Напоминание

Песочная терапия в работе педагога- психолога


Автор: Федяева Елена Ивановна
Должность: педагог- психолог
Учебное заведение: МКДОУ д/с№2 "Светлячок"
Населённый пункт: город Вятские Поляны Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Песочная терапия в работе педагога- психолога
Раздел: дошкольное образование





Назад




МКДОУ детский сад комбинированного вида № 2 «Светлячок»

Кировской области, города Вятские Поляны

Пароходная , 9

ПРОЕКТ

«Волшебный песок»

Песочная терапия

в работе педагога - психолога с детьми с ОВЗ

Выполнила

Педагог - психолог:

Федяева Е. И.

Г. Вятские Поляны, 2023г.

Содержание:

1.

Введение.

2.

Актуальность проекта.

3.

Цели и задачи.

4.

Практическое применение проекта

5.

Участники проекта

6.

Ожидаемый результат

7.

Материалы

8.

Основные направления в работе педагога - психолога, применимые для

песочной терапии

9.

Цветной песок

10.

«Песочная терапия с детьми с ОВЗ»

11.

Ритуал входа в песочницу

12.

Способы рисования песком

13.

Коррекционно-развивающая работа

педагога - психолога с детьми с ОВЗ

14.

Заключение

15.

Список литературы

Введение.

История песочной терапии.

Воспитанники коррекционных групп, отличаются повышенной нервной

возбудимостью,

агрессивностью, тревожностью, гиперактивностью с одной

стороны и замкнутостью, пассивностью, закрытостью, зажатостью,

неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой

стороны. У детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается

нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации

движений, отсутствие чувства ритма, мелкой моторики рук, нарушение памяти,

внимания, восприятия, мышление.

Поэтому наши воспитанники нуждаются в особых методах коррекции

психоэмоционального здоровья. Одним из наиболее продуктивных и

действенных методов обучения, развития и организации коррекционной работы с

детьми, имеющих подобные проблемы, является – песочная терапия.

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским

психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень

просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им

самим творения, и снова строит. Многократно проживая историю, малыш

достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее

психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета,

событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного

мира, ребенку с особыми образовательными потребностями предоставляется

возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится

самостоятельно преодолевать трудности.

Игра с песком - это естественная и доступная для ребенка с ограниченными

возможностями здоровья форма деятельности. Ребенок часто словами не может

выразить свои переживания, тревогу, страхи, и ему на помощь приходят игры с

песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок,

создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения.

А самое главное - он приобретает бесценный, жизненный опыт.

Многократно проживая эту тайну, ребенок достигает состояния равновесия.

Актуальность проекта:

В настоящее время вырос интерес педагогов к занятиям с детьми с

использованием песка. Метод песочной терапии обладает большим ресурсом для

работы психолога с детьми с ОВЗ. Этот метод позволяет:

1.

Повышать интерес и мотивацию к занятиям

2.

Создать дополнительный акцент на тактильную чувствительность

3.

Развить коммуникативные навыки

4.

Развить мелкую моторику

5.

Активизировать творческие способности

Цель проекта: Оптимизировать условия психологической работы с детьми с

ОВЗ

Задачи:

1.

Развивать психологические процессы у детей (мышление, воображение,

память, внимание);

2.

стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию;

3.

совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые

возможности;

4.

создавать положительный эмоциональный настрой

5.

способствовать социализации;

6.

снимать мышечную напряжённость;

7.

помогать ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

Практическое применение проекта: для психологов, педагогов.

Участники проекта: дети с ОВЗ, психолог.

Ожидаемый результат: Вызвать положительные эмоции (радость, удивление,

снизить негативные проявления (страх, агрессия, тревожность, уменьшить

проявления отрицательных эмоций (злость, гнев, обида); работа с песком позволяет

дольше сохранить работоспособность детей, придает им уверенность в собственных

силах;

развивает мелкую моторику, тактильно-кинестетическую чувствительность. Дети

учатся понимать себя и других.

