Автор: Сухоцкая Анна Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида №131
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: "Дошкольный возраст. Время игр"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детски сад комбинированного вида №131
Консультация для воспитателей:
«Дошкольный возраст. Время игр»
Подготовила педагог-психолог:
Сухоцкая А.В.
Комсомольск-на-Амуре
2024 г.
Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Ребенок
открывает
для
себя
мир
человеческих
отношений,
разных
видов
деятельности. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую
жизнь. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности.
По Л. С. Выготскому, игра является движущей силой развития ребенка,
разработанная в отечественной педагогике концепция становления детской
личности
рассматривает
игру
как
ведущую
деятельность
ребенка
–
дошкольника.
Большую часть своего времени дети дошкольного возраста проводят в
играх, причем от трех до шести-семи лет детские игры проходят довольно
значительный
путь
развития:
игра-манипулирование
с
предметами,
индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная
сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-
соревнования, игры-общение, домашний труд. В старшем дошкольном
возрасте
можно
встретить
практически
все
виды
игр,
которые
обнаруживаются у детей до поступления в школу.
В развитии игровой деятельности выделяются 2 основные стадии. Для
первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение реальных действий
людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии
(5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием
игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности
взрослого человек. Можно сказать, что игра изменяется и достигает к концу
дошкольного возраста высокого уровня развития.
Для появления полноценной игры требуются определенные условия.
Игра «вырастает» из предметно-манипулятивной деятельности в конце
раннего детства. Для появления игры необходим определенный уровень
развития предметных действий, которыми он овладевает в совместной
деятельности со взрослым.
Игра социальна и по своему происхождению, и по содержанию. Она не
сможет развиваться без полноценного общения со взрослыми и без тех
разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок
приобретает тоже благодаря взрослым. Нужны ребенку и различные
игрушки, в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой
функции, которые он мог бы легко использовать в качестве заместителей
других.
На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды
детских игр. Это уже известная нам режиссерская игра (3-4 года).
Одновременно с ней или несколько позже появляется образно-ролевая игра
(4-5 лет). В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и
соответственно действует. Роли детей в игре очень разнообразны.
Позже выделяется сюжетно-ролевая игра (5-6 лет), а после нее
выделяются игры с правилами (6-7 лет). В таких играх взаимоотношения
участников игры строятся на определенных правилах, дети строго следят за
их соблюдением и сами стараются им следовать. В играх с правилами роль
отходит на второй план и главным оказывается четкое выполнение правил
игры; обычно здесь появляется соревновательный мотив, личный или
командный выигрыш. Это - большинство подвижных, спортивных и
печатных игр.
В особый класс выделяются игры-соревнования, в которых наиболее
привлекательным моментом для детей становится выигрыш. Предполагается,
что именно в таких играх формируется и закрепляется у детей дошкольного
возраста мотивация достижения успеха.
В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает
превращаться
в
трудовую
деятельность,
в
ходе
которой
ребенок
конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх
дети усваивают
элементарные
трудовые
умения
и
навыки,
познают
физические свойства предметов, у них активно развивается практическое
мышление. В игре ребенок научается пользоваться многими инструментами
и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается
способность
планировать
свои
действия,
совершенствуются
ручные
движения и умственные операции, воображение и представления.
Д.Б.Элькониным были выделены отдельные компоненты игр,
характерные для дошкольного возраста. К компонентам игры относятся:
игровые условия, сюжет и содержание игры.
В каждой игре свои игровые условия — участвующие в ней дети, куклы,
другие игрушки и предметы. Подбор и сочетание их существенно меняет
игру в младшем дошкольном возрасте. Игра в это время, в основном, состоит
из однообразно повторяющихся действий, напоминающих манипуляции с
предметами.
Содержание игр младших дошкольников — имитация предметной
деятельности взрослых. Дети «режут хлеб», «моют посуду», они поглощены
самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате —
для чего и для кого они это сделали. Поэтому, «приготовив обед», ребенок
может следом отправиться «на прогулку» со своей куклой, так и не покормив
ее. Действия разных детей не согласуются друг с другом, не исключены
дублирование и внезапная смена ролей во время игры.
