Напоминание

"Дошкольный возраст. Время игр"


Автор: Сухоцкая Анна Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида №131
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: "Дошкольный возраст. Время игр"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детски сад комбинированного вида №131

Консультация для воспитателей:

«Дошкольный возраст. Время игр»

Подготовила педагог-психолог:

Сухоцкая А.В.

Комсомольск-на-Амуре

2024 г.

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Ребенок

открывает

для

себя

мир

человеческих

отношений,

разных

видов

деятельности. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую

жизнь. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности.

По Л. С. Выготскому, игра является движущей силой развития ребенка,

разработанная в отечественной педагогике концепция становления детской

личности

рассматривает

игру

как

ведущую

деятельность

ребенка

дошкольника.

Большую часть своего времени дети дошкольного возраста проводят в

играх, причем от трех до шести-семи лет детские игры проходят довольно

значительный

путь

развития:

игра-манипулирование

с

предметами,

индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная

сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-

соревнования, игры-общение, домашний труд. В старшем дошкольном

возрасте

можно

встретить

практически

все

виды

игр,

которые

обнаруживаются у детей до поступления в школу.

В развитии игровой деятельности выделяются 2 основные стадии. Для

первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение реальных действий

людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии

(5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием

игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности

взрослого человек. Можно сказать, что игра изменяется и достигает к концу

дошкольного возраста высокого уровня развития.

Для появления полноценной игры требуются определенные условия.

Игра «вырастает» из предметно-манипулятивной деятельности в конце

раннего детства. Для появления игры необходим определенный уровень

развития предметных действий, которыми он овладевает в совместной

деятельности со взрослым.

Игра социальна и по своему происхождению, и по содержанию. Она не

сможет развиваться без полноценного общения со взрослыми и без тех

разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок

приобретает тоже благодаря взрослым. Нужны ребенку и различные

игрушки, в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой

функции, которые он мог бы легко использовать в качестве заместителей

других.

На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды

детских игр. Это уже известная нам режиссерская игра (3-4 года).

Одновременно с ней или несколько позже появляется образно-ролевая игра

(4-5 лет). В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и

соответственно действует. Роли детей в игре очень разнообразны.

Позже выделяется сюжетно-ролевая игра (5-6 лет), а после нее

выделяются игры с правилами (6-7 лет). В таких играх взаимоотношения

участников игры строятся на определенных правилах, дети строго следят за

их соблюдением и сами стараются им следовать. В играх с правилами роль

отходит на второй план и главным оказывается четкое выполнение правил

игры; обычно здесь появляется соревновательный мотив, личный или

командный выигрыш. Это - большинство подвижных, спортивных и

печатных игр.

В особый класс выделяются игры-соревнования, в которых наиболее

привлекательным моментом для детей становится выигрыш. Предполагается,

что именно в таких играх формируется и закрепляется у детей дошкольного

возраста мотивация достижения успеха.

В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает

превращаться

в

трудовую

деятельность,

в

ходе

которой

ребенок

конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх

дети усваивают

элементарные

трудовые

умения

и

навыки,

познают

физические свойства предметов, у них активно развивается практическое

мышление. В игре ребенок научается пользоваться многими инструментами

и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается

способность

планировать

свои

действия,

совершенствуются

ручные

движения и умственные операции, воображение и представления.

Д.Б.Элькониным были выделены отдельные компоненты игр,

характерные для дошкольного возраста. К компонентам игры относятся:

игровые условия, сюжет и содержание игры.

В каждой игре свои игровые условия — участвующие в ней дети, куклы,

другие игрушки и предметы. Подбор и сочетание их существенно меняет

игру в младшем дошкольном возрасте. Игра в это время, в основном, состоит

из однообразно повторяющихся действий, напоминающих манипуляции с

предметами.

Содержание игр младших дошкольников — имитация предметной

деятельности взрослых. Дети «режут хлеб», «моют посуду», они поглощены

самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате —

для чего и для кого они это сделали. Поэтому, «приготовив обед», ребенок

может следом отправиться «на прогулку» со своей куклой, так и не покормив

ее. Действия разных детей не согласуются друг с другом, не исключены

дублирование и внезапная смена ролей во время игры.

