Напоминание

Сольное пение


Автор: Банина Алиса Валентиновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБУ ДО НАО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Нарьян - Мар
Наименование материала: Рабочая программа по учебному предмету
Тема: Сольное пение
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Ненецкого автономного округа

«Детская школа искусств»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Предметная область

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Рабочая программа по учебному предмету

СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ

для лиц с ограниченными возможностями здоровья

(срок реализации программы – 4 года)

преподавателя Баниной А. В.

2

Одобрено

Методическим советом

МБОУ ДОД

«Детская школа искусств

Г. Нарьян - Мара»

______________

(подпись)

«30»__мая 2019 г.

Утверждаю

Директор МБОУ ДОД

«Детская школа искусств

г. Нарьян - Мара»

______________

(подпись)

«___»___________20 г.

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования ненецко-

го автономного округа «Детская школа искусств»

Разработчик:

Банина Алиса Валентиновна, преподаватель первой квалификационной категории

ГБУ ДО НАО «Детская школа искусств»

3

Оглавление

I. Пояснительная записка: 4-6

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе

- Структура программы учебного предмета

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образователь-

ной организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета 7-12

- Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки обучающихся 13

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV. Формы и методы контроля, система оценок: 14-15

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание

- Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса. 16-19

VI. Примерный музыкальный репертуар. 20-29

VII. Список учебной и методической литературы: 30-31

- Сборники песен

4

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания.

Голос - это особое богатство, природный дар. Пользоваться певческим голо-

сом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосово-

го аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном

общении, испытывают тягу к творчеству.

Образовательная программа «Сольное пение» для лиц с ограниченными

возможностями здоровья относится к программе художественно – эстетической

направленности.

Программа учебного предмета составлена в соответствии с Федеральными

государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям

реализации дополнительной общеразвивающей образовательной программы в

области музыкального искусства и сроку обучения по этой программе, утвер-

жденными приказом Министерства культуры Р.Ф. от 12 марта 2012 года №164, а

также с учетом личного педагогического опыта в области преподавания вокаль-

ного исполнительства в ГБУ ДО НАО «ДШИ».

Программа направлена на обучение детей с ограниченными возможностями

здоровья основам вокального искусства, развитие общефизических, артистиче-

ских, исполнительских способностей, а также воспитание высоких эстетических

критериев, необходимых для достижения гармоничного, социального, интеллек-

туального и нравственного развития индивида.

В процессе изучения учебного предмета «Сольное пение» дети осваивают

основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширя-

ют кругозор, познают основы актерского мастерства.

В детской школе искусств, где учащиеся сочетают сольное пение с обуче-

нием игре на одном из музыкальных инструментов, данный предмет служит од-

ним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает

формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполни-

тельским искусством на любом музыкальном инструменте.

В процессе реализации дополнительной общеразвивающей общеобразова-

тельной программы дети, разучивая и исполняя, знакомятся с интереснейшими

произведениями, написанными для детского голоса отечественными и зарубеж-

ными композиторами, с лучшими образцами музыкального творчества народов

мира. Кроме того, приобретают опыт сценического выступления.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара

и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, как ориентированных

на дальнейшее профессиональное обучение, так и желающих получить навыки

сольного пения.

Программа

имеет

общеразвивающую

направленность,

основывается

на

принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечива-

5

ет развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творче-

ской деятельности.

Структура

программы

включает:

пояснительную

записку,

содержание

учебной дисциплины, требования к уровню подготовки учащихся, формы и мето-

ды контроля, систему оценок, методические рекомендации и перечень музыкаль-

ной и методической литературы.

Срок реализации учебного предмета, объем учебного времени, преду-

смотренный учебным планом образовательной организации на реализацию

учебного предмета

Предлагаемая программа рассчитана на четырёхлетний срок обучения.

Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы - 7-

11лет.

При реализации программы учебного предмета «Сольное пение» с ограни-

ченными возможностями здоровья со сроком обучения 4 года, продолжитель-

ность учебных занятий с первого по четвертый год обучения производится со-

гласно учебным планам, действующим в данной образовательной организации.

Срок обучения

Распределение по годам обучения (в часах)

1 год

2 год

3 год 4 год

Максимальная учеб-

ная нагрузка в часах

51

51

51 51

Кол-во часов на ауди-

торные занятия

45

45

45 45

Кол-во часов на внеа-

удиторную (самостоя-

тельную) работу

6

6

6 6

Максимальная учеб-

ная нагрузка в часах

(за курс 4х-

летнегообучения

)

204ч.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме. Такая форма обеспечивает

личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении, даёт

возможность сформировать индивидуальный образовательный маршрут каждого

ребёнка, в том числе определяет профессиональные перспективы обучающегося.

Продолжительность урока - 40 минут.

Необходимым условием самостоятельной работы учащегося в классе сольно-

го пения является домашняя работа. Важно, чтобы ученик мог свободно интони-

ровать и выразительно исполнять вокальное произведение с опорой на знания и

навыки, полученные на уроках.

6

Цель и задачи учебного предмета

Цель учебного предмета – формирование устойчивого интереса к пению,

развитие индивидуальных вокальных способностей, раскрытие творческого по-

тенциала учащихся через активную музыкально-творческую деятельность.

Задачи учебного предмета

создать условия для художественного образования, эстетического вос-

питания, духовно-нравственного развития детей;

формировать у обучающихся эстетические взгляды, нравственные уста-

новки и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искус-

ства;

воспитать активного слушателя, зрителя, участника творческой самодея-

тельности;

работать над приобретением учащимися опыта творческой деятельности

и публичных выступлений;

работать над приобретением учащимися знаний основ музыкальной

грамоты, основных средств выразительности, используемых в вокальном искус-

стве, наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

обеспечить развитие творческих способностей подрастающего поколе-

ния, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета рекомен-

дуются к использованию следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатле-

ния).

Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета

Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и про-

тивопожарным нормам, нормам охраны труда.

В

рамках

реализации

образовательной

программы

учебного

предмета

«Сольное

пение»

с

ограниченными

возможностями

здоровья

материально-

техническая база включает в себя:

- учебную аудиторию для индивидуальных занятий с роялем (фортепиано,

баяном), концертный зал со сценической площадкой;

- звукотехническое оборудование (проигрыватель пластинок и компакт-

дисков, видеомагнитофон, персональный компьютер с колонками, звукоусилива-

ющую аппаратуру);

- хрестоматии, клавиры и нотные сборники песенного репертуара;

- фонотеку, видеотеку, фильмотеку записей народных, классических, автор-

ских песен, концертов и отдельных выступлений ведущих исполнителей;

7

- методические пособия для педагога, специализированную художествен-

ную литературу, периодические издания;

- энциклопедические издания и музыкально-терминологические словари;

- электронные образовательные ресурсы.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Годовые требования

Учебная программа по предмету «Сольное пение» с ограниченными воз-

можностями здоровья рассчитана на 4 года. В распределении учебного материала

по годам обучения учтён принцип систематического и последовательного обуче-

ния. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные

знания и умения в изучении нового материала.

