Напоминание

Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения


Автор: Шарипова Зифа Мусалимовна
Должность: учитель -логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Уфимский
Населённый пункт: с.Уфимский МР Хайбуллинский район Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения
Раздел: дополнительное образование





Назад




Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения

.

Подготовила Шарипова Зифа Мусалимовна, учитель-логопед МБОУ СОШ с.Уфимский

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для

формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в

общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. И

наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко

накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь

является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в

школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, стать причиной неуверенности в

своих силах, а это будет негативные последствия в будущем. Поэтому начинать заботиться

о правильности речи ребенка надо как можно раньше.

Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки

родного языка? От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со

сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в

школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Такие трудности в

произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе.

Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда

становятся

молчаливыми,

застенчивыми,

необщительными.

Хорошо,

если

ребенок

занимается с логопедом, но иногда, достаточно бывает проконсультироваться со

специалистом и позаниматься с ребенком самостоятельно

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее

развитие зависит от многих причин. Одним из условий для правильного становления

звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. Во время

артикуляционной гимнастики мы тренируем язык. А

вот

зачем

язык

тренировать?

Оказывается, язык - главная мышца органов речи.

И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен

быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять

тонкие целенаправленные

движения, именуемые звукопроизношением.

Артикуляционная

гимнастика — это

совокупность

специальных

упражнений,

направленных

на

укрепление

мышц

артикуляционного

аппарата,

развитие

силы,

подвижности и дифференцированности

движений органов, участвующих в речевом

процессе.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных

движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для

правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков —

фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она

включает

упражнения

для тренировки

подвижности

органов

артикуляционного

аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для

правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную

проводимость);

улучшить подвижность артикуляционных органов;

укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

увеличить амплитуду движений;

уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики дома

1)

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые

у детей навыки закреплялись, стали более прочными. Лучше выполнять упражнения

2 раза в день утром и вечером, по 3-7 минут.

2)

Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3)

Статические

упражнения

выполняются

по

10-15

секунд

(удержание

артикуляционной позы в одном положении).

4)

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у

ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном

положении.

5)

Все упражнения выполнять перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало,

когда ребенок видит лицо взрослого и свое лицо). Ребенок может воспользоваться

небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен

находиться напротив ребенка лицом к нему.

6)

Все упражнения проводятся в виде игры. Необходимо заинтересовать ребенка:

«Давай поиграем с язычком…».

7)

Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день,

затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

8)

Покажите правильное выполнение упражнения.

9)

Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.

10) Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения,

плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

11) Покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»),

подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

12) В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного

эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и

обратить артикуляционную гимнастику в сказку.

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.

Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны

выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что

находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую

руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне

затруднительно для ребёнка.

Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой ежедневно.

1)

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями

по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и

правильно, без помощи специалиста.

2)

Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть

свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут

уже подготовлены.

3)

Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым

звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту» (т. е. у таких

детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).

4)

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям, и взрослым –

научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое

произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

5)

Артикуляционная гимнастика способствует снятию эмоционального напряжения.

6)

Артикуляционная гимнастика способствует формированию самоконтроля.



В раздел образования