Автор: Седельникова Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №69 "Светофорчик"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, ХМАО - Югра
Наименование материала: Программа дополнительной образовательной услуги
Тема: "Английский для малышей"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Нижневартовска детский сад №69 «Светофорчик»
Программа
дополнительной образовательной услуги
по английскому языку
для детей старшего дошкольного возраста 5-7лет
«Английский для малышей»
Воспитатель: первой
квалификационной категории
Седельникова Л.Н.
г. Нижневартовск
2022 - 23г.
1
Оглавление
№ п/п
Наименование раздела
Страницы
1
Паспорт Программы
3
2
Пояснительная записка
4
3
Принципы обучения программы
7
4
Цель и задачи программы
8
5
Планируемые результаты
8
6
Объем образовательной нагрузки
9
7
Содержание работы по реализации
Программы «Английский для малышей»
9
8
Организационно-педагогические условия
16
8.1
Учебно-тематический план
курса «Английский для малышей»
16
8.2
Материально-техническое обеспечение
17
9
Заключение
18
10
Список литературы
19
2
1.
Паспорт программы
Наименование
дополнительной
платной
образовательной
услуги
Расширение речевого опыта детей старшего
дошкольного
возраста
и
развитие
их
способностей к изучению иностранных языков в
дальнейшем.
Наименование
программы
Дополнительная общеобразовательная
программа по английскому языку «Английский
для малышей»
Основания для
разработки
Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012
№273
Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.10.2013 №1155
г. Москва «Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта дошкольного образования»
СанПин 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г.
Постановление
Правительства
РФ
от
15.08.2013 N 706 «Об утверждении Правил
оказания платных образовательных услуг»
Устав
дошкольного
образовательного
учреждения
Приказ
МАДОУ
г.
Нижневартовска
ДС
№69 «Светофорчик» №
от
20
г. «Об
утверждении тарифов на дополнительные
платные услуги»
Заказчик программы
Администрация
МАДОУ
ДС
№69
«Светофорчик»,
Родители
(законные
представители)
МАДОУ
ДС
№69
«Светофорчик»
Организация
исполнитель
программы
Муниципальное
автономное
дошкольное
образовательное
учреждение
город
Нижневартовск
детский
сад
№69
«Светофорчик»
Целевая группа
Дети старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет)
Составитель
программы
Воспитатель
первой
квалификационной
категории: Седельникова Людмила Николаевна
Сроки реализации
1 год
3
программы
Контроль реализации
программы
Заведующий Кленичева Е.Н.
Зам. зав. по ВМР Холодилова И.С.
2. Пояснительная записка
Возможности
иностранного
языка
как
учебного
предмета
в
реализации стратегической направленности детского сада на развитие
личности поистине уникальны. Известно, что дошкольный возраст является
благоприятным для усвоения иностранного языка, так как у маленького
ребёнка прекрасно развита долговременная память.
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста
(5-7 лет). Советский педагог и врач, доктор педагогических наук и профессор
Е. А. Аркин выделяет пятилетний возраст, как наиболее подходящий (как в
физиологическом, так и в психологическом плане) для начала любой
деятельности. В этом возрасте ребёнок способен к более или менее
продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к
целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим
запасом
и
запасом
речевых
моделей
для
удовлетворения
своих
коммуникативных нужд.
В процессе овладения новым средством общения у детей формируется
правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их
интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности. Обучая детей
дошкольного
возраста,
следует
прибегать
к
частым
сменам
видов
деятельности
детей,
учитывая
неустойчивость
внимания
малышей.
Овладение иностранным языком на элементарном уровне в детском саду
выступает в качестве первой ступени в реализации стратегической цели по
изучению иностранного языка. В дошкольном возрасте при обучении
иностранному языку у детей происходит постепенное развитие
основ
4
коммуникативной
компетенции,
которая
на
ранней
стадии
изучения
иностранного языка, в данном случае английского включает в себя
следующие аспекты:
1.
Умения правильно с фонетической точки зрения повторить
английские слова за педагогом, то есть поэтапное формирование
слухового
внимания,
фонетического
слуха
и
правильного
произношения.
2.
Овладение, закрепление и активизация лексического запаса слов,
необходимых для простого общения с детьми в этом возрасте.
3.
Овладение
определённым
количеством
несложных
грамматических структур и построение связного высказывания.
В основу программы положен УМК под редакцией Н. А. Бонк
«Английский для малышей».
