Напоминание

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ


Автор: Бахарева Ольга Геннадьевна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Спортивная школа №2"
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕМА: СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ

Содержание:

1.

Аннотация

2.

Основная часть с упражнениями

3.

Список литературы

1.

Аннотация

Настольный теннис – очень популярная игра во всем мире. Это индивидуально-

игровой вид спорта, который характеризуется направленностью на развитие

двигательных

качеств,

координации.

По

развитию

ловкости

и

быстроты

теннисисты превосходят людей того же возраста, не занимающихся настольным

теннисом.

Ценность настольного тенниса – в его общедоступности и несложности

оборудования.

Цель

- совершенствование процесса технической подготовки игроков в

настольный теннис на начальном этапе.

Задачи – выявить особенности соревновательной деятельности игроков в

настольный теннис.

Практическое значение работы заключается в создании программы распределения

средств

технической

направленности

на

этапе

начальной

спортивной

специализации для игроков в настольный теннис и разработке методических

рекомендаций по использованию предложенной программы.

Задачами для педагога является воспитание личности, умеющий думать,

физически здоровой, способной в кратчайшие сроки добиваться поставленной

цели.

Средства обучения в настольном теннисе

В теории и методики физического воспитания процесс обучения и выработки

двигательного навыка обучение делят на три этапа: первыйосвоение техники, второй-

закрепление, третий-совершенствование. Рассмотрим задачи и цели этих трех этапов

овладении техникой в настольном теннисе.

Первый этап-освоение техники. На этом этапе у вас должен сформироваться

зрительный и двигательный образ, двигательное умение.

На втором этапе -этапе закрепления техники —двигательное умение доводится до

автоматизма. Устраняются ошибки в технике, лишние движения, улучшается координация

движений. На этом этапе старайтесь играть с партнерами на счет, устраивать

соревнования. Это позволит закреплять технику игры в соревновательной обстановке,

тренировать ее устойчивость к сбивающим факторам.

На третьем этапе -этапе совершенствования техники — задача состоит в том, чтобы,

индивидуализировать технику и тактику игры.

Работать нужно над технико-тактическими комбинациями и тактическими вариантами

игры, совершенствовать те приемы, которые больше всего удаются. Накапливать игровой

опыт. Если упорно и систематически тренироваться, совершенствуя свои физические и

волевые качества, придет и успех игре. Теперь рассмотрим все этапы обучения техники в

настольном теннисе. Чтобы научиться играть в настольный теннис нужно для этого

прежде всего — тренироваться. А для того чтобы быстрее научиться играть красиво, да и

выигрывать, нужно научиться правильно, дозировать нагрузку занятий и подбирать

необходимые упражнения.

2.

Основная часть с упражнениями

Первый этап. Комплексы упражнений используемых для освоения техники «владение

ракеткой» В начале своих занятий, еще до того, как перейти к игре на столе, познакомьтесь

с тем, как взаимодействует ракетка с мячом, «почувствуйте» ракетку и мяч, научитесь

управлять его полетом различными способами, освойте основные ударные движения,

ориентацию туловища, рук, ног и ракетки в пространстве и т. п. Важно научиться

правильно держать ракетку и выполнять различные упражнения с ракеткой и мячом вне

стола, так как это поможет вам быстрее освоить технику игры. Рекомендуем

воспользоваться следующими упражнениями. Группа упражнений для начинающихся вне

стола.

Комплекс упражнений №1 1. Передвижение по площадке, держа мяч на ракетке и

следя за хваткой. 2. Перекатывание мяча на ракетке от одного края до другого или по

кругу. 3. Многократно подбивая мяч ладонной или тыльной стороной ракетки снизу вверх

или поочередно той или другой ее стороной, стремиться, чтобы мяч как можно дольше не

падал на землю. Это упражнение выполнять и на месте и в движении. 4. Ведение мяча

ракеткой, ударяя об пол (дриблинг), в стойке игрока на месте или в движении. 5.