Функции игры.

Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает

значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся

полноценному общению

друг с другом. Постепенно оно между детьми

становится более интенсивным и продуктивным. В среднем и старшем

дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий им эгоцентризм,

договариваются друг с другом, предварительно или в процессе самой игры

распределяя роли.

Игра способствует развитию познавательной сферы ребенка.

В развитой

ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, у детей

формируется творческое воображение.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности

психических процессов. Так, в игре у ребенка начинает развиваться

произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети

сосредотачиваются

лучше

и

запоминают

больше.

Сознательная

цель

выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры

требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую

ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок

не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая

игровая ситуация, если не запоминает условия игры, то он просто изгоняется

сверстниками. Поэтому чтобы этого не произошло, в процессе происходит

становление произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим

поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем

проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает

наличие образа поведения, которым следует ребенок. В результате при

наиболее благоприятных вариантах развития детей, к моменту поступления в

школу они способны управлять своим поведением в целом, а не только

отдельными действиями.

Игровая ситуация и действия в ней оказывает постоянное влияние на

развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре

ребенок учится действовать с заместителем предмета – он дает заместителю

новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием.

Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается

мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким

образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно

переходит к мышлению в плане представлений.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная

деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение

вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник

начинает учиться играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой

игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок

незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая

ситуация требует от каждого включенного в него ребенка определенного

уровня

развития

речевого

общения.

Необходимость

объясняться

со

сверстниками стимулирует развитие связной речи. В игре дети учатся

полноценному общению друг с другом.

Для того, чтобы игра происходила успешно, ребенок должен обладать

умениями, которые были охарактеризованы А. П. Усовой как качества

«общественности». К таким умениям она относила умение действовать

сообща, устанавливать связи с другими детьми, умение найти свое место

среди играющих, проявить инициативу и убедить других, чтобы они в игру

приняли, быть внимательным к сверстникам, умение не только оказывать

влияние

на

детей,

организуя

их,

но

и

подчиняться

определенным

требованиям

сверстников,

считаться

с

их

мнением.

Эти

качества

формируются и проявляются в процессе общения в совместных играх детей.

В игре при решении коммуникативных организационных вопросах

могут возникать ссоры, конфликты. Как отмечает Н. С. Пантина, дети часто

ссорятся не потому, что реализация игровой деятельности вызывает у

партнеров много различных представлений относительно действий того или

иного участника. Характер конфликтов в игре свидетельствует о ее развитии

как совместной деятельности.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития

рефлексивного мышления. Рефлексия – способность человека анализировать

свои

собственные

действия,

поступки,

мотивы

и

соотносить

их

с

общечеловеческими

ценностями,

а

также

с

действиями,

поступками,

мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению

человека в мире людей. Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре

возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется

действие, входящее в процесс общения. Двойная позиция играющего –

исполнитель и контролер – развивает способность соотносить свое поведение

с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к

рефлексии

как

чисто

человеческие

способности

осмысливать

свои

собственные

действия,

потребности

и

переживания

с

действиями,

потребностями и переживаниями других людей.

В игре развивается мотивационно – потребностная сфера ребенка.

Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Он обязан

следовать определенным правилам, вытекающим из его роли, и не имеет

права не изменять общий рисунок роли, ни отвлечься от игры на что – то

постороннее.

Таким образом, в дошкольном возрасте игра становится

самостоятельной деятельностью ребенка, он осваивает разные виды игр. С

помощью

игр

дошкольник

«входит

в

разные

сферы

социальной

действительности, расширяя возможности познания этих сфер». Игра

оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и

взаимоотношения детей. Игры снимают психологические барьеры, вселяют

уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками

и взрослыми.

Список литературы.

1.Кулагина И. Е. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до

17 лет): Учебное пособие. – М.:РОУ,1996

2.Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов

педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1971

3.Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник для средних учебных

заведений. – М.: Академия, 2006



В раздел образования