Данная программа направлена на расширение
речевого опыта детей и развитие их способностей к изучению иностранных
языков в дальнейшем. Курс обучения предполагает в целом 36 учебных
часов по 25-30 минут. Частота проведения занятий максимально учтена и
исходит из реальных потребностей и интересов дошкольников в общении и
познании, и составляет 2 занятия в неделю. Следует отметить, что цели и
задачи данного курса формируются на уровне, доступном детям данного
возраста, исходя из речевых потребностей и возможностей.
Конечно,
в
процессе
обучения
иностранным
языкам
детей
дошкольного возраста большое значение имеет игра. Чем более уместно
педагог использует игровые приёмы, наглядность, тем прочнее ребёнок
усваивает материал.
Поэтому игра является и формой организации и
методом проведения занятий, на которых дети накапливают определённый
запас английской лексики, заучивают стихи, песни, считалочки и т. д. Такая
форма проведения занятий создаёт благоприятные условия для овладения
языковыми умениями и речевыми навыками.
Возможность опоры на
игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи
на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными даже самые
5
элементарные
высказывания.
Так
же
использование
компьютерной
поддержки очень важно, так как наглядность и ситуации на мониторе вполне
реальны. Но работа на компьютере не должна превышать 5-10 минут.
Занятие следует начинать с
фонетической разминки. Считалки,
четверостишия, песенки направлены на развитие и совершенствование
произносительных навыков и созданию благоприятного эмоционального
настроя. Физкультминутки не только снимают усталость и напряжение у
детей, но и развивают их внимание и память. Кроме того, дети упражняются
в произношении. Для создания коммуникативной обстановки на занятиях
важно, прежде всего, оценивать успехи ребёнка, а не недоработки. Даже
самая маленькая победа должна быть оценена.
Значительными возможностями обладает использование элементов
драматизации. Ребёнок должен воспринимать педагога не только как
носителя знаний по предмету, но и как яркую и интересную личность,
умеющую установить и развивать доброжелательные отношения с ним, что
способствует
плодотворному
и
эффективному
сотрудничеству.
Это
способствует
расширению
творческой
личности
ребёнка;
развитию
эмоциональной сферы, симпатии и сострадания.
Перечисляя
средства,
способствующие
развитию
интереса
к
иностранным языкам нельзя не остановиться ещё на одном – пении.
Обращаясь на занятиях к пению, мы решаем несколько задач: пение
способствует улучшению иноязычного произношения, развивает память,
несёт большой эстетический и воспитательный потенциал: происходит
приобщение к музыкальной культуре страны изучаемого языка. Кроме того,
пение вносит в занятие разнообразие, снимает усталость.
Актуальность программы - знание иностранных языков является
неотъемлемым навыком в современном мире. Раннее обучению английскому
языку
даёт
возможность
преемственности
со
школой
в
обучении
иностранным языкам и развития практических навыков в дальнейшем их
изучении. В связи с этим возникает актуальность обучения языкам уже в
6
дошкольном возрасте.
Именно по этой причине все больше и больше
родителей стремятся отдать своих детей на обучение английскому языку. Эта
программа позволит детям приобрести практические навыки использования
английского языка в их повседневной жизни и в последующей ступени
обучения иностранным языкам.
3. Принципы обучения программы
В соответствии с поставленными задачами определены следующие
принципы обучения:
• принцип коммуникативной направленности, выдвигающий мысль о
том, что овладеть каким-либо видом речевой деятельности можно лишь
выполняя этот вид деятельности, т.е. научиться говорить - говоря, слушать -
слушая, читать - читая, писать - выполняя письменные задания;
• принцип опоры на родной язык, предполагающий проведение
определенных параллелей родного и иностранного языка и установление
общих закономерностей;
• принцип интеграции, заключающийся в том, что в процессе
обучения какому-либо одному аспекту или виду речевой деятельности мы
задействуем (интегрируем) и формируем все остальные аспекты и виды
деятельности;
•
принцип
дифференциации,
определяющийся
тем,
что
при
формировании каждого отдельно взятого вида деятельности и аспекта языка
мы используем особые технологии, построенные с учетом специфических
механизмов, лежащих в основе формирования каждого отдельного языкового
и речевого навыка;
• принцип коллективно-индивидуального взаимодействия;
• принцип «минимакса», заключающийся в минимальном количестве
вводимых на занятии фраз при их максимальной тренировке;
• принцип игровой основы обучения.
