Напоминание

"Веселая забота"


Авторы: Шарыпова Ирина Викторовна, Лямина Оксана Александровна
Должность: учитель-логопед, воспитатель
Учебное заведение: МАОУ Медвежье-Озерская средняя общеобразовательная школа № 19 имени Героя Российской Федерации О.Г.Ильина городского округа Щелково
Населённый пункт: д.Медвежьи Озера
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи
Тема: "Веселая забота"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект подгруппового занятия по развитию речи

с детьми старшего дошкольного возраста

«Веселая забота»

Выполнили:

учитель-логопед Шарыпова И.В.

воспитатель: Лямина О.А.

Цель: уточнение, систематизация знаний детей о семье, знакомство с ролевыми отношениями в

семье.

Задачи: Образовательные: Закреплять представления детей о семье. Учить запоминать текст с

использованием опорных схем-мнемотаблиц, различных анализаторов(слухового, зрительного,

двигательного).

Речевые: Активизировать и обобщать словарь по теме. Упражнять детей в умении воспроизводить

текс с опорой на наглядность.

Развивающие:

Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез), памяти,

внимания, координации движений.

Развивать умение соотносить знакомые символы с образами.

Воспитательные:

Воспитывать доброе и уважительное отношение к членам семьи, желание

помогать друг другу.

Материал и оборудование: демонстрационные картинки (мама, папа, бабушка, дедушка, дети),

мнемотаблица демонстрационная и индивидуальная для каждого ребенка, мяч, плакат семейного

дерева, раздаточные карточки членов семьи, смайлы по количеству детей.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Я предлагаю Вам поиграть в игру «Комплимент». Кто знает, что такое

комплимент?

Дети: Это приятные слова, которые мы говорим друг другу.

Педагог: Верно. Давайте начнем.

Игра «Комплимент» -дети передают друг другу сердечко и говорят приятные слова, делятся

хорошим настроением (ты красивый, ты веселый, ты заботливый, мне нравится с тобой играть и тд).

Педагог: Ребята мы с Вами подарили много комплиментов друг другу, а теперь я предлагаю Вам

отгадать мои загадки и попробовать догадаться, о чем будет наше сегодняшнее занятие.

Дети отгадывают загадки, педагог размещает на доске картинки-отгадки.

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша…

(мама)

Я у мамы не один,

У неё ещё есть сын,

Рядом с ним я маловат,

Для меня он — старший…

(брат)

Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно …

(папа)

Мама с папой говорят,

Что теперь я — старший брат,

Что за куколка в коляске

Плачет от ужасной тряски?

В ванной ползунков гора!

Брату кто она?

(сестра).

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша…

(бабушка)

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш …

(дед)

Педагог: молодцы, вы отгадали все загадки. Вы догадались, о чем сегодня пойдет речь на нашем

занятии?

Дети: Мы будем говорить о семье.

2. Основная часть

Педагог: А еще мы будем думать, слушать и отвечать на вопросы.

Беседа о семье.

Педагог: Ребята, важна ли семья в жизни человека.

Дети: семья важна для человека.

Педагог: А зачем человеку семья?

Дети: Семья нужна, чтобы заботится друг о друге, помогать друг другу, ухаживать, любить.

Педагог: Верно. Без семьи человеку не обойтись. Я хочу вам прочесть стихотворение Б.Беловой

«Веселая забота». Послушайте его внимательно.

Знакомство с текстом

Папа для мамы сажает цветок.

Мама для бабушки вяжет платок.

Бабушка гладит Катины братья.

Катя стирает панамки для братьев.

Братья для всех мастерят самолет….

А почему? Это дело понятное:

Весело делать друг другу приятное!

Беседа по тексту.

Педагог: Ребята вам понравилось стихотворение?

Дети: да, нам понравилось это стихотворение.

Педагог: Я предлагаю Вам его выучить. Для этого нужно будет выполнить несколько заданий.

Сначала ответьте на мои вопросы.

Педагог: Ребята о ком это стихотворение?

Дети: Это стихотворение о членах семьи.

Педагог: Перечислите членов семьи, о которых идет речь в стихотворении.

Дети: В стихотворении речь идет о папе, маме, бабушке, Кате и братьях.

Педагог: Молодцы, верно.

Педагог: Что делали члены семьи друг для друга?

Дети: они заботились друг о друге.

Педагог: А как они проявляли заботу?

Дети, Папа сажал цветок, мама вязала платок.

Педагог: Ребята, обратите внимание на конверты, которые лежат у вас на столах.

Дети вскрывают конверты. В конвертах мнемотаблица и карточка-схема.

Педагог. Это схема стихотворения и карточки, которые помогут нам его запомнить. Рассмотрите их

внимательно. Я буду медленно прочитывать стихотворение, а вы находить нужную картинку и

располагать ее в своей таблице.

Повторное чтение стихотворения педагогом с выставлением карточек мнемотаблицы на доску и

индивидуально каждым ребенком.

Педагог: посмотрите на доску и сравните мою и свою схему (педагог проверяет последовательность

карточек у детей). Молодцы, вы справились с заданием, но это еще не все. Чтобы мы с вами очень

прочно запомнили текст, нам поможет игра.

Игра «Кто для кого» с мячом по цепочке. Педагог называет члена семьи, а ребенок повторяет

строчку из стихотворения с опорой на мнемотаблицу. (папа для мамы, мама для бабушки, бабушка

для кати, Катя для братьев, братья для всех)

Игра «Что делает?» Педагог называет члена семьи, а ребенок действие из текста сажает, вяжет,

гладит, стирает, мастерят (с мячом в обратном порядке).

Педагог: Вы хорошо справляетесь с заданиями, и мы почти у цели, но мне кажется, что нам пора

немного отдохнуть и подвигаться. Для этого мы попробуем рассказать наше стихотворение в

сочетании с движениями.

Физминутка (сочетание речи с движением).

Дети встают в хоровод и выполняют движения в соответствии с текстом, по возможности

проговаривая строчки стихотворения.

Педагог: мы отлично подвигались, отдохнули и продолжаем нашу работу дальше. А теперь я хочу

проверить как вы запомнили текст. В этом нам поможет упражнение «Семейное дерево».

Педагог обращает внимание детей на еще один конверт на столе. В конверте находятся портреты

членов семьи.

Педагог: Посмотрите внимательно на таблицу и постройтесь в той последовательности, в которой

вам нужно будет рассказывать стихотворение. Дети выстраиваются в зависимости от полученной

карточки. Проговаривают строку стихотворения, прикрепляя карточку на семейное дерево (чтение

стихотворения детьми по цепочке).

Педагог: Вы молодцы, очень хорошо справились с заданием, рассказали стих все вместе и не

ошиблись. И посмотрите какое красивое дерево у нас получилось.

3.Заключительная часть.

Итог. Индивидуальная оценка педагога деятельности детей. Рефлексия.

Педагог: Ребята, чему мы сегодня научились на нашем занятии?

Дети: мы сегодня выучили стихотворение «Веселая забота».

Педагог: Это задание было трудным для вас или вы легко справились с ним? Какие упражнения и

игры нам помогали запомнить текст.

Дети: нам помогла таблица, мы играли с мячом и называли членов семьи и тд.

Педагог предлагает детям выбрать смайлик, который показывает настроение ребенка в конце занятия

и объяснить, почему ребенок выбрал этот смайл.

Педагог: я хочу сказать вам спасибо за такое интересное занятие, за то, что вы были активны,

помогали друг другу (индивидуальная оценка). Наше следующее занятие мы начнем с повторения

этого стихотворения.



В раздел образования