Автор: Кулакова Анастасия Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБНОУ "СПБ ГДТЮ"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Особенности обучения элементам синхронного плавания в плавательном бассейне с глубиной до 2 метров
Раздел: дополнительное образование
Особенности обучения элементам синхронного плавания в
плавательном бассейне с глубиной до 2 метров
Синхронное
плавание
является
одним
из
видов
спорта,
способствующих
гармоничному
развитию
спортсменок,
ввиду
разносторонней
подготовки
–
плавательной,
гимнастической,
хореографической, акробатической и физической. Также оно является
технически сложным видом спорта из-за большого разнообразия поз,
вращений
и
перемещений,
выполняемых
спортсменками.
Элементами
синхронного
плавания
являются
статические
позиции,
определяющие
положение звеньев тела как относительно друг друга, так и поверхности
воды.
Синхронное плавание как вид спорта характеризуется достаточно
специфичными условиями тренировочной и соревновательной деятельности:
спортсменки находятся в водной среде, как в положении головой вверх, так и
вниз. Положение головой вниз встречается, и в выполнении обязательных
фигур, и в выполнении произвольных программ (соло, дуэт, группа и т.п.).
В настоящее время синхронное плавание приобретает популярность в
школах как физкультурно-спортивная направленность, реализуясь через
общеобразовательные дополнительные программы образования. Школьный
бассейн – неглубокий, около двух метров глубиной. В связи с этим педагогам
и обучающимся необходимо подстраиваться под данные условия и делать
упор на движения, в которых нет резкого погружения под воду. Легче всего
работать
на
месте
и
отрабатывать
различные
элементы
и
фигуры
синхронного плавания, так как техника исполнения различных положений
оценивается на соревнованиях данного спорта.
На сегодняшний день в классификации FINA насчитывается около 200
фигур по обязательной программе. Во многих из них чаще всего встречается
положение обратной вертикали. К примеру:
- «Барракуда» (из положения лежа на спине ноги поднимаются в
вертикальное положение, в то время как тело погружается в положение угла,
до тех пор, пока пальцы ног не окажутся прямо под поверхностью воды.
Выполняется выталкивание в вертикальное положение. Далее вертикальное
погружение выполняется в том же темпе, что и выталкивание.);
- «Башня» (Из позиции лежа на груди выполняется переход в позицию
горизонтальный угол. Одна нога медленно поднимается вверх и образует с
туловищем и головой прямую линию. Другая нога согнута в тазобедренном
суставе и расположена горизонтально (на поверхности воды) пяткой вверх.
Угол, образуемый ногами, составляет 90° (положение «рыбий хвост»).
Горизонтальная
нога
поднимается
в
вертикальное
положение.
Затем
выполняется вертикальное погружение.);
- «Капля» (из позиции лежа на груди выполняется переход в позицию
горизонтальный угол. Ноги одновременно поднимаются в вертикальное
положение со сгибанием ноги в коленном суставе. Далее выполняется
вращение 180. Затем выполняется винт 180° в том же направлении, в то
время как согнутое колено вытягивается в вертикальное положение, и
завершается,
когда
лодыжки
достигают
поверхности
воды.
Затем
выполняется вертикальное погружение.);
- «Кип» (из положения лежа на спине выполняется переход в
группировку, сохраняя положение группировки выполняется поворот назад
(частичное
сальто
назад)
до
тех
пор,
пока
голени
не
встанут
перпендикулярно поверхности воды. Туловище разгибается, в то время как
ноги выпрямляются, чтобы прийти в вертикальное положение посередине
между прежней вертикальной линией, проходящей через бедра, и прежней
вертикальной линией, проходящей через голову и голени. Затем выполняется
вертикальное погружение.);
- «Венера» (из позиции лежа на груди выполняется переход в
положение горизонтальный угол. Все остальные (последующие) движения с
позиции горизонтальный угол до конца фигуры выполняются быстро. Одна
нога поднимается в положение «рыбий хвост», далее горизонтальная нога
сгибается, чтобы принять вертикальное положение с согнутой ногой.
Согнутая нога вытягивается в вертикальное положение, в то время как
вертикальная нога опускается, чтобы стать горизонтальной ногой в позиции
«рыбий хвост». Затем выполняется вращение на 360° в положении «рыбий
хвост». Горизонтальная нога поднимается в вертикальное положение и
выполняется винт вниз 360°.).
«Вертикаль» — это положение, когда спортсменка находится в
положении обратной вертикали (вниз головой). Ноги соединены. Бедра,
голени и стопы составляют с туловищем и головой прямую линию. Высота
ног над водой зависит от мастерства исполнения. Руки выполняют
поддерживающие гребки (опорный гребок). Положение обратной вертикали
— это важный элемент в синхронном плавании, который используется в
различных программах данного вида спорта. Умение технически правильно
выполненное положение «вертикаль» требуется любой синхронистке в
течение всей ее карьеры.
Основным качеством, влияющем на высоту положения обратной
вертикали является сила рук. Эта способность позволяет повысить уровень
выхода из воды в высокое положение обратной вертикали, вследствие чего
совершенствуется техника выполнения данного положения, что влияет на
баллы за технику у обучающихся на соревнованиях по синхронному
плаванию.
Сила рук нарабатывается прежде всего большим числом повторений
гребковых движений в положении обратной вертикали. Эта практика
является неизбежной составляющей тренировочного процесса. Многие
обучающиеся для нарабатывания силы рук, нужной для подъема тела из
воды, применяют дополнительные отягощения при исполнении гребковых
движений и выполнении обязательных фигур по частям или полностью, а
также подводящих упражнений. Современное оборудование и специальные
отягощения позволяют синхронисткам развивать силовые способности с
помощью: грузов (для развития гребковых навыков и совершенствования
высоты в позициях или фигурах), резины (для развития силы рук) и также
другие
предметы.
При
грамотном
подборе
силовых
упражнений
нужно учитывать: несущие нагрузку мышцы и отдельные мышечные группы;
какие мышцы задействованы в том или ином упражнении и их
степень
участия;
слабые
звенья
мышц
и
уровень
их
силовой
подготовленности.
Применение
отягощений
должно
вестись
с
учетом
возраста
и
спортивной
подготовленности
занимающихся.
Важно,
чтобы
вес
утяжелителей был посилен обучающимся, и работа с ними не искажала
траекторию гребковых движений, геометрическую точность положения тела
в
воде.
Ошибочным
также
является
включение
дополнительных
двигательных действий, приводящих, например, к раскачиванию тела в воде
(за счет подключения движений спины).
Я в своей работе в основном использую такие упражнения для
отрабатывания вертикального положения как:
на суше - выполнение опорного гребка с растягиванием резины,
отжимания, удержание планки (на боку, на прямых руках и на
локтях);
на воде – проплывание бассейна с использованием опорного
гребка, у бортика в положении вис исполняется опорный грибок,
выходы в «вертикаль» в грузах на ногах, «вертикаль» в грузах на
ногах (грузы так же одеваются на руки или пояс).
Все упражнения выполняются в зависимости от возраста и умений
обучающихся.