Автор: Баранова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: филиала Республиканского СРЦН "Глазовский ДДИ"
Населённый пункт: г.Глазов, Удмуртская Республика
Наименование материала: Программа дополнительного образования социально - педагогической направленности
Тема: "Хозяюшка"
Раздел: дополнительное образование
Филиал казенного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики
«Республиканский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних»
«Глазовский детский дом – интернат для умственно отсталых детей»
Программа дополнительного образования
по социально – педагогической направленности для
детей с интеллектуальной недостаточностью
кружок «Хозяюшка»
на 2022 – 2023 учебный год
РАССМОТРЕНО
Методическое объединение
педагогов АСУСО УР
«Глазовский детский дом-интернат
для умственно отсталых детей»
Протокол от « 30 » 08 2022г.
СОГЛАСОВАНО
Педагогический совет
«Глазовский детский дом-интернат
для умственно отсталых детей»
Протокол от « 31 » 08 2022г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор АСУСО УР
«Глазовский детский дом-интернат
для умственно отсталых детей»
___________ Т. Л. Малышева
Приказ от « 31 » 08 2022г.
№ 283
Составила:
Баранова Ольга
Владимировна,
воспитатель
Глазов, 2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования для детей с умственной
отсталостью «Хозяюшка» разработана согласно требованиям следующих
нормативных документов: Закона Российской Федерации ФЗ – 273 «Об
образовании в Российской Федерации» от 26.12.2012 года,
приказа
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа
2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»,
Письма Министерства образования и науки Российской
Федерации от 11 декабря 2006 г. № 06 – 1844 «О Примерных требованиях к
программам
дополнительного
образования
детей»,
Распоряжения
Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996 – р «Об утверждении Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»,
Приказа Управления образования Администрации города Глазова от 31
августа
2015
г.
№
193-ОД
«Положение
о
порядке
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
образовательным программам», Устава учреждения, иных локальных актов
учреждения,
на
основании
программы
дополнительного
образования
Глазовского детского дома – интерната для умственно отсталых детей «И
невозможное возможно».
Программа кружка «Хозяюшка» рассчитана на тех, кто делает первые
шаги, знакомится с кухней, хозяйством вообще, позволяет научиться быть
экономным, хорошо ориентироваться в многообразии продуктов.
В жизни каждого ребенка бывает много праздников, хочется, чтобы и
наши
воспитанники
умели
правильно
организовать
его,
составить
программу, подготовить праздничный стол, хорошо сервировать его. Ведь
каждый ребенок, девочка или мальчик, становятся взрослыми, если они в
детстве будут знать, уметь и проводить торжества, то и в дальнейшей своей
взрослой
жизни
смогут
подготовиться
к
любому
мероприятию,
традиционному празднику, стать гостеприимными хозяевами.
Направленность
(профиль)
программы
кружка
«Хозяюшка»
-
социально – педагогический. Срок реализации программы – 1 год.
Актуальность
программы «Хозяюшка»
в
том,
что
обучение
воспитанников направлено на их самоопределение и профессиональную
ориентацию, являющихся важными этапами на пути социализации личности.
В процессе обучения воспитанники учатся бережно и с любовью относится к
своему национальному богатству, сохраняют и развивают традиции своего
народа.
Новизна программы состоит в том, что весь курс обучения построен
таким образом, что кроме развития и коррекции практических навыков
воспитанникам предлагается и интересный информационный материал,
способствующий расширению кругозора, облегчающий их дальнейшую
социализацию. Дети любят готовить, пользуются всевозможными приборами
и посудой, учатся работать с современной бытовой техникой. И кроме того
учатся ухаживать за собой и вести домашнее хозяйство.
Педагогическая целесообразность
том, что приготовление пищи,
правильная сервировка стола и нормы этикета занимают особое место в
повседневной жизни. Важно не только правильно готовить, но и правильно
питаться. Умение вкусно готовить – хорошая привычка. Умение красиво
подать блюдо, правила сервировки — воспитывает эстетический вкус.
