Напоминание

"Физиологические и психологические возрастные особенности дошкольников при обучении в классе аккордеона на начальном этапе обучения"


Автор: Девяткина Светлана Александровна
Должность: преподаватель по классу аккордеона
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа №5"
Населённый пункт: г.Нижний Тагил,Свердловской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Физиологические и психологические возрастные особенности дошкольников при обучении в классе аккордеона на начальном этапе обучения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа № 5»

г. Нижний Тагил

Физиологические и психологические возрастные особенности дошкольников при

обучении в классе аккордеона на начальном этапе обучения

Преподаватель по классу аккордеона

Девяткина Светлана

Александровна

2024

Обучение в классе аккордеона может начинаться с дошкольного возраста

ребенка и иметь свои особенности обучения. Самый хороший возраст для начала

занятий 5-6 лет. При поступлении в музыкальную школу ребенок проходит ряд

вступительных экзаменов, где выявляются общие музыкальные данные. Дети 5-6 лет

могут быть приняты в группы раннего эстетического развития, где уже есть

специальность по учебному плану 2 раза в неделю по часу, но разумнее начинать

первые занятия трижды в неделю по полчаса. Эта схема занятий позволит

присутствовать и родителю на уроке, а занятие проходит уже по вечерам после

детского сада, что позволяет родителям понять требования и задачи для домашней

работы. Обучающиеся дети могут привыкнуть к ритму музыкальных занятий до учебы

в общеобразовательной школе.

Часто так бывает, что наряду с хорошими музыкальными данными ребенок

обладает очень средними физическими данными: маленькой ручкой, маленьким

ростом, не хватает мышечной массы. Аккордеон -инструмент достаточно сложный на

начальном периоде обучения. Хорошо, что в арсенале преподавателя есть широкий

размерный ряд инструментов, который легко подобрать под рост ребенка. Ребенку

нужно овладеть двумя совершенно разными клавиатурами в условиях полного

отсутствия зрительного контакта. Во время игры тратятся значительные физические

усилия

для

извлечения

звука

при

управлении

мехом,

решаются

непростые

координационные задачи. У детей младшего школьного возраста при первых

контактах с инструментом имеют место быть следующие моменты-появляются

негативные эмоции, когда начинает болеть запястье левой руки от ведения меха, могут

уставать плечи от плечевых ремней, устает позвоночник сидеть на уроке прямо, если

ребенок горбится, дети могут жаловаться на болевые ощущения от упора грифа правой

клавиатуры в бедро. Задача преподавателя - настроить родителей, что адаптация к

инструменту не может быть одинакова для всех учащихся, она требует определенного

времени и у каждого это свой период и их задача помочь преодолеть любые сложности

своему малышу.

Начальный период обучения наиболее сложный и ответственный, когда

происходит

знакомство

с

инструментом,

закладываются

базовые

слуховые

и

физические ощущения. От того как пройдет этот период напрямую зависит

дальнейшее развитие юного музыканта, его творческие успехи, а его недостатки могут

сказаться даже спустя многие годы. Исходя из сказанного следует выделить несколько

общих психофизических черт, которые нужно учитывать при работе с дошкольниками:

- Дети дошкольного возраста не способны в силу их возрастных особенностей

сосредотачивать свое внимание на долгий период времени. Поэтому содержание урока

должно быть продумано до мелочей: разнообразный красочный материал, чтобы

интерес во время занятия не ослабевал, а постоянно рос от урока к уроку.

-

Малыши

отличаются

особенной

любознательностью,

которая

должна

удовлетворяться сменой игровой деятельности на уроке. Следует продумать план

каждого урока, с отклонениями в любую сторону. Маленький ребенок - это человек

настроения, особенно тогда, когда он приходить на урок в конце своего трудового дня.

Он может быть вялым или наоборот слишком перевозбужденным. Вам нужно чувство

такта и умение собрать ребенка на занятии.

- Дети дошкольного возраста легко воспринимают новый материал, но и также

быстро забывают. С этой особенностью развития придется считаться и взять за

правило на уроке постоянно возвращаться к пройденному материалу (хорошо если это

будут песенки в ансамбле с педагогом, гаммообразные упражнения и песенки со

словами) Песенки в ансамбле неплохо взять за привычку играть в конце урока

родителям, подкрепляя их интерес в обучении ребенка . Демонстрируя ученику свою

поддержку вы дарите ему положительные эмоции и уверенность родителям, что они

двигаются в правильном направлении.

- Не нужно ставить на первоначальном этапе «сверхзадачи». Лучше идти поступенно,

маленькими шажками от урока к уроку. Уроки должны быть выстроены в «пазловом»

движении: последующая

работа должна вытекать из предыдущего материала,

например перед началом игры неплохо заняться предварительными движениями или

пальчиковой гимнастикой.

