Напоминание

Истоки Великой Победы


Автор: Рагимова Каинат Магомедагаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 14 " Березка"
Населённый пункт: г.Ханты-Мансийск
Наименование материала: Проект " А.В Суворов - чудо богатырь"
Тема: Истоки Великой Победы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский

сад комбинированного вида № 14 «Березка» (МБДОУ «Детский сад № 14

«Березка»)

ПРОЕКТ.

по развитию речи истоки великой победы

Тема: « А.В. Суворов – чудо богатырь»

Подготовительная группа №14

Воспитатели: Рагимова К.М

2021г.

Содержание

1.

Паспорт проекта………………………………………………………………….

2.

Введение……………………………………………………………………………

3.

План мероприятий………………………………………………………………

4.

Этапы реализации проекта……………………………………………………….

5.

Ожидаемый результат…………………………………………………………….

6.

Заключение………………………………………………………………………..

7.

Список литературы………………………………………………………………..

8.

Приложение…………………………………………………………………………

Паспорт проекта

1

Наименование учреждения

МБДОУ №14 «Берёзка»

2

Название проекта

«А.В.Суворов – чудо богатырь»

3

Руководитель проекта

Рагимова Каинат

Магомедагаевна

4

Тип проекта

Творческий

5

Продолжительность

Краткосрочный

1 месяц

6

Участники проекта

Педагоги, родители, дети.

7

Цель, задачи.

1.

Рассказать

о

великом

русском полководце и его

наследии.

2.

Задачи:

3.

Изучить

биографию

А.В.Суворова;

4.

Исследовать

хронологию

сражений русской армии

под

руководством

великого полководца;

5.

Собрать

материал

из

различных источников о

жизни и полководческом

искусстве

великого

полководца, его заслугах

перед Отечеством;

6.

Рассказать

историю

создания

суворовских

училищ

и

учениках

школы, которые учились и

учатся в них;

7.

Определить

значимость

крылатых слов Суворова

для русского языка

8

Практическая значимость

Воспитатели ДОУ, педагоги

Введение.

Актуальность: Любовь к Отечеству испокон веков была яркой чертой русского

национального духа. Привязанность к родной земле, своему

народу, пережитой им истории, достижениям культуры, всегда

оказывалась неотъемлемой от традиций национального образа

жизни.

Одним из проявлений любви к Родине и преданности ей у

взрослого человека является готовность встать на ее защиту, чему

немало примеров в истории нашей страны.

К сожалению, настоящих патриотов остается все меньше. И чтобы

наши потомки не забыли значения слов «Родина», «патриот»,

«патриотизм», мы должны научиться ощущать себя частицей

народа, но главное, должны научить этому наших детей.

Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует

бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных

семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и

особенно трудна, требует большого такта и терпения. Разработка этого проекта даёт

возможность воспитать чувство гордости за свой народ, что на нашей земле жили такие

Чудо-богатыри, как А.В.Суворов.

Гипотеза:

Если изучить жизненный путь, подвиги, заслуги перед людьми и отечеством

уникальных людей (например, Александра Васильевича Суворова), то на примере их

жизненного пути к успеху, любой другой человек может развить свои уникальные

качества, выбрать себе достойный идеал, образец подражания в жизни и быть

успешным

Цель:

Рассказать о великом русском полководце и его наследии.

Задачи:

Изучить биографию А. В. Суворова;

Исследовать хронологию сражений русской армии под руководством великого

полководца;

Собрать материал из различных источников о жизни и полководческом искусстве

великого полководца, его заслугах перед Отечеством;

Рассказать историю создания суворовских училищ и учениках школы, которые

учились и учатся в них;

Определить значимость крылатых слов Суворова для русского языка

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап.

Взаимодействие с детьми.

-Подобрать иллюстрации, картинки с изображением

самого известного

полководца А. В. Суворова.

Подобрать загадки, пословицы, поговорки, игры, стихи, презентации,

познавательные видеофильмы про А. В. Суворова.

Взаимодействие с родителями.

