Напоминание

«Развитие графических умений в процессе рисования у детей старшего дошкольного возраста»


Автор: Курило Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 133
Населённый пункт: город Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: сообщение из опыта работы
Тема: «Развитие графических умений в процессе рисования у детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей "Незабудка" № 133

Сообщение из опыта работы

на тему: «Развитие графических умений в процессе рисования у детей

старшего дошкольного возраста».

Курило Ольга Владимировна

воспитатель

Комсомольск – на - Амуре

В связи с появлением Федерального государственного образовательного

стандарта

дошкольного

образования

(ФГОС

ДО),

его

обсуждением

и

утверждением

стала

очевидной

необходимость

изменить

систему

художественного образования детей дошкольного возраста. Высокие требования

жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более

эффективные

психолого-педагогические

подходы.

Поэтому

готовность

дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С решением

этой проблемы связано определение целей и принципов организации обучения и

воспитания детей в дошкольных учреждениях. В то же время от её решения

зависит и успешность последующего обучения детей в школе.

«Какими мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех

принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его

деятельность, таков и мир, который он создаёт вокруг себя», - считал А.С.

Макаренко.

Что прежде всего характеризует человека? Конечно, его культура. Это

понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и

образованность, духовную и нравственную утончённость, творческую активность.

Культура человека – отражение его внутреннего мира, и огромную роль в

формировании культуры человека играет эстетическое воспитание. В связи с этим

ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной,

духовно

богатой,

физически

здоровой,

эстетически

развитой

личности,

обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры,

творческими

способностями

к

индивидуальному

самовыражению

через

различные формы детской творческой деятельности.

Изобразительно-художественная деятельность является важнейшим средством

в формировании личности старшего дошкольника, она дарит детям радость

познания творчества, но, тем не менее, и нуждается в квалифицированном

руководстве со стороны педагога. Почему? Со старшего дошкольного возраста

проявляются природные творческие способности детей. Чтобы развить у каждого

воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен

научить ребёнка разбираться в изобразительном искусстве, помочь овладеть

необходимыми способами художественной деятельности, техникой и приёмами,

изобразительными

навыками

и

умениями,

грамотно

организовать

его

художественно-эстетическое развитие. Словом, педагог должен дать ребёнку те

знания, научить тем умениям и навыкам, которые будут ему необходимы для

обучения в школе.

Анализ процесса изображения показывает, что для создания рисунка

необходимо наличие, с одной стороны, отчётливых представлений о тех

предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны,

умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа

бумаги, подчинить движение руки задаче изображения. Следовательно, требуется

не только специальная организация восприятия детей с целью образования

нужных

представлений,

но

и

развитие

движений

руки,

формирование

графических навыков и умений. Зачастую обучению технике рисования в

дошкольных учреждениях уделяется недостаточно внимания. Дети не умеют

правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют

рациональными способами движения руки при рисовании, отчего эти движения

часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что в свою очередь

вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому её

утомлению. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов,

способов рисования ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения

при решении изобразительных задач, мешает ребёнку передать в рисунке

задуманное.

Поэтому овладение графической стороной рисования является важным

условием,

обеспечивающим

творческое

решение

изобразительной

задачи,

развития способности к рисованию. Таким образом, целью нашей работы явилось

развитие графических умений детей в процессе рисования.

Свою работу мы начали с определения условий, необходимых для развития

графических умений детей. Что это за условия? Педагог должен направлять

внимание

на

воспитанников,

учитывая

их

возрастные

особенности,

физиологические, психологические и иные возможности, а также наладить

продуктивное сотрудничество с родителями, вовлекать их в образовательный

процесс, использовать при этом всё многообразие форм совместной работы.

Последовательность формирования технических навыков и умений должна

определяться изобразительными задачами. Каковы же наиболее эффективные

способы обучения детей этим навыкам? Понятное окружающим изображение

может быть создано только на основе отчётливых представлений о предметах и

явлениях. Представления

образуются

в

процессе

восприятия,

поэтому

изображение в рисунке может получиться лишь на основе чувственного

знакомства с предметом. Отсутствие у детей отчётливых представлений о

предмете

делает

невозможным

его

изображение,

а

следовательно,

и

формирование графических навыков и умений в процессе создания изображения.

Поэтому мы заботились о том, чтобы у детей были ясные представления о тех

предметах, которые они будут изображать. Ориентировка в движении руки,

связанном с изображением, начинается уже в процессе обследования предмета. То

или иное рисовальное движение будет обусловлено своеобразием формы

предмета, поэтому мы старались включить в обследование такие движения руки,

которые подготовили бы переход к освоению их в процессе изображения. Это

прежде

всего

движения

руки,

выделяющие

контур

предмета.

Движение руки по контуру предмета, включенное в обследование, способствует

образованию двигательного представления, необходимого для формирования

исполнительного движения. То есть, в процессе обследования ребёнок сначала

видит движение по контуру предмета в воспроизведении педагога, а затем

повторяет сам. Образуется связь действий руки и глаза. Зрительный образ

движения связывается с двигательным. Это способствует обеспечению двойного

контроля (двигательного и зрительного) за последующими исполнительными

движениями.

Для развития графических умений важное значение имеет раскрашивание. Для

этого мы

используем листы для раскрашивания. При этом мы

обращаем

внимание детей на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно,

ровно, аккуратно.

