Автор: Шамшурина Ирина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №5
Населённый пункт: с.Кандры
Наименование материала: Конспект организованной образовательной деятельности
Тема: «Волшебный сундучок»
Раздел: дошкольное образование
Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5
c. Кандры муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности
образовательная область «Речевое развитие»
раздел «Развитие речи»
Тема: «Волшебный сундучок»
возрастная группа: старшая
Выполнил: воспитатель
Шамшурина Ирина Николаевна
имеюшаяся категория: первая
запрашиваемая категория: первая
стаж в данной должности: 12 лет
2023 год
Цель.
Развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха.
Задачи.
Образовательные:
способствовать
формированию
у
детей
умения
правильно произносить звуки [c] и [ш] изолированно в слогах, словах;
формировать
умение
употреблять
существительные
с
обобщающим
значением (дикие, домашние
животные),
в образовании относительных
прилагательных, умение правильно использовать
существительные с
предлогами («в», «на», «под»), употреблять в речи существительные в
родительном падеже.
Развивающие: развивать наглядно-образное мышление, память, внимание,
речь, воображение, эстетическое восприятие, фонематический слух, слуховое
внимание.
Воспитательные: воспитывать вежливое отношение друг другу, используя
в речи вежливые слова, умение внимательно слушать.
Активизация словаря:
ствол, ветки, крона, листья, дикие животные,
домашние животные, барсук, носорог, лиса, слон, кошка, собака, лошадь,
свинья, мой, моя, мое.
Предварительная работа: беседа с детьми, рассматривание иллюстраций.
Средства
реализации:
Волшебный
клубок,
волшебный
сундучок,
иллюстрации с изображением крана, ветра, животных, дидактические игры:
«Кого
не
стало?»,
«Мой,
моя,
мое»,
«Что
изменилось?»,
панно
с
изображением дерева, сорока, гнездо, магнитофон, указка, доска, мольберт.
Ход ООД.
Воспитатель: Добрый день, мои друзья,
Вас видеть очень рада я!
Гостям вы «здравствуйте» скажите, (дети здороваются с
гостями)
Друг друга за руки возьмите,
В круг встать вас попрошу,
Игру знакомства я начну.
Воспитатель: Дети, у меня есть волшебный клубок, предлагаю совершить
ритуал приветствия «Здравствуй, друг». Попробуем?
(Дети передают
клубок, здороваются и называют имя друга). Вот мы и поприветствовали
друг друга. Клубок непростой, волшебный, он нас зовет в «Страну звуков и
слов». Вы принимаете приглашение?
Дети: да.
Воспитатель: закройте, пожалуйста, глаза. Раз, два, три в «Страну звуков и
слов» попади. (Звучит музыка). Откройте глаза, вот мы и попали в «Страну
звуков и слов».
(Дети садятся на стульчики).
Воспитатель: послушайте, какие песенки живут в стране «Стране звуков и
слов» (Звучит аудиозапись журчания воды).
Воспитатель: дети, вы узнали, чья эта песенка?
Дети: песенка воды.
Воспитатель: дети, посмотрите, как я пою песенку воды, губки улыбаются,
зубки
вместе,
кончик
языка
прижат
к
нижним
зубам
(показывает
произношение). Вы узнали? Это звук [с ] повторите.
Дети: с-с-с (хоровые и индивидуальные ответы).
(Звучит аудиозапись шум ветра)
Воспитатель: чья песенка?
Дети: песенка ветра.
Воспитатель: дети, посмотрите, как я пою песенку ветра, поднимаем кончик
языка к верху, округляем и вытягиваем губы (показывает произношение). Вы
узнали? Звук [ш] повторите.
Дети: ш-ш-ш (хоровые и индивидуальные ответы).
Воспитатель: дети, хотите поиграть?
Дети: да.
Воспитатель: вы будете изображать листочки. Листья шуршат. Подул ветер
и листья зашуршали: ш-ш-ш-ш… Теперь зашуршали сильнее. Ветер стал
стихать, листья шуршат тише, еще тише, совсем тихо. Понравилось играть?
