Автор: Борова Валентина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Солнышко" д.Ичетовкины
Населённый пункт: Афанасьевский муниципальный округ Кировской области
Наименование материала: «Через игру – к правовому воспитанию» основная образовательная деятельность
Тема: "Право на имя"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Солнышко» д. Ичетовкины
Афанасьевского муниципального округа Кировской области
«Через игру – к правовому воспитанию»
основная образовательная деятельность
для детей 5го года жизни
Автор-составитель:
Борова
Валентина
Владимировна
воспитатель
высшей квалификационной
категории
д. Ичетовкины, 2024г.
Аннотация
«Через игру – к правовому воспитанию» Право на имя.
Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к
личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными
правами. Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные,
политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли
ребенка в нем. Наиболее актуальной эта работа будет в период исполнения указа
президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об объявления в
Российской Федерации Десятилетия детства» с 2018-2027 гг. Общество нуждается
в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.
Данная образовательная деятельность проводилось с группой детей старшего
дошкольного возраста по теме «Право на имя». Проводя с детьми данную
деятельность, мы воспитываем у детей желание оказывать помощь попавшим в
трудную ситуацию, желание работать сообща. Дети узнали права и правила,
учились рассуждать, делать выводы, сопереживать.
Цель: создание условий для формирования у ребёнка первоначальных правовых
знаний.
Задачи:
1. Познакомить с Конвенцией о правах ребенка, довести до сознания детей, что
каждый человек имеет право на имя.
2. Развивать умение соотносить права и правила, умение рассуждать, делать
выводы, сопереживать.
3. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Предварительная
работа:
рассматривание семейных фотографий,
Чтение
художественной литературы, беседы, рассматривание иллюстраций, сюжетно-
ролевые игры,
Используемый материал: ноутбук, большая кукла, свидетельство о рождении,
книга «конвекция о правах ребенка», клубочек, разрезные картинки сказочный
героев.
Методы и приёмы:
игровой момент, загадка, художественное слово, игра, итог занятия.
Словарная работа:
Свидетельство о рождении, конвенция о правах
Виды детской деятельности: познавательное развитие
Форма организации: групповое.
Формы реализации детских видов деятельности: организационный момент,
мотивация,
решение проблемной ситуации, совместная деятельность детей и
педагога.
Этапы
Назначение этапов
1.Организационно
- мотивационный
Воспитатель: ребята, посмотрите, кто к нам пришел в
гости из своей сказочной страны (ответы детей)
-правильно, это Красная Шапочка
и хочет вам
рассказать об одной удивительной сказочной стране,
хотите послушать? (ответы детей)
2.Этап
целеполагания
Воспитатель: Люди в этой стране жили счастливо.
Потому что у каждого из них было много прав,
которыми они пользовались. А права были записаны в
необычной книге - называлась она Конвенция (
СЛАЙД КНИГА) .
Каждый житель относились к ней по-особенному,
трепетно. Берегли ее, потому что в ней были записаны
все правила (права): право на счастье, право на жизнь,
право на имя, право на отдых. Именно эти правила
строго соблюдались жителями этой страны. И все у
них было хорошо.
Однажды над страной не нависла черная-пречерная
туча, налетел злой холодный ветер, и все жители
страны
спрятались
кто
куда,
чтобы
переждать
несчастье. А когда стих ветер и туча уплыла, то были
удивлены тем, что книга пропала. И наступили в
стране страшные времена. Жизнь страны поменялась,
дети стали драться, не слушались своих родителей,
началась сплошная неразбериха. До сих пор жители
этой страны ищут книгу и надеются на то, что кто-
нибудь им поможет отыскать ее.
Воспитатель: ребята, Красная Шапочка пришла к нам
за помощью, а вы хотите помочь жителям найти
книгу, а заодно и самим познакомимся со своими
правами.
(СЛАЙД БАБЫ ЯГИ)
Слова Бабы-Яги записаны на диктофон: «Эй детишки
незачем вам изучать свои права и без них хорошо.