Навыки и умение, сформированные в детстве, закладывают установку для
дальнейшей жизни. На занятиях кружка воспитанники учатся искусству
приготовления пищи, творчески оформлять блюда к праздникам, выставкам,
готовить разные закуски, салаты.
Цель программы – обучение воспитанников приготовлению здоровой
питательной пищи из доступных продуктов, дать знания о рациональном
питании, воспитать вкус к здоровой пище.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи.
Обучающие:
- познакомить
воспитанников
с
историей
кулинарии,
историей
национальных кухонь с точки зрения рационального питания и способов
обработки продуктов; познакомить с сущностью диетического питания,
особенностью различных диет, лечебными свойствами некоторых продуктов,
организацией труда при приготовлении пищи;
- обучить технологии приготовления основных блюд русской и
национальных кулинарий;
-
приобщить
к
разнообразным
видам
хозяйственно-бытовой
деятельности.
Развивающие:
- пробудить интерес к кулинарному искусству у воспитанников;
- развить творческую активность через индивидуальное раскрытие
кулинарных способностей каждого воспитанника;
- развить эстетическое восприятие и творческое воображение.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность;
- привить навыки работы в группе;
- формировать любовь и уважение к традициям русской кухни.
Программа обучения направлена на знакомство с историей кулинарии,
основами рационального питания. Обучающиеся получают первоначальные
знания и навыки приготовления несложных блюд: закусок, первых и вторых
блюд, салатов.
Отличительной особенностью
программы является приобретение
знания в области питания (детского, лечебного, национального и т.п.),
эстетики приема пищи, технологии обработки, переработки, хранения
продуктов, рациональному, экономическому подбору блюд помогут решить
одну сторону адаптации воспитанника к самостоятельной жизни.
Возраст воспитанников: программа рассчитана на воспитанников в
возрасте от 15 до 17 лет в количестве 7 человек (Приложение 1).
Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год.
Основные формы и режим проведения занятий: лекции, беседы,
теоретическая работа, практическая работа с разновозрастной группой
воспитанников 1 раз в неделю (в субботу) продолжительностью 2 часа.
Для реализации данной программы необходим большой светлый
кабинет. Он должен быть оборудован системами хозяйственного питьевого,
противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками.
Помещение должно иметь естественное освещение и хорошо проветриваться.
В наличии необходимо иметь оборудование: плиту электрическую с
жарочным шкафом, холодильник, мясорубку, набор столовой мебели (столы
кухонные); шкафы для посуды; доски деревянные разделочные; сушилки для
тарелок; посуду: кастрюли, сковороды, тарелки, ложки, набор чайной
посуды, ведро эмалированное, чайники заварные, набор ножей, столовый
сервиз, чайник; косынки, фартуки; моющие средства.
Ожидаемые результаты.
По завершении обучения, воспитанники должны знать:
- правила гигиены и безопасности труда;
- основные этапы истории развития кулинарии;
- основы рационального питания;
- правила поведения за столом;
- способы нарезки овощей;
- названия круп;
- технологию приготовления первых и вторых блюд.
Должны уметь:
- работать с ножом;
- сервировать стол к завтраку, обеду, ужину;
- готовить супы, каши;
- заваривать чай;
- готовить некоторые виды салатов;
- готовить песочное и дрожжевое тесто и изделия из них.
Задачи данной программы будут выполнены, если воспитанник на
занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу воспитателя
входит не столько помочь ему в приготовлении пищи, сколько создать
условия, при которых он будет хотеть создать свой неповторимый рецепт.
Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях детей с умственной
отсталостью на занятии.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№
п/п
Наименование
разделов и тем
Всего
часов
Количество часов
теоретические
практические
1.
Вводное занятие
2
2
-
2.
История
возникновения
кулинарии
2
2
-
3.
Сервировка стола
2
1
1
4.
Бутерброды
2
1
1
5.
Витамины. Овощные салаты
4
1
3
6.
Основы рационального питания
2
1
1
7.