Также мы предлагаем детям задания, связанные со штриховкой. При их

выполнении необходимо соблюдать правила штриховки: не выходить за контуры

фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними. Штриховать

рекомендуется

вначале

короткими

и

частыми

штрихами,

затем

ввести

центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка

длинными параллельными отрезками.

Учить детей штриховке целесообразнее не на геометрических формах, а на

предмете,

который

иногда

можно

предложить

ребёнку

нарисовать

по

собственному выбору. Смысл такого пути не только в проявлении инициативы и

повышении

интереса

к

занятию:

отвлечённую

форму

ребёнок

штрихует

механически. Когда же ему нужно заштриховать домик, цветок, бабочку и т. п.,

приходится думать, как лучше направлять штрихи в соответствии с формой.

Осмысленная штриховка подчёркивает форму, учит ребёнка понимать её;

механическая штриховка геометрической формы этому не учит. Для штриховки

можно использовать простой и цветные карандаши, фломастеры и цветные ручки.

Можно штриховать книжки-раскраски.

Для развития кисти руки мы проводим разнообразные упражнения, которые

должны выполняться в занимательной форме, быть интересными по содержанию,

например, декоративные рисунки. Здесь уместно учитывать тягу детей к узорной

деятельности, привлекающей их ритмом движений, возможностью шире и

свободнее применять яркие цвета, оттенки, многообразие их комбинаций друг с

другом, неоднократно повторять и передавать элементы орнамента, украшать ими

различные предметы.

Дети легко улавливают структуру узора и саму специфику орнаментальной

деятельности, которая ставит их перед необходимостью соблюдать такие условия,

которые связаны с решением изобразительной задачи: красиво, чётко передать

очертание элемента украшения, повторить его определённое количество раз в

зависимости от построения орнамента на той или иной поверхности, расположить

части узора через равные промежутки, чтобы уравновесить элементы друг с

другом в отношении цветового и композиционного решения.

В результате упражнений рисования узоров движение руки становится более

уверенным, плавным, целенаправленным. Необходимо научить ребёнка не

напрягать руки и пальцы при рисовании, дифференцировать силу нажима в

работе с карандашами, фломастерами, чётко передавать конфигурацию элемента

узора, отображать ритм, симметрию расположения украшений, аккуратно и

тщательно использовать изобразительный материал. В орнаментной деятельности

дети практически познают приёмы расположения элементов на плоскости

(сверху, снизу, справа, слева, между, над, под, посередине, с краю и т. д.), учатся

правильно определять направление линий и движений руки (сверху вниз, слева

направо, прямо, наклонно, посередине), знакомятся с протяжённостями (длина,

ширина, высота), овладевают умением определять на глаз (большой, маленький,

одинаковые, равные, половина и др.)

В основе графических образов детских рисунков лежат линии разного

направления. Поэтому мы учили детей изображать вертикальные, наклонные

линии, воплощаемые в виде «дорожек», «ленточек», «ниточек», «проводов» и т. д.

Сочетание этих линий между собой по направлению, окраске, толщине позволяет

нарисовать «клетку», «заборчик», «лесенку», «ёлочку», «дерево». К закруглению

линий, замыканию их в форме круга детей следует подводить постепенно в

процессе

рисования «баранки», «бублика», «обруча», «воздушного

шара»,

изменяя величину предметов. Рисование прямоугольных форм даётся путём

сочетания

пары

вертикальных

и

горизонтальных

полос,

проводимых

на

определённом расстоянии друг от друга. Здесь подходят такие задания,

как «кайма для платочка», «рама для картины», «зеркало», «окно», «флажок».

Получаемое пространство внутри прямоугольника дети могут заполнять какими-

то изображениями.

В процессе рисования мы постоянно следили за тем, чтобы дети удерживали

направление линий, вели их неотрывно по прямой, слева направо, сверху вниз, по

косой вверх и вниз, по кругу. Эти движения повторяются несколько раз на

определённом расстоянии друг от друга в соответствии с формой, строением

предмета и расположением его на поверхности листа бумаги.

Таким образом, при формировании графических умений мы использовали

следующие пути обучения: организация ориентировочно-исследовательской

деятельности, обучение навыкам на основе подражания (организация показа

двигательного образца), проведение упражнении с целью отработки движений

руки, их качеств, повторение детьми словесной инструкции, запоминание правил

и регуляция с их помощью движений. Все эти способы мы используем в единстве.

Их применение позволяет нам эффективно формировать двигательную основу

изображения - технические навыки и умения у детей.

Детям важно осознавать, что их рисунки интересны и значимы не только для

них, но и для родителей, воспитателей, сотрудников детского сада. Мы постоянно

организуем творческие выставки детских работ в приёмной, в группе, фойе.

Такие выставки стали доброй традицией, родители могут видеть, чем живёт их

ребёнок, как он воспринимает окружающий мир, его достижения и успехи.

Таким

образом,

целенаправленная

и

активная

работа

по

развитию

графических умений детей в процессе рисования дала свои положительные

результаты: ребята при изображении предмета используют различные линии

(прямые, волнистые, спиралевидные, зигзагообразные, замкнутые), составляют из

них образ;

выполняют тушёвку, различную штриховку; применяют умения,

связанные с композицией (выделяют композиционный центр, уравновешивают

композицию);

проявляют

активность,

самостоятельность.

Работы

детей

отличаются

оригинальностью,

выразительностью,

индивидуальной

неповторимостью.

Дети рисуют не только на занятиях, но и в свободной

деятельности, в детском саду и дома. Дошкольники научились с уважением

относиться не только к своим работам, но и к рисункам товарищей.



В раздел образования