости от гаджетов; особенностями,
довольно, приличного количества детей с ОВЗ; особенностями достаточно
большого родительского сообщества, приверженного перекладывать свое
воспитательное и образовательное влияние на своих чад чаще всего на
платные
услуги,
образовательные
учреждения,
досуговые
центры;
особенностями
сверх
насыщенных
программ
и
мероприятий
образовательных учреждений, где возможно, забывается, теряется, не
успевается основная и главная цель деятельности педагогов.
Устное народное творчество - фольклор по-английски - это народная
мудрость.
Произведения
устного
народного
творчества
представлены
многочисленным разнообразием форм, от потешек до былин, и при
обращении
к
ним
ведут
детей
по
всем
ступеням
эмоционального,
умственного и нравственного развития. Уже с младенчества ребенок учится
по произведениям малых форм фольклора звукам родного языка, их
мелодике, постепенно овладевая умением понимать их смысл; подрастая,
начнет приобщаться к народному опыту народной мудрости, народной
морали. При использовании фольклора дети начинают улавливать точность,
выразительность, красоту родного языка. Часто кажется, что потешки,
небылицы,
считалки,
дразнилки,
скороговорки,
смешилки
и
прочая
стихотворная «шумиха» - пустая забава. Но без данной веселой и смешной
словесной игры никогда не овладеть своим родным языком в совершенстве,
не стать его достойным хозяином, который сумеет выразить любые мыслы,
чувства, переживания, а также понять смысл речи, обращенной к ребенку.
Песенки, потешки, используемые с самого младенчества, способствуют
созданию эмоционального контакта, превращаются в те формы речевого
общения, которые необходимы для его развития. Они помогают младенцу
радостно воспринимать заботу под ласковые, напевные звуки; легче
переносить не всегда приятные моменты ухода за ним; радоваться общению
играм со взрослым. Несомненно, систематическое обращение к устному
народному творчеству способствует развитию речи, что очень важно для
наших современных детей, в большом количестве плохоговорящих.
Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен, богат звуковыми
сопоставлениями, помогающими уловить их различия. В них слова, разные
по смыслу, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком, то совсем
рядом стоят, то рифмуются, что подчеркивает смысл, особенности каждого
из них. Такой язык помогает своевременному развитию фонематического
слуха, формированию умения улавливать тонкие звуковые различия,
подготавливает детей к владению правильным звукопроизношением.
Песенки, прибаутки, потешки обладают четкостью, ритмичностью,
кратностью, выразительностью, поскольку большинство из них создавалось в
быту, в процессе труда на природе. Эти маленькие шедевры, наполненные
глубокой мудростью, лиризмом, юмором, веками отбирались народом,
хранились, передавались из уст в уста. Из-за своей простоты и мелодичности
звучания они детьми легко, играючи запоминались. Дети приучались
пользоваться такими произведениями в своей речи, развивая память,
приобретая вкус к образному, меткому слову.
Велико их нравственное влияние, так как они пробуждают в детях
чувство симпатии, любви, уважения к людям, ко всему живому, интерес и
уважение к труду. Во все времена у всех народов основной целью
воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых
народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям
житейского,
производственного,
духовного
опыта,
накопленного
предшествующими поколениями. Сила народных традиций прежде всего
заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности ребенка и
требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к
окружающим.
Рассмотрим некоторые формы устного народного творчества.
Заклички и приговорки считаются самыми древними формами. Они
призваны употребить магию слова для того, чтобы вызвать благотворное
влияние природных стихий или предупредить их губительную силу. В
закличках не просто обращение к природным стихиям, а и выраженная в
слове,
ритме,
интонации
гамма
чувств
-
переживаний,
восхищения,
нежности, восторга; эмоции радости, доверия, убежденности в хорошем.