Материалы: Стол с подсветкой для работы с песком и манной крупой, песок, манка,

набор миниатюрных предметов и игрушек по темам. На занятиях используется

релаксационная и классическая музыка, презентации.

Виды песочной терапии:

Обучающие игры;

моделирование игр-сказок;

игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой;

Познавательные игры;

игры на знакомство с окружающим миром.

Сроки реализации проекта: долгосрочный.

«Наилучшая для ребенка та игрушка,

которую он может заставить по-разному изменяться;

для детей наилучшая игрушка – это куча песка»

К. Д. Ушинский.

Игры с песком - естественная и доступная для ребенка с ОВЗ форма деятельности.

При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно,

благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария,

а так же их взаимодействия. У детей улучшается эмоциональное состояние, активно

развивается мелкая моторика: ведь каждый элемент рисуется определенным

пальчиком определенной руки, а маленькие фигуры побуждают детей задействовать

полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими

руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, в результате чего

укрепляется его нервная система.

Правила и условия игры с песком

1.

Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок

высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу.

Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2.

Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других

детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3.

У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком —

помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

4.

Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все

игрушки на свои места.

Дополнительные правила организации игр-занятий с мокрым песком

1.

У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.

2.

Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.

3.

Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием

температуру воды можно постепенно снижать (таким образом происходит

дополнительное закаливание детей).

4.

Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

Условия работы с детьми

1.

Согласие и желание ребенка.

2.

Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению

занятий.

3.

У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных

заболеваний и порезов на руках.

Первый этап - организационно-подготовительный

1.

Постановка проблемы, определение цели и задач.

2. Разработка проекта.

3. Подбор оборудования:

- Песочница из дерева с подсветкой, поднос, клеёнка.

-Чистый, просеянный песок (прокаленный в духовом шкафу). Он не должен быть

слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика.

Таким образом, песок задает символическую “линию горизонта”. Рядом – вода для

смачивания песка.

-Кинетический песок;

-Манная крупа;

- “Коллекция” миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 сантиметров.

Набор игрушек:

- человеческие персонажи: семья, отдельные фигурки людей.

-здания: дома, школы, замки.

-животные: домашние, дикие, доисторические, морские, и пр.

-растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.

- постройки: мосты, ограды, ворота.

- естественные предметы: ракушки, веточки, камни.

- символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с

сокровищами, драгоценности и др.

- сказочные герои: злые и добрые.

- карточки с эмоциями.

- деревянный конструктор.

5. Цветной песок.

6. «Коллекция» миниатюрных фигурок. (для мальчиков – машинки, заборчик,

деревья, мосты, дорожные знаки, для девочек - куклы, мебель и посуда детская,

различные аксессуары).

7. Бросовый и природный материал.

Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений

используем музыкальные произведения: «Звуки природы», релаксационная и

классическая музыка, рекомендованная для детей дошкольного возраста.

Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и

противопоказания.

Не рекомендуется заниматься в случаях, когда:

• Уровень тревожности ребёнка очень высок;

• Есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы;

• Есть кожные заболевания и порезы на руках.

Подбор программно-методического обеспечения.

• За основу были взяты: программа Крюкова С. В. Слободяник Н. П. «Удивляюсь,

злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» ; Федосеева М. А. Практическое пособие

«Занятия с детьми 3-7лет по развитию эмоционально-коммуникативной и

познавательных сфер средствами песочной терапии»

Второй этап – практическая реализация проекта.

Вид работы. Где реализуется

-Развивающие (познавательные) игры на песке

Цель - расширение представлений ребенка об эмоциях, «проигрывание»

разнообразных жизненных ситуаций.

-Коррекционные игры

Цель – коррекция эмоционально-волевых нарушений (гиперреактивности,

агрессивности, тревожности)

- Психопрофилактические игры

Цель - снятие психоэмоционального и мышечного напряжения.

• Использование элементов песочной терапии на занятиях.

