Напоминание

«Что необходимо знать родителям детей, занимающихся по программе «Раз – ступенька, два - ступенька»


Автор: Кукушкина Виктория Витальевна
Должность: педагог дополнительного образования высшей категории
Учебное заведение: МАУДО "Центр детского творчества" Промышленного района города Оренбурга
Населённый пункт: город Оренбург, Оренбургская область
Наименование материала: Педагогическая статья
Тема: «Что необходимо знать родителям детей, занимающихся по программе «Раз – ступенька, два - ступенька»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Педагогическая статья для журнала

Тема: «Что необходимо знать родителям детей, занимающихся по

программе «Раз – ступенька, два – ступенька».

Составитель: Кукушкина В.В,

педагог дополнительного

образования

Аннотация

Ст

а

т

ья «Что необходимо знать родителям детей, занимающихся по программе «Раз

– ступенька, два - ступенька» пос

в

ящ

ен

а решению пробл

е

м обучения дошкольников в

ДОРЦ «Радуга» по данной программе. Она нацелена преимущественно на родителей

обучающихся.

В статье описываются цели и задачи обучения по программе «Раз-ступенька, два-

ступенька» и их пути реализации.

Статья раскрывает ряд проблем, отвечает на ряд вопросов родителей, дети которых

занимаются по данной программе.

Раскрывает основные правила работы с детьми по прописям «Игралочка» Л.Г.

Петерсон для 5-6 лет.

В статье даются ответы на самые волнующие родителей вопросы:

-Не вредит ли программа «Раз-ступенька, два-ступенька» здоровью детей?

- Для чего на занятиях нужны задания, в которых несколько вариантов ответов?

Данная статья знакомит

с возможностями программы в работе с детьми,

испытывающими

определённые

трудности

(не

усидчивость,

замкнутость,

стеснительность).

Данная статья предназначена для родителей детей дошкольного возраста и для

педагогов дополнительного образования, чтобы они могли оказать помощь родителям при

организации работы по программе «Раз – ступенька, два – ступенька».

Данная статья может быть использована в таких образовательных областях как

«Познание», «Коммуникация».

Ключевые слова: игра, программа «Раз-ступенька, два-ступенька», комплект

«Игралочка»

Л.Г.

Петерсон,

родители,

образовательный

процесс,

эффективность

обучения, взаимодействие, принцип минимакса, подготовка к школе.

Главной

целью

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы «Раз - ступенька, два – ступенька» является формирование познавательной

активности учащихся дошкольного возраста в процессе логико-математических действий.

А также всестороннее развитие ребенка, формирование у него умения овладевать

знаниями и воспитание личностных качеств, необходимых для успешной, плодотворной

самореализации

дошкольника

в

собственной

жизни.

Программа «Раз – ступенька, два – ступенька» нацелена сформировать у ребенка

познавательный

интерес,

внимание,

память,

мышление,

речь,

инициативность,

общительность, творческие и деятельностные способности. Именно на решение этих

задач сориентирована вся одногодичная программа дошкольной подготовки к школе по

математике в ДОРЦ «Радуга».

Комплект «Игралочка» для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет содержит

задания, которые дети выполняют на занятиях, какую-то часть рекомендуется выполнять

дома вместе с родителями. Конечно, никто не обязывает родителей дополнительно

заниматься со своими детьми. Альбомы тетради лишь предоставляют им шанс внести

свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Это шанс не только

подготовить своего ребенка к школе, но и вместе научиться преодолевать трудности

учения, чтобы не остаться в дальнейшем сторонним наблюдателем его продвижения по

ступенькам знаний, а включиться в этот процесс, вместе с ребёнком, стать его

заинтересованным участником.

Не вредит ли программа «Раз – ступенька, два – ступенька» здоровью

дошкольников?

Ведущей деятельностью у дошкольников является игра. Поэтому занятия с детьми

строятся так, что дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные

признаки и отношения, соревнуются, делают открытия, т.е. играют, не замечая, что идет

обучение. На занятиях проводятся физкультминутки, тематически связанные с сюжетом

занятия и учебными заданиями, которые позволяют переключить активность детей, не

выходя из игровой ситуации.

Реализация дидактических принципов обеспечивают сохранение и поддержку

психического здоровья детей. Продолжительность занятий составляет 25-30 минут, что

соответствует нормам санпина.

Для чего на занятиях нужны задания, в которых несколько вариантов ответов?

Давая ребёнку задания с несколькими вариантами ответов, мы развиваем

вариативность его мышления, помогаем из множества правильных вариантов, выбрать

свой вариант, который он может обосновать и доказать правильность выбора. И если так

случится, что выбранный вариант не пригоден, ребёнок с лёгкостью может подобрать

другой и добиться поставленной цели.

Подходит ли эта программа для неусидчивых детей с рассеянным вниманием?

Конечно, эта программа подходит для неусидчивых детей, т.к. все занятия

проходят в игровой, привычной для детей форме. На занятиях, дети принимают

различные роли, помогают героям в трудных ситуациях и т.д.; манипулируют различными

предметами, перемещаются по группе, а не только сидят за столами, что благотворно

влияет на открытие нового для себя знания, и на запоминание материала, а так же

успешного применения его в дальнейшей жизни.

Сможем ли мы учиться в школе, работающей по традиционной программе?

Да, так как программа соответствует требованиям Министерства образования и

науки.

