Напоминание

"Особенности развития речи детей 4-5 лет"


Автор: Эртман Екатерина Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №1 "Умка"
Населённый пункт: г. Вельск, Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности развития речи детей 4-5 лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности развития речи детей 4-5 лет

Тема нашей встречи " Особенности развития речи детей четвёртого пятого

года жизни" важна и актуальна. Дети этого возраста любознательны,

самостоятельны

и

активны

в

освоении

социальной

и

природной

действительности. В связи с этим значительно увеличиваются и их речевые

возможности, расширяется словарный запас, речь становится грамматически

оформленной и содержательной.

Расширение словаря происходит одновременно с ознакомлением детей с

окружающей

действительностью,

с

формированием

отношения

к

окружающему. Различают активный и пассивный словарь. Пассивный

словарь - это слова, которые ребенок понимает, знает, но не использует.

Активный словарь - это слова, которые ребенок не только понимает, но и

употребляет в своей речи. Активный словарь пятилетнего ребенка к концу

года должен насчитывать 2500 слов. Пассивный словарь обычно намного

больше активного.

-взрослые должны расширять и активизировать словарь

на основе

обогащения представлений о ближайшем окружении. (Название и назначение

предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов

транспорта; Обогащать словарь названиями частей суток, домашних и диких

животных, овощей и фруктов.

- в речи присутствуют существительные, глаголы, местоимения (мой, твой,

наш), наречия (тут, там, здесь), числительные (один, два), притяжательные

прилагательные (дядина шляпа, мамино пальто)

У детей в возрасте 4 — 5 лет формирование грамматического строя

речи занимает значительно больше места, и служит основой для всего

последующего речевого развития.

Расширяется круг грамматических явлений,

которые дети усваивают в

процессе специальных игр и упражнений. Например: Собери семью вместе.

Так же дети учатся употреблять существительные с предлогами например:

«Где мячик».

У детей в этом возрасте совершенствуются умения в согласовании

прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Можно

предложить игры: «Скажи машина какая?»

Грамматический строй в этом возрасте только формируется. Вот какие

ошибки допускают дети: неправильно выстраивают последовательность слов

(вместо «я не хочу» скажет «я хочу нет») и неправильно согласуют слова

(«один кошка», «у меня три подругов»).

В среднем дошкольном возрасте детей учат вступать в общение с взрослыми

и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их

качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают

стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

Педагог больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать

как в краткой, так и в распространённой форме, не отклоняясь от содержания

вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах,

где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать

высказывания товарищей.

При систематической работе дети могут составлять небольшие рассказы из

личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без

опоры на наглядный материал.

Чтобы продолжить работу по развитию связной речи, начатую в детском

саду и вырабатывать способность к связному рассказу, надо постоянно

стимулировать речевую активность детей, пополнять и расширять словарь

детей, чтобы дети излагали свои впечатления и т. д. Но для этого вовсе не

обязательны специальные занятия. Лучше развивать речевые навыки в

свободном общении с ребенком, в творческих играх. Для этого используйте

все, что ваш ребенок видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду.

4-х — 5-тилетние дети — «почемучки». Им интересно все на свете и они

постоянно задают вопросы родителям. Для развития речи важно отвечать на

вопросы развернуто, провоцировать чадо на диалог, вместе искать ответы на

вопросы — все это расширяет словарный запас.

Если ребёнок затрудняется в ответе, вы можете ему нарисовать картинки.

Этот приём называется мнемотехника.

Использование технологии мнемотехники в развитии связной речи

дошкольников поможет детям пересказать то или иное произведение,

рассказать

стихотворение,

составить

рассказ.

Наличие

наглядного

зрительного

плана

схемы

поможет

сделать

высказывания

детей

осознанными, чёткими, связными и последовательными, даст ребенку

возможность более полно воспроизвести заданный текст.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает формирование

правильного произношения звуков, развитие фонематического восприятия,

голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным

темпом речи, интонационными средствами выразительности.