Способы
обработки
пищевых
продуктов
2
1
1
8.
Соль
и
сахар.
Заготовка
продуктов в прок
2
1
1
9.
Холодные закуски
2
1
1
10.
Животные
продукты
питания.
Блюда из мяса
2
1
1
11.
Молоко и молочные продукты
2
0,5
1,5
12.
Растительные продукты питания
4
1
3
13.
Блюда из яиц
2
0,5
0,5
14.
Что такое меню? Составление
меню
2
1
1
15.
Первые блюда
4
1
3
16.
Вторые блюда
4
1
3
17.
Третьи блюда
2
1
1
18.
Секреты вкусной выпечки
2
2
-
19.
Различные
мучные
блюда.
Дрожжевое
и
без
дрожжевое
тесто
10
2
8
20.
История чая
2
1
1
21.
История русской кухни
8
1
7
22.
Итоговое занятие
2
-
2
23.
Диагностика
2
-
2
Итого:
68
23
45
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Наименование
темы
Форма
занятия
Содержание
Кол-во
занятий
Дата
1.Вводное
занятие
Беседа
Теория: Правила безопасности
кулинарных работ. Правила
санитарии и гигиены.
1
07.09.
2.История
возникновения
кулинарии.
Беседа
Теория: Этапы развития
кулинарии в России.
Традиционные кухни народов
России. Правила этикета.
1
14.09.
3.Сервировка
стола.
Практическое
занятие.
Теория: Правила сервировки
стола к завтраку, обеду, ужину
и чаю. Назначение столовых
приборов.
Практика: Сервировка стола.
1
21.09.
4.Бутерброды.
Практическое
занятие.
Дегустация.
Теория: Правила хранения
продуктов, сроки годности.
Виды бутербродов, приёмы
оформления бутербродов.
Практика: изготовление
открытых, закрытых и горячих
бутербродов. Сервировка стола
к чаю.
1
28.09.
5.Витамины.
Овощные
салаты.
Практическое
занятие.
Дегустация
Теория: виды овощей. Влияние
овощей на организм человека.
Первичная и тепловая
обработка овощей.
Практика: салаты из моркови,
капусты, картофель отварной,
жаренный, картофельное пюре.
2
05.10.
12.10.
6.Основы
рационального
питания.
Практическое
занятие.
Дегустация
Теория: Рациональное питание.
Обмен веществ и энергии.
Суточный расход энергии
человека. Потребность в пище
в зависимости от возраста,
пола, физических нагрузок.
Составление меню на день.
Практика: Составление схем
приготовления различных
блюд. Пшенная каша с тыквой.
1
19.10.
7.Способы
обработки
пищевых
продуктов.
Практическое
занятие.
Дегустация
Теория: Характеристика
способов обработки пищевых
продуктов. Преимущества
приготовления пищи на пару.
Практика: Составление
инструкционных карт по
приготовлению варёных,
тушеных и паровых блюд.
Приготовление паровых блюд:
яичный омлет.
1
26.10.
8.Заготовка
продуктов в
прок.
Практическое
занятие.
Дегустация
Теория: Сахар и соль,
потребность в них организма,
нормы потребления. Заготовка
продуктов впрок. Способы
консервирования. Условия
сохранения скоропортящихся
продуктов. Способы обработки
продуктов с целью сохранения
витаминов.
Практика: заготовка продуктов
впрок: квашение капусты,
компот из яблок.
1
02.11.
9.Холодные
закуски.
Практическое
занятие.
Дегустация
Теория: Разнообразие
вариантов приготовления
закусок.
Практика: правильная нарезка
колбасы, твердого сыра,
1
09.11.
приготовление закуски.
10.Блюда из
мяса.
Практическое
занятие.
Дегустация
Теория: виды мясных
продуктов. Виды
полуфабрикатов из рубленного
мяса.
Практика: изготовление котлет.
1
14.12.
11.Молоко и
молочные
продукты.
Практическое
занятие.