7
Необходимо также учитывать психологию возрастной категории
детей,
опираясь
на
принцип
коммуникативности,
функциональности
мышления детей. На основе данного принципа в программе подобраны темы
занятий, совпадающие с интересами детей данной возрастной группы, что
способствует более раннему осознанию ими социальных процессов и
подключению личности к этим процессам.
4. Цель и задачи программы
Всё выше сказанное обуславливает
главную цель
программы:
формирование у детей первичных навыков общения на иностранном языке.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1.
Развитие
языкового
мышления,
речевых
механизмов,
коммуникативных умений и познавательных способностей у детей
дошкольного возраста средствами английского языка.
2.
Развитие творческой личности ребёнка.
3.
Пробуждение интереса к жизни и культуре других стран.
4.
Создание
положительной
установки
на дальнейшее
изучение
иностранных языков.
5.
Планируемые результаты:
К
концу
курса
обучения
дети
должны
уметь
элементарно
использовать в своей речи местоимения, существительные, прилагательные и
глаголы.
Например:
Я умею …
Я могу…
Я люблю …
У меня есть…
Можно….
8
Также ребенок может ответить на вопросы, заданные ему на английском
языке и знание стихов, рифмовок, песен.
6.
Объем образовательной нагрузки
Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 30 минут с
детьми старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) в кабинете дошкольного
учреждения. Группа включает 8-10 детей.
Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности.
Форма обучения – очная.
Срок реализации программы – 1 год обучения.
Стоимость
занятий
утверждена
приказом
МАДОУ
города
Нижневартовска ДС №69 «Светофорчик» от 03.09.2022 года №540 «Об
утверждении
тарифов
на
услуги,
предоставляемые
муниципальным
автономным
дошкольным
образовательным
учреждением
города
Нижневартовска детским садом №69 «Светофорчик».
Возрастная
категория
Количество
занятий в
неделю,
месяц, год
Продолжительность
занятий
Количество
минут в
неделю,
месяц, год
Форма
обучения
Срок
реализации
5-7 лет
2/8/72
30 минут
60/480/2160
Очная
1 учебный
год
7.
Содержание работы по реализации программы
«Английский для малышей»
Каждое занятие курса имеет свою структуру. Начинается с обычного
приветствия на английском языке, которое постепенно запоминается детьми.
Затем проводится речевая разминка. Это либо стихотворение, либо песенка
на английском языке. В основной части занятия в игре с куклами и другими
игрушками дети знакомятся с речевыми образцами и закрепляют их. В конце
занятия ребята вспоминают, чему научились и повторяют песенку или стих
9
речевой разминки. Затем следует прощание на английском языке. Для работы
на занятии используется магнитофон и кассеты с записями стихов и песен на
английском языке.
В процессе обучения детей английскому языку на раннем этапе
согласно
программе
используются
следующие
основные
методы:
коммуникативный, наглядный, проектный.
Коммуникативный метод является верховным, доминирующим, в
наибольшей степени соответствующий специфике иностранного языка как
учебного предмета. С помощью данного метода решается первоочередная
задача
-
овладение
элементарными
навыками
и
умениями
устного
иноязычного общения на раннем этапе изучения английского языка,
начальное формирование способности детей к общению на межкультурном
уровне.
Наглядный
метод
предусматривает
непосредственный
показ
предметов и явлений окружающего мира, наглядных пособий с целью
облегчения понимания, запоминания и использования учебного материала в
практической деятельности учащихся.
Проектный метод позволяет реализовать интегративные связи в обучении,
расширить «узкое пространство» общения в кабинете иностранного языка,
осуществить широкую опору на практические виды деятельности, типичные
для детей указанного возраста. Таким образом, у детей развивается
элементарная креативная компетенция как показатель коммуникативного
владения английским языком на данном этапе его изучения.
Примерное тематическое планирование программы
10
Месяц
№ п/п
тема
Цель
Методы и
приемы
Сентябрь
-Октябрь
1
I.Приветствие.
Научить детей
приветствовать друг
друга на английском
языке (Hello,hi, good
morning, good bye.,) и
воспитывать уважение
по отношению к
окружающим.
Игра «Тук-тук»
2
Учить
детей
использовать
новую
лексику
в
простой
разговорной речи.
Игра-беседа
3
Закрепление
пройденной темы
Игра
Ноябрь
4
II. Знакомство.
Встреча с
гостями сказок.
Научить
детей
представлять себя по
имени: My name is…/
I am…
Игра
5
Незнайка
знакомится с
гостями.
Научить
детей
отвечать на вопросы:
What
is
your
name?
Who are you?
