Автор: Кукушкина Виктория Витальевна
Должность: педагог дополнительного образования высшей категории
Учебное заведение: МАУДО "Центр детского творчества" Промышленного района города Оренбурга
Населённый пункт: город Оренбург, Оренбургская область
Наименование материала: Педагогическая статья
Тема: «Что необходимо знать родителям детей, занимающихся по программе «Раз – ступенька, два - ступенька»
Раздел: дополнительное образование
Педагогическая статья для журнала
Тема: «Что необходимо знать родителям детей, занимающихся по
программе «Раз – ступенька, два – ступенька».
Составитель: Кукушкина В.В,
педагог дополнительного
образования
Аннотация
Ст
а
т
ья «Что необходимо знать родителям детей, занимающихся по программе «Раз
– ступенька, два - ступенька» пос
в
ящ
ен
а решению пробл
е
м обучения дошкольников в
ДОРЦ «Радуга» по данной программе. Она нацелена преимущественно на родителей
обучающихся.
В статье описываются цели и задачи обучения по программе «Раз-ступенька, два-
ступенька» и их пути реализации.
Статья раскрывает ряд проблем, отвечает на ряд вопросов родителей, дети которых
занимаются по данной программе.
Раскрывает основные правила работы с детьми по прописям «Игралочка» Л.Г.
Петерсон для 5-6 лет.
В статье даются ответы на самые волнующие родителей вопросы:
-Не вредит ли программа «Раз-ступенька, два-ступенька» здоровью детей?
- Для чего на занятиях нужны задания, в которых несколько вариантов ответов?
Данная статья знакомит
с возможностями программы в работе с детьми,
испытывающими
определённые
трудности
(не
усидчивость,
замкнутость,
стеснительность).
Данная статья предназначена для родителей детей дошкольного возраста и для
педагогов дополнительного образования, чтобы они могли оказать помощь родителям при
организации работы по программе «Раз – ступенька, два – ступенька».
Данная статья может быть использована в таких образовательных областях как
«Познание», «Коммуникация».
Ключевые слова: игра, программа «Раз-ступенька, два-ступенька», комплект
«Игралочка»
Л.Г.
Петерсон,
родители,
образовательный
процесс,
эффективность
обучения, взаимодействие, принцип минимакса, подготовка к школе.
Главной
целью
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы «Раз - ступенька, два – ступенька» является формирование познавательной
активности учащихся дошкольного возраста в процессе логико-математических действий.
А также всестороннее развитие ребенка, формирование у него умения овладевать
знаниями и воспитание личностных качеств, необходимых для успешной, плодотворной
самореализации
дошкольника
в
собственной
жизни.
Программа «Раз – ступенька, два – ступенька» нацелена сформировать у ребенка
познавательный
интерес,
внимание,
память,
мышление,
речь,
инициативность,
общительность, творческие и деятельностные способности. Именно на решение этих
задач сориентирована вся одногодичная программа дошкольной подготовки к школе по
математике в ДОРЦ «Радуга».
Комплект «Игралочка» для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет содержит
задания, которые дети выполняют на занятиях, какую-то часть рекомендуется выполнять
дома вместе с родителями. Конечно, никто не обязывает родителей дополнительно
заниматься со своими детьми. Альбомы тетради лишь предоставляют им шанс внести
свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Это шанс не только
подготовить своего ребенка к школе, но и вместе научиться преодолевать трудности
учения, чтобы не остаться в дальнейшем сторонним наблюдателем его продвижения по
ступенькам знаний, а включиться в этот процесс, вместе с ребёнком, стать его
заинтересованным участником.
Не вредит ли программа «Раз – ступенька, два – ступенька» здоровью
дошкольников?
Ведущей деятельностью у дошкольников является игра. Поэтому занятия с детьми
строятся так, что дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные
признаки и отношения, соревнуются, делают открытия, т.е. играют, не замечая, что идет
обучение. На занятиях проводятся физкультминутки, тематически связанные с сюжетом
занятия и учебными заданиями, которые позволяют переключить активность детей, не
выходя из игровой ситуации.
Реализация дидактических принципов обеспечивают сохранение и поддержку
психического здоровья детей. Продолжительность занятий составляет 25-30 минут, что
соответствует нормам санпина.
Для чего на занятиях нужны задания, в которых несколько вариантов ответов?
Давая ребёнку задания с несколькими вариантами ответов, мы развиваем
вариативность его мышления, помогаем из множества правильных вариантов, выбрать
свой вариант, который он может обосновать и доказать правильность выбора. И если так
случится, что выбранный вариант не пригоден, ребёнок с лёгкостью может подобрать
другой и добиться поставленной цели.
Подходит ли эта программа для неусидчивых детей с рассеянным вниманием?
Конечно, эта программа подходит для неусидчивых детей, т.к. все занятия
проходят в игровой, привычной для детей форме. На занятиях, дети принимают
различные роли, помогают героям в трудных ситуациях и т.д.; манипулируют различными
предметами, перемещаются по группе, а не только сидят за столами, что благотворно
влияет на открытие нового для себя знания, и на запоминание материала, а так же
успешного применения его в дальнейшей жизни.
Сможем ли мы учиться в школе, работающей по традиционной программе?
Да, так как программа соответствует требованиям Министерства образования и
науки.
