Автор: Федяева Елена Ивановна
Должность: педагог- психолог
Учебное заведение: МКДОУ д/с№2 "Светлячок"
Населённый пункт: город Вятские Поляны Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Песочная терапия в работе педагога- психолога
Раздел: дошкольное образование
МКДОУ детский сад комбинированного вида № 2 «Светлячок»
Кировской области, города Вятские Поляны
Пароходная , 9
ПРОЕКТ
«Волшебный песок»
Песочная терапия
в работе педагога - психолога с детьми с ОВЗ
Выполнила
Педагог - психолог:
Федяева Е. И.
Г. Вятские Поляны, 2023г.
Содержание:
1.
Введение.
2.
Актуальность проекта.
3.
Цели и задачи.
4.
Практическое применение проекта
5.
Участники проекта
6.
Ожидаемый результат
7.
Материалы
8.
Основные направления в работе педагога - психолога, применимые для
песочной терапии
9.
Цветной песок
10.
«Песочная терапия с детьми с ОВЗ»
11.
Ритуал входа в песочницу
12.
Способы рисования песком
13.
Коррекционно-развивающая работа
педагога - психолога с детьми с ОВЗ
14.
Заключение
15.
Список литературы
Введение.
История песочной терапии.
Воспитанники коррекционных групп, отличаются повышенной нервной
возбудимостью,
агрессивностью, тревожностью, гиперактивностью с одной
стороны и замкнутостью, пассивностью, закрытостью, зажатостью,
неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой
стороны. У детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается
нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации
движений, отсутствие чувства ритма, мелкой моторики рук, нарушение памяти,
внимания, восприятия, мышление.
Поэтому наши воспитанники нуждаются в особых методах коррекции
психоэмоционального здоровья. Одним из наиболее продуктивных и
действенных методов обучения, развития и организации коррекционной работы с
детьми, имеющих подобные проблемы, является – песочная терапия.
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским
психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень
просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им
самим творения, и снова строит. Многократно проживая историю, малыш
достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее
психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета,
событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного
мира, ребенку с особыми образовательными потребностями предоставляется
возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится
самостоятельно преодолевать трудности.
Игра с песком - это естественная и доступная для ребенка с ограниченными
возможностями здоровья форма деятельности. Ребенок часто словами не может
выразить свои переживания, тревогу, страхи, и ему на помощь приходят игры с
песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок,
создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения.
А самое главное - он приобретает бесценный, жизненный опыт.
Многократно проживая эту тайну, ребенок достигает состояния равновесия.
Актуальность проекта:
В настоящее время вырос интерес педагогов к занятиям с детьми с
использованием песка. Метод песочной терапии обладает большим ресурсом для
работы психолога с детьми с ОВЗ. Этот метод позволяет:
1.
Повышать интерес и мотивацию к занятиям
2.
Создать дополнительный акцент на тактильную чувствительность
3.
Развить коммуникативные навыки
4.
Развить мелкую моторику
5.
Активизировать творческие способности
Цель проекта: Оптимизировать условия психологической работы с детьми с
ОВЗ
Задачи:
1.
Развивать психологические процессы у детей (мышление, воображение,
память, внимание);
2.
стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию;
3.
совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые
возможности;
4.
создавать положительный эмоциональный настрой
5.
способствовать социализации;
6.
снимать мышечную напряжённость;
7.
помогать ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
Практическое применение проекта: для психологов, педагогов.
Участники проекта: дети с ОВЗ, психолог.
Ожидаемый результат: Вызвать положительные эмоции (радость, удивление,
снизить негативные проявления (страх, агрессия, тревожность, уменьшить
проявления отрицательных эмоций (злость, гнев, обида); работа с песком позволяет
дольше сохранить работоспособность детей, придает им уверенность в собственных
силах;
развивает мелкую моторику, тактильно-кинестетическую чувствительность. Дети
учатся понимать себя и других.