Дегустация
Теория: Значение молока и
молочных продуктов в питании
взрослых и детей. Лечебно-
профилактические свойства
кисломолочной пищи.
Практика: Приготовление
молочной лапши.
1
21.12.
12.Растительные
продукты
питания.
Практическое
занятие.
Дегустация
Теория: Растительные
продукты питания и их
использование в профилактике
и лечении болезней.
Возникновение и
предупреждение заболеваний,
связанных с избыточным или
недостаточным употреблением
растительных продуктов
питания.
Практика: Приготовление
блюд из пищевых растений:
картофельные оладьи,
капустные котлеты.
2
28.12.
04.01.
13.Блюда из
яиц.
Практическое
занятие.
Дегустация
Теория: Значение яиц в
питании человека. Яйцо, его
пищевая ценность и
применение в кулинарии.
Практика: Приготовление
блюд из яйца: яйцо вкрутую,
омлет с зелёным луком.
1
11.01.
14.Что такое
меню?
Практическое
занятие.
Теория: расчет продуктов на
день, разработка меню.
Практика: составление меню
на день, праздничного меню.
1
18.01.
15.Первые
блюда.
Практическое
занятие.
Дегустация
Теория: виды супов,
последовательность закладки
продуктов в суп
Практика: приготовление
куриного бульона, гороховый
суп.
2
25.01.
01.02.
16.Вторые
блюда
Практическое
занятие.
Дегустация
Теория: виды круп, роль круп и
макаронных изделий в рационе
человека
Практика: приготовление
гречневой каша с мясом,
макароны с сыром.
2
08.02.
15.02.
17.Третьи
блюда.
Практическое
занятие.
Дегустация
Теория: знакомство с видами
третьих блюд: мороженым,
пирожным, муссом, жиле.
Практика: приготовление
кондитерских колбасок.
1
22.02.
18.Секреты
вкусной
выпечки.
Практическое
занятие.
Дегустация
Теория: Историческая справка.
Особенности приготовления
теста.
Практика: приготовление
сдобного дрожжевого теста,
выпечка булочек.
1
29.02.
19.Различные
мучные блюда
Практическое
занятие.
Дегустация
Теория: разнообразие мучных
блюд. Особенности
приготовления пресного,
бисквитного и дрожжевого
теста.
5
07.03.
14.03.
21.03.
28.03.
Практика: выпечка блинов,
оладий, пирожков.
04.04.
20.История чая.
Практическое
занятие.
Дегустация
Теория: история появления чая,
сорта, состав.
Практика: приготовление
цветочного чая.
1
11.04.
21.История
русской кухни.
Практическое
занятие.
Дегустация
Теория: Изучение
особенностей приготовления
пищи. Исторические сведения
о национальной русской кухне.
Практика: Традиции в
сервировке, подаче и
употреблении блюд.
Приготовление пельменей,
вареников, картофель с луком.
4
18.04.
25.04.
02.05.
09.05.
22. Итоговое
занятие
Практическое
занятие.
Дегустация
Теория: закрепление
пройденного, оформление
рецептов.
Практика: заключительное
чаепитие.
1
16.05.
23.Диагностика
1
23.05.
Литература
1. Аксакова О.В.Блюда из свинины. Слово, 2011.
2. Бочкова И.А. Кулинария для детей. Кухни народов мира.- М., 2011.
3. Евладова Е., Логинова Л.Г. Дополнительное образование детей. Учебное
пособие
для
студентов
учреждений
среднего
профессионального
образования. – М., 2002
4. Зима О.И. Кулинарные рецепты на каждый день. – М.: Ринол классик,
2001.
5. Зима Д.Д. Такие разные салаты. – М.: Ринол классик, 2012
6. Иванова В.А. Детская поваренная книга. – М., 2000.
7. Обсуждаем проблему воспитания. / Под ред. Е.Н. Степанова, Н.А.
Александровой/ - М., 2003.
8. Киреевский И.Р. Капустная семейка. Слово, 2013.
9. Левина М. Сервировка праздничного стола. – М., 2000.