-Познакомить родителей с темой проекта, обозначить значимость выбранной

темы;

- Познакомить с книгами для развития речи «Истоки Великой Победы»

- Подготовить наглядные пособия и иллюстрационный материал для игровой и

продуктивной деятельности.

Привлекать родителей к образовательному процессу через вторичный просмотр

презентации дома с детьми, предложив ребенку вспомнить и

рассказать

родителям при просмотре запомнившееся.

Основной этап:

Взаимодействие с детьми.

Чтение в группе и домашнее чтение книги для развития речи «Истоки Великой

Победы» детей 6-7 лет

Беседа по рассказу «Суворов и чудо- богатыри»

Лепка «Армия Суворова»

- Разучивание физкультминуток и пальчиковой гимнастики про богатырей;

Беседа по рассказу «Победа на Русском море»

Словесная игра «Победа на Русском море»

Рассматривание картины.

Составление небольшого рассказа.

Рисование «Богатыри Земли Русской» (Раскрашивание образов русских

богатырей (их доспехи и снаряжение)

- Разучивание стихов, пословиц о богатырях, о русских воинах;

Разучивание крылатых фраз А. В. Суворова.

Просмотр презентаций и мультипликационных фильмов о Суворове.

Взаимодействие с родителями:

- Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у

старших дошкольников»;

Изготовление макета «Переход Суворова Через Альпы».

Сбор словарь к книге «Истоки Великой Победы».

Заключительный этап:

Создать в группе условия для ознакомления детей с русскими богатырями (портрет,

краткая биография, подвиги);

Развитие речи детей, обогащение их словарного запаса;

Формирование у детей чувство патриотизма, гордости;

Вызывать желание быть защитниками нашей Родины.

Ожидаемый результат.

Для детей:

Сформировать у детей представления о богатырях, защитниках земли русской.

Проявление творческой активности ребенка в познании окружающего мира и

самовыражение его через творческую деятельность на основе новых впечатлений

Для родителей:

Повысить заинтересованность родителей в воспитании основ патриотизма,

нравственного отношения и уважения детей старшего дошкольного возраста к

защитникам земли русской;

Помочь родителям выйти на понимание формирования у детей качеств,

помогающих хранить веру, верность, правдивость, честность.

Заключение:

Проведя такую большую работу, мы убедились, что дети нашей группы

познакомились с Великим полководцем как А. В. Суворов, вызвали желание быть

похожими на смелых и отважных воинов своей страны.

В дальнейшем будем воспитывать чувство гордости за свой народ, за армию,

Родину.

Список литературы:

Кузьмин И. А программа Социокультурные Истоки к 75-летию Великой Победы

в Отечественной войне, Истоки Великой Победы (5-8 лет) развитие речи 2020

Е. Н. Леонович Родная Словесность 1995

Интернет-сайт Википедия

o

Приложение 1

Конспект организованной образовательной деятельности

Познавательное развитие

Тема : «Великий полководец Суворов» .

Воспитатели : Рагимова К.М

2021

Задачи :

1. Поддерживать и развивать интерес детей к истории России.

2. Воспитывать чувства гордости за Родину, сопричастности к ее судьбе. 3. Позна-

комить детей с судьбой самого известного полководца А.В.Суворова. Обогатить

знания детей о победах полководца Суворова.

4.Прививать интерес к историческому прошлому России.

5.Привлекать родителей к образовательному процессу через вторичный просмотр

презентации дома с детьми , предложив ребенку вспомнить и

рассказать родителям при просмотре запомнившееся.

Наглядный материал:

Презентация, атрибуты к спортивным соревнованиям.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о защитниках отечества.

Используемая литература: «Ознакомления дошкольников с окружающим и социаль-

ной действительности» Н.В.Алешина

Ход занятия:

Ребята, вся наша страна каждый год отмечает День защитника отечества.

А кто такие защитники отечества? (ответы детей)

Чтение стихотворения В.Степанова «Наша армия»

На горах высоких,

На степном просторе

Охраняет нашу Родину солдат.

