Напоминание

"Право на имя"


Автор: Борова Валентина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Солнышко" д.Ичетовкины
Населённый пункт: Афанасьевский муниципальный округ Кировской области
Наименование материала: «Через игру – к правовому воспитанию» основная образовательная деятельность
Тема: "Право на имя"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Солнышко» д. Ичетовкины

Афанасьевского муниципального округа Кировской области

«Через игру – к правовому воспитанию»

основная образовательная деятельность

для детей 5го года жизни

Автор-составитель:

Борова

Валентина

Владимировна

воспитатель

высшей квалификационной

категории

д. Ичетовкины, 2024г.

Аннотация

«Через игру – к правовому воспитанию» Право на имя.

Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к

личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными

правами. Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные,

политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли

ребенка в нем. Наиболее актуальной эта работа будет в период исполнения указа

президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об объявления в

Российской Федерации Десятилетия детства» с 2018-2027 гг. Общество нуждается

в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.

Данная образовательная деятельность проводилось с группой детей старшего

дошкольного возраста по теме «Право на имя». Проводя с детьми данную

деятельность, мы воспитываем у детей желание оказывать помощь попавшим в

трудную ситуацию, желание работать сообща. Дети узнали права и правила,

учились рассуждать, делать выводы, сопереживать.

Цель: создание условий для формирования у ребёнка первоначальных правовых

знаний.

Задачи:

1. Познакомить с Конвенцией о правах ребенка, довести до сознания детей, что

каждый человек имеет право на имя.

2. Развивать умение соотносить права и правила, умение рассуждать, делать

выводы, сопереживать.

3. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Предварительная

работа:

рассматривание семейных фотографий,

Чтение

художественной литературы, беседы, рассматривание иллюстраций, сюжетно-

ролевые игры,

Используемый материал: ноутбук, большая кукла, свидетельство о рождении,

книга «конвекция о правах ребенка», клубочек, разрезные картинки сказочный

героев.

Методы и приёмы:

игровой момент, загадка, художественное слово, игра, итог занятия.

Словарная работа:

Свидетельство о рождении, конвенция о правах

Виды детской деятельности: познавательное развитие

Форма организации: групповое.

Формы реализации детских видов деятельности: организационный момент,

мотивация,

решение проблемной ситуации, совместная деятельность детей и

педагога.

Этапы

Назначение этапов

1.Организационно

- мотивационный

Воспитатель: ребята, посмотрите, кто к нам пришел в

гости из своей сказочной страны (ответы детей)

-правильно, это Красная Шапочка

и хочет вам

рассказать об одной удивительной сказочной стране,

хотите послушать? (ответы детей)

2.Этап

целеполагания

Воспитатель: Люди в этой стране жили счастливо.

Потому что у каждого из них было много прав,

которыми они пользовались. А права были записаны в

необычной книге - называлась она Конвенция (

СЛАЙД КНИГА) .

Каждый житель относились к ней по-особенному,

трепетно. Берегли ее, потому что в ней были записаны

все правила (права): право на счастье, право на жизнь,

право на имя, право на отдых. Именно эти правила

строго соблюдались жителями этой страны. И все у

них было хорошо.

Однажды над страной не нависла черная-пречерная

туча, налетел злой холодный ветер, и все жители

страны

спрятались

кто

куда,

чтобы

переждать

несчастье. А когда стих ветер и туча уплыла, то были

удивлены тем, что книга пропала. И наступили в

стране страшные времена. Жизнь страны поменялась,

дети стали драться, не слушались своих родителей,

началась сплошная неразбериха. До сих пор жители

этой страны ищут книгу и надеются на то, что кто-

нибудь им поможет отыскать ее.

Воспитатель: ребята, Красная Шапочка пришла к нам

за помощью, а вы хотите помочь жителям найти

книгу, а заодно и самим познакомимся со своими

правами.

(СЛАЙД БАБЫ ЯГИ)

Слова Бабы-Яги записаны на диктофон: «Эй детишки

незачем вам изучать свои права и без них хорошо.

