Автор: Костромина Наиля Шамильевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДТДиМ-Дружба
Населённый пункт: г. Озерск
Наименование материала: Методическая разработка занятия
Тема: Викторина "Азбука вежливости"
Раздел: дополнительное образование
Управление образования администрации Озёрского городского округа
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодёжи»
Методическая разработка мероприятия
«Викторина «Азбука вежливости»
Костромина Наиля Шамильевна
педагог дополнительного образования
Озёрск
2023
Викторина
Пояснительная записка
В последнее время в нашу жизнь приходят дети, умеющие и знающие
гораздо больше, чем их ровесники 10 -15 лет назад. Они успешно решают
логические задачи, учат иностранный язык, бегло читают, но значительно
реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, чаще
проявляют равнодушие и черствость.
Но в тоже время дети хотят, чтобы их уважали и хорошо к ним
относились. Очевидно, что существует несоответствие представлений детей
о нравственном поведении и их истинном поведении в детском коллективе,
обществе. Назрела необходимость "уроков" человечности, на которых
ребенок
мог
бы
постигнуть
и
почувствовать
важность
и
прелесть
человеческих отношений, дружеской взаимопомощи, поупражняться в
нравственных поступках. Важно, чтобы ребенок, получая нравственные
знания,
оказывался
в
жизненных
ситуациях,
способствующих
эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и
закреплению.
Такую возможность дают воспитательные мероприятия, например,
занятие «Азбука вежливости».
«Азбука вежливости»
Творческое объединение: «Радость»
Место проведения: МБУ ДО «ДТДиМ» филиал «Дружба»
Время проведения: 25 января 2024 года в 18.00
Виды деятельности: тематическое мероприятие
Форма проведения: викторина.
Продолжительность занятия: 1 час
Участники: обучающиеся 9-10 лет
Цель:
Раскрыть сущность этического отношения ко всем окружающим людям.
Задачи:
Личностные:
приобретение первоначальных основ
о культуре поведения в
обществе;
Метапредметные:
побудить обучающихся к воспитанию такого морального качества, как
вежливость.
Предметные:
приобретение знаний азбуки этикета.
Предварительная работа:
написание сценария мероприятия
Методическое обеспечение:
1.
Презентация «Азбука воспитанности».
2.
Клятва вежливого человека.
Предполагаемый результат занятия: активное включение обучающихся в
продуктивную творческую деятельность.
Методы обучения:
метод
воспитательного
воздействия
(поощрение
за
успешное
выполнение задания);
методы контроля и коррекции: наблюдение, контроль педагога,
самоконтроль, рефлексия, подведение итогов;
методы мотивации и эмоционального стимулирования: поощрение и
эмоциональное стимулирование (поддержка, поощрение, установка на успех,
подбадривание, доброжелательность, открытость);
Роль педагога: обучающая; контролирующая; корректирующая.
Ход мероприятия.
Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас сегодня! Сейчас состоится
не совсем обычное соревнование — турнир вежливости и воспитанности.
Участие в нем примете вы, знатоки правил вежливости и хорошего тона.
Эта викторина поможет вам познакомиться с азбукой этикета: мы вспомним
вместе, как вести себя в автобусе и театре, что такое фамильярность и
опрятность, как правильно есть то или иное блюдо.
"Победить в турнире очень нелегко,
Очень умным и любезным надо быть,
Здесь сражаются за каждое очко.
Начинается сраженье по законам уваженья!
Победить в турнире очень нелегко!"
Звучит музыкальная заставка.
Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
Вежливый человек приветлив и внимателен к людям.
Прежде чем приступить к викторине, я предлагаю вам приветствовать друг
друга, и чем вежливее у вас получится, тем лучше. Дети приветствуют друг
друга.
Разминка «Вежливо – невежливо».
Поздороваться при встрече - вежливо.
Толкнуть, не извиниться – невежливо.
Помочь подняться, поднять упавшую вещь – вежливо.
Кричать на занятии – невежливо.
При покупке продавцу сказать спасибо – вежливо.
Не уступить место пожилому человеку – невежливо.
«Волшебные слова».
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо).
Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь, (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания).
Все вежливые слова хороши, когда человек искренне, от души желает
человеку добра.
Викторина «Азбука воспитанности».
(Кто первым поднимает руку и отвечает на вопрос, получает очко.)
Нужно ли здороваться со всеми пассажирами, когда входите в автобус?
Нет; если в транспорте нет ваших знакомых, следует лишь приветливо
улыбнуться.
Общеизвестно, что дамам принято дарить цветы. А можно дарить
цветы мужчинам?
Да, но только в особо торжественных случаях.
Можно ли прийти в гости за час до назначенного времени?
Нет, ведь вы можете застать хозяев врасплох.
Допустимо ли, разговаривая, активно жестикулировать, брать
собеседника за рукав, за пуговицу?
Нельзя; правилами этикета предусматривается умеренность в жестах:
жест нужен там, где слов не слышно.
Куда деть жевательную резинку, если вы находитесь в гостях, за
столом?
Нужно завернуть её в бумажку и выкинуть в мусорное ведро. Не стоит
оставлять её в тарелке, даже в бумаге, а тем более прилеплять её к столу.
Что делать, если вы вдруг забыли имя собеседника?
Вполне допустимо попросить собеседника назвать свое имя, это лучше,
чем назвать человека чужим именем.
Когда вы проявляете любезность (например, уступаете место в
транспорте), нужно ли проявлять особую настойчивость?