Материалы: Стол с подсветкой для работы с песком и манной крупой, песок, манка,
набор миниатюрных предметов и игрушек по темам. На занятиях используется
релаксационная и классическая музыка, презентации.
Виды песочной терапии:
•
Обучающие игры;
•
моделирование игр-сказок;
•
игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой;
•
Познавательные игры;
•
игры на знакомство с окружающим миром.
Сроки реализации проекта: долгосрочный.
«Наилучшая для ребенка та игрушка,
которую он может заставить по-разному изменяться;
для детей наилучшая игрушка – это куча песка»
К. Д. Ушинский.
Игры с песком - естественная и доступная для ребенка с ОВЗ форма деятельности.
При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно,
благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария,
а так же их взаимодействия. У детей улучшается эмоциональное состояние, активно
развивается мелкая моторика: ведь каждый элемент рисуется определенным
пальчиком определенной руки, а маленькие фигуры побуждают детей задействовать
полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими
руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, в результате чего
укрепляется его нервная система.
Правила и условия игры с песком
1.
Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок
высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу.
Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2.
Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других
детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
3.
У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком —
помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
4.
Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все
игрушки на свои места.
Дополнительные правила организации игр-занятий с мокрым песком
1.
У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.
2.
Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.
3.
Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием
температуру воды можно постепенно снижать (таким образом происходит
дополнительное закаливание детей).
4.
Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.
Условия работы с детьми
1.
Согласие и желание ребенка.
2.
Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению
занятий.
3.
У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных
заболеваний и порезов на руках.
Первый этап - организационно-подготовительный
1.
Постановка проблемы, определение цели и задач.
2. Разработка проекта.
3. Подбор оборудования:
- Песочница из дерева с подсветкой, поднос, клеёнка.
-Чистый, просеянный песок (прокаленный в духовом шкафу). Он не должен быть
слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика.
Таким образом, песок задает символическую “линию горизонта”. Рядом – вода для
смачивания песка.
-Кинетический песок;
-Манная крупа;
- “Коллекция” миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 сантиметров.
Набор игрушек:
- человеческие персонажи: семья, отдельные фигурки людей.
-здания: дома, школы, замки.
-животные: домашние, дикие, доисторические, морские, и пр.
-растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.
- постройки: мосты, ограды, ворота.
- естественные предметы: ракушки, веточки, камни.
- символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с
сокровищами, драгоценности и др.
- сказочные герои: злые и добрые.
- карточки с эмоциями.
- деревянный конструктор.
5. Цветной песок.
6. «Коллекция» миниатюрных фигурок. (для мальчиков – машинки, заборчик,
деревья, мосты, дорожные знаки, для девочек - куклы, мебель и посуда детская,
различные аксессуары).
7. Бросовый и природный материал.
Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений
используем музыкальные произведения: «Звуки природы», релаксационная и
классическая музыка, рекомендованная для детей дошкольного возраста.
Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и
противопоказания.
Не рекомендуется заниматься в случаях, когда:
• Уровень тревожности ребёнка очень высок;
• Есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы;
• Есть кожные заболевания и порезы на руках.
Подбор программно-методического обеспечения.
• За основу были взяты: программа Крюкова С. В. Слободяник Н. П. «Удивляюсь,
злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» ; Федосеева М. А. Практическое пособие
«Занятия с детьми 3-7лет по развитию эмоционально-коммуникативной и
познавательных сфер средствами песочной терапии»
Второй этап – практическая реализация проекта.
Вид работы. Где реализуется
-Развивающие (познавательные) игры на песке
Цель - расширение представлений ребенка об эмоциях, «проигрывание»
разнообразных жизненных ситуаций.
-Коррекционные игры
Цель – коррекция эмоционально-волевых нарушений (гиперреактивности,
агрессивности, тревожности)
- Психопрофилактические игры
Цель - снятие психоэмоционального и мышечного напряжения.
• Использование элементов песочной терапии на занятиях.
