Автор: Шмелькова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детскй сад №10 "Буратино"
Населённый пункт: город Киров Калужская область
Наименование материала: статья
Тема: Мнемотехника - как одно из эффективных средств развития связной речи дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Мнемотехника – как одно из эффективных средств развития
связной речи дошкольников.
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету.
К. Д. Ушинский
Сегодня дошкольное образование – это
в
самое ответственное
системе
звено в
общей системе
образования. Современная
школа требует
в
от ребенка,
класс
преходящего в
первый класс,
высокий
уровнь
необходим
умственного развития,
успешного
который необходим
программы
для успешного
школы
усвоения программы
первоклассник
начальной
школы.
владеть
Будущий первоклассник
речью
должен владеть
правильно
устной речью,
уметь
правильно и лаконично
четко
выражать свои
п
мысли, четко и п
равильно отвечать
полно
на поставленные
вопросы, полно и связно,
прочитанного
выразительно передавать
и
содержание прочитанного,
рассказывать
логично и
картине
содержательно рассказывать
и
по
картине,
придумывать
самостоятельно и
маленькие
творчески придумывать
свои маленькие
рассказы.
Поэтому
имеет
формирование связной
значение
речи имеет
общей
важнейшее
значение в общей
умение
системе дошкольного
говорить
образования. «Умение
при
связно
говорить
руководстве
развивается при
и
целенаправленном руководстве
систематического
педагога и
на
путем систематического
педагог
обучения на
сохин
занятиях» (педагог-
а
психолог Сохин
Ф.А.).
В эпоху
развития информационных
технологий, перед
педагогом
встает
больших
одна из
самых больших
проблем – проблема
говорить
общения. Люди
своих
разучились
говорить
о
своих
договариваться
чувствах,
переживаниях,
разучились
договариваться,
просьбы
выражать свои
мысли, просьбы,
пожелания так
сформулировать
как не
могут сформулировать
их и
словах
передать их в словах. «
ясна
Раз речь
не
не ясна,
своей
она
не
г
оворил
достигнет своей
то
цели» - говорил
философ
когда-то
известный философ
Аристотель.
Дошкольный
благоприя
возраст является
очень благоприятным
основ
этапом для
закладывания основ
грамматически
четкой, правильной и красивой
важным
речи,
что
умственног
о
является важным
условием умственного
развития ребенка.
Развитие
речи и формирование
из
навыков общения -
задач
одна из
сада
главных задач
детского
сада.
развитие
На сегодняшний
детей
день развитие
возраста
речи детей
одним
дошкольного возраста
самых
является одним
приобретений
из самых
рассматривается
важных приобретений. И рассматривается в
дошкольном
воспитания
образовании как
обучения
основа воспитания и обучения.
день
Ведь на
фразеологизмами
сегодняшний
день
дополнениями
богатая
фразеологизмами,
определениями
синонимами,
дополнениями и определениями
редкое
речь детей –
достаточно редкое
явление.
Развитие
речи и
развитие мыслительных
возраста
способностей детей
одну
дошкольного
возраста
цепь
составляют
одну
благоприятного
неразрывную
цепь
основами
для
благоприятного
ведь
овладения основами
чаще
речи. Ведь
не
ребенок чаще
называет
всего не
а
просто называет
его
предмет, а
рассказать
старается его
описать, рассказать о каком
либо
событии,
владея
явлении. Но
полной
не владея в полной
рассказ
мере речью,
не
его рассказ
скудным
становится не
интересным
понятным, скудным,
а
не интересным
бы
окружающим. А
получился
что
бы
запоминающимся
рассказ
получился
уметь
ярким
запоминающимся
предмет
нужно
уметь
главное
проанализировать предмет,
связи
выделить главное,
установить связи.
речь
Для того
понятной
чтобы речь
выразительной
была понятной,
яркой, выразительной
слова
нужно
подобрать
основную
ключевые слова,
уметь
выражающие основную
предложения
мысль, уметь
разные
построить
предложения,
средства
использовать
разные
сложные
языковые
средства,
то
составлять сложные
связная
предложения. То
ребенка
есть связная
заранее
речь ребенка
должны
должна
заранее
планироваться, должны
намечаться этапы,
по которым будет
вестись рассказ.
Дошкольный возраст – это возраст образных форм, а основные средства,
которыми ребенок овладевает в дошкольном возрасте, являются образные
средства, например наглядные модели, таблицы, схемы, что позволяет детям
обобщить свой опыт.
Как установлено исследованиями психологов Л.
Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития
образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком
способности к замещению и пространственному моделированию.
По
моему
мнению,
мнемотехника
является
эффективным средством
развития связной речи дошкольников.
Мнемотехника – это совокупность различных приемов и методов, которые
помогают быстрее и эффективнее запомнить и воспроизвести информацию,
ассоциируя их с различными знаками, символами, картинками.
Работа с мнемотаблицами, мнемодорожками в настоящее время становится
очень актуальна. Работа с мнемотаблицами очень проста. Ребенок в своем
воображении сопоставляет несколько зрительных образов, запоминает их и
воспроизводит между ними взаимосвязь. Что позволяет ему в дальнейшем
при припоминании одного из образов воспроизводить все ранее
сопоставленные образы.
