Напоминание

Особенности обучения элементам синхронного плавания в плавательном бассейне с глубиной до 2 метров


Автор: Кулакова Анастасия Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБНОУ "СПБ ГДТЮ"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Особенности обучения элементам синхронного плавания в плавательном бассейне с глубиной до 2 метров
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности обучения элементам синхронного плавания в

плавательном бассейне с глубиной до 2 метров

Синхронное

плавание

является

одним

из

видов

спорта,

способствующих

гармоничному

развитию

спортсменок,

ввиду

разносторонней

подготовки

плавательной,

гимнастической,

хореографической, акробатической и физической. Также оно является

технически сложным видом спорта из-за большого разнообразия поз,

вращений

и

перемещений,

выполняемых

спортсменками.

Элементами

синхронного

плавания

являются

статические

позиции,

определяющие

положение звеньев тела как относительно друг друга, так и поверхности

воды.

Синхронное плавание как вид спорта характеризуется достаточно

специфичными условиями тренировочной и соревновательной деятельности:

спортсменки находятся в водной среде, как в положении головой вверх, так и

вниз. Положение головой вниз встречается, и в выполнении обязательных

фигур, и в выполнении произвольных программ (соло, дуэт, группа и т.п.).

В настоящее время синхронное плавание приобретает популярность в

школах как физкультурно-спортивная направленность, реализуясь через

общеобразовательные дополнительные программы образования. Школьный

бассейн – неглубокий, около двух метров глубиной. В связи с этим педагогам

и обучающимся необходимо подстраиваться под данные условия и делать

упор на движения, в которых нет резкого погружения под воду. Легче всего

работать

на

месте

и

отрабатывать

различные

элементы

и

фигуры

синхронного плавания, так как техника исполнения различных положений

оценивается на соревнованиях данного спорта.

На сегодняшний день в классификации FINA насчитывается около 200

фигур по обязательной программе. Во многих из них чаще всего встречается

положение обратной вертикали. К примеру:

- «Барракуда» (из положения лежа на спине ноги поднимаются в

вертикальное положение, в то время как тело погружается в положение угла,

до тех пор, пока пальцы ног не окажутся прямо под поверхностью воды.

Выполняется выталкивание в вертикальное положение. Далее вертикальное

погружение выполняется в том же темпе, что и выталкивание.);

- «Башня» (Из позиции лежа на груди выполняется переход в позицию

горизонтальный угол. Одна нога медленно поднимается вверх и образует с

туловищем и головой прямую линию. Другая нога согнута в тазобедренном

суставе и расположена горизонтально (на поверхности воды) пяткой вверх.

Угол, образуемый ногами, составляет 90° (положение «рыбий хвост»).

Горизонтальная

нога

поднимается

в

вертикальное

положение.

Затем

выполняется вертикальное погружение.);

- «Капля» (из позиции лежа на груди выполняется переход в позицию

горизонтальный угол. Ноги одновременно поднимаются в вертикальное

положение со сгибанием ноги в коленном суставе. Далее выполняется

вращение 180. Затем выполняется винт 180° в том же направлении, в то

время как согнутое колено вытягивается в вертикальное положение, и

завершается,

когда

лодыжки

достигают

поверхности

воды.

Затем

выполняется вертикальное погружение.);

- «Кип» (из положения лежа на спине выполняется переход в

группировку, сохраняя положение группировки выполняется поворот назад

(частичное

сальто

назад)

до

тех

пор,

пока

голени

не

встанут

перпендикулярно поверхности воды. Туловище разгибается, в то время как

ноги выпрямляются, чтобы прийти в вертикальное положение посередине

между прежней вертикальной линией, проходящей через бедра, и прежней

вертикальной линией, проходящей через голову и голени. Затем выполняется

вертикальное погружение.);

- «Венера» (из позиции лежа на груди выполняется переход в

положение горизонтальный угол. Все остальные (последующие) движения с

позиции горизонтальный угол до конца фигуры выполняются быстро. Одна

нога поднимается в положение «рыбий хвост», далее горизонтальная нога

сгибается, чтобы принять вертикальное положение с согнутой ногой.

Согнутая нога вытягивается в вертикальное положение, в то время как

вертикальная нога опускается, чтобы стать горизонтальной ногой в позиции

«рыбий хвост». Затем выполняется вращение на 360° в положении «рыбий

хвост». Горизонтальная нога поднимается в вертикальное положение и

выполняется винт вниз 360°.).

«Вертикаль» — это положение, когда спортсменка находится в

положении обратной вертикали (вниз головой). Ноги соединены. Бедра,

голени и стопы составляют с туловищем и головой прямую линию. Высота

ног над водой зависит от мастерства исполнения. Руки выполняют

поддерживающие гребки (опорный гребок). Положение обратной вертикали

— это важный элемент в синхронном плавании, который используется в

различных программах данного вида спорта. Умение технически правильно

выполненное положение «вертикаль» требуется любой синхронистке в

течение всей ее карьеры.

Основным качеством, влияющем на высоту положения обратной

вертикали является сила рук. Эта способность позволяет повысить уровень

выхода из воды в высокое положение обратной вертикали, вследствие чего

совершенствуется техника выполнения данного положения, что влияет на

баллы за технику у обучающихся на соревнованиях по синхронному

плаванию.

Сила рук нарабатывается прежде всего большим числом повторений

гребковых движений в положении обратной вертикали. Эта практика

является неизбежной составляющей тренировочного процесса. Многие

обучающиеся для нарабатывания силы рук, нужной для подъема тела из

воды, применяют дополнительные отягощения при исполнении гребковых

движений и выполнении обязательных фигур по частям или полностью, а

также подводящих упражнений. Современное оборудование и специальные

отягощения позволяют синхронисткам развивать силовые способности с

помощью: грузов (для развития гребковых навыков и совершенствования

высоты в позициях или фигурах), резины (для развития силы рук) и также

другие

предметы.

При

грамотном

подборе

силовых

упражнений

нужно учитывать: несущие нагрузку мышцы и отдельные мышечные группы;

какие мышцы задействованы в том или ином упражнении и их

степень

участия;

слабые

звенья

мышц

и

уровень

их

силовой

подготовленности.

Применение

отягощений

должно

вестись

с

учетом

возраста

и

спортивной

подготовленности

занимающихся.

Важно,

чтобы

вес

утяжелителей был посилен обучающимся, и работа с ними не искажала

траекторию гребковых движений, геометрическую точность положения тела

в

воде.

Ошибочным

также

является

включение

дополнительных

двигательных действий, приводящих, например, к раскачиванию тела в воде

(за счет подключения движений спины).

Я в своей работе в основном использую такие упражнения для

отрабатывания вертикального положения как:

на суше - выполнение опорного гребка с растягиванием резины,

отжимания, удержание планки (на боку, на прямых руках и на

локтях);

на воде – проплывание бассейна с использованием опорного

гребка, у бортика в положении вис исполняется опорный грибок,

выходы в «вертикаль» в грузах на ногах, «вертикаль» в грузах на

ногах (грузы так же одеваются на руки или пояс).

Все упражнения выполняются в зависимости от возраста и умений

обучающихся.



В раздел образования