Автор: Самарская Валентина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №9 "Малахитовая шкатулка"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: лепка как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 9 «МАЛАХИТОВАЯ ШКАТУЛКА»
лепка как средство речевого раз
вития детей дошкольного возраста
дополнительная образовательная программа
по развитию художественно-творческих способностей через обучение
нетрадиционным техникам лепки
для детей дошкольного возраста с 3 до 4 лет
на 2023 – 2024 учебный год
Руководитель:
Самарская В.М., воспитатель
г. Нижневартовск, 2023г
2
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы
3
Пояснительная записка
6
1.
Содержание программы
7
2.
Учебный план
10
3.
Календарно-учебный план
10
4.
Календарно-тематическое планирование
12
5.
Материально-техническое обеспечение программы
21
6.
Мониторинг
22
7.
Работа с родителями
23
8.
Список литературы
25
3
Паспорт программы
Название программы
«Волшебный мир лепки»
По
развитию
художественно-творческих
способностей
через
обучение
нетрадиционным
техникам лепки
Основания для
разработки программы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» п. 4ч.
2 ст.29, ч 3.ст 30, с.ч1.ст 91, ч.1 ст101;
2. Постановлением
Главного
государственно
го санитарного
врача
Российской
Федерации
от
15
мая
2013
№26
«Об
утверждении
СанПин 2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемио
логические требования
к
устройству,
со
держанию
и организации
режима
работы
в
дошкольных организациях»
3. Устав дошкольного образовательного учрежде
ния
Заказчик программы
Родители (законные представители)
Юридический адрес
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
детский
сад
№9
«Малахитовая шкатулка»»
ул. Северная, д 66А
Телефон
83466265529
4
Составитель программы
Самарская
Валентина
Михайловна,
воспитатель
МБДОУ ДС № 9 «Малахитовая шкатулка»
Исполнители программы
Педагоги, дети, родители
Цель программы
развитие художественно-творческих способностей
через обучение нетрадиционным техникам лепки
Задачи программы
1
. Познакомить детей с техниками лепки.
2.
Стимулировать
развитие
творческих
способностей в процессе лепки.
3.
Поддерживать
возможность
самовыражения
каждого ребенка.
4.
Побуждать
детей
самостоятельно
выбирать
способы
лепки
при
создании
выразительных
образов,
используя
для
этого
освоенные
технические приемы.
5.
Вызывать
эмоционально
положительное
состояние,
удовольствие
от
игр
и
совместной
деятельности с другими детьми.
6.
Развивать
мелкую
моторику
рук,
тактильную
чувствительность
как
основу
«ручного
интеллекта».
Срок реализации
программы
1 год
Ожидаемые конечные
результаты реализации
программы
1.
Знают
новые
техники
лепки
–
«комбинированная»,
«пластинография»,
«пластилиновая мозаика».
2.
Творчески активны.
3.
Создают
оригинальный
продукт
деятельности.
4.
Умеют лепить основные образы, составляют
различные композиции.
5.
Умеют
работать
в
паре,
умеют
договариваться,
доводят
начатое
дело
до
конца.
6.
Достаточно развита мелкая моторика, умело
пользуются пластилином.
5
Условия реализации
программы
- пластилин восковой мягкий в большой цветовой
гамме .
-пластилин мелкозернистый
-картон белый ,
-стеки пластмассовые.
-пластиковые дощечки.
занятия лучше проводить в помещении, где
можно быстро переставить столы и стулья,
освободить место для упражнений, связанных с
двигательной активностью детей;
- наличие демонстрационного материал .
Система контроля за
выполнением программы
Система мониторинга
6
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Истоки творческих способностей и дарования детей
на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают источник
творческой мысли. Другими словами: чем больше
мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский
В соответствии с Федеральными Требованиями к структуре основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования
одним
из
направлений
содержания
образовательной
области
«Художественное
творчество», направленного на достижение целей формирования интереса к
эстетической
стороне
окружающей
действительности,
удовлетворение
потребности детей в самовыражении является – развитие детского творчества.