Содержание учебного предмета «Сольное пение» с ограниченными воз-

можностями здоровья соответствует направленности общеразвивающей общеоб-

разовательной программы на приобщение учащихся к любительскому музициро-

ванию.

Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполни-

тельских программ, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных воз-

можностей, интересов учащихся.

Первый год обучения

Вокальное воспитание певца неразрывно связано с развитием его музыкаль-

ных данных и общего культурного уровня.

В результате первого года обучения учащийся должен:

-иметь элементарное представление о голосовом аппарате, о резонаторах;

-знать, что такое правильная установка корпуса при пении;

-уметь правильно пользоваться певческим дыханием;

-правильно формировать гласные в сочетании с согласными.

Работа над дыханием должна начинаться с выработки певческой установки,

основной смысл которой заключается в том, чтобы при пении мышцы тела нахо-

дились в свободно - активном, но не расслабленном состоянии.

Полезно, чтобы учащиеся при вдохе положили руки на рёбра и проследили

их движение во время дыхания. Вдох нужно производить быстро, но спокойно,

следить при этом за расширением нижних рёбер. Ни в коем случае не надо наби-

рать много воздуха, а так же поднимать плечи, запрокидывать голову. Окончание

вдоха совпадает с мгновенной задержкой дыхания.

Стимулом для развития дыхания является дыхательная гимнастика, а так же

вокальные упражнения, развивающие длительность выдоха, умение правильно

делать вдох.

В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль при-

надлежит артикуляции и дикции. Для развития дикции используются специаль-

ные упражнения, например, скороговорки, чтение текста вслух, без спешки, тща-

тельно выговаривая слова, а так же вокальные упражнения, развивающие звуко-

8

образующие органы: губы, язык, челюсти, гортань, зубы. У начинающих певцов

артикуляционный аппарат часто работает слабо, он скован, зажат. Этот недоста-

ток необходимо устранять.

Важную задачу в вокальном воспитании учащегося представляет формиро-

вание тембра, характера окраски звучания голоса. Тембр выявляется у учащегося

в более старшем возрасте.

В результате первого года обучения учащийся должен получить элементар-

ные представления не только о строении голосового аппарата, но и о том, что та-

кое:

- правильная постановка при пении: выполнение обязательных требований,

способствующих правильному звукообразованию;

- певческое дыхание: грудобрюшное дыхание, спокойно, без напряжения

вдох, задержание вдоха перед началом пения (люфт - пауза), выработка равно-

мерного выдоха;

- правильное певческое формирование гласных в сочетании с согласными

звуками, четкое произношение согласных звуков.

В программу первого года обучения входит пение элементарных вокальных

упражнений в медленном темпе с использованием следующих интервалов: чистая

прима, малая и большая секунды, малая и большая терция, чистая октава.

В течение учебного года учащийся первого года обучения обязан

освоить:

- 2-х народных песен;

- 4-6 песен русских и зарубежных композиторов.

В течение учебного года проводятся академические концерты, на которых

учащиеся исполняют различные музыкальные произведения.

На академический концерт в первом полугодии выносится 1 произведение

(на выбор преподавателя):

-детская популярная песня

- песню напевного характера.

Второе полугодие учебного года:

-2 разнохарактерных произведения (на выбор преподавателя).

Примерный уровень сложности:

1 полугодие: 1вариант: Л. Бетховен «Сурок», Н. Римский-Корсаков «Белка»,

А. Гоптарь «Солнечный зайчик»

2 вариант: И. Брамс «Божья коровка», белорусская народная песня «Сел ко-

марик на дубочек», А. Варламов «Горные вершины».

2 полугодие: М. Минков «Дорога добра», Р. Паулс «Небо плачет», А. Вар-

ламов «Горные вершины».

2 вариант: А. Моцарт «Колыбельная», Б. Савельев «Колючки», О. Хрому-

шин «Песня девочки».

9

Второй год обучения

На втором году обучения должна проводиться работа над углублением му-

зыкально - певческих способностей: музыкального слуха, певческого голоса, вни-

мания, музыкального мышления, памяти, эмоциональности, творческих способ-

ностей, интересов. А также продолжение формирования вокально - технических

знаний, умений, навыков, особо важных для индивидуального развития певца.

Обучение умению соблюдать в процессе исполнения певческую установку, пра-

вильное звукообразование (мягкая «атака»), сохранению устойчивого положения

гортани, сохранению дыхательного состояния при пении, спокойно-активному,

экономному выдоху.

Формирование у учащихся основных свойств певческого голоса: полётно-

сти, тембровой ровности. Забота о сохранении индивидуального приятного темб-

ра здорового голоса, обучение умению петь активно, но не форсированно. Обуче-

ние непринуждённому, естественному, льющемуся пению, гибкому владению го-

лосом.

В зависимости от способностей учащегося начинается работа над подвиж-

ностью голоса в упражнениях, над выработкой всевозможных динамических от-

тенков.

В процессе работы над музыкальным произведением с текстом следует

стремиться к созданию художественного образа, используя эмоциональные воз-

можности учащегося, его творческую мысль.

Обучение умению анализировать и кратко характеризовать исполняемое

произведение. Развитие творческих способностей на основе вариантности мело-

дии, стремление к самостоятельности в осмыслении трактовки произведения.

Педагог должен идти от слуховых представлений о правильном звучании

певческого и внимательно следить за свободой и раскрепощённостью голосового

аппарата учащегося. Не следует навязывать свои ощущения при пении, так как

они не всегда бывают пригодны для других исполнителей.

В результате второго года обучения учащийся должен:

- расширить диапазон голоса, желательно до 1,5 октав,

-выровнять звучность гласных.

Продолжается работа над организацией дыхания, связанного с ощущением

опоры.

В работе над произведениями учащийся должен певуче, пластично вести

звук, вносить в исполнение элементы художественного творчества, чувствовать

движение мелодии, динамику её развития и кульминацию произведения.

В программу второго года обучения входит пение вокальных упражнений,

включающих мажорные и минорные гаммы, трезвучие, опевание, скачки на окта-

ву вверх и вниз.

Каждое новое упражнение и его роль в музыкально-певческом развитии

учащегося нуждается в образном раскрытии. Необходим и рассказ о специальных

вокальных упражнениях для развития дыхания, гибкости голоса, ровности темб-

рового звучания. Как правило, у начинающих певцов не развито чувство опоры,

дыхание ключичное.

10

В первую очередь необходимо добиваться от учащихся правильного дыха-

ния. Полезны упражнения, которые дают возможность фиксировать работу мышц

диафрагмы.

