Напоминание

"Путешествие в страну звуков и слов"


Автор: Маляренко Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №165"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Путешествие в страну звуков и слов"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия

по обучению грамоте в старшей группе

"Путешествие в страну звуков и слов"

Цель: создать условия для выявления степени усвоения детьми знаний и

умений, полученных на предыдущих занятиях через игровую ситуацию.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить понятия «гласный звук» и «согласный звук»

- закрепить умение дифференцировать на слух гласные и согласные звуки,

определять мягкость \ твердость согласного звука

-совершенствовать умение определять и называть количество слогов в

словах,

-упражнять в определении места звука в слове,

совершенствовать умение определять ударный звук в слове

- учить правильно отвечать на вопросы - полными предложениями;

Развивающие:

- развивать фонематическое, зрительное и слуховое восприятие,

- развивать внимание, память, мышление,

Воспитывающие:

-воспитывать самостоятельность,

-воспитывать желание делать подарки, радовать людей

- воспитывать интерес к обучению грамоте.

Оборудование: фишки красного цвета по количеству детей, карточки со

схемами слов, светофор - плакат, квадраты синего, красного, зеленого цвета,

машина, игрушки(арбуз, кот, слон, мишка, кукла, мышка, мяч, самолет,

жираф), две коробки.

Ход занятия.

I.Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся. Сегодня

мы на занятии отправимся в путешествие в город "Звуков и слов". Наших

гостей мы приглашаем к нам присоединиться.

II. Основная часть.

Воспитатель: А на Чем мы можем отправиться в путь?(Ответы детей). Мы

будем путешествовать на автомобиле. Какой красивый автомобиль, вот

только колеса у него спущены. Так дело не пойдет, необходимо их накачать.

Взяли большие насосы.

Артикуляционная гимнастика "Насос"( Дети произносят звук С С С

подражая звукам насоса).

Воспитатель: Отправляться всем в дорогу,

Нам давно уже пора.

Чтоб в пути нам было легче-

Крикнем громко мы «Ура»!

-Что мы можем увидеть по дороге? Давайте мы об этом пропоем:

ДА, ДА, ДА -большие города

ШИЕ, ШИЕ, ШИЕ - и улицы большие

МА, МА, МА- высокие дома

ГА, ГА, ГА - крутые берега

Воспитатель: Вот мы и приехали в город "Звуков и слов". В этом городе

много жителей, только они очень застенчивые. Хотят познакомиться, но

стесняются. Я Вам помогу с ними познакомится. Сейчас я буду звук

показывать, а вы называйте его. (Воспитатель при помощи артикуляционного

аппарата показывает звуки А, У, И, О, Ы.)

- Как одним словом можно назвать все эти звуки?( Гласные). Каким цветом

мы обозначаем гласные звуки в звуковой схеме? (красным).

-Предлагаю Вам поиграть с гласными звуками в игру "Где спрятался звук".

При помощи красной фишки на своей карточке вы будете показывать где

спрятался звук: в начале слова, в середине или в конце.

Где спрятался звук У: Утка, зуб; где спрятался звук и: Ива, воробьи; Где

спрятался звук А: Аист, мак, кукла.

Физминутка: Дети хлопают на звук А

Топают на звук Ы.

Качают головой на звук О.

Воспитатель: Ну, а мы едем дальше. Заводим мотор( Р-Р-Р-Р). Внимание

впереди светофор. (На доске появляется светофор с красным, зеленым, синим

сигналами). Посмотрите внимательно на него. Какой -то он неправильный.

Чем отличается от светофоров в нашем городе?( Цвет сигналов отличается. У

нас есть желтый, а здесь синий).

-Правильно ребята, не надо забывать, что мы с вами в городе "Звуков и слов".

Значит и светофор здесь работает для жителей- звуков. Напомните каким

цветом в звуковой схеме мы обозначаем гласные звуки.(Красным). Вместе с

гласными в городе проживают согласные звуки. Мы уже знаем, что они

могут быть мягкими и твердыми. Каким цветом мы обозначаем твердые

согласные? (Синим). Каким цветом обозначаем мягкие согласные?

(Зеленым). Давайте поиграем в игру "Светофор". Я буду называть слова, а вы

карточками нужного цвета будете показывать на кокой звук начинается

слово: на гласный звук, твердый согласный или мягкий согласный звук.

Мак, Нина, окна, нос, арбуз, Мила, утюг.

Воспитатель: Согласные и гласные звуки дружат. Так образуются слоги,

слоги в свою очередь складываются в слова длинные и короткие. Сколько

слогов в коротких словах? (Один). Сколько слогов в длинных словах? (Два,

Три и т.д) Эти знания помогут Вам подобрать сувениры, подарки для своих

знакомых и родных, ведь есть традиция привозить сувениры из каждой

поездки. Ребята, как Вы думаете, зачем люди привозят сувениры своим

друзьям, родным? ( Чтобы порадовать других). Правильно, ведь так приятно

видеть радость близких людей. Предлагаю и Вам порадовать своих близких.

Отправляемся в магазин за сувенирами.

Нам необходимо разложить подарки в 2 коробки согласно схемам на них. В

1 коробке будут лежать короткие слова. Во второй коробке длинные

слова(которые состоят из 2 слогов).

Кукла, мяч, слон, мишка, кот, ведро, жираф, арбуз, мышка, самолет.

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим что лежит в коробке с

длинными словами. Определите ударную гласную в каждом слове. Что

необходимо сделать, чтобы поставить ударение в слове.(Слово необходимо

"позвать")

Воспитатель: Что осталось в магазине, после того, как мы купили сувениры?

(Самолет) Подарки мы выбрали. Пора отправляться домой. В этом нам и

поможет самолет.Полетим на нем. Игра Кукутики "Самолет".

III. Подведение итогов занятия

Воспитатель: Где мы сегодня побывали на занятии? Ребята, скажите, вам

понравилось наше путешествие? Что больше всего понравилось? С

выполнением какого задания у вас возникли трудности?



В раздел образования