У меня застенчивый и тревожный ребенок. Стоит ли отдавать его в группу, в

которой занимаются по программе «Раз-ступенька, два-ступенька» в ДОРЦ «Радуга»?

Да, можно и нужно привлекать застенчивых и тревожных детей к занятиям.

Какие плюсы для этих детей:

Занятия проводятся по подгруппам (застенчивые и тревожные дети теряются в

большой группе).

Отсутствие отрицательных оценок со стороны педагога (принимается любой

ответ и тактично выводится на правильный).

Возможность отвечать на занятии тогда, когда ребенок может и хочет ответить.

Установка на успех.

Тревожным детям очень важно понимать, что они делают и зачем. В этом

отношении каждое занятие в системе имеет законченный сюжет.

Зачем маленьким детям такие сложные задания?

В дошкольный центр приходят дети с разным уровнем развития, поэтому очень

важно, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом. В связи с этим, наряду с

заданиями, которые дети могут выполнить самостоятельно, им предлагаются задания,

требующие от детей смекалки, наблюдательности. На каждом занятии мы настраиваем

детей на успех, а решение таких, казалось бы, сложных заданий, формирует у них

желание и умение преодолевать трудности. Дети при этом осваивают необходимый

«минимум», но не тормозят развитие более способных детей.

На развитие каких качеств личности направлена программа «Раз – ступенька, два –

ступенька»?

Естественно, что основной целью занятий по данной программе является

формирование познавательных процессов и способностей к основным мыслительным

операциям. Но математика остается математикой в любой программе, будь она

2

традиционной или развивающей. Главная ценность данной программы состоит в том, что

мы закладываем основу для успешной и счастливой жизни каждого ребенка в будущем.

Наша цель – воспитание «успешного» человека, который не боится трудностей и

умеет и знает, как их преодолеть, умеет ставить цели и соотносить свои возможности,

умеет признавать свои ошибки и учится на них, верит в себя, умеет выражать и отстаивать

свои мысли, умеет общаться и договариваться с людьми.

Как правильно заниматься с ребёнком в тетради

«Игралочка»?

Дома перед началом работы необходимо заинтересовать ребёнка. Скажите ребёнку,

что у вас для него есть подарок, но этот подарок надо найти. Превратите поиск подарка в

игру, проявите свою фантазию. Как правило, на странице представлены два и более

задания. Для того чтобы ребёнок не отвлекался, закройте чистым листом задания, которые

в данный момент не рассматриваются. В поле зрения ребёнка должна быть одна

картинка.

Сначала с ребёнком нужно рассмотреть картинку. Попросите назвать известные

предметы и явления, расскажите о тех, которые ему не известны. Не торопите и не

останавливайте

своего

малыша:

каждый

ребёнок

работает

в

своём

темпе.

Не надо сразу же объяснять ребёнку, что и как он должен делать. Пусть он сначала

попробует сам, а вам надо набраться терпения и выслушать всё, что скажет вам ребёнок.

Если

вы

видите,

что

ребёнку

трудно

самому,

предложите

свою

помощь.

Все задания на листе делать за один раз не обязательно. Если ребёнок устал или у него

пропал интерес, надо прерваться. Но если вы уже начали выполнять какое-то задание, то

его надо довести до конца. Ставьте галочку возле того задания, которое вызвало у ребёнка

наибольшее затруднение. Педагог сможет отследить, какой материал даётся ребёнку с

трудом и скорректирует дальнейшую свою работу.

Программа подходит для всех детей! Именно благодаря тому, что одним из

принципов, который лежит в

основе

реализации программы, является принцип

МИНИМАКСА. По программе «Раз – ступенька, два – ступенька» могут обучаться и

«слабенькие»

дети

и

одаренные.

Суть принципа минимакса проста: педагог предлагает детям содержание материала

на максимальном уровне, который определяется «зоной ближайшего развития» детей

данной возрастной группы и создает условия для освоения этого содержания на уровне, не

ниже минимального уровня, соответствующего данной развивающей программе.

Не спешит ли программа? Почему в ней даётся материал начальной школы?

В детском центре мы формируем элементарные математические представления в

ходе дидактической игры, а не занимаемся монотонной тренировкой. Мы даем детям

инструмент – умение понимать, где я ошибся и почему, найти способ решения,

попробовать

решить

возникшую

проблему,

используя

этот

способ.

В системе Людмилы Петерсон, на основе которой создана программа «Раз –

ступенька, два – ступенька», знания даются по принципу «слоеного пирога». В пять,

шесть лет, равно как и в первом, втором, малыш получает, можно сказать, одни и те же

знания. Только с каждым разом меняется уровень восприятия и глубина проникновения в

суть предмета. Таким образом, если малыш в пять лет не освоил, как это — выстраивать

закономерность из трех зеленых кубиков и одного красного, он вернется к тем же

закономерностям в шесть лет. Правда, там уже придется догадываться, какой кубик

выложить следующим в цепочке: два синих — два красных — один желтый. Но ребенок

неожиданно для себя поймет, что все ведь просто! Начинай сначала и повторяй «ритм»

пока кубики не кончатся! И у мамы от сердца отляжет: «Все-таки умница у меня малыш,

разобрался с кубиками»! Программа «Раз – ступенька, два – ступенька» дает каждому

ребенку шанс отложить слишком сложный для него материал на время, и затем освоить

его на новом витке развития.

3



В раздел образования