Приговорки- интимное общение с природой один на один. Они обращены к
домашнему быту, к повседневным занятиям. Приговорки построены по
принципу просьбы, пожелания, самим словесным строем и оформлением
настраивает детей уважительно относиться к каждому растению в лесу, поле,
огороде. В этом - целительная профилактика неразумных, истребительских
действий детей в природе. Обращаясь к птицам во время весеннего и
осеннего перелёта, дети учатся различать в повседневных буднях это
удивительное
природное
явление,
воспринимать
его
как
событие,
подстраивает звуки своей речи под птичий щебет и крик. Приговорки во
время игр - это своеобразные просьбы к природе в соучастии, в доброй
помощи.
Они
обращены к ветру,
воде,
ручью.
В
них закреплены
необходимые для всех играющих правила игры, часто предупреждающие
несчастные случай. Например, не захлебнуться при нырянии, не набрать в
уши воду. Они учат быть внимательными к своим действиям, проверять
действия правилами, строго соблюдать их.
Кричалки, весёлки, звенелки, тараторки – новая ступень познания
детьми мира. Здесь объектом его неосознанного внимания становится он сам.
В быстро сменяющихся картинках жизни ребенка выражаются его удивления
и многие другие возвышенные чувства, которые приводят детей в состояние
экстаза. Кричалки – эмоции и переживания, запечатлённые в слове. Особенно
роднит их с закличками уважительное отношение к главным событиям
детской жизни: ежедневному обряду вставания (будилочки, здравицы-
здоровалки и другие), умывание, одевание и т.д., к священному для детей
ритуалу
игры.
В
этом
смысле
они
являются
необходимостью
и
потребностью. Кричалки, тараторки, звенелки, весёлки, шумелки, ворчалки –
поют, кричат, выпрыгивают, вытанцовывают, подчиняясь переливам их
бойкого, звонкого, прихотливого ритма.
Упомянутые формы фольклора выражают гармонию большим и малым
миром.
Фольклорные
прибаутки
-
небольшие
стихи;
красочные,
яркие
словесные картинки, составляющие мир впечатлений детей: все то, что
окружает его в доме, во дворе, на улице. Предметы домашнего обихода и
хозяйства, работы по дому, двору и в поле обрисованы предельно кратно,
только в главных и определяющих чертах. Ко всему живому - уважительное
отношение,
ласковое
слово,
доброе
прозвище.
Прибаутки
лишены
описательности и нравоучения. Слово в них передает звук, движение, цвет,
объем и даже вкус. Во многих прибаутках предметы и действия, как бы,
смещены относительно реальности, не много необычны, чуть-чуть нелепы.
Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться
передавать
смешное
в
слове.
Юмор
нелепых
положений,
вопросов,
предложений и предположений - стихия этих стишков и песенок. При этом
прибаутка сохраняет серьезную интонацию, предоставляя возможность
самому разобраться, смешно ему или нет. Таким образом, этот вид
фольклора развивает умение различать реальность и фантазии, и проявлять
отношение к прибаутке.
Перевёртыши - большая группа народных стишков, содержанием
которых является заведомая чепуха, нелепость, ерунда, но эта чепуха особого
свойства. К. И. Чуковский определил перевертыши как игру ума по обратной
координации вещей и явлений: предмету «А» приписываются функции
предмета «Б», и наоборот. Ребёнок воспринимает нелепые стихи именно как
чепуху, небылицу, ни на минуту не сомневаясь, что в настоящей жизни так
не бывает. Когда дети прочно усвоили внешний облик предметов, признаки
явлений, последовательность связей между ними, они позволяют себе
произвольное обращение с тем, что уже стало достоянием их умственной
жизни. Детская игра в перевертыши - это проверочное испытание на
прочность знаний. Есть несколько видов народных нелепиц: перевёртыши и
большого и малого, лёгкого и тяжелого, холодного и горячего, съедобного и
несъедобного, перевёртыши частей, деталей и материала одежды, явлений
природы, ездока и средства передвижения, жилища его обитателей,
перевёртыши орудий действия, способов действия и деятеля. В народном
перевертыше
причина
обратной
координации
вещей
чаще
всего
мотивируется глупостью, по правилам: «Что ни сделает дурак, всё он сделает
не так». Детям доставляет удовольствие осознавать, что они не глупцы: они-
то знают, как все бывает на самом деле, и никогда не допустят, чтобы им
заморочили
голову
и
обманули
на
чепухе.