Необходимо следить за тем, чтобы дыхание было плавным, так как толчок

дыхания вызывает зажатие голосовой щели, напряжение связок, которые пере-

стают осуществлять правильное звукообразование. Плавное дыхание, сохранение

постоянного чувства опоры - один из основных принципов развития ровности

диапазона.

Вокальные упражнения должны быть направлены на развитие и укрепление

правильного дыхания, его экономичного расходования и на формирование пра-

вильной позиции. Глотка всегда должна быть свободна, рот и губы - свободны и

активны.

В течение учебного года учащийся должен разучить и отработать 1 вокализ,

4-5 вокальных произведений различного характера и содержания.

На академическом концерте в первом полугодии учащийся должен испол-

нить 1 произведения (на выбор преподавателя):

-отечественную популярную песню

-романс (классический или современный).

На академическом концерте во втором полугодии - 2 произведения:

-ретро песню

-отечественную популярную песню.

Примерный уровень сложности:

1 полугодие:

1 вариант: И. Дунаевский «Песня о весёлом ветре», В. Моцарт «Приход

весны», английская народная песня «Старый король».

2 вариант: П. Булахов «Колокольчики мои»,

М. Блантер «Колыбельная» Ф. Шопен «Желание»

2 полугодие:

1 вариант:А. Гурилёв «Сарафанчик», П. Чайковский «Мой садик», Дж. Пер-

голези «Ах зачем я не лужайка».

2 вариант: Э. Григ «Лесная песнь», А. Пахмутова «Добрая сказка», обр. П.

Лондонова «Травушка-муравушка»

Третий год обучения

Продолжается

работа

над

укреплением

всех

пройденных

вокально-

технических навыков и освоением музыкального репертуара. Прежде всего, име-

ется в виду навык красивого и выразительного пения: дикции и артикуляции,

«опёртого» дыхания, развития тембра, певучести голоса, а так же умения само-

стоятельно работать над изучением вокального произведения.

При наличии инструмента и определённых вокальных способностей учащи-

еся должны уметь самостоятельно работать над укреплением ряда технических

приёмов.

11

В программу третьего года обучения входит пение вокальных упражнений,

включающих мажорные и минорные трезвучия, арпеджио в медленном и быстром

темпе.

В течение учебного года учащийся должен разучить и отработать 1 вокализ,

5-6 вокальных произведений различного характера и содержания.

На академическом концерте в первом полугодии учащийся должен испол-

нить 1 произведения (на выбор преподавателя):

-отечественную популярную песню

-романс (классический или современный).

На академическом концерте во втором полугодии - 2 произведения:

-ретро песню

-отечественную популярную песню.

Примерный уровень сложности:

1 вариант: И. Дунаевский «Песня о весёлом ветре», В. Моцарт «Приход

весны», английская народная песня «Старый король».

2 вариант: П. Булахов «Колокольчики мои»,

М. Блантер «Колыбельная» Ф. Шопен «Желание»

Четвёртый год обучении

В течение третьего года обучения продолжается работа над закреплением всех

пройденных вокально - технических навыков, над подвижностью и гибкостью го-

лоса, выявлением своеобразного тембра, выработкой различных динамических

оттенков, вводятся упражнения на тесситурные скачки, гаммы, арпеджио. Про-

должается работа над переходными нотами и выравниванием регистров. Расши-

ряется репертуар учащегося.

Одна из главных задач третьего года обучения - соединение грудного и го-

ловного регистров, то есть, микст. Микст - это не понятие облегчённого формиро-

вания верхнего регистра, а принцип построения всего диапазона. Хорошо замикс-

тованный средний регистр даёт возможность развивать диапазон, совершенство-

вать верхний регистр и преодолевать переходные ноты.

В результате третьего года обучения учащийся должен отработать и закре-

пить полученные ранее вокально-технические навыки. В соответствии со способ-

ностями, учащийся должен овладеть подвижностью голоса, выявить тембр голоса.

В течение учебного года учащийся должен разучить и отработать 8-10 во-

кальных произведений различного характера и содержания.

12

В течение учебного года учащийся сдаёт 2 предварительных контрольных

прослушивания:

-на первое прослушивание выносится 2 произведения (одноиз которых ис-

полняется наизусть)

-на

второе

прослушивание

выносятся

3

произведения,

исполняемые

наизусть.

На

итоговом контрольном прослушивании

учащийся должен продемон-

стрировать

владение

голосом,

артистичность,

ощущение

стиля

исполняемого

произведения.

На итоговом контрольном прослушивании в конце учебного года ученик

должен исполнить три разноплановых произведения (на выбор преподавателя):

-отечественную популярную песню,

-зарубежную популярную песню,

-русскую народную песню, романс,

-ретро,

-классическое произведение,

- произведение из мюзикла или спектакля,

-произведения композиторов народа Севера.

1 вариант: А. Даргомыжский «Я вас любил», русская народная песня «Ой

тоне вечер», О. Фельцман «Ландыши».

2 вариант: П. Чайковский «Легенда», И. Дунаевский «Школьный вальс», А.

Александров «Я по садику гуляла».

13

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Результатом

освоения

программы

в

области

музыкального

искусства

«Сольное пение» с ограниченными возможностями здоровья является приобрете-

ние учащимися следующих знаний, умений и навыков:

в области исполнительской подготовки:

- навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллек-

тивное исполнение);

- умений использовать выразительные средства для создания художественного

образа;

- умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жан-

ров и стилей;

- навыков публичных выступлений;

-

навыков

общения

со

слушательской

аудиторией

в

условиях

музыкально-

просветительской деятельности образовательной организации;

в области историко-теоретической подготовки:

- первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направ-

лениях;

- знаний основ музыкальной грамоты;

- знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном ис-

кусстве;

- знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии.

14

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное

управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспита-

тельную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успевае-

мости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образова-

тельного процесса.

Основными видами контроля успеваемости по предмету «Сольного пения»

с ограниченными возможностями здоровья являются:

текущий контроль успеваемости учащихся,

промежуточная аттестация,

итоговая аттестация.

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения

какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание

учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную орга-

низацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки вы-

ставляются в журнал и дневник учащегося. При выставлении отметок учитывает-

ся:

отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;

качество выполнения домашних заданий;

инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во

время домашней работы;

темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оцен-

ки.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося

и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являют-

ся зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также концерты, тема-

тические вечера и прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к

выступлению на академическом концерте. Отметка, полученная за концертное

исполнение, влияет на четвертную, годовую и итоговую оценки.

Итоговая аттестация

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстри-

ровать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

Форма и содержание итоговой аттестации по учебному предмету «Основы

сольного пения» устанавливаются школой самостоятельно.

Критерии оценки

Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить

уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой.

