Напоминание

Публикация


Автор: Билик Лилия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Умка
Населённый пункт: ноябрьск
Наименование материала: "Использование методики Монтессори в развитии мелкой моторики детей от 1 года""
Тема: Публикация
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование элементов

методики Монтессори в развитии

и воспитании детей раннего

возраста»

Воспитатель : Билик Лилия

Николаевна

План:

Введение

Актуальность

Постановка проблемы.

Стратегия проекта: цель, задачи проекта

Образовательный потенциал использования элементов

методики Монтессори

Введение

В настоящее время рост интереса к идеям и опыту Марии Монтессори связан с такими

чертами отечественной педагогики, как гуманизм, внимание к индивидуальности ребенка.

Очень важным в методике Монтессориявляется гармоничное сочетание интеллектуального и

физического развития при оптимальном психологическом фоне. Методика способствует развитию

у ребенка собственной мотивации к активной деятельности, обогащает сенсорные впечатления,

дает возможность непосредственного восприятия положительных образцов социального

поведения, показывает способы рациональной деятельности с предметами, а также способов

эмоционального реагирования.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия

окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого

является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в

значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько

совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно

из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф.

Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные

дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками

предметов.

Методика Монтессорив нашей работе выступает как вспомогательное средство в сенсорном

развитии, стимулирует самостоятельность и независимость, а также способствует расширению

умений и навыков через усвоение алгоритмов деятельности с предметным окружением группы.

Я работаю в группе, где воспитываются дети раннего возраста. Анализируя

адаптационный период детей группы пришла к выводу, что чем выше навыки самообслуживания

у ребенка, сформированность знаний, умений и навыков пользования предметного и игрового

окружения с учетом их сенсорных качеств , тем успешнее ребенок интегрируется в предметно –

пространственную и социальную среду группы и детского сада.

Цель- развитие сенсорной сферы детей раннего возраста, усвоение

алгоритмов действия с предметным и игровым окружением.

Задачи:

1.Изучить методику Монтессори и ее современных последователей.

2.Расширить предметно пространственную среду группы за счет включения в нее

элементов методики Монтессори.

3.Разработать перспективный план использования элементов методики

Монтессори по сенсорному развитию и усвоению алгоритмов действия по

использованию предметного и игрового окружения.

4.Обобщение, выводы.

Сенситивные периоды: в каком возрасте что развивать

В методике Монтессори выделяются важные сенситивные периоды. Это возраст, в котором малыш

наиболее легко и естественно постигает определённые вещи:

Восприятие порядка (0–3 года). Дети учатся убирать за собой, соблюдать чистоту, вытирать пролитую воду,

собирать рассыпанную крупу, мыть посуду. Согласно методике, в 4 года кроху уже труднее приобщать ко

всему этому.

Развитие действий, движений (1–4 года). Активно развивается координация, укрепляются мышцы.

Самое время для освоения детских площадок с их лесенками, горками, качелями.

Сенсорное развитие (0–5,5 лет). Познание мира посредством звуков, запахов, тактильного восприятия.

Формируются представления о цвете, размере, форме.

Восприятие маленьких предметов (1,5–5,5 лет). Это развитие мелкой моторики. Именно в это время

важны манипуляции с различными предметами: перекладывание бусинок, нанизывание их на нитку,

сортировка крупы, фасоли, гороха, собирание пазлов и пр.

Речевое развитие (0–6 лет). Помогают этому различные карточки и прочие средства наглядности,

книжки. Здесь уже возрастает роль взрослого.

Развитие социальных навыков (2,5–6 лет). Опять-таки всё должно усваиваться непринуждённо,

недопустимо ребёнка насильно заставлять здороваться или говорить «спасибо».

КОНКРЕТНЫЕ ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ

В КАЖДОЙ ЗОНЕ РАЗВИТИЯ РЕБЁНОК МОЖЕТ ВЗЯТЬ ПОНРАВИВШИЕСЯ ЕМУ

ПОСОБИЯ И ЗАНИМАТЬСЯ С НИМИ. УПРАЖНЕНИЯ МОГУТ БЫТЬ САМЫМИ

РАЗНЫМИ, НАПРИМЕР, СЛЕДУЮЩИМИ.

НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ОСЯЗАНИЕ:

ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ (ВОЗРАСТ 2–4 ГОДА). ДОШКОЛЬНИКУ ПРЕДЛАГАЕТСЯ

КОРЗИНКА С БЕЛЬЕВЫМИ ПРИЩЕПКАМИ. КРАЯ КОРЗИНЫ НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОЧЕНЬ

ТОЛСТЫМИ, КАК ВАРИАНТ МОЖНО ЗАМЕНИТЬ ЕЁ ОБЪЁМНОЙ ИЛИ ПЛОСКОЙ

КАРТОННОЙ ФИГУРОЙ. ЗАДАЧА МАЛЫША — ПРИЦЕПИТЬ КАЖДУЮ ПРИЩЕПКУ НА

КРАЙ КОРЗИНКИ, ПРИ ЭТОМ ЕЁ НУЖНО БРАТЬ ТРЕМЯ ПАЛЬЧИКАМИ. ТАКОЕ

УПРАЖНЕНИЕ НА МЕЛКУЮ МОТОРИКУ ЗАМЕЧАТЕЛЬНО ГОТОВИТ РУКУ К ПИСЬМУ.



В раздел образования