Самоутверждение
детям
необходимо в их ежедневной сложной работе познания мира. Естественное
возникновение этого чувства в игре - перевертыше является одним из ценных
педагогических достоинств этого жанра. Нелепица, чепуха, небывальщина -
прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая
пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность детей в
смехе, веселье, радости.
Считалки среди детей в наши дни в большем почете, чем другие формы
фольклора. Главная особенность считалки -
чёткий ритм, возможность
кричать раздельно все слова. Детям это доставляет особое удовольствие в
связи
с
постоянным
требованием
взрослых
«не
шуметь».
Самый
распространенный вид народных считалок предназначен непосредственно
для расчета играющих, когда выбирают кому водить. Другая группа считалок
- игровая - предназначена одновременно и для расчёта, и для игры. Такие
считалки заканчиваются вопросами, заданиями, указаниями и прочими
требованиями. Считалка - это исстари придуманный для детей способ
осуществления объективной справедливости, как бы сама судьба, а не
авторитет взрослого или заводилы-ребенка, распоряжается распределением
ролей. А коли это так, то выигрыш в игре со счастьем и удачей зависит от
самого
играющего.
Ребенок
в
игре
должен
быть
находчивым,
сообразительным, памятливым, догадливым, ловким, добрым и даже
благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характере
развивает
считалка.
Требования
считалки
разнообразны
и
редко
повторяются, где-то нужно правильно ответить на вопрос; где-то нужно
точно запомнить, с кого начинался расчёт, быстро отсчитать свое место в
круге и выкрикнуть нужное слово или число, чтобы повторный расчет
пришелся на тебя, а не на другого. Есть считалки, где выигравший по расчету
отдает свое право покинуть круг товарищу, а сам остается для новых
испытаний.
Вот где воспитывается и воля, и благородство, и доброта. Еще считалки
воспитывают
честность,
ибо
в
ритме
игрального
стиха
заложена
объективность расчета, ибо каждый считальный стих имеет свое звучание,
свой размер. Услышать ритмический рисунок считалки и подчиниться ему -
умение не из легких. Оно приобретается детьми только в игре. Чем азартнее
игра, тем желаннее для ребёнка быть избранным, тем острее дети
вслушиваются в ритм считалки, тем строже соблюдают правила объективной
справедливости.
Скороговорки - веселая и безобидная игра в быстрое повторение
труднопроизносимых стишков и фраз. Вся прелесть скороговорок в том, что
с первого раза её ни за что не проговоришь. Ведь по правилам игры
скороговорку не читают повторяют со слуха, что значительно труднее. Игра
заключается не только в подборе труднопроизносимых звукосочетаний, но в
путанице, в постоянной перестановке звуков и созвучий, которые как бы
бегут по фразе от начала концу, повторяя друг друга и в чем-то меняясь.
Бывает трудность в том, что используется зеркальное повторение почти
одинаковых слов, то есть создается прихотливый рисунок звукового
движения. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не
повторяются, в этом их секрет и обаяние.
Есть скороговорки, где нужно быстро повторить слово, составленное из
нескольких слов или из одного корня и нескольких приставок и суффиксов.
Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие детей в
правильном осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и
одновременно - баловство, любимая игра в словотворчество. Чтобы
запомнить место слова в строке и его правильное произношение, нельзя не
задуматься над удивительным свойством языка одними и теми же звуками
передавать разный смысл. Даже совсем простенький стишок задает ребенку
сложную умственную задачу; уже в дошкольном возрасте в игре и через игру
дети усваивают смысловые оттенки языка, его структурные единицы. Что
помогает ребенку справиться со всеми трудностями, загадками, подвохами в
скороговорках? Прежде всего её смысловая организация. В отличие от
нелепиц, перевертышей, считалок в скороговорках нет «чепухи», нет
абсурдных словосочетаний.