Он взлетает в небо,

Он уходит в море,

Не страшны защитнику

Дождь и снегопад.

О ком это стихотворение? (ответы детей)

Воспитатель: Ведь именно солдатам приходилось первыми вступать в бой с врагами.

Как еще можно назвать солдата? (ответы детей)

Слайд 2.

( солдат, военный, защитник, воин, боец.)

Наши защитники, какие они? (ответы детей)

( мужественные, отважные, смелые, храбрые, бесстрашные)

Воспитатель: мы с вами много беседовали о родах войск. Какие вы знаете?

( танкисты, летчики, моряки и т.д.)

Воспитатель: молодцы! Во все времена и во всех странах народ защищал свою родину,

когда на нее нападали враги. Все народы помнят и чтят память тех, кто погиб, защищая

свой народ и свою страну.

А кто стоит во главе армии? (ответы детей)

( командиры, генералы и т.д.)

Воспитатель: Именно командиры, генералы вели солдат в бой, отдавая свои жизни за

Родину.

Слайд 3

Воспитатель: А еще тех, кто возглавляет армию, называют полководцами. Полководец

– это человек, который ведет за собой полки во время боя. Знаете ли вы имена каких-

нибудь полководцев? (ответы детей)

Слайд 4-5

Воспитатель: Сегодня я вас познакомлю с одним из самых талантливых полководцев

Российской армии, который не проиграл не одного сражения. Это Александр Василье-

вич Суворов.

Вы слышали это имя? ( ответы детей) посмотрите на его портрет.

Слайд 6

Воспитатель: А.В.Суворов родился в Москве, давным-давно, когда еще в России пра-

вили цари. Отец его был военным и очень хотел, чтобы и сын тоже был военным. Но

маленький Саша был маленького роста, часто болел и был физически очень слабым. Он

очень хотел быть военным, но понимал, что солдат не может быть таким слабым.

И тогда он стал закаляться, обливался холодной водой, делал зарядку, занимался на

разных снарядах, в любую погоду ездил верхом на лошади, спал на очень жесткой по-

стели, готовя себя к будущим военным походам.

Воспитатель: А еще он очень любил играть с игрушечными солдатиками. Их у него

было много. Он разыгрывал самые настоящие сражения. Однажды за его игрой наблю-

дал военный генерал. Он очень удивился, как грамотно Саша расставлял своих солдат,

как интересно передвигал их во время игрушечного сражения. Генерал сказал отцу

Саши, что из мальчика вырастит очень хороший командир. Саша вырос и пошел слу-

жить в армию. Сначала простым солдатом он испытал все трудности солдатской жизни:

надо было и в дождь, и в снег, и в жару стоять на посту, долго идти пешком по плохим

дорогам, драться с врагами. Когда все уставали, Суворов старался развеселить солдат,

подбодрить, хотя сам уставал так же. Умного и храброго солдата быстро заметили и на-

значили командовать сначала отрядом, а потом и армией.

Воспитатель :Суворов был умным и хитрым полководцем и часто говорил, что армия

должна побеждать не числом, а умением. Как вы это понимаете? (рассуждение де-

тей)

Воспитатель: Однажды А. В. Суворов отправился на войну с турками, чтобы завоевать

крепость Измаил для выхода в Черное море. Измаил считалась непреступной

крепостью. Многие попытки русских солдатами взять ее не увенчались успехами. А. В.

Суворов, зная это, распорядился построить макет этой крепости и окружающего ее рва.

Он заставил солдат репетировать штурм. И когда убедился, что солдаты готовы к

штурму, повел их на взятие Измаила. Ночью русские солдаты стали потихоньку

подходить к крепости, и взбираться на стены. Турки принялись стрелять из ружей,

пушек. Но солдаты. подготовленные к штурму, шли вперед, лезли по лестницам,

удерживались за свои штыки, подсаживали друг друга. И, не смотря на упорное

сопротивление со стороны турецкой армии, крепость была взята. По утру русские были

в крепости.