Формирование предпосылок к изобразительной деятельности начинается с
первых лет жизни. Познавая окружающий мир предметов, ребёнок, учится
точно и расчленёно их воспринимать, действовать ими, узнаёт о разнообразии
их свойств и отношений о цвете, форме, величине.
Ребёнок третьего года жизни рисует, лепит без всякого замысла. Начертив
линии или скатав в ладонях комок пластилина, он внезапно находит сходство
с предметами и явлениями. При этом ребёнок проявляет речевую активность.
В лепки у детей развиваются мелкая моторика пальцев рук, воображение,
формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения
рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса. Наиболее
подходящими материалами для работы с детьми раннего возраста является
пластилин.
Актуальность. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только
художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе лепки
Техника лепки богата и разнообразна , но при этом доступна даже маленьким
детям. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка. Лепка на
7
ряду
с
другими
видами
изобразительного
искусства
развивает
ребенка
эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать созидать по законам
красоты.
Занятия
лепкой
повышают
сенсорную
чувствительность,
т.е
способствуют тонкому восприятия формы. Фактуры, цвета, веса, пластики.
Развивается
воображение,
пространственное
мышление,
общая
ручная
умелость, мелкая моторика; синхронизируется работа обеих рук.
Лепка является одним из средств релаксации, что имеет важное значение
для психологического благополучия малыша .
1.
Содержание программы:
В своей работе мы опирались на методические разработки Ю.В. Рузановой
«Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной
деятельности»,
А.М.
Вербенец
«Образовательная
область
«Художественное
творчество»», программу художественного воспитания обучения и развития
детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.
Возраст детей от 3 до 4 лет - время наиболее бурного развития ребенка.
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач
педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в
изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие
способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют
разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий
потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения
нестандартных задач,
Программа «Волшебный мир лепки» составлена с учётом возрастных
особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения
от простого к сложному.
Количество детей в группе - 10 человек, продолжительность занятий 20
минут, 2 раза в неделю.
Количество детей в группе - 10 человек, продолжительность занятий 30 минут, 2 раза
в неделю.
8
Цель:
развитие
художественно-творческих
способностей
через
обучение
нетрадиционным техникам лепки.
Задачи:
1. Познакомить детей с техниками лепки.
2. Стимулировать развитие творческих способностей в процессе лепки.
3. Поддерживать возможность самовыражения каждого ребенка.
4. Побуждать детей самостоятельно выбирать способы лепки при создании
выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы.
5. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и
совместной деятельности с другими детьми.
6. Развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность как основу
«ручного интеллекта».
Ожидаемый результат:
1.
Знают
новые
техники
лепки
–«комбинированная»,
«пластинография»,
«пластилиновая мозаика».
2.
Творчески активны.
3.
Создают оригинальный продукт деятельности.
4.
Умеют лепить основные образы, составляют различные композиции.
5.
Умеют работать в паре, умеют договариваться, доводят начатое дело до
конца.
6.
Достаточно развита мелкая моторика, умело пользуются пластилином.
Итоговые результаты деятельности оказываемой услуги предоставляются для
родителей
(законных
представителей)
в
форме
проведения
фотовыставок
детских
работ
организованных
в
дошкольном
учреждении,
открытого
мероприятия с участием детей и родителей, организованных дошкольным
учреждением, творческих смотрах - конкурсах художественного искусства.
Принципы программы:
-Доступности
(простота,
соответствие
возрастным
и
индивидуальным
особенностям);
-Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
9
-Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника
в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
-«От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы,
ребёнок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);
-Учёт возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Этапы реализации программы
Целостный
процесс
обучения
лепке
из
пластилина
можно
условно
разделить на три этапа:
1.Подготовительный
-Знакомить со свойствами пластилина.