Придавать мячу вращение ладонной или тыльной стороной ракетки в различных

направлениях: от туловища в правую или левую сторону. 6. Подбивать мяч ракеткой на

различную высоту поочередно - высокий отскок, низкий отскок. 7. Приседая и вставая,

отбивать мяч: отбить - присесть, снова отбить - встать. При выполнении этих упражнений

принимайте во внимание следующее: Методические указания -ракетку держите так, чтобы

мяч ударялся перпендикулярно ее поверхности; -старайтесь держать ракетку на уровне

пояса и отбивать мяч не выше уровня глаз, при этом внимательно следите за полетом мяча

(только глазами); -отбивая мяч, не тяните к нему руку, все время двигайтесь, подходите к

нему. Самый первый тест для перехода к следующим упражнениям. Это выполнение

упражнения около 100 раз. Для закрепления «материала» можно устроить мини

соревнования. Затем можно использовать следующие упражнения.

Комплекс упражнений №2 1. Удары мяча о стенку ладонной или тыльной стороной

ракетки, а затем можно и поочередно, после отскока от пола. 2. Удары мяча о стенку

ладонной или тыльной стороной ракетки с лёта, не давая ему падать на пол. 3. Игра в

парах - мяч должен отскакивать от пола через начерченную на нем линию или коридор,

через бортик или гимнастическую скамейку. Все эти упражнения можно попробовать

выполнять в простых ударах, а также с верхним и нижним вращением. Освоив этот

комплекс, вы должны отбивать около 50 ударов подряд. После сдачи этого норматива

переходим к комплексу упражнений, задачей которого является выработка двигательных

реакций, способности управлять полетов мяча и ракетки в пространстве, а также техники

передвижения. Для этого рекомендуем использовать следующие упражнения.

Комплекс упражнений №3 1.Поочередное отбивание мяча игровой поверхностью и

ребром ракетки. 10—15 раз в одной серии в движении. 2. Подбросить мяч ракеткой высоко

вверх (выше головы), а затем мягко принять его на ракетку без отскока, погасив

кинетическую энергию падающего мяча проводкой ракетки за мячом. Упражнение можно

выполнять ладонной и тыльной стороной ракетки на месте и в движении. 10-15 раз в

одной серии. 3. Игра в паре на полу: партнеры, стоя друг против друга на расстоянии 3-4

метров, перебивают мяч на высоте плеч в разных направлениях. Если вы не успеваете к

мячам, то увеличьте дистанцию, если хотите усложнить задание, то подойдите ближе (см.

рис. 8). 4. Упражнения у тренировочной стенки. Их можно выполнять, передвигаясь вдоль

стены, одним ударом вправо, влево или отбивая мяч поочередно: один раз справа, другой

слева. Например, срезка слева поочередно в два-три квадрата, начерченные на стене мелом

на уровне плеч играющего, или поочередные накаты справа и слева мишень на столе.

Намного сложнее упражнения на сочетание наката и подрезки: справа один раз выполнить

накат, другой — подрезку или справа накат, слева подрезка, и наоборот. Перечисленные

упражнения можно выполнять как самостоятельно, так и вдвоем, вчетвером. Если же

участвующих больше, то можно устроить соревнование или эстафеты. Методические

указания. Внимательно следите за правильностью стоек, движений, ударов ракеткой по

мячу, высотой, скоростью и направлением полета мяча, правильностью передвижений к

мячу. Основы техники вы можете правильно освоить и закрепить только при

многократном повторении технических элементов в игровых условиях на столе, а этому

должна предшествовать отработка техники с помощью имитационных упражнений.

Имитационные

упражнения

для

овладения

техникой

ударов

Так

называют

упражнения, которые выполняют с ракеткой, но без мяча. Они очень полезны не только

для разминки, но и для совершенствования игры. При выполнении имитационных

упражнений рекомендуем методические указания: - упражнения выполняйте не более 20-

30 секунд или 10-15 раз, по 2-3 серии; - во время выполнения упражнений следите за

правильностью движений, мысленно представляйте себе игровую ситуацию и также

мысленно контролируйте свои движения; - вначале выполняйте движения медленно,

обязательно контролируя их, в последующих сериях можно повысить скорость ударов и

передвижений, а также менять ритм упражнения; - следите за правильностью ритма

движений, согласованностью работы всех частей тела: рук, туловища, ног. Можно

контролировать ритм под счет или выполнять упражнения под музыку; - избегайте

нерациональных движений и передвижений; выполняйте движения естественно, свободно

с оптимальной амплитудой. Спортсмены используют этот метод повторяя его по сотни раз.