Слайд 7,8,9

Воспитатель: За всю жизнь он участвовал в семи войнах и не проиграл не одного

сражения.

Суворова очень любили в армии, потому что он сам любил солдат, заботился о них, ча-

сто ел с ними из одного котла, беседовал. Он очень любил свою Родину и гордился тем,

что он русский.

Слайд 10

Воспитатель: Суворов много времени уделял обучению солдат и даже написал книгу,

которая называется « НАУКА ПОБЕЖДАТЬ…» Суворов любил повторять такие слова -

тяжело в ученье - легко в бою. Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

Слайд 11

Воспитатель: За многочисленные победы, за храбрость, проявленною в боях, Суворов

был награжден 20-тью орденами. По книгам Суворова до сих пор учат солдат воевать.

В Москве, в центре Москвы установлен памятник А. В. Суворову, а так же создано учи-

лище, которое носит имя Суворова –« Суворовское училище.»

Слайд 12,13

Воспитатель: Там учатся будущие защитники нашей Родины, будущие командиры, ко-

торые мечтают быть похожими на великого русского полководца. Есть даже Орден Су-

ворова, которым награждают за успехи в военном деле.

Воспитатель: Дети я рассказала вам об Александре Васильевиче Суворове. А теперь,

если вы внимательно слушали, то ответите на вопросы:

- Кем был А. В. Суворов?

- Каким он был в детстве?

- Что помогло ему стать солдатом?

- Почему его считали великим полководцем?

- Каким был Суворов в бою?

- Как называется битва, которую выиграл Суворов?

- Какую крепость и с помощью чего захватили русские солдаты?

Воспитатель: Подвиги русских солдат, их отвагу народ передал в пословицах, поговор-

ках. Например: «Смелый воин тысячу водит! », «Смелых и пуля боится, смелых и штык

не берет! », «Смелый там найдет, где робкий потеряет! » Как вы считаете, вам нужно

готовиться к защите Родине ?

Что нужно для этого делать ? ( рассматриваются версии детей)

Воспитатель обобщает : нужно закаляться и тренироваться, чтобы быть крепкими и

сильными. Хотите проверить свои силы и поучаствовать в военных учениях ? при же-

лании детей проводятся спортивные соревнования, команды получают военные назва-

ния. Бейджики с изображением рода войск.

Прилагаю к конспекту просмотр презентации «Великий Полководец А.В. Суворов».

Приложение 2

«Крылатые выражения А.В. Суворова»

Собрала подборку цитат полководца Александра Васильевича Суворова.

К счастью, самый знаменитый русский полководец имел склонность к писательству.

Цитаты сгруппированы по темам: жизненная этика, о себе, военное дело, человеческие

проявления, военная стратегия, полководцы, русские, победа и поражение, Бог,

солдаты, жизнь, политика, дружба, время, великие люди, Наполеон, деньги, слава,

лесть, фортуна, война.

О жизненной этике

Будь чистосердечен с друзьями своими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих

поступках.

Два хозяина в одном дому быть не могут.

Добро делать спешить должно.

Сам погибай — товарища выручай.

Ближайшая к действию цель лучше дальней.

Идя вперед, знай, как воротиться.

Опасности лучше идти навстречу, чем ожидать на месте.

С юных лет приучайся прощать проступки ближнего и никогда не прощай своих

собственных.

Приучайся к неутомимой деятельности.

Научись повиноваться, прежде чем повелевать другими.

Единство дает согласие. Смотри на дело в целом.

Голод — лучшее лекарство.

Если любишь горячее, будь способен и к холодному.

Нужнее неприятное известие для преодолевания, нежели приятное - для утешения.

Жалко подражание, похвально соревнование.

Подражание есть признание в недостатке собственных своих способностей.

Соревнование - порыв благородной души, которая хочет выказать оспариваемое у нее

преимущество.

Вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови.

Не бросайте никогда апельсина, пока в нем есть еще содержимое.

Последуй:

Аристиду в правоте,

Фабрициану - в умеренности,

Эпаминонду - в нелживости,

Катону - в лаконизме,

Юлию Цезарю - в быстроте,

Тюренну - в постоянстве,

Лаудону в нравах.