-Освоить
приёмы
раскатывания
пластилина
круговыми
движениями,
прямыми движениями ладоней;
-Освоить приёмы вдавливания;
-Освоить приёмы раскатывания и выдавливания пластилина;
-Освоить
приёмы
прощипывания,
ощипывания
маленького
кусочка
пластилина;.
-Научиться работать на ограниченном пространстве.
2.Основной
-
Научить
основным
приёмам
работы
из
целого
куска
пластилина,
из
отдельных частей, создание образов.
-Для
выразительности
работ,
уметь
использовать
вспомогательные
материалы (природный и бросовый)
-Научиться пользоваться стекой, печаткой, формами для выдавливания,
скалкой.
-Научиться соединять части пластилина.
-Научиться доводить дело до конца, аккуратно выполнять свои работ.
-Научиться действовать по образцу воспитателя, по словесному указанию.
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.
3.Итоговый
10
- Значительное повышение уровня развития творческих способностей у
дошкольников;
- развитие общей ручной умелости (моторики);
-
активное
использование
лепных
навыков
в
самостоятельной
продуктивной деятельности детей;
- развитие активной детской речи;
- расширение кругозора.
11
2.
Учебный план
КОЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ
Продолжительность
Количество
занятий/
количество
часов в
неделю
Количество
занятий/
Количество
часов в
месяц
Количество
занятий/
Количество
часов в год
«Волшебный
мир лепки»
20 минут
1/20мин
4/8
36/72
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
3.
Календарно - учебный план
месяц
Тема программы
Теория
Практика
всего
сентябрь
1. «Чудесный материал»
1
1
2
2. «Волшебный комочек»
1
1
2
3. «Ветка рябины»
1
1
2
4. «Осенний листок»
1
1
2
4
4
8ч.
октябрь
1. «Гусеница»
1
1
2
2. «Грибная полянка»
1
1
2
3.«Дары осени» (фрукты)
1
1
2
4. «Собираем овощи»
0,5
1,5
2
3,5
4,5
8 ч.
ноябрь
1. «Корзина для овощей и
фруктов»
1
1
2
Дни недели
Время проведения
вторник / четверг
15.40 – 16.00
12
2. «Цыпленок»
0,5
1,5
2
3. «Ути- ути- уточки- беленькие
грудочки»
0,5
1,5
2
4.«Ёжик - без головы, без
ножек...»
0,5
1,5
2
2,5
5,5
8ч.
декабрь
1. «Лесные жители»
0,5
1,5
2
2. «Снежинка»
0,5
1,5
2
3. «Ёлочка нарядная»
0,5
1,5
2
4.«Шарики-фонарики»
0,5
1,5
2
2
6
8 ч.
январь
1. «Волшебные превращения
снеговиков»
0,5
1,5
2
2. «Жар-птица»
0,5
1,5
2
3. «Домашние питомцы»
0,5
1,5
2
4. «Кудрявая овечка»
0,5
1,5
2
2
6
8 ч.
февраль
1.«Рыбки в аквариуме»
1
2
3
2.«Черепашка»
0,5
1,5
2
3. «Самолет»
0,5
1,5
2
4.«В гостях у Домовёнка Кузи»
1
-
1
3
5
8 ч.
март
1.«Подставка для чайника»
0,5
1,5
2
2.«Чашка»
0,5
1,5
2
3.«Чашка» (лепка в технике из
«жгута»)
0,5
1,5
2
4.«Матрешка»
0,5
1,5
2
2
6
8 ч.
апрель
1.«Снесла курочка яичко»
0,5
1,5
2
13
2.«Птица»
1
1
2
3.«Свинья»
0,5
1,5
2
4.«Уточка-крылатка»
1
1
2
3
5
8 ч.
май
1. «Собачка»
1
1
2
2.«Быстроногая лошадка»
0,5
1,5
2
3.«Круторогий козлик»
0,5
1,5
2
4.«Любимые зверушки»
-
2
2
2
6
8 ч.
Итого
24
48
72 ч.
4.