15

Основным критерием оценок учащегося, осваивающего дополнительную

общеразвивающую образовательную программу, является грамотное исполнение

авторского

текста,

художественная

выразительность,

владение

техническими

приемами пения.

При оценивании учащегося следует учитывать:

формирование устойчивого интереса к вокальному искусству, к занятиям

музыкой;

наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

владение практическими умениями и навыками в различных видах вокаль-

но-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве;

степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

По итогам исполнения программы на зачёте, академическом прослушива-

нии выставляется оценка по пятибалльной шкале:

«5» - отлично

- хорошее репертуарное продвижение (количество и трудность произведе-

ний соответствует уровню года обучения (класса) или может быть выше его),

- качественное исполнение программы,

-ровное звучание, выразительность исполнения, владение интонированием,

артистичность,сценическая выдержка,

- передача образного содержания произведения,

- способность корректировать свое исполнение в зависимости от ситуации.

«5-»незначительные ошибки, погрешности, допущенные учащимся при де-

монстрации его исполнительской подготовки, соответствующей критериям оцен-

ки «5».

«4»- хорошо

- репертуарное продвижение должно соответствовать году обучения (клас-

са), как и количество проходимого материала;

- допустимость менее ярких выступлений, но качество отработанных навы-

ков и приемов должно быть обязательно;

- передача образного содержания;

- присутствуют стилевые неточности: штрихи, динамика, ритмические от-

клонения.

Оценку «4» может получить яркий ученик, выступивший менее удачно.

«4-»незначительные ошибки, погрешности, допущенные учащимся при де-

монстрации его исполнительской подготовки, соответствующей критериям оцен-

ки «4».

«3» - удовлетворительно

- недостаточное репертуарное продвижение,

- погрешности в качестве исполнения:

1.

зажатость в аппарате,

2.

отсутствие интонирования,

3.

плохая артикуляция,

4.

непонимание формы и характера исполняемого произведения.

16

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации для педагогов

Четырёхлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет

добиться профессионального исполнения.

Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности

в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов

к учащимся, учитывающих оценку их интеллектуальных, физических, музыкаль-

ных и эмоциональных данных, уровень подготовки.

Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих спо-

собностей учащихся, полнее учитывать индивидуальные возможности и личност-

ные особенности ребенка позволяют следующие методы дифференциации и ин-

дивидуализации:

разработка педагогом заданий различной трудности и объема;

разная мера помощи преподавателя учащемуся при выполнении учебных

заданий;

вариативность темпа освоения учебного материала;

индивидуальные и дифференцированные домашние задания.

Основной задачей применения принципов дифференциации и индивидуали-

зации при объяснении материала является актуализация полученных учениками

знаний. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении но-

вого материала. Часто на этапе освоения нового материала учащимся предлагает-

ся воспользоваться ранее полученной информацией, и при этом ученики получа-

ют разную меру помощи, которую может оказать преподаватель посредством по-

каза на инструменте.

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому

создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее раз-

витие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от

того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман вы-

бор репертуара. Целесообразно составленный индивидуальный план, своевремен-

ное его выполнение так же, как и рационально подобранный учебный материал,

существенным образом влияют на успешность развития ученика.

Предлагаемые репертуарные списки, программы к зачетам и контрольным

урокам, включающие художественный и учебный материал различной степени

трудности, являются примерными, предполагающими варьирование, дополнение

в соответствии с творческими намерениями преподавателя и особенностями кон-

кретного ученика.

Общее количество вокальных произведений, рекомендованных для изуче-

ния в каждом классе, даётся в годовых требованиях. Предполагается, что педагог

в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности

исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного

выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомле-

ния. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося.

17

На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений

классической и современной музыки, опыт сольного музицирования. Исходя из

этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполни-

тельской практике. Параллельно с формированием практических умений и навы-

ков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые

применяются, в том числе, при подборе на слух.

Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способно-

стей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и вокаль-

ных навыков.

Важным элементом обучения является накопление художественного испол-

нительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики

публичных выступлений.

Процесс обучения в классе сольного пения подразделяется на несколько

этапов:

1.развитие голоса, где в основном используются вокальные упражнения, ставящие

своей задачей:

приведение вокального аппарата в рабочее состояние (распевание)

формирование вокальных навыков на упражнениях и вокализах.

2. работа над вокальным произведением, включающая в себя изучение произведе-

ний разных стилей и жанров: народная песня, романсы русских и зарубежных

композиторов, современные сочинения.

Обучение пению – это не только обучение данному виду искусства. В про-

цессе занятий активно развивается детский голос, а также решаются воспитатель-

ные задачи, связанные с проблемой формирования личности школьника и его об-

щего развития. Поэтому обучение пению это, прежде всего, педагогическая зада-

ча. Уровень общего развития детей проявляется, прежде всего, в качестве их му-

зыкально-слухового восприятия и образного мышления в процессе анализа эмо-

ционального содержания и исполнения вокальных произведений, их формы и

средств художественной выразительности, в умении сравнивать, находить сход-

ства и различия отдельных художественно-технических элементов вокального ис-

полнения.

Говоря о качестве звучания детского голоса, мы имеем в виду, прежде все-

го, его основные физические характеристики: тембральную, интонационную и

динамическую.

К тембральной характеристике относятся: спектральная насыщенность или

обертоновый состав звука, плавность регистровых переходов, звонкость и полёт-

ность голоса, степень свободы или напряженность звучания, вокальная позиция,

степень округлости гласных, качество певческого вибрато.

К интонационной характеристике относятся: точность или чистота интони-

рования, ширина звуковысотного диапазона, его высотное расположение.

У динамической – ширина динамического диапазона на различных звуко-

высотных уровнях.

На протяжении всех лет обучения необходимо развивать у учащихся темб-

ровое чувство и мышление, пополнять ресурс выразительности исполнения во-

18

кальных произведений, создавать условия, в которых учащийся испытывает ра-

дость ощущения исполнительской свободы и творческого комфорта.

Особенно сложной и трудной является работа по постановке голоса, так как

голоса учащихся, в период обучения, могут находиться в состоянии мутации или

постмутации. Тем не менее, задача преподавателя состоит в обучении правильно-

му пению в единстве его сложных проблем: проблемы звукообразования и напев-

ности голосоведения, певческого дыхания и дикции.

Во время работы над чистотой интонации одновременно следует добиваться

полётности, звонкости и вибрато голоса, естественность звучания.

Вся вокальная работа должна проводиться на доступном учащимся матери-

але. Подбирать репертуар следует, учитывая вокальные данные учащегося, посте-

пенно усложняя его.

Концертный репертуар необходимо составлять

только из

произведений,

пройденных с преподавателем в классе.