Собственностью своею во всякое время жертвовать - правило высочайшей службы.

Благость и милосердие потребны героям.

Милосердие покрывает строгость. При строгости надобна милость, а иначе строгость -

тиранство.

Истина - благосклонна одному достоинству.

Предположения и предрассудки все расстраивают.

Ученье свет, а неученье — тьма.

Дело мастера боится, и коль крестьянин не умеет сохою владеть — хлеб не родится.

О себе

Я живу в непрестанной мечте.

Я был счастлив, потому что повелевал счастьем.

Я люблю правду без украшениев.

Доброе и имя есть принадлежность каждого честного человека , но я заключил доброе

имя в славе моего Отечества , и все деяния мои клонились к его благоденствию.

У меня нет быстрых или медленных маршей. Вперёд! И орлы полетели!

Лучше голова долой, нежели утратить свою честь. Смертями пятьюстами научился

смерти не бояться.

Мне солдат дороже себя.

Горжусь, что я русский!

Баталия мне покойнее, нежели лопатка извести и пирамида кирпичей.

Если б я не был полководцем, то был бы писателем.

Богатство мое состоит в жалованных бриллиантах и наделанных в Санкт-Петербурге

мундирах да серебряных ложках, выписанных недавно из Москвы.

Титулы мне не для меня, но для публики потребны.

Увы мне с любовью моей к Отечеству - интриги препятствуют мне ее выказать.

При дворе язык с намеками, догадками, недомолвками, двусмыслием. Я - грубый солдат

- вовсе не отгадчик.

Правда, я не много общался с женщинами.

Но забавляясь в их обществе, я соблюдал всегда почтение.

Мне недоставало времени заниматься с ними, и я страшился их.

Женщины управляют здешней страной как и везде.

Но я не чувствовал в себе достаточной твердости защищаться от их прелестей.

Между тем, покуда мир европейский и тактика обновляются, я цепенею в постыдном

бездействии, я изнемогаю под бременем жизни праздной и бесполезной.

Как тягостно равнодушие к самому себе!

Я проливал кровь ручьями.

Содрогаюсь.

Но люблю моего ближнего.

Во всю жизнь мою никого не сделал несчастным.

Ни одного приговора на смертную казнь не подписал. Ни одно насекомое не погибло от

руки моей.

Жизнь столь открытая и известная, какова моя, никогда и никаким биографом искажена

быть не может.

Семьдесят лет гонялся я за славой. Стою у гроба и узнаю мечту ее: покой души у

Престола Всемогущего.

Я как раб умираю за Отечество и как космополит - за свет. Жду увольненья от

Балтийских мирских сует.

О военном деле

Тяжело в учении — легко в бою.

Тяжело в учении — легко в походе! Легко в учении — тяжело в походе!

Каждый воин должен понимать свой маневр.

Где меньше войска, там больше храбрых.

Воевать не числом, а умением.

Раз счастье, два раза счастье — помилуй Бог! Надо же когда-нибудь и немножко

умения.

Не употребляйте команды "стой". А в сражении: "нападай", "руби", "коли", "ура",

"барабаны", "музыка".

Чем больше удобств, тем меньше храбрости.

Бей врага, не щадя ни его, ни себя самого, побеждает тот, кто меньше себя жалеет.

В двух шеренгах сила, в трех полторы силы: передняя рвет, вторая валит, третья

довершает.

Безверное войско учить, что перегорелое железо точить.

Никогда не презирайте вашего неприятеля, каков бы он ни был, и хорошо узнавайте его

оружие, его образ действовать и сражаться. Знай в чем его сила и в чем слабость врага.

Исправная стрельба в мишень - великой важности: умножает гибель неприятеля и

отвращает в действии лишнюю трату патронам.

Стреляй редко, да метко, штыком коли крепко. Пуля — дура, штык — молодец.

Голова хвоста не ожидает, оный всегда в свое время поспеет.