Одного укусишь,
другого дернишь за косичку,
третьего толкнешь. Как здорово! А права нужны
только царям и их детям. Это я забрала книгу и если
хотите ее вернуть, то вы должны пройти испытания на
моих
лесных
полянах.
Если
мне
ваши
ответы
понравятся, то получите подсказку, где найти книгу. -
-
. Пока”.
3.Этап обсуждения
общего
плана
деятельности
Воспитатель: теперь понятно у кого книга с правами.
Что же будем делать? (ответы детей)
- а вы не боитесь? Ну, раз вы такие смелые тогда
отправимся в путь вместе с Красной Шапочкой. А на
чем мы можем отправиться в путь? (ответы детей)
(идем с песней “Если с другом вышел путь”)
4.Этап
осуществления
деятельности
Воспитатель:
а
вот
и
первая
полянка.
Присаживайтесь. Что же приготовила нам Баба Яга?
Ага, загадка.
Она хочет, чтобы мы отгадали ее.
Слушайте. «Как только человек рождается,
ему сразу дают это
и он с этим живет всю жизнь.»
Дети отгадывают (Имя)
Воспитатель: вот об этом мы сегодня и поговорим -
о праве на имя.
Лишь появится ребенок
И дышать начнет едва
У него уже с пеленок
Появляются права.
права, которые его защищают.
Самое первое из этих прав – право на имя. Об этом и
было написано в книге, которую похитила баба Яга.
Это очень важный документ. Там записано, что
Ребенок сразу же после рождения имеет право на имя.
Воспитатель: давайте скажем Красной
Шапочке,
какое у вас у всех есть право?
Ответы детей (право на имя)
имя вам дают родители. Это подтверждает и самый
первый документ в жизни человека – Свидетельство о
рождении, которое есть у каждого из вас
(показ
свидетельства о рождении и рассказ воспитателя о
содержании документа: в документе написано имя,
фамилия,
отчество
ребенка,
сведения
о
его
родителях, городе и стране, в которой он родился и
дате рождения. В каждом документе есть печать.)
( демонстрация документа).
Имя играет большую роль в жизни людей. Без
имени нельзя обойтись. Человек может лишиться
всех богатств (дома), но нельзя лишиться имени.
Как вы думаете, а зачем люди придумали имена? (
Чтобы
можно
было
позвать
кого-нибудь
(обратиться), чтоб знать мальчик это или девочка,
отличать одного человека от другого и т.д.)
- правильно имя нам очень необходимо, без имени
трудно познакомиться, общаться друг с другом,
понять о ком говорят.
А как бы вы обращались друг к другу, если бы не
было имен?
Ответы детей.( Эй ты. Эй, мальчик. Эй, девочка)
Воспитатель: но это, обидно, невежливо. Никогда не
отзывайтесь, если кто то вас позовет таким образом.
Но вот иногда вы хотите обратиться к кому-то, а
имени этого человека не знаете. Как поступить в этом
случае?
Ответы детей. (Надо познакомиться)
Воспитатель: а вы умеете знакомиться? Давайте
поиграем. Представьте, что мы незнаем друг друга и
очень
хотим
познакомиться.
Я
Валентина
Владимировна. А как тебя зовут? (дети называют
свои имена)
Воспитатель: Красная Шапочка хочет открыть вам
одну важную тайну: каждый человек любит, чтобы к
нему обращались по имени нежно, ласково, красиво.
Это приносит радость, человек сразу расцветает. А
давайте подарим радость своему соседу, назовем его
ласково и нежно
Игра “Клубочек”
(дети передают клубочек друг другу и называют его
имя ласково)
Воспитатель: посмотрите, какая паутина ласковых
имен у нас получилась. Да ребята, у вас у всех есть
право
на
имя,
чтобы
не
нарушать
это
право
необходимо соблюдать правила.
· Не дразниться;
· Не придумывать клички;
· Обращаться друг к другу вежливо, ласково;
· К взрослым обращаться по имени, отчеству;
Воспитатель: а если вы все-таки нарушили правило,
то обязательно надо что сделать?
Ответы детей. (Извиниться и попросить прощения.)