Скороговорка чаще всего представляет картинку знакомых реалий
повседневного быта. Каждое действие, указанное в скороговорке, имеет
смысл. Еще одна удивительная особенность скороговорок - ее сложная
ритмика. Каждый звук, звукосочетание и слово в скороговорке подчиняются
ритму и создают его. Принцип скороговорки составляет глубинный закон
поэзии и детской, и взрослой, «молекулу» поэзии. Звуковые сближения,
повторы, звукопись и звуковые ассоциации (в науке о стихе: ассонанс,
консонанс, диссонанс, алхитерация) уходят своими корнями в народную
скороговорку.
Детские дразнилки прочно связаны с игровым детским фольклором -
потешками, считалками, небылицами, скороговорками. Они отражают
негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности.
Жизнь детей пробуждает в их душе и сознании не только радостные бурно
веселые, счастливые переживания. По разным причинам и поводам детям
свойственны столь же сильные чувства огорчения, обиды, неприязни,
отвращения, даже ненависти и злости. Издавна народная мудрость давала
выход отрицательным эмоциям детей в слове, в звуковых и ритмических
сочетаниях слов, в сопровождающих их движениях прыжках, гримасах - в
дразнилках. Конечно, назойливо преследование с помощью дразнилок
взрослого или маленького, привычка всех и вся передразнивать всегда
встречала
сопротивление («Дразнило - собачье рыло»).
Но
наличие
дразнилок, их разнообразие и цензурный характер - показатель здоровых
отношении в детском коллективе, умеющем постоять за себя без помощи
взрослых и без кулачной расправы. Народная дразнилка всем своим строем
предназначена для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать своё
отношение к неприятным отклонениям в поведении, в привычках, во
внешнем виде. Без дразнилки игра и жизнь ребенка утрачивает вкус,
справедливость. Чем же обидна дразнилка? Дразнилку роднит с кричалкой и
считалкой громогласность, так как дразнилка чаще всего раздается вслед
удирающему
неприятелю.
Её
эффект
рассчитан
на
многократное
надоедливое повторение одних и тех же рифмованных строчек. Дразнилка
возникает как прибавление к имени ребенка, рифмованного прозвища, или
созвучного слова, или вариации имени. Присоединение к повтору или
прозвищу
нескольких
рифмованных строчек превращает
прозвище
в
дразнилку. Содержание получившихся стишков чаще всего не имеет никакой
связи с предметом спора или поводом, вызвавшим столкновение детей.
Детская дразнилка в исключительных случаях, высмеивая и осуждая дурные
наклонности и поступки ребенка, прямо называет его вором, трусом,
лентяем, обжорой. Содержание традиционной народной дразнилки - чепуха,
нелепица перевертыш. В потешках и небылишах игра слов смыслов и
образов обращена на действительность вне ребенка, на знакомые явления и
предметы, воображаемое искажение, которое доставляет ему удовольствие. В
дразнилке все искажения - звуковые, смысловые, о образно-действенные -
приписываются
тому
ребенку,
которого
дразнят.
Именно
в
этом
приписывание
заведомой
нелепости,
чепухи,
абсурда
и
заложена
эмоциональная сила дразнилки eё обида. Небольшой стишок представляет
собой еще одно уникальное явление детской народной поэзии. В нем
сливаются две волны чувства: смех, веселье, дураченье посторонних, тех, кто
кричит дразнилку и обида, негодование, стыд, того, кого дразнят. Чем
абсурднее обвинения, невыносимее провинившемуся, тем радостнее тому,
кто чинит словесный суд. Ребёнку приписывают или не суразные черты
внешности, или невозможные и нелепые в реальной жизни поступки или
сулят действия с негативными последствиями. Основной закон построения
дразнилки придающий ей одновременно смешной и обидный характер - это
нарушение обычного порядка вещей признанной нормы в поведении,
внешности, приписываемое конкретному ребенку. Дразнилка склонна в
первую
очередь
к
преувеличению
и
преуменьшению,
назойливому
повторению, к чепухе, нелепости, перевертышу. На этом свойстве дразнилки
основана нравственная норма игры. Дети, использующие готовую дразнилку
или сочиняющие свою предупреждают товарища в совершенном им промахе
в игре, о дурном поступке. Поскольку осмеиванию с помощью дразнилки
может подвернуться каждый, она позволяет видеть черту, за которой
оканчиваются предупреждение насмешка и начинается издевательство.