Не таскайте за собой больших обозов, главное быстрота и натиск, ваш хлеб в обозе и

ранцах врагов.

Кто храбр — тот жив. Кто смел — тот цел.

Смерть на постели - не солдатская смерть.

О человеческих проявлениях

Вот мои мысли о людях: вывеска дураков - гордость, людей посредственного ума -

подлость, а человека истинных достоинств - возвышенность чувств, прикрытая

скромностью.

Кто хорош для первой роли, не годен для второй.

На себя надежность - основание храбрости.

Чистому - все чисто.

Невинность не терпит оправданий.

Тот уже не хитрый, о ком все говорят, что он хитёр.

Фамильярное обращение порождает пренебрежение.

Самолюбие утопает в неведении жребия своего, однако имеет желания.

Нет ничего страшнее отчаянных.

Ненависть затмевает рассудок.

Вежлив бывает и палач.

Загребающий жар чужими руками после свои пережжет.

О военной стратегии

Делай на войне то, что противник почитает за невозможное.

Теория без практики мертва, практика без теории слепа.

Никакой баталии в кабинете выиграть не можно.

Военная наука - наука побеждать.

Не надлежит мыслить, что слепая храбрость даёт над неприятелем победу. Но

единственное, смешанное с оною — военное искусство.

Властвуй счастьем, быстротой Цезаря, столь хорошо умевшего захватывать врасплох

врагов даже днем.

Быстрота и натиск - душа настоящей войны.

Стоянием города не берут.

О полководцах

Беспрерывное изучение врага сделает тебя великим полководцем.

Начальник на войне не должен себя ничем связывать, а поступать соответственно

обстоятельствам и всегда быстро.

Непрестанное изощрение глазомера сделает тебя великим полководцем.

Генералу необходимо образовывать себя науками.

Храни в памяти имена великих людей и в своих походах и действиях с благоразумием

следуй их примеру.

Жалок тот полководец, который по газетам ведет войну. Есть и другие вещи, которые

знать ему надобно.

Бдение начальника - лучшее спокойствие подчиненных. Прозорливость оного

побеждает нечаянности.

О русских

Россиянин отличается верой, верностью и рассудком.

Помилуй Бог, мы — русские! Какой восторг!

Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству.

Природа произвела Россию только одну. Она соперниц не имеет. Мы русские, мы все

одолеем.

Там, где пройдет олень, там пройдет и русский солдат. Там, где не пройдет олень, все

равно пройдет русский солдат.

От храброго русского гренадера никакое войско в свете устоять не может.

Легкие победы не льстят сердца русского.

Мы русские и поэтому мы победим.

Кстати, цитаты про русских

О победе и поражении

Кто удивил, тот победил.

Победа — враг войны.

Дисциплина — мать победы.

Победа зависит от ног, а руки только орудие победы.

Кто напуган — наполовину побит.

Не бойся смерти, тогда наверное победишь. Двум смертям не бывать, а одной не

миновать.

Победителю прилично великодушие.

О Боге

Молись Богу — от Него победа. Бог наш генерал, Он нас и водит.

Велик Бог русский! Мы пойдем с ним по стезям древней славы!

Мы приступаем к делу важному и решительному. Как христиане, как русские люди

помолимся Господу Богу о помощи и примиримся друг с другом. Это будет хорошо, это

по-русски, это необходимо.

Безбожие поглощает государства и государей, веру, права и нравы.

О солдатах

Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву.

Без честолюбия, послушания и благонравия нет исправного солдата.

Нужное солдату полезно, а излишнее вводит в роскошь - мать своеволия.

Солдат дорог. Береги здоровье, чисти желудок, коли засорился.

Ты присягал. Умирай за веру, царя и Отечество. Знамя защищай до последней капли

крови

О жизни

Жизнь короткая, а наука длинная.

Добродетель всегда гонима.

Великие приключения происходят от малых причин.

Мужественные подвиги достовернее слов.

Кстати, цитаты о жизни

О политике

Политика — тухлое яйцо.

Дипломатичный слог - обманчивая двуличность.