Игра «Имена»
Когда я буду назвать имена. Если это имя девочки, вы
хлопаете в ладоши. Если это имя мальчика –
прыгайте как зайки. Если слово не имя вы будете
стоять.
- молодцы. Ребята, как вы думаете, мы справились с
первым заданием? Тогда возьмем первую подсказку
(дети берут пазл от картинки)
Отправляемся дальше.
Воспитатель: вот мы дошли до второй поляны. На
этой поляне Баба Яга приготовила следующее задание
надо составить из частей картинку, а после того как
составите назвать имя главного героя.
(дети
по
своему
выбору
выбирают
конверт
и
собирают картинки сказочных персонажей)
Воспитатель: ребята, как имя вашего героя?
Подумайте, почему их так назвали?
Почему Айболита назвали Айболит?
Айболит – лечит тех, кто болеет
Снегурочка – девочка из снега
Колобок – круглый.
Красная шапочка – девочка,
которая постоянно
носила красную шапочку.
Воспитатель: имя может многое сказать о человеке, о
его особенностях.
Все имена имеют своё значение. А вы знаете, что
означает ваше имя?
(Воспитатель выслушивает ответы детей и если
ребёнок не знает, что означает его имя, говорит
значение).
Каждое имя, по своему красиво. Но, запомните, не
имя красит человека, а человек имя. Вы вырастите ,
будете делать добрые дела и прославите свое имя.
Молодцы, и с этим заданием справились. Берем
подсказку и отправляемся дальше.
Воспитатель: ребята, знаете ли вы, что имя может
расти?
Сейчас я вам расскажу, как выросло одно имя.
Презентация «Как растёт имя?»
Воспитатель: это было так давно… Появилась на свет
девочка и родители эту девочку звали ласково:
Валечкой. Девочка подросла, пошла в школу, и стали
её звать – Валя. Сейчас она уже взрослая, работает
воспитателем в детском саду и для вас всех она,
Валентина Владимировна. Вы догадались, о ком я
говорю?
Воспитатель: вот так вот вы растёте, и имена ваши
тоже растут вместе с вами.
Воспитатель: представьте, что вы стали взрослыми.
Как вас будут называть? Баба Яга очень хочет это
знать
Игра с мячом «Назови по-взрослому»
(дети кидают мяч воспитателю и называют себя)
Воспитатель:
можно
собрать
картинку
(дети
собирают картинку)
посмотрите здесь нарисован
сундук, значит книга с законами лежит в сундуке , но
где же этот сундук?
( дети ищут сундук в группе)
5. Рефлексивно -
результативный
Воспитатель:
получайте
последнюю
подсказку.
Теперь можно собрать картинку (дети собирают
картинку) посмотрите здесь нарисован сундук, значит
книга с законами лежит в сундуке, но где же этот
сундук?
( дети ищут сундук в группе)
А вот и книга, в которой записаны права. Теперь мы
можем вернуть ее жителям Сказочной страны и их
жизнь наладиться, и они вновь смогут знать и
соблюдать все права и жить счастливо. Красная
Шапочка вернет эту книгу, и жизнь в стране будет
прежней, счастливой.
Она очень благодарит вас за помощь жителям
сказочной страны. И хочет узнать.
Воспитатель: Как называется основной документ,
где записаны ваши права?
Воспитатель: О каком праве мы сегодня узнали?
Воспитатель:
А
какие
правила
необходимо
соблюдать, чтобы не нарушать право на имя?
Воспитатель:
Красная
Шапочка
остается
в
сказочной стране, чтобы вернуть книгу жителям
этой страны, а мы возвращаемся в детский сад, в
свою группу. Спасибо всем.
В каждом моменте занятия использовались в работе с детьми вопросы поискового
характера, вопросы на сообразительность. Всё это способствовало эффективности
занятия, повышению познавательной деятельности. Поставленные задачи в ходе
ООД были решены, хотя задачи были не все лёгкими. По рефлексии детей после
образовательной деятельности было выявлено, что занятие было интересным, им
всё понравилось и дети справились с заданием.