Автор: Соболева Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР №47 "Искорка"
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: Выступление на родительском собрании на тему:
Тема: «Несколько советов для родителей по воспитанию в ребёнке бережного отношения к природе»
Раздел: дошкольное образование
Выступление на родительском собрании
на тему: «Несколько советов для родителей по воспитанию в ребёнке
бережного отношения к природе»
Подготовила: Соболева Е.В. – воспитатель
МБДОУ ЦРР д\с №47 г. Ставрополь
Природа наш общий дом, где все явления закономерны и живая природа,
и
неживая
природа
сосуществуют
в
единой,
очень
крепкой
взаимоподчинённой связи. Все живые существа подчиняются законам
мироздания. Связи эти, как правило, очень хрупкие, нарушения которых
приводит к необратимым последствиям в природе.
Заботиться об охране природы должен каждый человек на земле. Потому
что мы не отделяемая часть её, притом ещё и разумная!
Экологическую культуру ребёнку необходимо прививать с раннего
детства. Самостоятельно выйдя за порог, он изучает окружающую природу
всеми органами чувств. С этого момента полезно родителям быть предельно
внимательными к вопросам безопасности ребенка. Так как мир вокруг нас
волшебен и прекрасен, так же он и может быть опасным. Позиция взрослого
должна быть достаточно активной, чтобы удовлетворить пытливый ум
ребёнка.
Родитель
должен
быть
добрым
наставником
и
активным
рассказчиком. Ваши активные объяснения, беседы, наставления должны
подкрепляться личным примером. Потому что ребёнок формирует модель
поведения – отношения, к окружающему миру наблюдая за вами, копирует
ваше поведение!
В
воспитании
так
же
приветствуется
единство
требований
всех
участников процесса (т. е. все члены семьи должны разделять ваши взгляды в
воспитании) .
Так же необходимо учитывать индивидуальный возрастной подход (т. е.
объяснять ребёнку нужно понятными для него словами) .
Проявляйте
достаточную
твёрдость
и
обоснованность
в
своих
объяснениях в процессе воспитания, тогда увидите результат.
Бережное, тактичное общение с природой следует удовлетворять с
учётом времени года. Рекомендуется совершать совместные прогулки в парк,
лес, поле, к водоёму. Совершая прогулки, одевайтесь по погоде и не
оставляйте после себя мусор!
Осенью:
- наблюдение за семенами их разнообразием и приспособлению к
распространению в природе. Бережное обращение с семенами, хранение их в
закромах.
- наблюдение за погодой. Объяснять, что нет плохой погоды в природе.
Что выпадающие осенью осадки необходимы земле для насыщения её
влагой.
- наблюдение за деревьями. Объяснять, что деревья готовятся ко «сну» и
поэтому сбрасывают листья, если они этого не сделают, они зимой погибнут.
Формировать
способность
воспринимать
красоту
природы,
развивать
желание радоваться и удивляться в процессе общения с природой, замечать
красивое в окружающем мире.
- проявлять заботу о многолетних растениях, укрывать опавшими
листьями корни деревьев и кустов.
-
изготовление
и
развешивание
кормушек
для
зимующих
птиц,
постоянный патронаж птиц в холодное время года.
- объяснить ребёнку, что животных в осеннее время беспокоить нельзя, в
это время у животных снижается активность, нужно проявлять внимательное
отношение к ним, не шуметь в лесу, парке, на водоёме. Шумные действия
могут спровоцировать агрессивное поведение у животных.
Зимой:
- наблюдение за погодой, падающим снегом, красотой зимней природы
родного края.
Объяснять ребёнку назначение снега, рассказать детям то, что снег
напитывает землю водой и полезными солями. Человек на такой земле
сможет вырастить хороший урожай. Земля под снегом отдыхает, становится
плодородной.
- наблюдать за деревьями в снежном уборе. Участвовать в совместных
рейдах по утеплению деревьев и кустарников снегом, препятствующим
замерзанию.
- вести систематичное наблюдение за птицами зимой, следить за чистотой
кормушек и наполняемостью их кормом.
- совершать прогулки в лес, парк, поле. Оставлять на пнях прикормки для
лесных жителей. Вести себя в лесу тихо. Собираясь на экскурсию, одевайтесь
по погоде, не допускайте переохлаждения.
Весной:
- рекомендуется наблюдать за погодой весной. Обращать внимание на
появление тёплых дней, на то, как пахнет воздух весной, на то, что день стал
длиннее, а ночь короче, погода очень переменчивая. Уточнить знания о видах
осадков их значении для растений и животных. Во время прогулок
одевайтесь по погоде, не допускайте переохлаждения.
-
совершая
прогулки,
рассказать
ребёнку,
что
весной
природа
просыпается от сна, появляются молодые побеги, почки они очень хрупкие и
нежные. И рассматривать их можно очень аккуратно, стараться не навредить.
- пригласить ребёнка рассмотреть появившуюся свежую траву, обратить
внимание на её цвет и запах. Объяснить ребёнку, что ходить нужно
аккуратно, не топтать её, потому что она является кормом для многих
животных, ослабевших после зимы.
-
совершить
прогулку
можно
к
цветочной
клумбе.
Рассмотреть
появившиеся цветы на ней. Рассказать ребёнку, что цветы являются
украшением нашей земли и безрассудно их рвать нельзя, помимо этого они
являются источником питания для многих насекомых. Полезно прививать
экологическую культуру в результате совершения совместных, посильных
трудовых действий с детьми (высаживание рассады, полив растений,
рыхление почвы, подвязывание к опоре и т. д.)
- прогуливаясь по парку, лесу, лугу, объясняйте ребёнка, что животных
пробудившихся от зимней спячки лучше не трогать. Лишнее беспокойство
может им навредить и для ребёнка встреча с животным может быть опасной.
- весна – время гнездования птиц. Рассказывать детям о жизни птиц
весной, вести наблюдения за ними. Объяснить, что ломать гнёзда птиц
нельзя, шуметь вблизи имеющихся гнёзд запрещено. Так как это может
помешать птицам, вывести птенцов и продолжить свой род. Попробовать
вместе соорудить скворечники для прилетевших скворцов.
Летом:
- наблюдать за многообразным цветением клумбы в летний период.
Рассматривать
вновь
распустившиеся
цветы,
напоминать
детям
о
необходимости аккуратного обращения с украшением земли.
- в ходе совершения трудовых действий на клумбах и огородах,
прививать заботливое отношение к цветам и растениям (поливать, рыхлить
почву,
прореживать
растения,
пересаживать,
создавать
затенения
от
активного солнца).
- в это время года, можно легко наблюдать за жизнью насекомых.
Рассказывать
ребёнку
о
многообразии,
строении,
приспособительных
особенностях, пользе, вреде, чудесах превращения.
- совершая прогулки, можно понаблюдать за птицами и их потомством. В
засушливое время можно для птиц изготовить поилки и следить за их
состоянием.
- полезными будут так же наблюдения и за животными. Обращать
внимание на то, как ведут себя животные в жаркое время года, как они
выглядят, что едят и т. д.
- совершая прогулки, помните о безопасности, не допускайте перегрева
на солнце, пусть общение с животным миром не будет излишне настойчивым
с вашей и ребёнка стороны.
Помните, что человек – самое совершенное творение природы. В его
силах сохранить и приумножить всю красоту окружающего мира!
Давайте будем жить в дружном согласии с природой. Охранять и бережно
относиться к её дарам!