Ребенок 4 лет смягченно произносит согласные звуки. Не хватает четкости

и в произношении свистящих и шипящих звуков — дети их пропускают или

заменяют.

Ребенок 5 лет лучше воспринимает и произносит звуки и больше не смягчает

их, а шипящие и свистящие не заменяет другими звуками. Многие звуки дети

теперь выговаривают правильно, четко, с правильной артикуляцией. Хотя

некоторые по-прежнему неправильно произносят шипящие, «р» и «л».

Формирование звукопроизношения у детей происходит постепенно.

Ребенок усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, а

более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее.

Итак, искажённое произношение всех звуков дошкольников 4-5 лет

считается

нормальным

явлением

и

носит

название

возрастное

или

физиологическое

нарушение.

И

только

после

5

лет

нарушение звукопроизношение считается не нормой.

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение

детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не

заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя

речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь

придут игры. Это различные чистоговорки и речевые игры.

Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная

гимнастика.

Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой другой

мышцы нужна гимнастика.

Что же это такое – артикуляционная гимнастика?

Это система специальных упражнений, которые направлены на

укрепление

мышц

артикуляционного

аппарата,

на развитие

голоса,

подвижность органов речи.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи:

язык, губы, мягкое небо. Мы, взрослые, правильно произносим различные

звуки как изолированно, так и в речевом потоке и даже не задумываемся о

том, как это сложно для ребёнка. Произношение звуков речи - это сложный

двигательный навык.

Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом.

Ребенок должен видеть,

что язык

делает.

Мы,

взрослые,

даже не

задумываемся о том, где находится в данный момент язык: за верхними

зубами или за нижними. У нас артикуляция – навык автоматизированный, а

ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм.

Проводить гимнастику необходимо 2-3 раза в день по 3-4 упражнения.

Двигательная зона в коре головного мозга находится рядом с речевой зоной и

поэтому необходимо выполнять пальчиковую гимнастику. Можно спросить

ребёнка какое время года сейчас? (Зима). Я знаю интересную игру

с

пальчиками, давай с тобой поиграем.(Родители вместе с учителем –

логопедом выполняют пальчиковую гимнастику).

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития

мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание

текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие

речи, пространственное мышление, внимание, воображение, воспитывает

быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше

запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой

моторики рук. В настоящие время существует множество различных

пособий, которые призваны помочь родителям. Так же можно организовать

работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают. Это можно

использовать крупу.

Возьмите яркий поднос. Тонким слоем рассыпьте любую мелкую крупу.

Проведите пальчиком ребенка по крупе. Позвольте ребёнку самому

нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать рисунок.

Крупу можно пересыпать, искать в ней предметы, пересыпать, сортировать,

перекладывать, собирать, рисовать, делать аппликацию и многое другое.

Предлагаю несколько игровых упражнений.

Насыпать в емкость гречку, пусть ребенок опустит в нее ручки и пальчиками

перетирает крупинки, и зажимает поочередно в кулачки, пересыпает из

одной ладошки в другую.

Игра «найди клад» - спрятать игрушки из киндера в крупу.

Смешать две крупы в одной миске и дать задание ребенку «раздели и положи

по своим тарелочкам»

Насыпать манку и предложить ребенку что – не будь нарисовать. Детям

нравится данное упражнение, их фантазии нет предела.

Играя в эти игры, мы развиваем мелкую моторику рук, значит: развиваем

речь, память, мышление, воображение, внимание.

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение

словаря и грамматического строя речи на основе знаний и представлений об

окружающей жизни и в процессе чтения художественной литературы. Сказка

нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять

настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка

поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями,

сблизить ребёнка и родителей.

Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и

проиграть.

Уважаемые родители, не забывайте, игра – основной вид деятельности

детей. Поэтому,

чаще играя

с ребенком в игры дома, у детей будет

развиваться речь, мышление, фантазия.

Слаженная

работа

педагогов

и

родителей

даёт

положительные

результаты: дети овладевают правильной речью;

у них формируются

навыки чёткого, грамматически правильного оформления высказывания.



В раздел образования