Функции игры.
Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает
значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся
полноценному общению
друг с другом. Постепенно оно между детьми
становится более интенсивным и продуктивным. В среднем и старшем
дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий им эгоцентризм,
договариваются друг с другом, предварительно или в процессе самой игры
распределяя роли.
Игра способствует развитию познавательной сферы ребенка.
В развитой
ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, у детей
формируется творческое воображение.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности
психических процессов. Так, в игре у ребенка начинает развиваться
произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети
сосредотачиваются
лучше
и
запоминают
больше.
Сознательная
цель
выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры
требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую
ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок
не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая
игровая ситуация, если не запоминает условия игры, то он просто изгоняется
сверстниками. Поэтому чтобы этого не произошло, в процессе происходит
становление произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим
поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем
проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает
наличие образа поведения, которым следует ребенок. В результате при
наиболее благоприятных вариантах развития детей, к моменту поступления в
школу они способны управлять своим поведением в целом, а не только
отдельными действиями.
Игровая ситуация и действия в ней оказывает постоянное влияние на
развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре
ребенок учится действовать с заместителем предмета – он дает заместителю
новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием.
Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается
мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким
образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно
переходит к мышлению в плане представлений.
Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная
деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение
вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник
начинает учиться играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой
игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок
незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.
Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая
ситуация требует от каждого включенного в него ребенка определенного
уровня
развития
речевого
общения.
Необходимость
объясняться
со
сверстниками стимулирует развитие связной речи. В игре дети учатся
полноценному общению друг с другом.
Для того, чтобы игра происходила успешно, ребенок должен обладать
умениями, которые были охарактеризованы А. П. Усовой как качества
«общественности». К таким умениям она относила умение действовать
сообща, устанавливать связи с другими детьми, умение найти свое место
среди играющих, проявить инициативу и убедить других, чтобы они в игру
приняли, быть внимательным к сверстникам, умение не только оказывать
влияние
на
детей,
организуя
их,
но
и
подчиняться
определенным
требованиям
сверстников,
считаться
с
их
мнением.
Эти
качества
формируются и проявляются в процессе общения в совместных играх детей.
В игре при решении коммуникативных организационных вопросах
могут возникать ссоры, конфликты. Как отмечает Н. С. Пантина, дети часто
ссорятся не потому, что реализация игровой деятельности вызывает у
партнеров много различных представлений относительно действий того или
иного участника. Характер конфликтов в игре свидетельствует о ее развитии
как совместной деятельности.
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития
рефлексивного мышления. Рефлексия – способность человека анализировать
свои
собственные
действия,
поступки,
мотивы
и
соотносить
их
с
общечеловеческими
ценностями,
а
также
с
действиями,
поступками,
мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению
человека в мире людей. Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре
возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется
действие, входящее в процесс общения. Двойная позиция играющего –
исполнитель и контролер – развивает способность соотносить свое поведение
с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к
рефлексии
как
чисто
человеческие
способности
осмысливать
свои
собственные
действия,
потребности
и
переживания
с
действиями,
потребностями и переживаниями других людей.
В игре развивается мотивационно – потребностная сфера ребенка.
Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Он обязан
следовать определенным правилам, вытекающим из его роли, и не имеет
права не изменять общий рисунок роли, ни отвлечься от игры на что – то
постороннее.
Таким образом, в дошкольном возрасте игра становится
самостоятельной деятельностью ребенка, он осваивает разные виды игр. С
помощью
игр
дошкольник
«входит
в
разные
сферы
социальной
действительности, расширяя возможности познания этих сфер». Игра
оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и
взаимоотношения детей. Игры снимают психологические барьеры, вселяют
уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками
и взрослыми.
Список литературы.
1.Кулагина И. Е. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до
17 лет): Учебное пособие. – М.:РОУ,1996
2.Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов
педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1971
3.Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник для средних учебных
заведений. – М.: Академия, 2006