Дети: да.
Воспитатель: а теперь давайте поиграем со звуками. Я буду называть слог,
слово, а вы, если услышите звук [с] - песенку воды, показываете, что вы
моете руки. А если услышите звук [ш] – песенку ветра в слоге или в слове
вы подуете : -са, шу, стол, машина, коса, сыр, шар, сок;
Воспитатель: дети, посмотрите, волшебный сундучок. Давайте заглянем, что
там! Я, кажется, догадалась, это сундучок «Слов», а в нем игры. (Достает
игру). Поиграем в игру «Что изменилось»?
Дети: да.
(воспитатель показывает карточки с изображением диких и домашних
животных).
Воспитатель: пожалуйста, назовите животных, которые изображены на
карточках.
Дети: носорог, лиса, слон, барсук.
Воспитатель: скажите одним словом.
Дети: дикие животные.
(Воспитатель предлагает закрыть глаза и меняет местами карточки с
изображением животных).
Воспитатель: что изменилось?
(дети открывают глаза и отвечают на вопрос)
Дети: поменялись местами лиса и носорог.
Затем воспитатель предлагает поиграть в игру «Кого не стало?»
Воспитатель: дети, назовите кто на картинке?
Дети: кошка, собака, лошадь, свинья.
Воспитатель: скажите одним словом.
Дети: домашние животные.
Воспитатель: хорошо запомните, я буду убирать одну из картинок, а вы
должны ответить, кого не стало.
Дети: не стало кошки.
(Убираются все карточки с изображением животных по очереди).
Воспитатель: дети, сейчас отдохнем, поиграем (дети встают и делают
разминку):
Ша-ша-ша – шел Миша, не спеша (ходьба на месте, повторяют 2 раза),
Са-са- са – вот летит оса (имитируют полет осы, повторяют 2 раза),
Шу-шу- шу - я флажком машу ( машут рукой, повторяют 2 раза),
Шо-шо-шо- играли хорошо ( прыжки на месте).
(Дети садятся, воспитатель заглядывает в сундучок).
Воспитатель: У вас на столах лежат карточки с предметными картинками.
Предлагаю внимательно посмотреть на них и сказать к какому предмету
подходит слово «Мой, моя, мое».
(Воспитатель обращает внимание детей на панно с изображением дерева).
Воспитатель: дети, в «Стране звуков и слов» растет дерево. Что есть у
дерева?
Дети: ствол, ветки, листья, крона.
Воспитатель: Есть у дерева ствол,
Ветки, листья, крона.
В кроне спрятано гнездо
Там сидит сорока.
Захотелось сороке полетать. Полетала она, полетала и села. Куда она села?
(Воспитатель сажает птицу под дерево).
Дети: под дерево.
Воспитатель: посидела и опять полетела. Куда? (Воспитатель сажает птицу
на ветку).
Дети: на ветку.
Воспитатель: Посидела и опять полетела. Куда села сорока? (Воспитатель
сажает птицу в гнездо).
Дети: в гнездо.
Воспитатель: дети, нам пора возвращаться в детский сад. А чтобы туда
вернуться, нужно взять волшебный клубок и сказать каждому «вежливое»
слово.
(Дети передают клубок и называют вежливые слова). А теперь закройте
глаза, раз, два, три, четыре, пять в нашей группе мы опять (звучит музыка).
Вот мы и в детском саду. Вам понравилось путешествие в «Страну звуков и
слов».
(Ответы детей).
Воспитатель: дети, в какой стране мы были, что там слышали, видели?
Какие звуки учились различать?
(Ответы детей).
Воспитатель: Теперь вы знаете, друзья, что есть чудесная страна «Страна
звуков и слов», с помощью которых можно общаться и узнавать много
интересного. Перед расставанием я хочу пожелать, чтобы вы радовали себя и
окружающих прекрасными добрыми словами и поступками.