• Использование элементов песочной терапии в других видах деятельности
• Свободная деятельность детей
Цветной песок:
Песок будучи цветным, способен влиять на детей через цвет:
*желтый - наполняет теплом,
*красный – добавляет оптимизма,
*синий – действует успокаивающе,
*зеленый – вдохновляет свежестью
«Песочная терапия с детьми с ОВЗ»
Для того что бы ребенок с ОВЗ адаптировался игре в песке, сначала берем песок
и трем его об руки ребенка, это даст ему возможность привыкнуть к песку.
Затем поднимаем песок вверх и насыпаем его, сыплем - это даст
заинтересованность для ребенка, а так же вызовет фиксацию глаз.
Что бы играть ребенку было интересней закапываем фигурки в песок. Могут
закапывать камни , монстров (как вытесненное напряжение).
При работаете с неговорящими детьми, язык песочной картины поможет глубже
понять внутренние процессы этих детей.
Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных
навыков. То есть умения гармонично и эффективно общаться друг с другом,
взаимодействовать. Поэтому все задания должны ориентироваться на
совместную работу, можно, сделать совместно холмик, или прочертить всем
вместе волны. Часто в работе требуется помощь наставников, которые вначале
водят реками по песку, затем ребенок сам вырабатывает эту привычку, либо это
делает стоящий сзади психолог.
Ритуал входа в песочницу
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Песок - мирная страна
Можно строить и творить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Способы рисования песком:
Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами;
Руки могут работать и как бульдозер, разгребая песок вокруг;
Для изображения солнышка можно предложить использовать кулачок;
Пальцами можно проделывать отверстия в песке или рисовать на нем;
Дети очень хорошо расслабляются, пропуская песок между пальцами;
Поначалу дети могут использовать указательный палец, так удобнее и привычнее;
Для изображения волны в рисунке можно использовать кисть руки;
На последующих занятиях можно осваивать новый способ рисования песком,
путём отсечения лишнего.
Коррекционно-развивающая работа психолога с детьми с ОВЗ
Развитие мелкой моторики рук и тактильного восприятия
Отыскивание предметов
Отыскивание предметов с определенными характеристиками
Рисование на песке
Выкладывание узоров на песке
Обведение шаблона
Насыпание песка в трафарет
Прикосновения к поверхности песка
Развитие познавательных процессов
Мышление
,
Память
Воображение
,
Внимания
Моторики
,
Восприятия
Третий этап - Заключительный
Продукты проекта для детей
1. Фотогалерея.
2. Картотека игр для детей с сухим и кинетическим песком «Эмоции в песочнице».3.
Презентация
Вывод:
Таким образом, занятия, проводимые в сенсорной комнате с песком, позволяют
сделать коррекционно - развивающий процесс творческим, интересным,
приносящим радость открытий , удовольствие детям. Песочная терапия успешно
применяется с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Были
получены
следующие результаты:
1.
Повысился интерес к занятиям;
2.
Развивают самостоятельность;
3.
Улучшилось состояние моторики;
4.
Снизился уровень проявления тревожности.
5.
Развивают самостоятельность
Очень просто – ребёнок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные
им самим творения, и снова строит. Но именно это простое действие хранит
уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на
смену старому всегда приходит новое. Совместная игра способствует лучшему
взаимопониманию и приобретению нового опыта.
Литература:
1. Грабенко Т.М. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная
игротерапия. -СПб.:ИСПиП, 1998.
2. Баряева Л. Б. Кондратьева СЮ. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для
педагогов и родителей. - СПб.: 2008.
3
.
Сакович П.А. - Тенденции песочной терапии
4. Штейнхард Ленор. - Юнгианская песочная психотерапия
5. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для
дошкольников.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005
6. Крюкова С. В. Слободяник Н. П «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.»
; Федосеева М. А. Практическое пособие «Занятия с детьми 3-7лет по развитию
эмоционально-коммуникативной и познавательных сфер средствами песочной
терапии»