Особо важное значение в обучении пению имеет овладение певческими

навыками. Эта работа часто протекает без достаточного осознания учащимися её

цели, без понимания роли тех упражнений, которые они выполняют. Следует

на

самом первом этапе обучения доводить до сознания детей, для чего исполняется

данное упражнение, чего следует добиваться в работе над ним, как его надо ис-

полнять.

Ученики должны понимать, что упражнения помогают овладению певче-

скими навыками, необходимыми для того, чтобы исполняемая песня звучала кра-

сиво, чисто, выразительно. Для улучшения качества интонации большое внима-

ние следует уделить точному воспроизведению первого звука.

Очень важно с самого начала обучения воспитывать у учащихся вокальный

слух, умение внимательно слушать себя и отмечать свои ошибки.

Основа пения - гласные звуки. От правильного формирования гласных зву-

ков зависит красота тембра. У учащихся школьного возраста тембр неровный, что

обусловлено, главным образом, «пестротой» гласных. Ровность звучания достига-

ется при сохранении высокого звучания (позиции) на всех звуках певческого диа-

пазона. Для этого следует использовать попевки и упражнения на все гласные,

добиваясь правильного формирования каждой из них:

в «чистом» звучании: А, О, У, Э

в «йотированном» звучании: А -Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е

обратить внимание на формирование гласных И, Ы

пение гласных звуков в сочетании с согласными

Кроме работы над гласными звуками, в работе следует использовать:

1. упражнения стабильного блока

- на дыхание,

- на медленный долгий выдох,

- на развитие артикуляции,

- на подвижность диафрагмы,

- на развитие ровности тембрового звучания,

- гибкости голоса;

19

2. упражнения периодически обновляющегося блока

- на лёгкость и подвижность голоса,

- на зубные язычные согласные: д, з, т, р, л, н,

- на губные: б, п, в, м.

Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот,

свободно опускающаяся челюсть, активные губы, чётко артикулирующие каждый

звук. На начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы

учащийся вдыхал правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой

фразы, не брал дыхание в середине слова.

В практических занятиях, наряду с упражнениями, рекомендуется пение во-

кализов или песен напевного характера для выработки кантиленного звучания.

Это необходимо также для осознания учащимися малой формы в целом и на

уровне отдельных построений: фразы, предложения, периода, для усвоения ими

понятий кульминации произведения, коды и других.

20

VI. ПРИМЕРНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР

1 год обучения

1.

Арутюнов «Карабас и тарантас»

2.

Арутюнов «Носорог»

3.

Баневич С. «Мир»

4.

Белорусская народная песня «Дудочка-дуда»

5.

Белорусская народная песня «Сел комарик на дубочек»

6.

Бельгийская народная песня «Карлуша»

7.

Бельгийская народная песня «Есть под Брюсселем особняк»

8.

Бетховен Л. «Малиновеа»

9.

Бетховен Л. «Сурок»

10.

Брамс И. «Божья коровка»

11.

Варламов А. «Горные вершины»

12.

Глинка М. «Ходит ветер, воет ветер»

13.

Гоптарь А. «Солнечный зайчик»

14.

Грузинская народная песня «Песня сердца»

15.

Грузинская народная песня «Светлячок»

16.

Журбин А. «Планета детства»

17.

Журбин А. «Пряничный домик»

18.

Крылатов Е. «Крылатые качели»

19.

Крылатов Е. «Лесной олень»

20.

Крылатов Е. «Мы маленькие дети»

21.

Крылатов Е. «Прекрасное далёко»

22.

Львов Д. «Дружатдети всей земли»

23.

Марченко Л. «Бегемот»

24.

Минков М. « Где водятся волшебники»

25.

Минков М. «Дорога добра»

26.

Моцарт В. «Колыбельная»

27.

Николаев И. «Маленькая страна»

28.

Николаев И. «Хрустальное сердце Мальвины»

29.

Парцхаладзе М. «Мама»

30.

Паулс Р. «Небо плачет»

31.

Пахмутова А. «Добрая сказка»

32.

Пенегин А. «Лукоморье»

33.

Ребиков В. «Поздняя весна»

34.

Римский-Корсаков Н. «Белка»

35.

Русская народная песня «В низенькой светёлке»

36.

Русская народная песня «По небу,

по синему»

37.

Русская народная песня «Уж как пал туман»

21

38.

Русская народная песня «В чистом поле»

39.

Савельев Б. «Колючки»

40.

Савельев Б. «Утренняя песенка»

41.

Тухманов Д. «Папина колыбельная»

42.

Тухманов Д. «Песенка про сапожника»

43.

Финская народная песня «Весёлый парикмахер»

44.

Финская народная песня «Маленькая прачка»

45.

Хромушин О. «Песенка девочки»

46.

Чичков Ю. «Мой солнечный зайчик»

47.

Шаинский В. «Крейсер Аврора»

48.

Шаинский В. «Облака»

49.

Яковлев М. «Зимний вечер»

2 год обучения

1.

Александров А. «Весёлые чижи»

2.

Алябьев А. «И я выйду ль на крылечко»

3.

Алябьев А. «Увы, зачем она блистает»

4.

Американская народная песня «Домик над рекой»

5.

Английская народная песня «Старый король»

6.

Бах И. «Жизнь хороша»

7.

Бах И. «Нам день приносит свет зари»

8.

Блантер М. «Катюша»

9.

Блантер М. «Колыбельная»

10.

Брамс И. «Колыбельная»

11.

Брамс И. «Неаполитанская песенка»

12.

Брамс И. «Спящая царевна»

13.

Бруселовский Е. «Две ласточки»

14.

Варламов А. «Звёздочка ясная»

15.

Варламов А. «На заре ты её не буди»

16.

Варламов А. «Красный сарафан»

17.

Варламов А. «Белеет пару одинокий».

18.

Варламов А. «Ты не пой соловей»

19.

Варламов А. «Вдоль по улице метелица метёт»

20.

Векерлен Ж. «Менуэт Экзоде»

21.

Векерлен Ж. «Приди поскорее весна»

22.

Верстовский А. «Два ворона»

23.

Гаврилин А. «Мама»

24.

Гладков Г. «Песенка о волшебниках»

25.

Глинка М. «Жаворонок»

26.

Глинка М. «Что, красотка молодая»

22

27.

Глинка М. «Не пой красавица при мне»

28.

Глинка М. «Венецианская ночь»

29.

Григ Э. «Лесная песнь»

30.

Гурилёв А. «Матушка голубушка»

31.

Гурилёв А. «Внутренняя музыка»

32.

Гурилёв А. «После битвы»

33.

Гурилёв А. «Бедная девушка ты»

34.

Гурилёв А. «Домик крошечка»

35.

Гурилёв А. «Сарафанчик»

36.

Гурилёв А. «Вьётся ласточка сизокрылая»

37.

Гурилёв А. «Улетела пташечка»

38.

Даргомыжский А. «Лезгинская песня»

39.