Готовься в войне к миру, а в мире к войне.

Вольность и равенство не могут стоять долго против веры и властительства.

Кстати, цитаты о политике

О дружбе

Искренность отношений, правда в общении - вот дружба.

Служба и дружба - две параллельные линии - не сходятся.

Таинство одно твердой связи достойных друзей - уметь прощать недоразумения и

просвещать неотложно в недостатках.

Кстати, цитаты о дружбе

О времени

Время драгоценное всего.

Деньги дороги, жизнь человеческая ещё дороже, а время дороже всего.

Скорость нужна, а поспешность вредна.

Кстати, цитаты про время

О великих людях

Главное дарование великого человека - уметь избирать особ по их талантам.

Тот не велик еще, кого таковым почитают.

Три главных достоинства вождя: мужество, ум, здоровье (телесное и душевное).

О Наполеоне

Широко шагает, пора и унять молодца.

Пока генерал Бонапарт будет сохранять присутствие духа, он будет победителем.

Великие таланты военные достались ему в удел. Но ежели, на несчастье свое, бросится

он в вихрь политический, ежели изменит единству мысли, - он погибнет.

О деньгах

Деньгам по-пустому лежать не надлежит.

Крестьянин богатеет не деньгами, а детьми. От детей ему и деньги.

Кстати, цитаты о деньгах

О славе

Люби истинную славу.

Истинная слава не может быть оценена: она есть следствие пожертвования самим

собою в пользу общего блага.

О лести

Лесть похожа на пирог: надобно умеючи испечь, всем нужно начинить в меру, не

пересолить и не переперчить.

Льстец гордый и безнаказанный - величайший злодей.

О фортуне

Фортуна вертит счастьем как колесо спицами.

Фортуна имеет глаза на затылке, власы короткие, полет ее молниеносен: упустишь раз -

не поймаешь.

О войне

Война закончена лишь тогда, когда похоронен последний солдат.

Одна минута решает исход баталии; один час — успех кампании; один день — судьбу

империи.

Кстати, цитаты о войне

О разном

Лень рождается от изобилия. Ближайший повод к лени - безначалие.

Искусство не может терпеть порабощения.

Как и следовало ожидать, большинство цитат Суворова посвящено стратегии и тактике

военных действий, военному делу, полководцам и солдатам. Он по-солдатски

прямо выражает свои взгляды и предпочтения.

Тем не менее, он интересно высказывается и по более широкому кругу вопросов, что

отражено в тематических группах «о жизненной этике», «о человеческих проявлениях»,

«о жизни», «о Боге» и др.

Цитаты про Суворова

Императрица Екатерина II: Победителей не судят.

Император Павел I: Веди войну по-своему, как умеешь.

Г.Р. Державин: Великий Суворов, но как человек – со слабостьми.

Д.В. Давыдов: Суворов вполне олицетворил собою героя трагедии Шекспира, по-

ражающего в одно время комическим буффонством и смелыми порывами гения.

Гордый от природы, он постоянно боролся с волею всесильных вельмож времен

Екатерины.

А.Ф. Ланжерон: Фельдмаршал Суворов — один из самых необыкновенных лю-

дей своего века. Он родился с геройскими качествами, необыкновенным умом и с

ловкостью, превосходящею, быть может, и его способности, и ум. Суворов обла-

дает самыми обширными познаниями, энергическим, никогда ни изменяющим

себе характером и чрезмерным честолюбием. Это великий полководец и великий

политик.

С.И. Глинка: Герой наш был истинным героем, потому что владел собою и укро-

щал порывы раздраженного самолюбия. Он оправдывался во всем делами... За-

висть и завистники будут всегда: но велик тот, кто, посвятя себя служению Отече-

ству, обращает стрелы их терпением. Суворов побеждал не одним оружием, он

умел

Приложение 3

Наши работы

Знакомство детей с темой.

А.В. Суворов глазами детей.

Воспитание Русского духа.

«Хорошие книги – друзья навсегда»

Вторичный просмотр презентации с родителями.



В раздел образования