Дразнилка учит подмечать плохое, несправедливое, не красивое, она учит
слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает
чувствительность нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении.
Знание детьми народных дразнилок, умение ими пользоваться - не только
профилактика душевного здоровья, способность выразить собственные
отрицательные эмоции, но и хорошая подготовка к восприятию авторской
сатирической поэзии. Литературные авторские дразнилки - это сатира,
откровенное осмеяние и разоблачение порока.
Народные загадки - важный жанр детского фольклора, овладение
которым способствует умственному развитию ребенка. Всё, что раньше было
для него предметом знакомства и стороннего наблюдателя, что составляло
фон, обстановку, пространство его жизни, теперь выступает предметом
загадывания. Для загадки нет мелочей, нет ничего неинтересного или
недостойного. Небесные светила и явления природы, предметы домашнего
обихода разные формы и орудия труда составляют основное содержание
загадок. Играя в загадки, ребёнок, как бы, сдаёт экзамен на знание и
сообразительность. Хорошо ли он знаком с окружающим миром? Знает ли он
признаки, качества, свойства предметов и явлении? Загадка - игра в
узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что
представлено в ином образе, ином качестве. И это нечто нужно не просто
узнать, нужно догадаться, отгадать. Доля гаданий, то есть озарения, в этой
игре значительна, в ней заключена ее захватывающая прелесть. Старинная
народная загадка не описывает предмет, не сравнивает его с похожими. A
замещает иным, предлагает вместо одного – другое. Детям отгадать такую
загадку не только сложно, просто невозможно. Да этого и не требуется.
Помучив ребенка такой загадкой, взрослый тут же назовет отгадку.
Достаточно её запомнить, чтобы не попасть впросак в следующий раз. И еще
сообразить, что же общего у загадки с отгадкой. Поэтому эта пара загадка -
отгадка, всегда вместе. Отгадка часто рифмуется с загадкой. Многие загадки
современные дети и даже взрослые отгадать не могут, так как ушли из жизни
старинные вещи, формы и орудия труда, бывшие предметом загадывания; но
так познаётся история быта жизни наших предков. Но даже тот, кто много
раз наблюдал за каким-либо явлением, но не слышал загадки по этому
поводу, не всегда догадается, что загадано. Можно перебрать в уме все что
угодно в поисках ответа на иную загадку, но так и не сообразить отгадку;
однако, узнав её нельзя не удивиться, не восхититься ёё меткостью и
кратностью. Фантастичность в загадке совсем иная, чем в прибаутках,
нелелицах, считалках. Если в последних предмету могли быть приписаны
любые
качества,
то
в
загадке
перечислены
только
такие,
которые
свойственны
отгадке.
Фантазия,
необычность
нужны
загадке,
чтобы
слушатель задумался, обратил свое внимание на предмет или явление.
Образность, неожиданность сопоставления, нестандартность мышления –
этому учат загадки детей. Она сближает далёкое с близким, неизвестное со
знакомым, не ведомое с привычным. Загадка - необходимый атрибут
волшебных сказок. Образами народных загадок пронизана русская поэзия.
Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое
чувство, подготавливает детей к восприятию классической литературы.
Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств
матери,
поглощенной
уходом
за
ребенком,
утомившего
криком
и
беспокойством, в раздражении обещают поколотить, пугают старичком,
хворостиной, волком, таинственной букой, живущей под сараем; но чаще
уговаривают обещанием пряника, калачей, обновы. Такие приемы имеют
целью овладеть вниманием ребёнка, успокоить.
Народная сказка - одна из самых эффективных форм воздействия на
личность детей. Сказочный фонд чрезвычайно разнообразен: предельно
простые по содержанию и форме; с острым захватывающим сюжетом,
волшебные
сказки;
сказки-шутки и
сказки-потешки; сказка-игра,
т.д.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от чёрствости,
эгоизма,
равнодушия,
народ
красочно
рисовал
в
сказках
борьбу
могущественных сил зла с силой добра, представленной, чаще всего, в образе
обыкновенного человека. Чтобы закалить душевные силы ребёнка и вселить
в него уверенность в неизбежность победы добра над злом, сказки
рассказывали, как трудна эта борьба, и как мужество, стойкость и
преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было.
Целям нравственного воспитания служат сказки, в которых осмеиваются
такие человеческие пороки, злобность, заносчивость, трусливость, глупость.
Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к
особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие сказки
приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего
мира, воспитывают интерес к нему.
Пословицы и поговорки - кратко, сочно, ёмко отражают народную
мудрость,
правила
жизни
украшают
родной
язык.
Систематизируют
жизненные опыт детей.
Приобщаясь
к
устному
народному
творчеству,
дети
органично
впитывают традиции своего народа. А народ жив, пока бережёт свой язык,
свои традиции; черпает знания о прошлом (быт, труд, история…), а кто
отвернётся от прошлого, тот предаёт свое будущее; взращивает любовь ко
всему родному и стремление его защищать.
Всё вышесказанное подтверждает целесообразность более широкого
использования устного народного творчества в развитии и воспитании
современных детей дошкольного возраста.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.
А. Е. Стрельцова «Литература и фантазия» - М.: Просвещение, 1992
ПРИЛОЖЕНИЯ
«Некоторые примеры разных форм русского устного народного
творчества».
Заклички, песенки, приговорки… (радость, гармония с миром).
1.
Солнышко, покажись, красное, снарядись!
Чтобы год от года давала нам погода:
Теплое летечко, грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко, зелёного горошка.
2.
- Весна - красна, ты с чем пришла?
- С сохой, бороной, с лошадкой вороной,
С рожью зернистой, с пшеницей золотистой,
С травой шелковою, с водой ключевою,
С калиной- малиной, с красной рябиной!
3.
Ай, авсень, авсень, авсень, сеем жито целый день!
Свети, солнышко, нам с неба, чтобы больше было хлеба;
Чтоб детишкам для потехи в лесу выросли орехи,
Чтоб снопы были толсты, чтобы лён пошел в холсты;
Зелен хмель лез на батог, чтоб в полушку был горох!
4.
Бабочка-коробочка, полети на облачно,
Там твои детки - на берёзовой ветке.
5.
Улитка, улитка, высунь рожки!
Дам лепешки, свиные ножки, каши горшок, хлеба ворошок!
6.
Божья коровушка, полети на облышко.
Принеси нам с неба, чтобы было летом:
В огороде бобы, в лесу ягоды, грибы,
В роднике водица, во поле пшеница.
7.
Кукушечка, кукушечка, серая рябушечка,
Покукукай в лесу: ку-ку - сколько лет я проживу!
Потешки, прибаутки,… (реальность и фантазия)
1.
У нас в Рязани грибы с глазами!
Их едят, а они глядят.
2.
- Куда, заинька, бежишь? Куда, серенький, спешишь?
- К медведю на свадьбу, медведь-то мне дядя,
А медведица – тетка.
3.
Не ходи за селом, там Яга с помелом.
Не ходи впотьмах, там страх во кустах.
4.
Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик –
Там мышка живет, хвостик тебе отгрызет.
5.
- Где ты, Брат Иван? - В горнице.
- A что делаешь? - Помогаю Петру.