10. Левина М. Сервировка праздничного стола. – М., 2012.
11. Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для
учреждения дополнительного образования. – М., 2004
12. Руфанова Е . Италия. Кухни народов мира. Слог, 2011.
13. Радина Т. Фантазии из овощей и фруктов. Коллекция Лучших Рецептов.
Приложение № 1
Список воспитанников.
1.Медведева Валентина – 17 лет
2.Смыкова Алиса – 15 лет
3.Захарова Вероника – 17 лет
4.Чернова Вера – 16 лет
5.Токмина Лиза – 16 лет
6.Главатских Снежана – 16 лет
7.Ясюкевич Наташа – 17 лет
В группе 7 девочек. Две девочки с нового учебного года пойдут
учиться в профессиональное училище по специальности «Штукатур». Две
девочки продолжают учиться в коррекционной школе № 5. Две девочки
продолжают учиться в нашем учреждении с учителями коррекционной
школы № 5. В целом группа сплоченная. После занятий девочки посещают
художественную мастерскую, компьютерный класс, театральную студию,
кабинет СБО, физкультурные занятия, групповые занятия психолога, занятия
ритмикой.
Девочки активны, любознательны, поручения выполняют полностью,
обращенную речь понимают, речь развита на бытовом уровне, основные
познавательные и психические процессы развиты согласно диагнозам.
Приложение № 2
Мониторинг «Хозяюшка».
№
Фамилия,
Имя
ребенка
Критерии оценки
Итого
Приготовление
бутербродов
Приготовление
овощных
салатов
Нарезка,
шинковка
овощей
Приготовление
блюд из яиц
Приготовление
супов
Приготовление
вторых
блюд
Приготовление
третьих
блюд
Работа
с
тестом
09
05
09
05
09
05
09
05
09
05
09
05
09
05
09
05
09
05
1.
М.Валя
2
4
2
3
2
4
2
3
2
3
1
2
2
4
1
2
14
25
2.
С.Алиса
2
4
2
3
2
4
2
3
1
2
1
2
2
4
1
2
13
24
3.
Ч.Вера
2
3
2
3
2
3
2
3
1
2
1
2
2
4
1
2
13
22
4.
Т.Лиза
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
8
5.
Г.Снежана
1
2
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
2
3
1
2
10
14
6.
Я.Наташа
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
8
Итого:
9
15
9
13
10
15
9
12
7
10
6
9
10
17
6
10
66
101
Средний балл
группы по
критерию
1,5
2,5
1,5
2,1
1,6
2,5
1,5
2,0
1,1
1,6
1,0
1,5
1,6
2,8
1,0
1,6
11
16,8
Идеальный
уровень (детей/
%)
Высокий
уровень
(детей/%)
2,5
2,5
2,5
Средний
уровень
(детей/%)
1,5
1,5
2,1
1,6
1,5
2,0
1,6
1,5
1,6
1,6
Низкий
уровень
(детей/%)
1,1
1,0
1,0
Примечание: 09 – месяц сентябрь, 05 – месяц май.
Балловая оценка:
4 – критерий выполняется самостоятельно, не требуется поддержка со стороны взрослого.
3 – критерий выполняется при незначительной поддержке взрослого.
2 – критерий выполняется непостоянно, требуется участие взрослых.
1 – критерий выполняется только вместе со взрослым или не выполняется.
Уровни:
Идеальный (красный) – от 3,5 до 4 баллов.
Высокий (синий) – от 2,4 до 3,4 балла.
Средний (зеленый) – от 1,3 до 2,3 балла.
Низкий (желтый) – до 1,2 балла.
Цветовое оформление помогает быстро сориентироваться в целях, методах и средствах индивидуальной работы с детьми,
подсказывает, какое направление надо “подтянуть”. Цифровые обозначения демонстрируют динамику продвижения в работе.
Например, по цвету, показатели могут в течение года оставаться на среднем уровне, но цифры будут демонстрировать
положительную динамику уровня усвоения программы ребенком и группой в целом.