Имитационные упражнения помогают правильно освоить двигательную структуру

движения в целом и отдельных его фаз. Главное при использовании упражнений,

имитирующих технику ударов и передвижений, — это многократное повторение удара в

условиях, близких к соревновательным. Если ежедневно понемногу повторять такие

упражнения, вы быстро и правильно освоите технику ударов, а также натренируете

мышцы рук, туловища, нижних конечностей, которые больше всего участвуют в игре.

Имитацию техники ударов можно проводить как в целом, так и в отдельных элементах.

Осваивая технику ударов и передвижений с помощью имитационных упражнений,

возьмите за образец такую схему. Например: Отработка наката справа(то есть разбирать по

отдельным фазам и частям). 1. Займите игровую стойку -нейтральную. 2. Перейдите из

нейтральной стойки в положение для выполнения наката справа и сделайте замах

одновременно с поворотом туловища - это подготовительная фаза удара. 3. Выполните

рывок рукой, имитируя удар по мячу, -это ударная фаза. 4. Продолжите движение рукой и

туловищем по инерции после удара и возвратитесь в исходное положение -это

заключительная фаза движения. Самому осваивать технические элементы все же сложно.

И роль тренера здесь весьма существенна.. Он должен не только разъяснить особенности

изучаемого приема, но и помочь воспитаннику оценить качество имитационного

движения. При этом на первых занятиях целесообразно прибегнуть к методу, который

можно назвать «рукою тренера». Тренер, стоя позади обучающегося, берет его за кисть

правой руки своей рукой и, принимая мяч, посылает его на ту сторону стола - постоянно в

одно и то же место. Перемещений в подобном случае делать не следует, они

нежелательны. Будем считать, что, используя имитационные упражнения, вы освоили

отдельные двигательные фазы удара. Теперь приступайте к отработке всех движений удара

как единого целого, повторяя их сериями. Для того чтобы иметь возможность

контролировать правильность выполнения движений, советуем делать имитационные

упражнения перед зеркалом. Упражнения вы можете выполнять по заранее определенной

программе под счет или в определенном темпе, либо произвольно по желанию, например -

игра с тенью или воображаемым соперником. Наибольший эффект для развития

необходимых для игрока качеств дают имитационные упражнения, которые выполняют по

зрительному или звуковому сигналу партнера. Если вы освоили технику ударов стоя на

месте, можно совершенствовать их с помощью имитационных упражнений, сочетающих

технику ударов и передвижений. Перед соревнованием или игрой на счет целесообразно

включать в разминку имитационные упражнения тактических комбинаций и сочетаний

технических приемов, на которых будет строиться ваша игра. Предлагаем комплекс

упражнений разных стилей игры:

Комплекс имитационных упражнений для игроков нападающего стиля 1.Накат

справа из двух точек стола: правого угла и середины. 2.Накат справа из трех точек стола:

правого угла, середины и левого угла. 3.Накат слева из двух точек стола: правого угла и из

середины. 4.Накат слева из трех точек стола: левого угла, середины и правого угла. 5.Из

правого угла стола -срезка, из середины стола -накат или топспин справа. 6.Из левого угла

стола -срезка, из правого угла -накат или топ-спин справа. 7.Из правого угла стола -срезка,

из левого угла -накат или топ-спин. 8.Из правого и левого углов стола поочередные накаты

или топ-спины справа и слева. Можно выполнять слева накат, справа -топ-спин или слева -

топ-спин, справа -завершающий удар. 9.Поочередные накаты или топ-спины справа и

слева из середины стола. 10.Поочередные накаты или топ-спины справа и слева из левого

угла стола. 11. Имитация любимой подачи с коронным завершающим ударом справа или

слева. 12. Имитация любимой подачи с последующим выполнением наката или топ-спина

слева из левой половины стола и завершающий удар из правого угла стола.

3.

Список литературы

1.«Теория и методика настольного тенниса», Г.В. Барчукова, В.М.М. Богушас, О.В.

Матыцин, Физическая культура и спорт. Издательский центр «Академия», 2006 г. 2.«Учись

играть в настольный теннис». Барчукова Г. В.,«Советский спорт», Москва, 1989 г.

3.«Настольный теннис», «Физкультура и спорт», 1987 г.



В раздел образования