Календарно - тематическое планирование
№
Тематика
занятий
Задачи
Используемый
материал
1
2
«Чудесный
материал»
Познакомить с художественным
материалом – пластилин, ,
инструментами и приспособ-
лениями для лепки, техникой
безопасности. Вызвать желание
создавать красивое. Обогащать
внутренний мир ребенка через
приобщение к народной культуре.
Образцы поделок из
пластилина,
Стеки,нож для резки
пластилина
«Волшебный
комочек»
Знакомить детей со свойствами
пластилина играя с ним; показать
пластилиновые поделки..
Воспитывать интерес к лепке из
плмстилина: осуществляя
взаимосвязь с потешками.
Образцы поделок из
пластилина,
Стеки,нож для резки
пластилина
3
«Ветка
рябины»
Предложить детям слепить ягоды
рябины отщипывая кусочки
пластилина, раскатывать его
круговыми движениями и
нанизывать на проволоку; создавать
коллективную композицию:
Иллюстрации с
изображением
рябины,
Пластилин, дощечка,
салфетка
14
4
нанизывать грозди на ветку.
Развивать чувство формы. Вызвать
у детей радость от работы,
объединив поделки одним
сюжетом.
«Осенний
листок»
Предложить лепить листок двумя
способами, раскатывая кусок
пластилина скалкой в пласт или
сплющивать шар между ладонями,
прорисовывать палочками
прожилки. Развивать чувство
композиции, воспитывать
аккуратность.
Иллюстрации с
изображением
листьев, осенние
листья,
Пластилин, дощечка,
салфетка Пластилин,
дощечка, салфетка
5
6
7
8
«Гусеница»
Познакомить со способом лепки
гусеницы конструктивным
способом, соединением де-талей.
Формировать умение соединять
детали между собой,.
Иллюстрации с
изображением
гусеницы, Пластилин,
дощечка, салфетка
«Грибная
полянка»
Познакомить детей с разнообразием
грибов нашего леса через загадки;
вызвать желание слепить грибы,
используя знакомые приемы:
раскатывание бруска, сплющивание
шарика; формировать умение
соединять детали между собой,
примазывая водой. Развивать
умение детей раскрашивать
объёмные фигурки гуашью
Иллюстрации с
изображением грибов,
Пластилин, дощечка,
салфетка
«Дары осени»
(фрукты)
Познакомить со способами лепки
базовой формы «шар», лепки
фруктов, Развивать мелкую
моторику, координацию движений
рук. Учить раскрашивать объёмные
формы гуашью, подбирать нужный
цвет.
Иллюстрации с
изображением
фруктов, муляжи,
Пластилин, дощечка,
салфетка
«Собираем
Познакомить со способами лепки
Иллюстрации с
15
овощи»
овощей конструктивным способом:
огурец, помидор, морковка,
капуста. Предложить загадки об
овощах. Развивать мелкую
моторику, координацию движений
рук. Учить раскрашивать объёмные
формы гуашью, подбирать нужный
цвет.
изображением
овощей, муляжи,.
Пластилин, дощечка,
салфетка
9
10
11
12
«Корзина для
овощей и
фруктов»
Познакомить со способами лепки
корзинки для фруктов и овощей,
приёмом раскатыва-ния жгутиков и
соединение их, преобразуя в
корзинку. Развивать умение
создавать композицию на заданную
тему. Развивать мелкую моторику,
координацию движений рук. Учить
раскрашивать объёмные формы
гуашью, подбирать нужный цвет.
Иллюстрации с
изображением
корзины,.
Пластилин, дощечка,
салфетка
«Цыпленок»
Формировать у детей умение
лепить живот-ных разными
способами. Закреплять умение
формировать формы шара
большого и малого, соединять их
при помощи стеков. Развивать
умение подбирать нужный цвет.
Иллюстрации с
изображением
цыпленка,. Пластилин,
дощечка, салфетка,
«Ути- ути-
уточки-
беленькие
грудочки»
Формировать у детей умение
лепить живот-ных разными
способами. Создавать образ уточки,
используя знакомые приёмы.