Стараясь быть любезным, не стоит перебарщивать, ибо ситуации могут
быть разными.
Перед вами тарелка с мясом и гарниром, рядом с тарелкой нож и вилка.
Опишите, как вы будете справляться с этим блюдом.
В правой руке – нож, в левой – вилка; придерживая мясо вилкой, нужно
отрезать от него маленький кусочек, положить на него ножом немного
гарнира и, не уронив ни крошки, отправить в рот. И так, пока не съедите
все блюдо.
Каким должно быть рукопожатие?
Не вялым и не слишком сильным.
Расскажите, как пользоваться бумажными и матерчатыми салфетками.
Накрывая стол для торжества, полагается класть не только текстильные,
но и бумажные салфетки. Текстильную салфетку принято держать на
коленях, а бумажную располагать слева от тарелки. У них разные
функции: текстильная салфетка предназначена для защиты одежды, а
бумажными обычно вытирают губы и пальцы. Закончив есть, бумажную
салфетку кладут в тарелку, а текстильную оставляют слева от тарелки,
ведь она дается одна на все застолье, а бумажные салфетки можно брать
без ограничений.
Вы звоните другу, а трубку берет его мама. Она вас еще не знает. Как вы
будете с ней разговаривать?
Обязательно нужно поздороваться, назвать свои имя и фамилию, сказать,
что вы друг ее сына, и только потом попросить позвать его к телефону.
Как вы поступите, если в помещении рядом с вами кто-то чихнул?
Если вокруг чихающего много людей, совсем не обязательно говорить:
«Будьте здоровы», достаточно просто не обращать на это внимания.
Если понадобилось сказать другу что-то такое, что не должны слышать
посторонние, можно ли сказать это ему шепотом на ухо?
Шептаться в присутствии третьих лиц считается верхом неприличия.
Когда необходимо снимать головной убор?
Женщины могут не снимать головной убор; мужчина должен снимать его,
когда входит в помещение. Обычай снимать головной убор при встрече
почти ушел в прошлое.
Можно ли во время экскурсии задавать вопросы экскурсоводу?
Лучше этого не делать; комментировать увиденное тоже лучше после того,
как экскурсия закончится.
Как правильно съесть яблоко?
Неочищенное яблоко держат вилкой и режут его на 4 части. Можно
придерживать яблоко рукой, но ни в коем случае нельзя резать его навесу;
сердцевину вырезают, придерживая фрукт вилкой на тарелке. Едят дольки
с помощью вилки.
Волшебные слова
В обиходе вежливого, воспитанного человека всегда присутствуют слова,
которые мы называем волшебными. С помощью этих слов можно даже
грустному или обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение
духа, поднять настроение. Каждый из вас должен будет назвать по одному
такому волшебному слову. За каждое названное слово вы получите одно
очко. (До свидания, спасибо, благодарю вас, будьте любезны.)
Сейчас мы подведем итоги (победители награждаются). Всем ребятам
вручается медаль участника викторины.
Участники викторины произносят клятву.
Клянемся вежливыми быть!
Всегда «спасибо» говорить,
«Добрый день», «до свидания» —
Нет в мире выше звания!
Клянемся вежливыми быть!
И лень, и грубость позабыть,
Учиться этикету —
Науку помнить эту.
Клянемся вежливыми быть!
В борьбе со злом добро добыть,
Невежду разить мечом волшебным,
И строгим словом, и целебным.
Все (хором).
Клянемся вежливыми быть!
Дорогие ребята! Наша викторина "Азбука вежливости" окончена, но я
думаю, что никогда не исчезнут с нашей земли настоящие друзья,
мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь,
защитить слабого, люди сильные, смелые и благородные – вежливые люди!
Рефлексия:
Вопросы детям
Что нового вы узнали?
Что было хорошо?
Полезно?
Познавательно?
Интересно?
С чем вы не согласны?
Что вы бы хотели изменить?
Какое эмоциональное состояние вы пережили на уроке? (грусть, радость,
интерес, раздражение, обиду, удивление)
Использованная литература
Добрый мир. Православная культура для малышей. Методические
разработки занятий. / Редактор-составитель Л.Л.Шевченко. – М.: Центр
поддержки культурно-исторический традиций Отечества, 2015
Космачева Н.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций
у дошкольников: монография / Н.В.Космачева. – Коломна: Московский
государственный областной социально-гуманитарный институт, 2011.
– 158 с.
Муратова, И.С. Стратегия воспитания духовно-нравственных
отношений у детей дошкольного возраста: учебно-методическое
пособие / И.С.Муратова; под ред. М.И.Старова; М-во обр. и науки РФ,
ФГБОУ ВО «Тамб. гос. ун-тим. Г.Р.Державина». – Тамбов:
Издательский дом «Державинский», 2018. – 352 с.
Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей.
Методическое пособие. – М.: Центр поддержки культурно-
исторический традиций Отечества, 2014. – 208 с.
Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей.
Хрестоматия. Книга 2. Хорошо – плохо. – М.: Центр поддержки
культурно-исторический традиций Отечества, 2011. – 96 с.
Самоанализ:
Викторина прошла занимательно, обучающие проявили активный интерес,
ознакомились и приобрели знания о первоначальных основах культуры
поведения в обществе, азбуки этикета, моральных человеческих качествах
таких как вежливость. Поставленные передо мной как перед педагогом
задачи выполнены, дети заинтересовались данной проблемой.
Исполнил: Костромина Н.Ш
26.01.2024