Автор: Батенева Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ - детский сад №3 "Тополек"
Населённый пункт: г. Черепаново
Наименование материала: Конспект занятия по нетрадиционному декоративному рисованию в средней группе
Тема: "Дымковская лошадка"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 3 «Тополек»
Конспект занятия по нетрадиционному
декоративному рисованию
в средней группе
«
Дымковская лошадка
»
Провела: Батенева И.В.
Г. Черепаново 2014г.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с происхождением
промысла народной дымковской игрушки, элементами ее росписи;
Учить украшать элементами росписи бумажные силуэты дымковских
игрушек, создавая свой узор из элементов дымковской росписи с помощью
ватных палочек и спичек. Продолжать упражнять в нетрадиционной технике
рисования.
Развивающие: развивать эстетическое восприятие, чувство цвета,
творчество, самостоятельность, аккуратность в работе.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, любовь к русскому
прикладному искусству, вызывать желание что-то сделать самим, перенимая
у народных умельцев несложные приемы. Воспитывать интерес к
народной игрушке, умение сочувствовать, сопереживать.
Предварительная работа: Рассказ воспитателя о дымковских игрушках,
рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках, беседы.
Оборудование и материалы: презентация «Дымковская игрушка», ширма
«Добро пожаловать», колонка с аудиозаписями, бумажные силуэты
дымковских игрушек, гуашь, трафареты дымковских игрушек, ватные
палочки, спички, гуашь, салфетки.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках полукругом. Звучит русская народная мелодия,
входит барыня с подносом на котором стоят дымковские игрушки. Слайд №2
Барыня:
-Здравствуйте, гости дорогие,
Маленькие и большие!
А я, Барыня, Барыня-сударыня.
Всех вас собрала, и сама сюда пришла
Чтобы петь и танцевать, чтобы вас забавлять.
Вам игрушки покажу, и про них расскажу.
Убирает салфетку и дети видят дымковские игрушки.
Барыня: -Ребята, вы знаете что это? Ответы детей.
Барыня: - А кто их делал и зачем? ( Хотите узнать, как они появились?).
Ответы детей.
Барыня: - Ставьте ушки на макушке
Это интересно знать
Все о дымковской игрушке
Я хочу вам рассказать.
Слайд №3 (село Дымково). Презентация.
Барыня:- Есть в России уголок
Где из труб идет дымок.
Слайд №4 Словно в дымке все кругом
Голубые дали и село за это
Дымково назвали.
Слайд №5(пляски)
Там любили песни, пляски
Слайд №6 (сказки)
Рассказывали чудо сказки.
Слайд №7 (лепка )
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины
Слайд №8 ( женщины)
Все игрушки непростые
А волшебно расписные.
Белоснежны как березки
Кружочки, клеточки, полоски.
Слайд №9 (индюк)
Кто-то слепит индюка
Распушенные бока.
Слайд №10 (павлин)
У кого-то глина стала вдруг павлином.
Слайд №11 (олень)
Вот олень - золотые рожки!
На груди полосы и горошки!
Слайд №12 (конь)
Конь домчит до карусели, на коня вскочил Емеля.
Улыбнулся, засвистал, засвистал и ускакал!
Слайд №13 (петух)
По двору петух шагает, курочек он охраняет.
Слайд №14 (барыня).
Дымковская барышня ходит не спеша,
Ею все любуются, ах как хороша.
Слайд №15 ( женщины рисуют)
Красками и кистью здесь чудеса творили
Слайд № 16 (дети расписывают)
Своему искусству деточек учили.
Слайд№17 (игрушки)
Мы о дымковской игрушке
Будем вспоминать не раз.
А сейчас, друзья-подружки,
Я закончу свой рассказ.
Вот какие яркие, веселые игрушки делают дымковские мастера.
Барыня: -Ребята, а вы хотите стать мастерами и расписать дымковские
игрушки? Тогда я вас приглашаю в свою мастерскую.
Слайд №18 (мастерская)
Мастерская, светлая, просторная. И всё в ней есть для превращения игрушки.
Но чтобы вы стали мастерами мне нужно сказать волшебные слова.
Вставайте в кружочек.
1,2,3,4,5 – начинаю колдовать
Дружно за руки возьмитесь
И по кругу вы пройдитесь.
Поклонитесь, покружитесь,
В мастеров все превратитесь.
Ну проходите скорее в мастерскую.
Дети садятся за столы.
Слайд №19 (лошадка)
Барыня: - Сегодня мы будем учиться расписывать дымковскую лошадку.
Давайте сначала вспомним элементы дымковской росписи.
Слайд №20 (элементы росписи)
Ответы детей.
Барыня: - Да узоры очень простые, это прямые и волнистые линии, кружки и
овалы, горошины и точки. А какие цвета используют мастера в дымковской
росписи?
Слайд №21 (цветовая гамма росписи)
Ответы детей. Основные цвета дымковской росписи: красный, желтый,
зеленый, синий, оранжевый, малиновый.
Барыня:- Сегодня мы будем расписывать дымковскую лошадку, но не
обычным способом, посмотрите, что у вас в тарелочках?
Слайд №22 (спички, палочки)
Показ и объяснение воспитателя.
Рисовать узоры с помощью вот таких ватных палочек и спичек. Такой
палочкой рисовать точки и кружочки гораздо быстрее и удобнее. Сначала
ватной палочкой нанесём по всей фигурке - большие круги, их нужно
располагать друг от друга подальше, что потом еще нарисовать спичкой
более мелкие точки. Надо взять палочку, обмакнуть аккуратно в краску, и
приложить к шаблону игрушки (показ техники рисования). Цвет можно
выбрать любой из яркой дымковской палитры. Теперь среди больших
кружков, ватной палочкой нарисуем маленькие точки, для них мы выбираем
другую краску ( воспитатель показывает приемы работы ватной палочкой
и спичкой, обращая внимание на то, что при смене краски нужно менять и
палочку или спичку). Слайд 23 (показ), №24 (4 лошадки)
Пальчиковая гимнастика.
Прежде чем нам рисовать
Нужно пальчики размать.
Привезли мы глину с дальнего бугра.
Ну ка за работу чудо мастера
Мы замесим тесто на воде из речки
Вылепим игрушки высушим их в печке
А потом распишем яркими цветами
Будем же работать станем мастерами.
Самостоятельная работа детей. Звучит спокойная русская народная музыка.
Слайд №25(игрушки)
Рефлексия (лестница). Слайд №26.
Барыня: - Ребята, вам понравилось расписывать игрушки? Интересно вам
было сегодня. И мне очень понравились ваши работы. Превращу их в
настоящие и отнесу на ярмарку. А вам я дарю вот такие игрушки на память о
нашей встрече. Если вам было интересно, все понравилось, то поставьте
игрушку на верхнюю ступеньку, если не понравилось то на нижнюю. А
теперь пора прощаться и вам в группу возвращаться.