Воспитывать аккуратность.
Иллюстрации с
изображением уток,
образцы работ,
Пластилин, дощечка,
салфетка на,
«Ёжик - без
головы, без
ножек..»
Формировать у детей умение
лепить живот-ных разными
способами. Создавать образ ёжика
по стихотворению «Хитрый ёж»
ком-бинированным способом,
Иллюстрации с
изображением ёжика .
Пластилин, дощечка,
салфетка
16
используя знако-мые приёмы.
Развивать художественный вкус.
13
14
15
16
«Лесные
жители»
Формировать у детей умение
лепить зайца конструктивным
способом. Упражнять в умении
создавать выразительный образ
зайца, соединять детали стеками.
Развивать умение дорисовывать
детали объектов для придания им
законченности и сходства с
реальными образцами. Воспитывать
самостоятельность.
Иллюстрации с
изображением
зайцев, образцы работ,
Пластилин, дощечка,
салфетка
«Снежинки»
Познакомить с элементами
геометрического орнамента.
Формировать умение лепки сне-
жинок в технике «жгута».
Воспитывать усидчивость,
аккуратность. Развивать
художественный вкус.
Иллюстрации с
изображением
снежинок,
Пластилин, дощечка,
салфетка
«Ёлочка
нарядная»
Упражнять в умении лепки ёлочки
констру-ктивным способом. Чтение
стихов о новогод-ней ёлочке.
Вызвать радость от предстоящих
праздников. Воспитывать
усидчивость, аккуратность.
Иллюстрации с
изображением
Новогодней ёлки,
украшений для неё,
образцы работ,
. Пластилин, дощечка,
салфетка
«Шарики-
фонарики»
Упражнять в лепке украшений для
ёлки, используя шаблоны. Чтение
стихов о ново-годней ёлочке.
Вызвать радость от предсто-ящих
праздников. Воспитывать
усидчивость, аккуратность.
Развивать художественный вкус.
Иллюстрации с
изображением
Новогодней ёлки,
украшений для неё,
образцы работ,
. Пластилин, дощечка,
салфетка
17
«Волшебные
Развивать умения создавать образы
Иллюстрации с
17
18
19
20
превращения
снеговиков»
сказоч-ных героев, дополняя их
мелкими деталями костюма и
атрибутами. Упражнять детей в
лепке снеговиков. Побуждать их
путем изменения формы,
использования налепов и внесения
различных дополнительных деталей
превращать их в различных
знакомых сказоч-ных персонажей.
изображением
снеговиков, образцы
работ,
Пластилин, дощечка,
салфетка
«Жар-птица»
Формировать у детей умение
лепить «Жар-птицу» по мотивам
русских народных сказок,
используя известные способы.
Вызвать ин-терес к сказочному
персонажу. Развивать умение
дорисовывать детали объектов для
придания им законченности.
Развивать художественный вкус.
Иллюстрации
сказочных персон
ажей, жар-птицы
Пластилин, дощечка,
салфетка
«Домашние
питомцы»
Формировать у детей умение
лепить живот-ных разными
способами. Упражнять в умении
создавать выразительный образ
котенка конструктивным способом,
соеди-нять детали стеками.
Развивать умение дори-совывать
детали объектов для придания им
законченности и сходства с
реальными образцами. Воспитывать
самостоятельность
Иллюстрации с
изображением кошек,
образцы работ,.
Пластилин, дощечка,
салфетка
«Кудрявая
овечка»
Формировать умение лепить
фигурку овечки по предложенной
схеме. Закреплять умение
нанесения декора стеками.
Развивать умение дорисовывать
детали объектов для придания им
законченности и сходства с
реальными образцами. Воспитывать
Иллюстрации с
изображением овечек,
образ Пластилин,
дощечка, салфетка цы
работ,.
18
самостоятельность.
