Автор: Билик Лилия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Умка
Населённый пункт: ноябрьск
Наименование материала: "Использование методики Монтессори в развитии мелкой моторики детей от 1 года""
Тема: Публикация
Раздел: дошкольное образование
«Использование элементов
методики Монтессори в развитии
и воспитании детей раннего
возраста»
Воспитатель : Билик Лилия
Николаевна
План:
Введение
•
Актуальность
•
Постановка проблемы.
•
Стратегия проекта: цель, задачи проекта
•
Образовательный потенциал использования элементов
методики Монтессори
Введение
В настоящее время рост интереса к идеям и опыту Марии Монтессори связан с такими
чертами отечественной педагогики, как гуманизм, внимание к индивидуальности ребенка.
Очень важным в методике Монтессориявляется гармоничное сочетание интеллектуального и
физического развития при оптимальном психологическом фоне. Методика способствует развитию
у ребенка собственной мотивации к активной деятельности, обогащает сенсорные впечатления,
дает возможность непосредственного восприятия положительных образцов социального
поведения, показывает способы рациональной деятельности с предметами, а также способов
эмоционального реагирования.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия
окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого
является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в
значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько
совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно
из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф.
Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные
дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками
предметов.
Методика Монтессорив нашей работе выступает как вспомогательное средство в сенсорном
развитии, стимулирует самостоятельность и независимость, а также способствует расширению
умений и навыков через усвоение алгоритмов деятельности с предметным окружением группы.
Я работаю в группе, где воспитываются дети раннего возраста. Анализируя
адаптационный период детей группы пришла к выводу, что чем выше навыки самообслуживания
у ребенка, сформированность знаний, умений и навыков пользования предметного и игрового
окружения с учетом их сенсорных качеств , тем успешнее ребенок интегрируется в предметно –
пространственную и социальную среду группы и детского сада.
Цель- развитие сенсорной сферы детей раннего возраста, усвоение
алгоритмов действия с предметным и игровым окружением.
Задачи:
1.Изучить методику Монтессори и ее современных последователей.
2.Расширить предметно пространственную среду группы за счет включения в нее
элементов методики Монтессори.
3.Разработать перспективный план использования элементов методики
Монтессори по сенсорному развитию и усвоению алгоритмов действия по
использованию предметного и игрового окружения.
4.Обобщение, выводы.
Сенситивные периоды: в каком возрасте что развивать
В методике Монтессори выделяются важные сенситивные периоды. Это возраст, в котором малыш
наиболее легко и естественно постигает определённые вещи:
Восприятие порядка (0–3 года). Дети учатся убирать за собой, соблюдать чистоту, вытирать пролитую воду,
собирать рассыпанную крупу, мыть посуду. Согласно методике, в 4 года кроху уже труднее приобщать ко
всему этому.
Развитие действий, движений (1–4 года). Активно развивается координация, укрепляются мышцы.
Самое время для освоения детских площадок с их лесенками, горками, качелями.
Сенсорное развитие (0–5,5 лет). Познание мира посредством звуков, запахов, тактильного восприятия.
Формируются представления о цвете, размере, форме.
Восприятие маленьких предметов (1,5–5,5 лет). Это развитие мелкой моторики. Именно в это время
важны манипуляции с различными предметами: перекладывание бусинок, нанизывание их на нитку,
сортировка крупы, фасоли, гороха, собирание пазлов и пр.
Речевое развитие (0–6 лет). Помогают этому различные карточки и прочие средства наглядности,
книжки. Здесь уже возрастает роль взрослого.
Развитие социальных навыков (2,5–6 лет). Опять-таки всё должно усваиваться непринуждённо,
недопустимо ребёнка насильно заставлять здороваться или говорить «спасибо».
КОНКРЕТНЫЕ ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ
В КАЖДОЙ ЗОНЕ РАЗВИТИЯ РЕБЁНОК МОЖЕТ ВЗЯТЬ ПОНРАВИВШИЕСЯ ЕМУ
ПОСОБИЯ И ЗАНИМАТЬСЯ С НИМИ. УПРАЖНЕНИЯ МОГУТ БЫТЬ САМЫМИ
РАЗНЫМИ, НАПРИМЕР, СЛЕДУЮЩИМИ.
НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ОСЯЗАНИЕ:
ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ (ВОЗРАСТ 2–4 ГОДА). ДОШКОЛЬНИКУ ПРЕДЛАГАЕТСЯ
КОРЗИНКА С БЕЛЬЕВЫМИ ПРИЩЕПКАМИ. КРАЯ КОРЗИНЫ НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОЧЕНЬ
ТОЛСТЫМИ, КАК ВАРИАНТ МОЖНО ЗАМЕНИТЬ ЕЁ ОБЪЁМНОЙ ИЛИ ПЛОСКОЙ
КАРТОННОЙ ФИГУРОЙ. ЗАДАЧА МАЛЫША — ПРИЦЕПИТЬ КАЖДУЮ ПРИЩЕПКУ НА
КРАЙ КОРЗИНКИ, ПРИ ЭТОМ ЕЁ НУЖНО БРАТЬ ТРЕМЯ ПАЛЬЧИКАМИ. ТАКОЕ
УПРАЖНЕНИЕ НА МЕЛКУЮ МОТОРИКУ ЗАМЕЧАТЕЛЬНО ГОТОВИТ РУКУ К ПИСЬМУ.