Даргомыжский А. «Юноша и дева»

40.

Даргомыжский А. «Старина»

41.

Даргомыжский А. «Шестнадцать лет»

42.

Датская народная песня «Жаворонок»

43.

Дубравин Я. «Страна Читалия»

44.

Дубравин Я. «Незнайка»

45.

Дубравин Я. «Старик Хоттабыч»

46.

Дубравин Я. «Верность»

47.

Дубравин Я. «Вождь краснокожых»

48.

Дунаевский М. «Спой нам, ветер»

49.

Дунаевский М. «Скворцы прилетели»

50.

Дюбюк А. «Птичка»

51.

Дюбюк А. «Не брани меня родная»

52.

Егоров А. обр. «Не летай соловей»

53.

Журбин А. «В квадратном королевстве»

54.

Зацепин А. «Песенка о медведях»

55.

Кабалевский Д. «Мельник, мальчик и осёл»

56.

Каланцев «Песенка о доброте»

57.

Крылатов Е. «Песенка о снежинке»

58.

Крылатов Е. «три белых коня»

59.

Крылатов Е. «Это знает всякий»

60.

Кюи Ц. «Зима»

61.

Кюи Ц. Майский день»

62.

Кюи Ц. «Царскосельская статуя»

63.

Латышская народная песня «Куда летишь ястреб»

64.

Леви Н. «В Пушкинском парке»

65.

Лондонов П. орб. «Травушка-муравушка»

66.

Марченко А. «Старая кукла»

67.

Марченко А. «Колибри и крокодил»

23

68.

Марченко А. «Эта музыка»

69.

Марченко А. «Менуэт»

70.

Марченко А. «Как ни странно»

71.

Марченко А. «Мальчик - хулиганчик»

72.

Марченко А. «Колыбельная мамы»

73.

Мендельсон Ф. «На крыльях песни»

74.

Моцарт В. «Довольство жизнью»

75.

Моцарт В. «Приход Весны»

76.

Моцарт В. «Тоска по весне»

77.

Моцарт В. «Детские игры»

78.

Моцарт В. «Жил-был на свете мальчик»

79.

Минков М. «Дельфины»

80.

Минков М. «Окно»

81.

Минков М. «Песенка про дождик»

82.

Немецкая народная песня «Вестница весны»

83.

Николаев И. «День рождения»

84.

Пахмутова А. «Добрая сказка»

85.

Пахмутова А. «Беловежская пуща»

86.

Перголези Дж. «Ах зачем я не лужайка»

87.

Пугачёва А. «Папа купил автомобиль»

88.

Русская народная песня «Меж крутых бережков»

89.

Русская народная песня «Я на камушке сижу»

90.

Рыбников А. «Песенка Буратино»

91.

Рыбников А. «Романс черепахи Тортилы»

92.

Славкина М. «Старушка и пират»

93.

Славкина М. «Стёклышко»

94.

Струве Г. «Музыка»

95.

Струве Г. «Трава зелена»

96.

Струве Г. «Школьный корабль»

97.

Финская народная песня «Весёлый пастушок»

98.

Хромушин О. «Искры костра»

99.

Хромушин О. «Песня о земной красоте»

100.

Хромушин О. «Что такое лужа»

101.

Чайковский П. «Весна»

102.

Чайковский П. «Осень»

103.

Шведская народная песня «К ручью пошла девчонка»

104.

Шуберт Ф. «Дикая роза»

105.

Шуберт Ф. «Колыбельная»

106.

Шуберт Ф. «В путь»

107.

Шуберт Ф. «Швейцарская весна»

108.

Шуберт Ф. «Шарманщик»

24

109.

Шопен Ф. «Желание»

110.

Шуман Р. «Песочный человечек»

111.

Шуман Р. «Мотылёк»

112.

Шуман Р. « Небывалая страна»

113.

Шуман Р. «Совёнок»

114.

Чайковский П. «Мой садик»

115.

Эстонская народная песня «Синичку ветер убаюкал»

3 год обучения

1.

Абт Ф. «Школа пения»

2.

Агабабов С «Лесной вал»

3.

Александров А. «Я по садику гуляла»

4.

Алябьев А. «Соловей»

5.

Бах И. «Победа Радость нам несёт»

6.

Бах И. «О, Блаженство ликованье»

7.

Бах И. «Весенняя песня»

8.

Бетховен Л. «Песня Клерхен»

9.

Бетховен Л. «Милее всех был Джемми»

10.

Брамс И. «Кузнец»

11.

Будашкин А. «За дальнею околицей»

12.

Будашкин А. «Шуми моя Нива»

13.

Будашкин А. «Девушка крапивушку жала»

14.

Булахов П. «Тук, тук, тук как сердце бьётся»

15.

Булахов П. «»Девицы-красавицы»

16.

Вакан Н. «Школа пения. Избранные вокализы»

17.

Варламов А. «Ты не пой душа девица»

18.

Варламов А. «Что мне жить, и тужить одинокой»

19.

Варламов А. «Школа пения. Избранные вокализы»

20.

Варламов А. «Красный сарафан»

21.

Верди Дж. «Песенка Оскара» из оперы «Бал Маскарад»

22.

Волков обр. «Что так жадно глядишь на дорогу»

23.

Глинка М. «Ах ты, ночь ли, ноченька»

24.

Глинка М. «Маленькая арфа»

25.

Глинка М. «Милочка»

26.

Глинка М. «Если встречусь я с тобой»

27.

Глинка М. «Северная звезда»

28.

Глинка М. «Бедный певец»

29.

Глинка М. «Песня Ильинишны»

30.

Глинка М. «Скажи, зачем явилась ты»

31.

Глинка М. «Ах, когда б я прежде знала»

25

32.

Глинка М. «Адель»

33.

Глюк Л. «Ария Орфея» из оперы Орфей.

34.

Гречанинов А. «Острою секирой»

35.

Гречанинов А. «Подснежник»

36.

Григ Э. «Колыбельная Сольвейг»

37.

Гуно Ш. «Баллада Маргариты о Фульском короле» из оперы «Фауст»

38.

Гурилёв А. «Вам не понять моей печали»

39.

Гурилёв А. «Грусть девушки»

40.

Гурилёв А. «Отгадай моя родная»

41.

Гурилёв А. «Право маменьке скажу»

42.

Гурилёв А. «Слеза»

43.

Гурилёв А.»Чёрный локон»

44.

Даргомыжский А. «Не судите люди добрые»

45.

Даргомыжский А. «Я вас любил»

46.

Даргомыжский А. «Я затеплю свечу»

47.

Даргомыжский А. «Привет»

48.

Даргомыжский А. «Не скажу ни кому»

49.

Даргомыжский А. «Вертоград»

50.

Дубравин Я. «Капитан Немо»

51.

Дубравин Я. «Емеля»

52.