21
22
23
24
«Рыбки в
аквариуме»
Рассмотреть иллюстраций
различных пород рыб (домашние
аквариумные рыбки), аквариума и
его обитателей. Формировать
умение лепить понравившуюся
рыбку из целого куска глины.
Познакомить с техни-кой лепки
водоросли и улитки из «жгута».
Развивать умение создавать
композицию.
Иллюстрации с
изображением рыбок,
аквариу Пластилин,
дощечка, салфетка
ма,.
«Черепашка»
Формировать у детей умение
лепить животных разными
способами. Формировать у детей
умение лепить черепашку по
инструкции, выполнять декор
налепным орнаментом. Развивать
умение дорисовывать детали
объектов для придания им
законченности и сходства с
реальными образцами.
Изображение
черепашки или
игрушка, образец,
Пластилин, дощечка,
салфетка
«Самолёт»
Вызвать желание лепить подарки:
самолёт комбинированным
способом из двух брусков и
соединять их с помощью «замка»
(сделать насечки . Упражнять в
умении изготавливать несложные
поделки. Развивать инициативу,
творчество. Воспитывать
самостоятельность, активность.
Изображение
самолета или
игрушка, образец,
Пластилин, дощечка,
салфетка
«В гостях у
Домовёнка
Кузи»
Знакомить с использованием
изделий из пластилина в быту.
Приобщать детей к националь-ной
иллюстрации, кукла
Кузи, образцы
посуды, домашней
19
культуре, развивать интерес к
русскому народному творчеству,
воспитывать у детей
патриотические чувства и
духовность. Знакомить детей с
русской избой, с её укла-дом и
традициями гостеприимства,
используя персонаж домовёнка
Кузи и народный фольк-лор.
Развивать творческое воображение.
утвари.
25
26
27
28
«Подставка
для чайника»
Заинтересовать детей лепкой
простых, но полезных и нужных
вещей. Предложить использовать
для работы два приема лепки:
путем сплющивания шарика и
прищипы-вания краев или
вдавливания, украшая его печаткой.
Воспитывать самостоятельность в
творчестве.
Иллюстрации с
изображением
посуды, образцы
работ,
Пластилин, дощечка,
салфетка
«Чашка»
(узор по
краю)
Познакомить со способами лепки
посуды. Упражнять в украшении
поверхности чашки ритмичным
нанесением узора путем вдавли-
вания любых рельефных
поверхностей., закреплять название
основных цветов. Воспитывать
умению радоваться результатам
труда.
Иллюстрации с
изображением
посуды, образцы
работ,
Пластилин, дощечка,
салфетка
«Чашка»
(лепка в
технике из
«жгута»)
Познакомить детей со способом
лепки чашки из глины в технике из
«жгута» (состоящую из колец и
диска). Закреплять умение прочно
сое-динять части изделия между
собой, заглажи-вать поверхность,
пользоваться стекой. Развивать
мелкую моторику пальцев, цвето-
вое восприятие.
Образцы работ,
Пластилин, дощечка,
салфетка
20
«Матрёшка»
Формировать умение создавать
образ матрёшки, лепить из целого
куска, пластическим способом.
Развивать умение задумывать
содержание рисунка на поделке и
доводить задуманное до конца.
Закреплять приёмы лепки.
Развивать чувство формы.
Матрешки,
изображения
матрешек, образец,
Пластилин, дощечка,
салфетка
29
30
31
32
«Снесла
курочка
яичко»
Рассмотреть с детьми глиняные
пасхальные яйца. Развивать умение
определять элементы узора и
основные цвета росписи. Воспиты-
вать уважение к труду народных
умельцев. Развивать эстетическое
восприятие, умение составлять узор
самостоятельно.
Глиняные пасхальные
яйца, иллюстрации,
образ Пластилин,
дощечка, салфетка цы
«Птица»
Познакомить с каргопольской
игрушкой, с приёмами лепки
каргопольских игрушек. За-
креплять умение плотно скреплять
части с помощью воды. Дать
представление об осо-бенностях
каргопольской росписи.Закреплять
технику рисования тычком.