Беседа
6
В гостях у
Буратино.
Закрепление
пройденной темы
Игра-диалог
7
III. Животные
Познакомить с новой
лексикой:
Fox,
Tortoise,
Elk,
Duck,
Bear, Hen, Horse, Wolf,
Sheep, Cat, Cow и т.д.
ИКТ, игра
8
Лесная поляна.
Познакомить детей со
структурой
«I have…»? научить
Игра-спектакль
11
составлять монолог в
устной речи.
9
Волшебный лес
Ведение речевого
образца It is…
ИКТ, проект
10
Весёлые
животные
Повторение
пройденной темы
Игра – загадка
11
Зоопарк
закрепление
пройденного
материала.
Игра-кроссворд
12
Дни недели
Введение и изучение
новой лексики:
Monday. Tuesday.
Wednesday. Thursday.
Friday. Saturday.
Sunday. Today is……
ИКТ
13
Повторение и
закрепление
пройденного
материала.
Декабрь
14
IV.Числительн
ые
Познакомить с
числительными,
научить счёту с
помощью счётных
палочек, введение
структуры «I am 5/6»
Игра-лото
15
Весёлый счёт
Знакомство с
множественным
числом
существительных
Беседа, игра-лото
16
По следам
зверей
Повторение и
закрепление
пройденного
материала
Игра «По следам
зверей»
17
V.
Знакомство с
Игра «Выбери
12
Местоимения
«Мои друзья»
местоимениями I, you,
we.
друга»
18
Мои друзья
Знакомство с
местоимениями He,
she, they.
Игра «Выбери
Друга»
19
Мои любимые
герои сказок
Повторение и
закрепление
пройденного
материала.
ИКТ
20
VI. Семья
Моя семья
Знакомство с новой
лексикой (mother,
father, sister, brother ,
grandmother,
grandfather).
ИКТ, игра
«Расскажи о себе»
21
Мой
фотоальбом
Закрепление материала
Игра «Путаница»
Январь
22
Рождество и
Новый год
Введение и изучение
новой лексики: Happy
New Year! Merry
Christmas! Christmas
tree. Stockings, sweets,
present, snowflake,
candle, Father Christmas
ИКТ
23
Традиции
празднования
рождества и
Нового года в
Англии.
Изучение традиций и
закрепление
пройденной лексики
Презентация
24
VII. Цвет
Разноцветные
краски
Знакомство с цветами
с помощью озвученной
компьютерной
презентации.
ИКТ, игра-
раскраска
25
Чудеса природы
Повторение материала
Игра «Угадай
цвет»
26
Весёлая радуга
Закрепление
Презентация
13
пройденного
материала
рисунков. Игра
«Snowball»
27
VIII. Мои
игрушки
Знакомство с новой
лексикой с помощью
компьютерной
презентации.
ИКТ
Февраль
28
Магазин
игрушек
Знакомство со
структурой «My
favorite toy is…».
Игра
29
IX. Части тела
Знакомство с новой
лексикой: Head,
shoulders, knees,
toes, eyes, ears,
mouth, nose, face.
ИКТ
Игра «Хватай»
30
Добрый Доктор
Айболит
Знакомство с новой
лексикой: This is my
face. My small nose. My
blue eyes.
ИКТ
Игра Айболит
31
Закрепление новой
лексики
Игра
«Да-нет»
32
Портрет семьи
Закрепление
пройденного
материала
Беседа-рассказ
33
X. Времена
года
В гостях у осени
Знакомство с
осенними месяцами,
введение структуры
«I can…» и
сопутствующей
лексики.
ИКТ
34
Зимушка-зима
Знакомство с зимними
месяцами
ИКТ
35
Весна-красавица
Знакомство с
весенними месяцами
ИКТ
Март
36
Ах, лето, лето… Знакомство с летними
месяцами
ИКТ
Игра «Snowball»
37
Путешествие по
Повторение и
Игра «Откадайка»
14
временам года
закрепление
пройденного
материала
38
Погода
Введение и изучение
новой лексики: rainy,
sunny, windy, cloudy,
snowy
Ответ на
вопрос:What’s the
weather like?
разучивание песни
It’s sunny, sunny,
sunny sing, sing, sing
ИКТ, музыка
39
Повторение и
закрепление
пройденного
материала
40
Пасха, традиции
празднования
Happy Easter! Easter
eggs, chick,
ИКТ
41
Закрепление
пройденной темы
Игра «найди
яйцо»
42
Мы путешествуем
«Тransport»
Введение и изучение
новой лексики: car,
bike, plane, bus, lorry,
train, horse and carriage
ИКТ
43
Как я добираюсь в
детский сад.