-А Пётр что делает? - Да на печи лежит!
6.
-Лень, отвори дверь, сгоришь!
-Хоть сгорю, да не отворю.
7.
Вот совушка- сова - большая голова.
На дереве сидит головушкой вертит.
Во все стороны глядит, да и всем говорит:
- Никто совушку не бьёт и за ушки не дерет.
Перевертыши - испыстание на прочность (хохотальная путаница)
1.
Курочка бычка родила, поросеночек яичко снес.
Овечка расквохталась, кобылка раскудахталась…
2.
С мармеладом в бороде к своему папаше
Плыл медведь в сковороде по кудрявой каше!
3.
Над землей арбуз летит, он чирикает, свистит:
- «Я - горчица, я -лимон, я закрылся на ремонт!»
4.
Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабою в руке
И давай дубасить коня на мужике.
Лошадь ела сало, а мужик овёс,
Лошадь села в сани, а мужик повез.
5.
Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор
На булановой телеге, на скрипучей лошади.
Сапоги на нем с карманом, а жилетка с каблуком,
Подпоясался дубиной, опирался кушаком.
Считалки (весёлый счёт)
1.
Катился торба с высокого горба; в этой торбе: хлеб, пшеница, с кем
хочешь с тем поделися.
2.
На золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник,
портной. Кто ты такой? Говори поскорей, не задерживай добрых и
честных людей!
3.
Ехал мужик по дороге. Сломал колесо на пороге. Сколько надо гвоздей?
Не задумывайся, говори поскорей!
4.
Сива, ива, дуба, клён, шуга-юга, кон!
5.
Трынцы -брынцы, бубенцы, раззвонились удальцы,
Диги, диги, диги, дон, выходи скорее вон!
Скороговорки
1.
У Кондрата куртка коротковата.
2.
Веселей, Савелий, сено пошевеливай,
3.
Ткёт ткач ткани на платье Тане.
4.
Сшила Саша Саше шапку.
5.
Сел сокол на гол ствол.
6.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Дразнилки
1.
Плакса, вакса, гуталин, проглотил горелый блин.
2.
Андрей-воробей, не гоняй голубей. Голуби боятся, на крышу не садятся.
3.
Обманули простака - на 4 кулака, на щелбан и на подушку, на зеленую
лягушку.
4.
Дыня-Дуня - пышка на улицу вышла,
На кочку села, Комарика съела.
5.
Ваня, Ваня, простота! Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед и поехал в огород.
Загадки
1.
Серебряные нити сшивают землю и небо. (дождь)
2.
Золотой ушел, серебряный пришел. (солнце и месяц)
3.
Махнула птица крылом, закрыла весь свет одним пером. (ночь)
4.
Пришли мужики без топоров, срубили избу без углов. (муравьи и
муравейник)
5.
Серый маленький Денис на веревочке повис. (паук)
6.
Книги читают, а грамоты не знают. Своих глаз нет, а видеть помогают
свет. (очки)
7.
Маленький Ерофейка утонул до шейки. (гвоздь)
8.
Кто первый землю пашет? (червяк)
9.
Сидит на окошке будто кошка, и хвост как у кошки, и нос как у кошки, и
уши как у кошки, а не кошка. (кот)
10.Белый по белому написал белым, рыжая пойдет - белого найдёт. (заяц и
лисл)
11.Лежала под елками подушечка с иголками. Лежала, лежала да побежала.
(ёж)
12.Плаваю под мостиком - и виляю хвостиком. По земле не хожу, рот есть, да
не говорю. Глаза есть-не мигаю, крылья есть - не летаю. (рыба)
13.На всякий зов даю ответ, а ни души, ни тела нет. (эхо)
14.Летит орлица по синему небу. Крылья распластала солнышко застлала.
(туча)
15.Рассыпалось к ночи золотое зерно,
Глянули утром -нет ничего. (звезды на небе)
16.Золотое коромысло над рекой повисло. (радуга)