Одного укусишь,

другого дернишь за косичку,

третьего толкнешь. Как здорово! А права нужны

только царям и их детям. Это я забрала книгу и если

хотите ее вернуть, то вы должны пройти испытания на

моих

лесных

полянах.

Если

мне

ваши

ответы

понравятся, то получите подсказку, где найти книгу. -

-

. Пока”.

3.Этап обсуждения

общего

плана

деятельности

Воспитатель: теперь понятно у кого книга с правами.

Что же будем делать? (ответы детей)

- а вы не боитесь? Ну, раз вы такие смелые тогда

отправимся в путь вместе с Красной Шапочкой. А на

чем мы можем отправиться в путь? (ответы детей)

(идем с песней “Если с другом вышел путь”)

4.Этап

осуществления

деятельности

Воспитатель:

а

вот

и

первая

полянка.

Присаживайтесь. Что же приготовила нам Баба Яга?

Ага, загадка.

Она хочет, чтобы мы отгадали ее.

Слушайте. «Как только человек рождается,

ему сразу дают это

и он с этим живет всю жизнь.»

Дети отгадывают (Имя)

Воспитатель: вот об этом мы сегодня и поговорим -

о праве на имя.

Лишь появится ребенок

И дышать начнет едва

У него уже с пеленок

Появляются права.

права, которые его защищают.

Самое первое из этих прав – право на имя. Об этом и

было написано в книге, которую похитила баба Яга.

Это очень важный документ. Там записано, что

Ребенок сразу же после рождения имеет право на имя.

Воспитатель: давайте скажем Красной

Шапочке,

какое у вас у всех есть право?

Ответы детей (право на имя)

имя вам дают родители. Это подтверждает и самый

первый документ в жизни человека – Свидетельство о

рождении, которое есть у каждого из вас

(показ

свидетельства о рождении и рассказ воспитателя о

содержании документа: в документе написано имя,

фамилия,

отчество

ребенка,

сведения

о

его

родителях, городе и стране, в которой он родился и

дате рождения. В каждом документе есть печать.)

( демонстрация документа).

Имя играет большую роль в жизни людей. Без

имени нельзя обойтись. Человек может лишиться

всех богатств (дома), но нельзя лишиться имени.

Как вы думаете, а зачем люди придумали имена? (

Чтобы

можно

было

позвать

кого-нибудь

(обратиться), чтоб знать мальчик это или девочка,

отличать одного человека от другого и т.д.)

- правильно имя нам очень необходимо, без имени

трудно познакомиться, общаться друг с другом,

понять о ком говорят.

А как бы вы обращались друг к другу, если бы не

было имен?

Ответы детей.( Эй ты. Эй, мальчик. Эй, девочка)

Воспитатель: но это, обидно, невежливо. Никогда не

отзывайтесь, если кто то вас позовет таким образом.

Но вот иногда вы хотите обратиться к кому-то, а

имени этого человека не знаете. Как поступить в этом

случае?

Ответы детей. (Надо познакомиться)

Воспитатель: а вы умеете знакомиться? Давайте

поиграем. Представьте, что мы незнаем друг друга и

очень

хотим

познакомиться.

Я

Валентина

Владимировна. А как тебя зовут? (дети называют

свои имена)

Воспитатель: Красная Шапочка хочет открыть вам

одну важную тайну: каждый человек любит, чтобы к

нему обращались по имени нежно, ласково, красиво.

Это приносит радость, человек сразу расцветает. А

давайте подарим радость своему соседу, назовем его

ласково и нежно

Игра “Клубочек”

(дети передают клубочек друг другу и называют его

имя ласково)

Воспитатель: посмотрите, какая паутина ласковых

имен у нас получилась. Да ребята, у вас у всех есть

право

на

имя,

чтобы

не

нарушать

это

право

необходимо соблюдать правила.

· Не дразниться;

· Не придумывать клички;

· Обращаться друг к другу вежливо, ласково;

· К взрослым обращаться по имени, отчеству;

Воспитатель: а если вы все-таки нарушили правило,

то обязательно надо что сделать?

Ответы детей. (Извиниться и попросить прощения.)