• Использование элементов песочной терапии в других видах деятельности

• Свободная деятельность детей

Цветной песок:

Песок будучи цветным, способен влиять на детей через цвет:

*желтый - наполняет теплом,

*красный – добавляет оптимизма,

*синий – действует успокаивающе,

*зеленый – вдохновляет свежестью

«Песочная терапия с детьми с ОВЗ»

Для того что бы ребенок с ОВЗ адаптировался игре в песке, сначала берем песок

и трем его об руки ребенка, это даст ему возможность привыкнуть к песку.

Затем поднимаем песок вверх и насыпаем его, сыплем - это даст

заинтересованность для ребенка, а так же вызовет фиксацию глаз.

Что бы играть ребенку было интересней закапываем фигурки в песок. Могут

закапывать камни , монстров (как вытесненное напряжение).

При работаете с неговорящими детьми, язык песочной картины поможет глубже

понять внутренние процессы этих детей.

Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных

навыков. То есть умения гармонично и эффективно общаться друг с другом,

взаимодействовать. Поэтому все задания должны ориентироваться на

совместную работу, можно, сделать совместно холмик, или прочертить всем

вместе волны. Часто в работе требуется помощь наставников, которые вначале

водят реками по песку, затем ребенок сам вырабатывает эту привычку, либо это

делает стоящий сзади психолог.

Ритуал входа в песочницу

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Песок - мирная страна

Можно строить и творить,

Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была.

Способы рисования песком:

Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами;

Руки могут работать и как бульдозер, разгребая песок вокруг;

Для изображения солнышка можно предложить использовать кулачок;

Пальцами можно проделывать отверстия в песке или рисовать на нем;

Дети очень хорошо расслабляются, пропуская песок между пальцами;

Поначалу дети могут использовать указательный палец, так удобнее и привычнее;

Для изображения волны в рисунке можно использовать кисть руки;

На последующих занятиях можно осваивать новый способ рисования песком,

путём отсечения лишнего.

Коррекционно-развивающая работа психолога с детьми с ОВЗ

Развитие мелкой моторики рук и тактильного восприятия

Отыскивание предметов

Отыскивание предметов с определенными характеристиками

Рисование на песке

Выкладывание узоров на песке

Обведение шаблона

Насыпание песка в трафарет

Прикосновения к поверхности песка

Развитие познавательных процессов

Мышление

,

Память

Воображение

,

Внимания

Моторики

,

Восприятия

Третий этап - Заключительный

Продукты проекта для детей

1. Фотогалерея.

2. Картотека игр для детей с сухим и кинетическим песком «Эмоции в песочнице».3.

Презентация

Вывод:

Таким образом, занятия, проводимые в сенсорной комнате с песком, позволяют

сделать коррекционно - развивающий процесс творческим, интересным,

приносящим радость открытий , удовольствие детям. Песочная терапия успешно

применяется с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Были

получены

следующие результаты:

1.

Повысился интерес к занятиям;

2.

Развивают самостоятельность;

3.

Улучшилось состояние моторики;

4.

Снизился уровень проявления тревожности.

5.

Развивают самостоятельность

Очень просто – ребёнок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные

им самим творения, и снова строит. Но именно это простое действие хранит

уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на

смену старому всегда приходит новое. Совместная игра способствует лучшему

взаимопониманию и приобретению нового опыта.

Литература:

1. Грабенко Т.М. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная

игротерапия. -СПб.:ИСПиП, 1998.

2. Баряева Л. Б. Кондратьева СЮ. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для

педагогов и родителей. - СПб.: 2008.

3

.

Сакович П.А. - Тенденции песочной терапии

4. Штейнхард Ленор. - Юнгианская песочная психотерапия

5. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для

дошкольников.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005

6. Крюкова С. В. Слободяник Н. П «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.»

; Федосеева М. А. Практическое пособие «Занятия с детьми 3-7лет по развитию

эмоционально-коммуникативной и познавательных сфер средствами песочной

терапии»



В раздел образования