Основными особенностями мнемотехники является их абстрактность,
универсальность и высокая эффективность. мнемотаблицы, как и другие
дидактические средства развития речи у детей, являются одновременно
орудием
профессионального
труда
педагога
и
инструментом
учебно-
познавательной деятельности ребенка. Благодаря введению инноваций и
творческому подходу к реализации конкретных задач современному педагогу
предоставляется возможность для создания новых авторских программ по
развитию речи детей, что способствует углублению дидактических основ
развития речи у детей. Если усилия педагогов и родителей направить на
потребность ребенка в самостоятельном поиске решений и достижению
целей, интерес к процессу познания, то интеллектуальная деятельность
станет для него естественной и привычной.
При этом следует помнить, что формы и методы работы должны
определяться необходимостью реализации гуманистических идей игрового
освоения мира и гармоничного слияния общественного и семейного
воспитания. При этом взаимодействие взрослых и детей принимает
личностно-ориентированный подход.
В старшем дошкольном возрасте особая роль в обучении отводится
нестандартным дидактическим средствам. Мнемотехника, как дидактическое
пособие, в полной мере соответствует специфике и особенностям развития
речи у старших дошкольников, а также соответствует их возрастным
возможностям,
уровню
развития
детского
мышления.
Содержание
деятельности по
развитию речи детей при любом подходе должно
соответствовать требованиям и возрастным особенностям при подготовке,
обеспечивающим дальнейшее развитие. Работая с мнемотаблицами, педагог
занимает сопровождающую позицию, предоставляя детям возможность
выбора собственного пути решения образовательных задач и продвижения
по нему, что ведет к сохранению уникальности, разноуровневости и
разноплановости в рамках развития связной речи детей. Такой подход
обеспечивает эффективность развитие связной речи у всех участников
процесса.
Почему же я считаю использование мнемотехники очень актуальной для
развития и воспитания ребенка:
Улучшается память, внимание, воображение, фантазия;
Обогащается словарный запас ребенка;
Развивается речь;
Формируется абстрактное и наглядно образное мышление;
Расширяются представления об окружающем мире;
Ребенок учится выстраивать логические цепочки, легко воспроизводит
и запоминает информацию;
Работа
с
мнемотаблицами
для
детей
дошкольного
возраста
превращается в увлекательную игру;
При работе с мнемотаблицами дети преодолевают стеснительность,
замкнутость, неуверенность в своих силах;
Раскрываются творческие способности детей.
Одна из важнейших задач воспитания маленького человека -
формирование таких мыслительных умений и способностей, развитие ума,
которые
позволяют
осваивать
новое.
Ребенок
по
своей
природе
-
экспериментатор, исследователь, с удивлением и радостью открывает для
себя новый мир неизвестного, неизведанного. Развитие связной речи детей
совершенствует культуру мышления, учит рассуждать логически, развивает
память, фантазию, воображение.
Речевое развитие включает в себя овладение речью как средством общения
и
культуры.
Развитие
грамматически
правильной
монологической
и
диалогической речи, фонематического слуха, развитие звуковой культуры
речи, знакомство с книжной культурой, фольклером. Запоминание и
воспроизведение на слух различных текстов, формирование предпосылок к
обучению грамоте.
Проблемы развития речи у детей – это одна из широко известных проблем
педагогов. Овладение языком – это не только умение строить предложения.
Через речевую деятельность дети не только овладевают родным языком, но и
учатся общению, выражению своих мыслей, чувств, желаний.
Однако практика показывает, что уровень речевого развития
дошкольников недостаточен, несмотря на повышенный интерес к данной
проблеме. Одним из основных принципов дидактической педагогики –
является наглядность. Действия с предметами, их восприятие – это первый
этап развития мышления, воображения ребенка, поэтому очень важно
использовать наглядный материал на протяжении всего образовательного
процесса. В настоящее время для развития речи дошкольников широкое
применение на практике нашли приемы мнемотехники.
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство
запоминания»
–
это
система
методов
и
приемов,
обеспечивающих
эффективное
запоминание,
успешное
освоение
детьми
знаний
об
особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное
запоминание
структуры
рассказа,
сохранение
и
воспроизведение
информации, и конечно развитие речи.
Мнемотехника помогает детям быстрее овладеть связной речью,
позволяет
детям
систематизировать
и
конкретизировать
свой
непосредственный
опыт.
При
использовании
приемов
мнемотехники
используются
естественные
механизмы
памяти
мозга,
что
позволяет
контролировать процесс запоминания и сохранения информации. Опираясь
на образы в памяти дети делают выводы, устанавливают причинно-
следственные связи. Овладевая мнемотехникой, дети свободно владеют
средствами наглядного моделирования, что способствует развитию связной
речи.
А если считать, что в настоящее время ребенок перенасыщен
информацией, то нам необходимо сделать так, чтобы процесс обучения был
развивающим, интересным и занимательным.
Считаю, что использование денного приема при развитии речи являются
наиболее эффективными, поскольку помогают ребенку активизировать
словарный запас, быть более общительными, конкретно и точно выражать
свои мысли. Используя приемы мнемотехники, главной целью считаю –
развитие связной речи детей.