Долуханян А. «Ой, ты рожь»

53.

Дунаевский И. «Школьный вальс»

54.

Дунаевский И. «Что делать , девчонки»

55.

Дунаевский И. «Песня Нины « из оперетты «Золотая долина»

56.

Дунаевский И. «Две песни Тони» из оперетты «Белая акация»

57.

Дунаевский М. песни из к/ф. «Мери Поппинс»: «Ветер», «Непогода»,

«Цветные сны».

58.

Жариков З. «На мою ладонь»

59.

Жариков З. « Садитесь птицы»

60.

Жариков З. «Берёза на Кавказе»

61.

Зацепин А. Песни из к/ф. «31 июня»

62.

Зейдлер Г. «Избранные вокализы»

63.

Каччини Дж. «Аве Мария»

64.

Ковнер И. «Песня-романс Акулины» из оперы «Акулина»

65.

Конконе Дж. «Избранные вокализы»

66.

Леви Н. «Бреду тропинкою лесной»

67.

Левина З. «В поле»

68.

Левина З. «Родники»

69.

Левина З. «Красивые глазки»

70.

Марченко А. «Деловое танго»

71.

Марченко А. «Кискин блюз»

26

72.

Марченко А. «Рояль»

73.

Малер Г. «Пылкое воображение»

74.

Мендельсон Ф. «Баркарола»

75.

Мигуля В. «Скрипка Паганини»

76.

Минков М. «Эти летние дожди»

77.

Минков М. «А знаешь, всё еще будет»

78.

Минков М. «Куда уходит детство»

79.

Монюшко С. «Пряха»

80.

Монюшко С. «Золотая рыбка»

81.

Моцарт В. «Вы птички каждый год»

82.

Моцарт В. «Ария Керубино»

83.

Моцарт В. «Ария Сюзанны»

84.

Моцарт В. «Маленькая пряха»

85.

Моцарт В. «Ария Барбарины» из оперы «Свадьба Фигаро»

86.

Немецкая народная песня «Трудно сказать»

87.

Пахмутова А. «Надежда»

88.

Пахмутова А. «Русский вальс»

89.

Пахмутова А. «Хорошо когда снежинки падают»

90.

Пандофка Г. «Избранные вокализы»

91.

Перголези Дж. «Три дня» консонетта

92.

Перголези Дж. Ария «Если любишь»

93.

Перголези Дж. Ария из «Стабат Матер»

94.

Петров А. «Романс Настеньки» из к/ф. «О бедном гусаре замолвите сло-

во»

95.

Рахманинов С. «Островок»

96.

Римский-Корсаков Н. «Звонче жаворонка пенье»

97.

Римский-Корсаков Н. «Певец»

98.

Римский-Корсаков Н. «Не ветер вея с высоты»

99.

Рубенштейн А. «Певец»

100.

Резников И. «Ленивый гном»

101.

Русская народная песня «Степь да степь кругом»

102.

Русская народная песня «Ванечка приходил»

103.

Русская народная песня «Липа вековая»

104.

Русская народная песня «У зори то, у зореньки»

105.

Русская народная песня «Прощай радость»

106.

Русская народная песня «Белолица круглолица»

107.

Русская народная песня «Зачем тебя я милый мой узнала»

108.

Семёнов В. «Звёздная река»

109.

Семёнов В. «47 минут у телефона»

110.

Семёнов В. « Когда я стану миллионером»

111.

Сен-Санс «Аве Мария»

27

112.

Скарлатти А. «Ах нет сил сносить терзанья»

113.

Скарлатти А. «Фиалки»

114.

Соловьев-Седой « Подмосковные вечера»

115.

Степаненко М. «Глупая лошадь»

116.

Титов Н. «Талисман»

117.

Титов Н. «Буря»

118.

Тухманов Д. «Колокольчик мой хрустальный»

119.

Фельцман О. Ландыши»

120.

Франц «Птичка»

121.

Форе Г. «Мотылёк и фиалка»

122.

Харито А. «Отцвели уж давно хризантемы в саду»

123.

Хренников Т. «Колыбельная Светланы»

124.

Чайковский П. «Легенда»

125.

Чайковский П. «Зима»

126.

Чешская народная песня «Яничек»

127.

Шуберт Ф. «Жалоба девушки»

128.

Шуберт Ф. «Аве Мария»

129.

Шуберт Ф. «К лютне»

130.

Шуберт Ф. «К музыке»

131.

Шуберт Ф. «Утренняя серенада»

132.

Шуберт Ф. «Юноша у ручья»

Четвёртый год обучения

1.

Алябьев А. «Увы, зачем она блистает»

2.

Американская народная песня «Домик над рекой»

3.

Английская народная песня «Старый король»

4.

Бах И. «Жизнь хороша»

5.

Бах И. «Нам день приносит свет зари»

6.

Блантер М. «Катюша»

7.

Будашкин А. «За дальнею околицей»

8.

Будашкин А. «Шуми моя Нива»

9.

Будашкин А. «Девушка крапивушку жала»

10.

Булахов П. «Тук, тук, тук как сердце бьётся»

11.

Булахов П. «»Девицы-красавицы»

12.

Вакан Н. «Школа пения. Избранные вокализы»

13.

Варламов А. «Ты не пой душа девица»

14.

Варламов А. «Что мне жить, и тужить одинокой»

15.

Варламов А. «Школа пения. Избранные вокализы»

16.

Варламов А. «Красный сарафан»

28

17.

Гречанинов А. «Подснежник»

18.

Григ Э. «Колыбельная Сольвейг»

19.

Гуно Ш. «Баллада Маргариты о Фульском короле» из оперы «Фауст»

20.

Гурилёв А. «Вам не понять моей печали»

21.

Гурилёв А. «Грусть девушки»

22.

Гурилёв А. «Отгадай моя родная»

23.

Гурилёв А. «Право маменьке скажу»

24.

Гурилёв А. «Слеза»

25.

Гурилёв А.»Чёрный локон»

26.

Даргомыжский А. «Не судите люди добрые»

27.

Даргомыжский А. «Я вас любил»

28.

Даргомыжский А. «Я затеплю свечу»

29.

Даргомыжский А. «Привет»

30.

Даргомыжский А. «Не скажу ни кому»

31.

Даргомыжский А. «Вертоград»

32.

Дубравин Я. «Капитан Немо»

33.

Дубравин Я. «Емеля»

34.

Долуханян А. «Ой, ты рожь»

35.

Дунаевский И. «Школьный вальс»

36.

Дунаевский И. «Что делать , девчонки»

37.

Каччини Дж. «Аве Мария»

38.

Ковнер И. «Песня-романс Акулины» из оперы «Акулина»

39.

Конконе Дж. «Избранные вокализы»

40.

Леви Н. «Бреду тропинкою лесной»

41.

Левина З. «В поле»

42.