Введение новой
лексики и повторение
первой темы:
I come to school by car,
bike, plane, bus, lorry,
train, horse and carriage I
come to school by bike/
on foot, etc.
Игра «нарисуй
свой маршру»
Апрель
44
Повторение и
закрепление
пройденного
материала
45
Еда
Введение и изучение
новой лексики: A
burger, a cake, an apple,
a banana, an ice cream,
fish, chicken, peas,
sweats и т.д.
ИКТ
46
Моя любимая
выражение
отношения к
Juice I like/ I don’t
like. My favorite
food is…
Игра «за столом»
15
еде: нравится не
нравится
Bananas, please. Here
you are. Thank you!
47
Поход в
супермаркет.
Повторение и
закрепление нового
материала
Игра «в магазине»
48
Мой дом
Знакомство новой
лексики:
Home, house, flat,
bathroom, bedroom,
living room, kitchen,
house, door, window,
garden
ИКТ
49
Моя комната
Знакомство с новой
лексикой: TV, bed,
chair, computer, table,
window…..
Игра «В гостях»
50
Повторение новой
темы
Игра «Snowball»
51
Закрепление
пройденного
материала.
Словесные игры.
8.
Организационно-педагогические условия
8.1. Учебно-тематический план курса «Английский для малышей»
№
Тема
Кол-во часов
1
Приветствие
3
2
Знакомство
3
3
Животные
4
4
Числительные
3
5
Местоимения
3
6
Семья
2
16
7
Цвета
3
8
Мои игрушки
3
9
Части тела
4
10
Времена года
5
Всего 36 часа
8.2.
Материально-техническое обеспечение программы
Успешность работы по обучению старших дошкольников обучению
английскому языку определяется не только разработанной программой,
выделением её цели и задач, но и организационными условиями, в том числе
существенную
роль
играет
оснащение
развивающей
предметно-
пространственной среды.
Обеспечение
Наименование
Количество
Информационное
Методические
пособия:
-методические
разработки
занятий,
-специальная литература для
работы педагога с детьми.
Материалы
для
детей:
карточки
с
заданиями
и
упражнениями,
наглядные
пособия
(тематические
картинки,
дидактические
игры,
иллюстрации),
-компьютерные презентации,
- рабочая тетрадь.
10
3
7
1
Материально-техническое
Кабинет для занятий
Компьютер
Интерактивная доска
Мольберт
Зеркало
Зеркала маленькие
Дет. письменные столы
1
1
1
1
1
6
6
9. Заключение
Таким образом, следует сделать вывод, что дошкольный возраст
является благоприятным для начала изучения иностранных языков в силу
17
своих психофизических особенностей. Все, что ребенок учит в это время,
надолго запоминается, так как прекрасно развита долговременная и
оперативная память. Он способен запоминать языковой материал целыми
блоками, но это происходит только в том случае, когда у него создана
соответствующая установка и ему очень важно запомнить тот или иной
материал. Легче всего это происходит в игре. Если для достижения успеха в
игре
ребенку
нужно
совершить
какое-то
речевое
действие,
то
оно
осваивается почти без усилий. Игра создает прекрасные условия для
овладения языком, а особенно продуктивна она в дошкольном возрасте.
Поэтому в данном курсе обучения дошкольников английскому языку широко
использованы игровые технологии. Занятия строятся так, чтобы атмосфера
игры царила от первой до последней минуты.
Учет особенностей возраста – отправная точка для конструирования
курса обучения английскому языку. «Зоной ближайшего» развития принято
считать те действия, которые сегодня ребенок выполняет под руководством
педагога, а завтра будет выполнять самостоятельно.
10. Список использованной литературы
1.
Бонк Н.А. Английский для малышей / Н.А. Бонк. –М.; 1996г.
18
2.
Бонк Н.А. Английский для малышей. Руководство для преподавателей
и родителей / Н.А. Бонк. – М.; 2004г.
3.
Конышева А. В. Английский для малышей, Минск, 2004.
4.
Коти Т.Ю. Английская азбука, М., 1997.
5.
Вронская И. В. Английский язык в детском саду. Спб., 2001
6.
Биболетова М.З. и др. «Enjoy English-1», Обнинск: Титул, 2005
7.
Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке иностранного языка. М.,
Просвещение, 1984
8.
Журнал «Иностранные языки в школе»
19