- Работа с детьми младшего школьного возраста может быть успешной только тогда,

когда педагог опирается на глубокое знание детской психологии и понимает

особенности детского возраста. Внимание к душевному состоянию - непременное

условие для работы с детьми. Для успешного занятия нужна благоприятная атмосфера

душевного комфорта. За так называемый донотный период, преподаватель должен

наладить не только контакт с учеником, но и успеть увлечь его музыкой и закрепить

интерес к музыкальным занятиям. Донотный период в среднем длится от двух месяцев

до полугода, но он самый ответственный и интересный. На этом этапе должны

сформироваться доверительные отношения с учеником, он должен впитывать

информацию преподавателя, как губка. Материал подается во время урока без спешки,

естественно, в ходе проб и ошибок, без забеганий вперед. Здесь выходит на первый

план слуховое воспитание малыша, оно должно быть с первых уроков на доступном,

ярком музыкальном материале. На начальном этапе это прежде всего рассказ,

пояснение и музыкальная иллюстрация приема или метод показа с последующим

закреплением навыков. Особое внимание здесь следует уделить чтению стихов к

нотному материалу. Стихи вносят свою лепту в развитие музыкального мышления и

музыкальной памяти. Они вносят разнообразие в урок и создают особое настроение в

донотном периоде.

Итак, игру на начальном этапе ребенок должен воспринимать как новое развлечение.

Для этого следует использовать все методы, развивающие воображение малыша.

Музыкальный материал должен быть понятным для восприятия ярким по наглядности,

обязательно с иллюстрациями к музыкальному образу. Очень хорошо задавать дома

нарисовать рисунок к изучаемым песенкам или давать их в виде раскраски для

детского творчества. Можно давать творческие домашние задания в виде сочинения

стихов для песенок и попевок. Весь нотный материал для постановки рук, изучения

нотной грамоты должен быть легким, простым и интересным.

- Память ребенка в дошкольном возрасте непроизвольна. Здесь имеет значение для

запоминания частота и последовательность действий на уроке для запоминания.

Педагог может попросить запомнить все, что видит учащийся. А потом можно

спросить ряд вопросов по тексту:

А как называлась песенка?

Ты успел прочитать слова к ней? О чем она?

Сколько ты насчитал черных ноток?

Сколько было белых нот?

А каких ты увидел больше?

А там были нотки с хвостиками ?

А сколько тактов ты насчитал?

Итак, игру на начальном этапе ребенок должен воспринимать как новое

развлечение. Для этого следует использовать все методы, развивающие воображение

малыша. Музыкальный материал должен быть понятным для восприятия ярким по

наглядности, обязательно с иллюстрациями к музыкальному образу. Очень хорошо

задавать дома нарисовать рисунок к изучаемым песенкам или давать их в виде

раскраски для детского творчества. Можно давать творческие домашние задания в

виде сочинения стихов для песенок и попевок. Весь нотный материал для постановки

рук, изучения нотной грамоты должен быть легким, простым и интересным.

Хочу отдельно остановиться на выборе инструмента для занятий. Он должен

быть качественным, красивым, удобным, а самое главное подобранным по росту

ребенка, иметь хорошие, мягкие, широкие плечевые ремни. На инструменте должны

быть отрегулированы все ремни, а также выбран правильного размера жесткий стул

для занятий как дома, так и в классе. Самым подходящими инструментами для

малышей являются аккордеоны ½ по размеру фирм HONER,

WELTMAISTER,

ЮПИТЕР.

Рекомендации по проведению начальных занятий:

1.Каждый урок должен содержать знакомство с клавиатурой. Можно знакомиться с

двумя одновременно понемногу.

2.Пальчиковая гимнастика как разминка до игры на инструменте.

3.Предварительные упражнения для игры на инструменте на поверхности стола,

упражнения на координацию рук.

4.Упражнения на развитие чувства ритма.

5.Изучение нотной грамоты. Работа в авторских музыкальных прописях по

сольфеджио.

6.Освоение движений меха левой рукой с первых уроков с нажатием большого пальца

на воздушный клапан. Осваиваем необходимые технические навыки на расжим и

сжим:

- Упражнение «Море», «Ветер», «Шум моря», «Легкий ветерок», «Ведем скорый

поезд», «Рисуем ровную дорожку».

Сами названия должны быть расшифрованы ребенком и приведены в исполнение.

Можно приготовить яркие иллюстрации к каждому виду меховедения. Развивающие

задания на меховедение можно поручить придумать самостоятельно ребенку.