У меня застенчивый и тревожный ребенок. Стоит ли отдавать его в группу, в
которой занимаются по программе «Раз-ступенька, два-ступенька» в ДОРЦ «Радуга»?
Да, можно и нужно привлекать застенчивых и тревожных детей к занятиям.
Какие плюсы для этих детей:
Занятия проводятся по подгруппам (застенчивые и тревожные дети теряются в
большой группе).
Отсутствие отрицательных оценок со стороны педагога (принимается любой
ответ и тактично выводится на правильный).
Возможность отвечать на занятии тогда, когда ребенок может и хочет ответить.
Установка на успех.
Тревожным детям очень важно понимать, что они делают и зачем. В этом
отношении каждое занятие в системе имеет законченный сюжет.
Зачем маленьким детям такие сложные задания?
В дошкольный центр приходят дети с разным уровнем развития, поэтому очень
важно, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом. В связи с этим, наряду с
заданиями, которые дети могут выполнить самостоятельно, им предлагаются задания,
требующие от детей смекалки, наблюдательности. На каждом занятии мы настраиваем
детей на успех, а решение таких, казалось бы, сложных заданий, формирует у них
желание и умение преодолевать трудности. Дети при этом осваивают необходимый
«минимум», но не тормозят развитие более способных детей.
На развитие каких качеств личности направлена программа «Раз – ступенька, два –
ступенька»?
Естественно, что основной целью занятий по данной программе является
формирование познавательных процессов и способностей к основным мыслительным
операциям. Но математика остается математикой в любой программе, будь она
2
традиционной или развивающей. Главная ценность данной программы состоит в том, что
мы закладываем основу для успешной и счастливой жизни каждого ребенка в будущем.
Наша цель – воспитание «успешного» человека, который не боится трудностей и
умеет и знает, как их преодолеть, умеет ставить цели и соотносить свои возможности,
умеет признавать свои ошибки и учится на них, верит в себя, умеет выражать и отстаивать
свои мысли, умеет общаться и договариваться с людьми.
Как правильно заниматься с ребёнком в тетради
«Игралочка»?
Дома перед началом работы необходимо заинтересовать ребёнка. Скажите ребёнку,
что у вас для него есть подарок, но этот подарок надо найти. Превратите поиск подарка в
игру, проявите свою фантазию. Как правило, на странице представлены два и более
задания. Для того чтобы ребёнок не отвлекался, закройте чистым листом задания, которые
в данный момент не рассматриваются. В поле зрения ребёнка должна быть одна
картинка.
Сначала с ребёнком нужно рассмотреть картинку. Попросите назвать известные
предметы и явления, расскажите о тех, которые ему не известны. Не торопите и не
останавливайте
своего
малыша:
каждый
ребёнок
работает
в
своём
темпе.
Не надо сразу же объяснять ребёнку, что и как он должен делать. Пусть он сначала
попробует сам, а вам надо набраться терпения и выслушать всё, что скажет вам ребёнок.
Если
вы
видите,
что
ребёнку
трудно
самому,
предложите
свою
помощь.
Все задания на листе делать за один раз не обязательно. Если ребёнок устал или у него
пропал интерес, надо прерваться. Но если вы уже начали выполнять какое-то задание, то
его надо довести до конца. Ставьте галочку возле того задания, которое вызвало у ребёнка
наибольшее затруднение. Педагог сможет отследить, какой материал даётся ребёнку с
трудом и скорректирует дальнейшую свою работу.
Программа подходит для всех детей! Именно благодаря тому, что одним из
принципов, который лежит в
основе
реализации программы, является принцип
МИНИМАКСА. По программе «Раз – ступенька, два – ступенька» могут обучаться и
«слабенькие»
дети
и
одаренные.
Суть принципа минимакса проста: педагог предлагает детям содержание материала
на максимальном уровне, который определяется «зоной ближайшего развития» детей
данной возрастной группы и создает условия для освоения этого содержания на уровне, не
ниже минимального уровня, соответствующего данной развивающей программе.
Не спешит ли программа? Почему в ней даётся материал начальной школы?
В детском центре мы формируем элементарные математические представления в
ходе дидактической игры, а не занимаемся монотонной тренировкой. Мы даем детям
инструмент – умение понимать, где я ошибся и почему, найти способ решения,
попробовать
решить
возникшую
проблему,
используя
этот
способ.
В системе Людмилы Петерсон, на основе которой создана программа «Раз –
ступенька, два – ступенька», знания даются по принципу «слоеного пирога». В пять,
шесть лет, равно как и в первом, втором, малыш получает, можно сказать, одни и те же
знания. Только с каждым разом меняется уровень восприятия и глубина проникновения в
суть предмета. Таким образом, если малыш в пять лет не освоил, как это — выстраивать
закономерность из трех зеленых кубиков и одного красного, он вернется к тем же
закономерностям в шесть лет. Правда, там уже придется догадываться, какой кубик
выложить следующим в цепочке: два синих — два красных — один желтый. Но ребенок
неожиданно для себя поймет, что все ведь просто! Начинай сначала и повторяй «ритм»
пока кубики не кончатся! И у мамы от сердца отляжет: «Все-таки умница у меня малыш,
разобрался с кубиками»! Программа «Раз – ступенька, два – ступенька» дает каждому
ребенку шанс отложить слишком сложный для него материал на время, и затем освоить
его на новом витке развития.
3