Привлечь внимание детей к
каргопольской игрушке,
познакомить с фольклором севера.
Иллюстрации с
изображением
каргопольских
игрушек, образцы
работ,
Пластилин, дощечка,
салфетка
«Свинья»
Закреплять знание приёмов лепки
каргополь-ских игрушек,
представление об особеннос-тях
каргопольской росписи, технику
рисо-вания тычком. Воспитывать
уважение к труду народных
умельцев. Развивать эстети-ческое
восприятие, умение составлять узор
самостоятельно.
Иллюстрации с
изображением
Каргопольских
игрушек, образцы,
Пластилин, дощечка,
салфетка
21
«Уточка –
крылатка»
Показать детям приёмы лепки
дымковских игрушек
конструктивным способом, соеди-
няя из 2-3 частей и используя
приёмы: раска-тывание конуса и
сгибание его дугой, прие-мы лепки
мелких деталей. Привлечь
внимание детей к народной
дымковской игрушке, познакомить
с образами, характерными для
глиняной дымковской игрушки
Иллюстрации с
изображением
дымковских игрушек,
образцы,
Пластилин, дощечка,
салфетка
33
34
35
36
«Собачка»
Развивать интерес к дымковской
игрушке, осуществляя взаимосвязь
образа с устным фольклором:
сказки, потешки, стихи. Рассказать
детям о приеме отбеливания
поделок. Развивать умение де-лать
набросок росписи на бумажном
трафарете. Познакомить с
элементами дымковской росписи
Иллюстрации с
изображением
дымковских игрушек,
образцы,
Пластилин, дощечка,
салфетка
«Быстроногая
лошадка»
Развивать интерес к дымковской
игрушке. Закреплять приёмы лепки
дымковских игрушек: раскатывание
конуса и сгибание его дугой и др.
Приучать детей самостоятельно
отбеливать вылепленное изделие,
плани-ровать набросок росписи на
листке бумаги. Закрепить элементы
росписи на силуэте. Развивать
эстетический вкус.
Иллюстрации с
изображением
дымковских игрушек,
образцы,
Пластилин, дощечка,
салфетка
«Круторогий
козлик»
Развивать интерес к дымковской
игрушке. Закреплять приёмы лепки
дымковских игрушек: раскатывание
конуса и сгибание его дугой и др.
Приучать детей самостоятельно
отбеливать вылепленное изделие,
планировать набросок росписи на
Иллюстрации с
изображением
дымковских игрушек,
образцы,
Пластилин, дощечка,
салфетка
22
листке бумаги, наносить узор на
всю поверхность. Закрепить
элементы росписи на силуэте.
Развивать чувство цвета, ритма,
поощрять самостоятельный подбор
колорита росписи.
«Любимые
зверушки»
Закреплять известные приемы
лепки, умение анализировать
образец и выполнять поделку по
аналогии, планировать узор
росписи, наносить узор на всю
поверхность.
Воспитывать умение радоваться
своему результату.
Образцы Пластилин,
дощечка, салфетка
работ,
5.
Материально - техническое обеспечение программы
Программа
реализуется
в
кабинете
дополнительного
образования
муниципального
бюджетного
дошкольного
образовательного
учреждения
детского сада №9 «Малахитовая шкатулка» для детей дошкольного возраста 3-
4 лет, посещающих дошкольное учреждение.
Помещение оснащено ноутбуком, мольбертом, отдельными столами для работы
детей, наборами пластилина
1. Столы-5 шт.
2. Стулья-10 шт.
4. Ноутбук-1 шт.
5. Набор : Шариковый пластилина 10 шт.
Восковой пластилин 10 шт
Кинетический пластилин 10 шт
6. Набор стеков 10 шт
7.Пластмасовые дощечки 10 шт
8.Салфетки влажные
9.Картон белый.
23
Кадровое обеспечение
Услуга по программе «Волшебный мир лепки» предоставляется воспитателем
первой квалификационной категории.