Левина З. «Родники»

43.

Левина З. «Красивые глазки»

44.

Марченко А. «Деловое танго»

45.

Марченко А. «Кискин блюз»

46.

Марченко А. «Рояль»

47.

Малер Г. «Пылкое воображение»

48.

Мендельсон Ф. «Баркарола»

49.

Мигуля В. «Скрипка Паганини»

50.

Минков М. «Эти летние дожди»

51.

Минков М. «А знаешь, всё еще будет»

52.

Минков М. «Куда уходит детство»

53.

Монюшко С. «Пряха»

54.

Монюшко С. «Золотая рыбка»

55.

Пахмутова А. «Надежда»

56.

Пахмутова А. «Русский вальс»

57.

Пахмутова А. «Хорошо когда снежинки падают»

29

58.

Пандофка Г. «Избранные вокализы»

59.

Перголези Дж. «Три дня» консонетта

60.

Перголези Дж. Ария «Если любишь»

61.

Русская народная песня «У зори то, у зореньки»

62.

Русская народная песня «Прощай радость»

63.

Русская народная песня «Белолица круглолица»

64.

Русская народная песня «Зачем тебя я милый мой узнала»

65.

Семёнов В. «Звёздная река»

66.

Семёнов В. «47 минут у телефона»

67.

Семёнов В. « Когда я стану миллионером»

68.

Сен-Санс «Аве Мария»

69.

Скарлатти А. «Ах нет сил сносить терзанья»

70.

Скарлатти А. «Фиалки»

71.

Соловьев-Седой « Подмосковные вечера»

72.

Степаненко М. «Глупая лошадь»

73.

Титов Н. «Талисман»

74.

Титов Н. «Буря»

75.

Тухманов Д. «Колокольчик мой хрустальный»

76.

Фельцман О. Ландыши»

77.

Хренников Т. «Колыбельная Светланы»

78.

Чайковский П. «Легенда

79.

Чайковский П. «Зима»

80.

Чешская народная песня «Яничек»

81.Шуберт Ф. «Жалоба девушки»

82.Шуберт Ф. «Аве Мария»

83.Шуберт Ф. «К лютне»

84.Шуберт Ф. «К музыке»

85.Шуберт Ф. «Утренняя серенада»

86.Шуберт Ф. «Юноша у ручья»

30

VII. СПИСОК УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Аникин В.Б. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский

фольклор. Пособие для учителя. - М., 1997.

2.

Варламов А.Е. «Полная школа пения» Санкт – Петербург .Издательство

«Планета» 2008г.

3.

Вербов М. «Техника постановки голоса» Музгиз 1961г.

4.

Гонтаренко Н. «Сольное пение» Ростов на Дону. Феникс 2017г. Изд. вто-

рое.

5.

Дмитриев А. «Голосовой аппарат певца» Ленинград Музыка 1997г.

6.

Дмитриев А. «Основы вокальной музыки» Москва Музыка 2000г.

7.

Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация в тренаж» СПБ 1996г.

8.

Луканин В. «Обучение и воспитание молодого певца» Ленинград Музы-

ка 1977г.

9.

Малахов «Современные дыхательные методики» Донецк 2003г.

10.

Михайлова М. «Развитие музыкальных способностей детей» Ярославль

«Академия развития» 1997г.

11.

Морозов В. «Искусство резонансного пения» ИП РАН, МТК им. П.И.

Чайковского. Москва 2002г.

12.

Морозов В. «Тайны вокальной речи» Ленинград. Наука 1967г.

13.

Павлинцева О. «Методика постановки голоса» Москва 1964г.

14.

Пружников З.К. «Механика пения» Санкт – Петербург 2006г.

15.

Романов Л.В. «Школа эстрадного вокала». Учебное пособие. Москва Му-

зыка 2000г.

16.

Стулова П. П. «Теория и практика работы с детским хором». Учебное

пособие. Москва «Владос» 2002г.

17.

Стулова П.П. «Развитие детского голоса в процессе обучении пению».

Москва Издательство «Прометей» 1992г.

18.

Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. «Методика музыкального

воспитания». Учебное пособие. Москва 1990г.

19.

Халабузарь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания».

Санкт – Петербург 2000г.

20.

Щетинин М. «Дыхательная гимнастика Стрельниковой». Москва ФИС

2000г.

СБОРНИКИ ПЕСЕН

1.«Вечный двигатель» М. Минков «Музыкальный сборник» О.О.О. «Дро-

фа» 2001г.

2. «Гусята». Песни для детей младшего возраста, для пения под фортепиано.

3. «Детские песни о разном». Л. Мазченко выпуск 1,2. Ростов на Дону «Фе-

никс» 2001г.

4. «Звездопад». Песни для детей и юношества. А. Пахмутова

5. «Забавные детские песни» Для голоса и фортепиано. Тетрадь 1, 2

6. «Зачем зайцу хвост» Музыка О. Хромушина на стихи О Сердабольского

изд. Композитор Санкт Петербург 2002

31

7. «Избранные песни для детей» Ю. Чичков Советский композитор 1988г.

8. «Прекрасное далёко» Песни для детей и юношества «Советский компози-

тор»1988

9. «Песни героев любимых книг» Вокально – поэтический цикл. Музыка Я.

Дубравина стихи С. Суслова

10. «Песни для детей» ст. Т. Барановой Московский гуманитарный центр

«Владивосток» 2002

11. «Песни нашего кино». Песни для голоса и фортепиано, гитары 70-90 г.

Издательство «Советский композитор» 2004г.

12. «Планета детства». Песни для детей. А. Мошкин Новосибирск «Арт

Классик» 2001г.

13. «Со двора, со дворика». Русские народные песни и хороводы для детей

младшего возраста.

14. «Сожжённое письмо» Популярные русские романсы для голоса и фор-

тепиано. Серия «Шедевры русского романса».

15. «Смешной человечек на крыше живёт» серия «Лучшие песни для детей»

П. Синявский Ярославль Академия развития, Академия холдинга 2003

16. «Улыбка для всех» Детские популярные песни для фортепиано с голо-

сом из к/ф. и м/ф. Выпуск 1,2,3. Издательство В. Капитанского Москва 2000г.

17. «Хиты Российской эстрады». Популярные песни в переложении для

фортепиано и гитары с голосом. Серия «Золотые страницы эстрады». Изд. Дом В.

Катанского Москва 2000г.

18. «Что такое ералаш» серия «Лучшие песни для детей» Т. Ефремов Яро-

славль «Академия развития. Академия холдинг. 2003г.

19. «Чудеса в решете» Песни для детей дошкольного возраста муз. Ж. Ме-

таллиди ст. И. В. Демьянова. Москва «Престо» 1995г.

20. «Эстрадные песни для детей младшего возраста в сопровождении фор-

тепиано.



В раздел образования