Игра «Имена»

Когда я буду назвать имена. Если это имя девочки, вы

хлопаете в ладоши. Если это имя мальчика –

прыгайте как зайки. Если слово не имя вы будете

стоять.

- молодцы. Ребята, как вы думаете, мы справились с

первым заданием? Тогда возьмем первую подсказку

(дети берут пазл от картинки)

Отправляемся дальше.

Воспитатель: вот мы дошли до второй поляны. На

этой поляне Баба Яга приготовила следующее задание

надо составить из частей картинку, а после того как

составите назвать имя главного героя.

(дети

по

своему

выбору

выбирают

конверт

и

собирают картинки сказочных персонажей)

Воспитатель: ребята, как имя вашего героя?

Подумайте, почему их так назвали?

Почему Айболита назвали Айболит?

Айболит – лечит тех, кто болеет

Снегурочка – девочка из снега

Колобок – круглый.

Красная шапочка – девочка,

которая постоянно

носила красную шапочку.

Воспитатель: имя может многое сказать о человеке, о

его особенностях.

Все имена имеют своё значение. А вы знаете, что

означает ваше имя?

(Воспитатель выслушивает ответы детей и если

ребёнок не знает, что означает его имя, говорит

значение).

Каждое имя, по своему красиво. Но, запомните, не

имя красит человека, а человек имя. Вы вырастите ,

будете делать добрые дела и прославите свое имя.

Молодцы, и с этим заданием справились. Берем

подсказку и отправляемся дальше.

Воспитатель: ребята, знаете ли вы, что имя может

расти?

Сейчас я вам расскажу, как выросло одно имя.

Презентация «Как растёт имя?»

Воспитатель: это было так давно… Появилась на свет

девочка и родители эту девочку звали ласково:

Валечкой. Девочка подросла, пошла в школу, и стали

её звать – Валя. Сейчас она уже взрослая, работает

воспитателем в детском саду и для вас всех она,

Валентина Владимировна. Вы догадались, о ком я

говорю?

Воспитатель: вот так вот вы растёте, и имена ваши

тоже растут вместе с вами.

Воспитатель: представьте, что вы стали взрослыми.

Как вас будут называть? Баба Яга очень хочет это

знать

Игра с мячом «Назови по-взрослому»

(дети кидают мяч воспитателю и называют себя)

Воспитатель:

можно

собрать

картинку

(дети

собирают картинку)

посмотрите здесь нарисован

сундук, значит книга с законами лежит в сундуке , но

где же этот сундук?

( дети ищут сундук в группе)

5. Рефлексивно -

результативный

Воспитатель:

получайте

последнюю

подсказку.

Теперь можно собрать картинку (дети собирают

картинку) посмотрите здесь нарисован сундук, значит

книга с законами лежит в сундуке, но где же этот

сундук?

( дети ищут сундук в группе)

А вот и книга, в которой записаны права. Теперь мы

можем вернуть ее жителям Сказочной страны и их

жизнь наладиться, и они вновь смогут знать и

соблюдать все права и жить счастливо. Красная

Шапочка вернет эту книгу, и жизнь в стране будет

прежней, счастливой.

Она очень благодарит вас за помощь жителям

сказочной страны. И хочет узнать.

Воспитатель: Как называется основной документ,

где записаны ваши права?

Воспитатель: О каком праве мы сегодня узнали?

Воспитатель:

А

какие

правила

необходимо

соблюдать, чтобы не нарушать право на имя?

Воспитатель:

Красная

Шапочка

остается

в

сказочной стране, чтобы вернуть книгу жителям

этой страны, а мы возвращаемся в детский сад, в

свою группу. Спасибо всем.

В каждом моменте занятия использовались в работе с детьми вопросы поискового

характера, вопросы на сообразительность. Всё это способствовало эффективности

занятия, повышению познавательной деятельности. Поставленные задачи в ходе

ООД были решены, хотя задачи были не все лёгкими. По рефлексии детей после

образовательной деятельности было выявлено, что занятие было интересным, им

всё понравилось и дети справились с заданием.



В раздел образования