- Здесь же происходит знакомство с динамикой и ее оттенками

f- форте-громко. Упражнение «Гудок поезда»

Crescendo- постепенно усиливая звук. Упражнение «Поезд едет издалека»

Diminuendo-постепенно ослабляя звук. Упражнение «Поезд уезжает далеко»

Когда ребенок хорошо чувствует себя за инструментом, при этом устойчивы и посадка

за инструментом и постановка рук, учащийся может переходить к игре по нотам, но не

ранее. Все процессы во время игры должны оцениваться ребенком. Вскоре он сможет

искать ошибки в своем исполнении.

7.Развитие технических навыков на начальном этапе. Следует не торопясь освоить

«черно-белый ландшафт» правой клавиатуры аккордеона. Здорово, если освоение

клавиатуры будет происходит с закрытыми глазами, наощупь, чтобы создать

неразрушимую связь между слухом и пальцами. Когда связь происходит, а этот период

у каждого индивидуален, когда глаза освобождаются для читки нот.

8.Играем в ансамбле с педагогом решая несколько задач в обучении. Ученик кажется

играет одну-две ноты, но учится такому необходимому музыкальному опыту:

-учится вычленять мелодию из музыкальной ткани

-учится вычленять подголосок, распределять музыкальные роли

-учится вести красиво и глубоко линию баса

Работая над этими задачами, ученик с самых азов вовлечен вступать метроритмически

вовремя, на сильную долю, на слабую долю, он активирует слух и снимает

напряжение, чувство страха при игре. Бонусом ансамблевой игры становится

уверенная игра.

9.Для успешного развития ребенка на начальном этапе важны координационные

упражнения. Они направлены на выработку необходимых умений при игре:

-правой рукой исполняются длинные целые или половинные ноты, отвечающие

правилу- одна нотная величина на одно движение меха. Это определяет и основную

артикуляцию нон легато только пальцем, без участия запястья.

-процесс воздействия на клавишу и одновременно воздействие на мех. Суть

упражнения в прекращении звучания через возврат клавиши в исходную позицию.

Рекомендуемые виды уроков для малышей:

1.Урок-исследование. Примеры занятий- «Какие размеры аккордеона существуют?»,

«Для чего нужны ремни на аккордеоне?», «Какие кнопочки на левой клавиатуре

отмечены?», «Сколько рядов в левой клавиатуре?»

2.Урок-творчество. «Подбор по слуху знакомой песенки-попевки от разных звуков.2,

«Сочиняем слова к ритму»

3.Урок-слуховой

анализ.

Примеры

занятий-

«Мажор

и

минор»,

«Регистры

инструмента», «Динамика и сила звука», «Сколько ноток слышу я?»,

«Тембральные краски»

4.Урок-игра. «Закрепление нотного материала по сценарию»

В конце любого урока дети ждут поощерения или одобрения преподавателя. В

этом возрасте лучше оценивать труд ребенка на уроке установленными заранее

критериями. Это могут быть «Мажорики и минорики», «Солнышки и тучки», а также

сладкие призы и яркие наклейки.

Итак, дошкольный возраст самый плодотворный для занятий музыкой.

Учащиеся за два года до школы могут приобрести хорошие стартовые данные для

продолжения занятий по предпрофессиональной программе по восьмилетнему сроку.

Они будут идти впереди на две головы от тех, кто придет на эту программу без

подготовки и обладают всеми необходимыми данными для продолжения учебы

дальше.

В заключении своей статьи хочется привезти слова доктора психологических

наук В. Г. Ражникова: «Все дети талантливы настолько, чтобы безостановочно

развиваться в своих возможностях. Проблема лишь в том, в каком качестве, с чьей

помощью и каким способом они приобщались к искусству»

Используемая литература:

1.Бажилин Р.Н. «Школа игры на аккордеоне», Издательский дом В.Катанского,2008

2.Н.Баренбойм. «Путь к музыке» Пособие,1987

3.Баренбойм Л.Н. «Путь к музицированию», Ленинград,1976

4.Н.Бычкова «Веселые нотки. Песенки-раскраски для начинающих скрипачей»

5.М.Двилянский. «Самоучитель игры на аккордеоне», Москва «Советский

композитор»1992

6.И.Королькова «Крохе-музыканту»

7.Левин Е, Левина Е.А. «Волшебные клавиши», Издательство «Феникс»,2023

8.Ж.Пересветова «альбом для маленьких пианистов» Издательство «Музыка»,

Москва,2019

9.И.Попова. нотные прописи «Музыкальные котики», Издательство «Феникс»,2023

10.А.Русакова «Нотные прописи для юных музыкантов», ТД «Феникс»,2023



В раздел образования