6.
Мониторинг
Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ,
сравнительное диагностирование детей в конце учебного года.
№
п/п
Критерии
Задание
1
Знает
свойства
пластических
материалов,
понимает,
какие
предметы
можно
лепить.
Умеет
аккуратно
пользоваться
пластилином.
Предложить
детям
пластилин
и
сделать из него подарок щенку (мяч,
косточка т др.).
2
Умеет лепить предмет по образцу
из 1 – 3 частей одинаковой и разной
формы, используя ранее усвоенные
приемы и способы
«Слепи
свою
любимую
игрушку».
Предложить
ребёнку
самостоятельно слепить по образцу
предмет, состоящий из 1 – 3 частей
одинаковой и разной формы ( шар,
колечко, столбик).
3
Умеет
задумывать
содержание
лепки,
доводит
замысел
до
конца,
использует разные приёмы лепки
«Лепка
по
замыслу».
Предложить
детям
вылепить
предмет
по
собственному
художественному
замыслу.
4
Умеет лепить и украшать предмет по
замыслу.
«День
рождения
куклы
Даши».
Предложить детям сделать подарок
кукле
Даше
и
украсить
изделие
с
помощью
палочки
и
дополнительного материала.
Оценка уровня развития:
0 баллов – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит
случайный характер (низкий уровень);
24
1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от
особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения
ребенка и т.д. (средний уровень);
2 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной,
не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого,
других детей, настроения ребенка, успешности или неуспешности предыдущей
деятельности и т.д. (высокий).
Результаты мониторинга образовательного процесса заносятся в общую
таблицу, где указываются все результаты уровня овладения необходимыми
навыками и умениями по образовательным областям.
Ожидаемые результаты.
1.
У детей стойкий интерес к лепке из пластилина как во время занятий , так
и в свободное время.
2.
. Уверенно делят пластилин на части соответственно замыслу.
3.
. Владеют техническими приёмами: скатывание, раскатывание,
расплющивание, оттягивание.
4.
. Лепят работы разными способами: пластическим, конструктивным,
комбинированным.
5.
. Лепят предметы, передавая их характерные особенности.
6.
. Рассказывают о последовательности выполнения своей работы и
работы, отвечая на вопросы педагога.
7.
Работа с родителями
Семейный уклад, неповторимый микроклимат, стиль внутрисемейных
отношений, его нравственная направленность имеют неоценимое значение в
воспитании.
Семья и учреждение, в котором занимаются ребята - партнеры для более
эффективной образовательной деятельности детей.
25
Совместная работа родителей, педагога и воспитанников поможет решить
важные проблемы и создать условия для развития и формирования целостной
личности, духовности, нравственности, творческой индивидуальности,
интеллектуального богатства детей.
Цель: Вовлечь родителей в процесс обучения, формировать у них позицию
субъекта этого процесса.
№
п/п
Наименование
мероприятия
Задачи
1.
Родительское собрание
Познакомить родителей с
деятельностью кружка
2
Мастер класс с родителями
«Волшебный комочек»
Познакомить родителей с
различными техниками лепки
3
Консультация для родителей
«Развитие изобразительных
способностей»
Совместное решение текущих
вопросов
4
Выставки, вернисажи
Демонстрация творческих
способностей детей
26
8.
Список литературы
1.
И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Вкусная лепка для детей» Издательский
дом «Цветной мир» Москва 2014г.
2.
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская
программа «Цветные ладошки».
3.
Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». -М., 1998 г.
4.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
5.
Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.
Васильевой, Т.С.Комаровой и др. М., Мозаика-Синтез, 2010
6.
Комарова
Т.С.
Детское
художественное
творчество.
Методическое
пособие для воспитателей и педагогов. М., Мозаика-Синтез, 2008
7.
Венгер Л. А. «Педагогика способностей». -М., 1973 г.
8.
Венгер Л. А. программа «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное
искусство).