Автор: Ольга Владимировна Васюкова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №4 "Чиполлино"
Населённый пункт: респ. Хакасия г. Саяногорск
Наименование материала: Статья
Тема: «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
«Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного
возраста»
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста является одной из главных задач
детского сада на современном этапе. Очень важно научить ребенка выражать свои мысли
грамотно, последовательно, точно, выделяя главное в своём рассказе.
Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок, сможет давать развернутые
ответы
на
вопросы,
последовательно,
полно
и аргументировано
излагать
свои мысли,
воспроизводить содержание текстов, составлять рассказы, сказки. Связная речь является
основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и
взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе. Мнемотехника - в переводе с
греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих
успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях
объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и,
конечно, развитие речи.
Поэтому, я считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать
приёмы мнемотехники, он научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли, и это
поможет ему стать более общительным. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом
в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для: обогащения словарного
запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при
отгадывании и загадывании загадок,
при заучивании стихов. Работать с мнемотаблицами начала со средней группы. Хотя уже в
младшем возрасте использовала простейшие схемы одевания, формирования культурно-
гигиенических навыков, при заучивании потешек.
Для систематизирования знаний детей о
сезонных изменениях использую мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". Так
же использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде,
одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям
самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить
последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Провела консультацию для родителей «Мнемотехника дома». Как можно применить принципы
мнемотехники дома? Да очень просто. Предложите нарисовать ребенку схемы-рисунки о том, как
прошел его день. Время от времени давайте картинки и пусть он составит вам рассказ. Вы можете
дать картинку из известной вам обоим книжки и предложить малышу придумать свой, отличный
от оригинала финал. Регулярное применение данной техники поможет ребенку обогатить свой
словарный запас, научит выстраивать грамотные, логические цепочки. Разработала дидактические
игры по мнемотехнике.
«Что изменилось?»
Цель: формирование умения правильно называть предмет и его действие, замечать и называть
различие в цвете и размере по мнеквадратам; развивать у детей зрительную память.
Игровое правило: отвечает только тот, кого назовет сказочный персонаж (гость).
Игровое действие: отгадывание, что изменилось в расположении мнемоквадратов.
Ход игры: воспитатель показывает детям поочередно пять разных картинок с изображением
разных по размеру предметов. Дети их рассматривают. Вместе с детьми воспитатель называет
отличительные признаки предметов. Если дети затрудняются, воспитатель помогает им
наводящими вопросами. Далее воспитатель убирает одну из мнемокартинок, а дети угадывают,
что изменилось.
«Какая сказка спряталась?»
Цель: формирование умения рассказывать сказку с опорой на мнемотаблицу.
Игровое правило: не перебивать рассказывающего по мнемотаблице.
Игровое действие: рассказ с опорой на мнемотаблицу
Ход игры: ребёнок рассматривает мнемотаблицу, называет главных героев, вспоминает
содержание сказки, рассказывает её.
Вариант№2.
Разрезать две мнемотаблицы разных сказок и смешать элементы. Предложить детям собрать
мнемокартинки сказок и рассказать любую сказку.
«Найди лишнюю картинку»
Цель: учить составлять описательный рассказ из 2-3 предложений по мнемодорожке (тема по
выбору воспитателя)
Игровое правило: стараться не ошибаться в выборе мнемокартинок.
Игровые действия: поиск лишних мнемокартинок.
Ход игры: игра проводится в удобном для детей месте. Воспитатель показывает детям
мнемодорожку, состоящую из 3-4 мнемокартинок, в содержании которой имеется лишняя, не
подходящая под описание предмета. Ребенок пытается ее найти и ответить, почему он её выбрал.
Далее рассказывает о предмете по мнемодорожке.
«Когда это бывает»
Цель: закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную
речь, внимание, находчивость,выдержку.
Игровые правила: рассказывают о своей картинке по мнемотаблице «Времена года». Картинку не
показывают, пока её не отгадают.
Игровые действия: отгадывание картинок.
Ход игры: воспитатель раздает детям картинки «Времена года» и просит не показывать друг
другу. Затем вращает стрелку. На кого она покажет. Тот и рассказывает о своем времени года по
мнемотаблице.
Особенно эффективны мнемотаблицы при заучивании стихотворений. Зрительный образ,
сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков,
позволяет значительно быстрее запомнить текст. Использование опорных рисунков для обучения
заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя
метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным
показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.