Напоминание

"Кинезиологические упражнения в развитии интеллекта детей дошкольного возраста"


Авторы: Сирота Юлия Юрьевна, Карбаинова Татьяна Вадимовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ 228 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: Консультация для родителей и педагогов
Тема: "Кинезиологические упражнения в развитии интеллекта детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация на тему «Кинезиологические упражнения в развитии

интеллекта детей дошкольного возраста»

Составили: Сирота Ю.Ю., Карбаинова Т.В.

Уважаемые родители и педагоги, сегодня я хотела бы познакомить вас с нетрадиционной

технологией развития умственных способностей детей.

Кинезиология

– наука о развитии умственных способностей через определенные

двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить

работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Развитие

интеллекта

напрямую

зависит

от

сформированности

полушарий

головного

мозга,

их

взаимодействий. Применение кинезиологических упражнений позволяют улучшить у детей

память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить

утомляемость, повысить работоспособность к произвольному контролю.

Логическое мышление

– это психическая функция, которая обеспечивает обучение и

жизнедеятельность ребенка. Развитие мышления связано с пониманием функционального

назначения тех или иных предметов, с формированием представления о различии и сходстве, с

пониманием причинно-следственных связей. Используется следующая структура работы при

развитии логического мышления.

1) Устанавливаем связь «рисунок – предмет – слово»;

2) Устанавливаем связь между рисунком и событием;

3) Учимся понимать смысл сюжетных картинок;

4) Учимся понимать серии сюжетных картинок.

Еще одним положительным моментом от проведения кинезиологических занятий является то,

что они дают не только быстрый, но и накапливающийся эффект, развивая при этом логическое

мышление и повышая умственную деятельность в целом.

Существует основное требование к использованию кинезиологических методов - это точное

выполнение всех приемов и движений.

Прежде, чем обучать ребенка, педагог или родитель должен сам сначала освоить все

упражнения, а затем уже выполнять их с детьми, постепенно увеличивая время и сложность от

занятия к занятию. Авторы практической кинезиологии считают, что скорректировать, частично

восстановить согласованность в работе правого и левого полушарий, усилить самоконтроль за

своими эмоциями помогут специфические движения кинезиологии. Следовательно, именно

гимнастика мозга способна устранить многие причины, затрудняющие процесс обучения

подростков, стимулировать их интеллектуальное развитие, а также решить множество проблем

эмоционального плана.

Развивая моторику, мы создаём предпосылки для коррекции многих психических процессов.

Под

влиянием

кинезиологических

тренировок

в

организме

происходят

положительные

структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем

значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов

осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая

роль нервной системы. В настоящее время учёные и педагоги в области кинезиологии,

разработали специальные комплексы упражнений гимнастики мозга, цель которых:

- развитие межполушарной специализации;

- развитие межполушарного взаимодействия;

- развитие моторики;

- развитие способностей;

- развитие памяти, внимания;

- развитие речи;

- устранение дислексии;

- развитие мышления.

При создании этих комплексов совмещены два обучающих принципа:

- воздействие на сохранные звенья регуляции психофизиологических функций;

- воздействие на нарушенные звенья регуляции психофизиологических функций.

Все движения комплексов гимнастики мозга воздействуют на различные системы управления

организмом. Все их можно разделить на три блока:

1.Упражнения, увеличивающие тонус коры головного мозга (дыхательные упражнения, массаж

биологически-активных точек.)

Цель: повышение энергетики коры головного мозга.

2.

Упражнения, улучшающие возможности приёма и переработки информации движения

конечностями перекрёстно-латерального характера).

Цель: восстановление нарушенных межполушарных связей и функциональной асимметрии мозга.

3.Упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности (движения и позы перекрёстного

характера).

Цель: восстановление связи между лобным и затылочным отделами мозга, установление баланса

между правым и левым полем человека, снятие эмоционального стресса.

Применение упражнений возможно как дома, так и в детском саду. Желательно, чтоб каждый

дошкольник почувствовал и осознал изменения, происходящие с ним. Кинезиологические занятия

дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения

умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Занятия должны

проводиться

в

эмоционально

комфортной,

доброжелательной

обстановке,

если

есть

возможность – под спокойную музыку. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют своего

воздействия. Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы. С

каждым днём задания могут усложняться, объём заданий увеличиваться, наращиваться темп

выполнения заданий. Происходит расширение зоны ближайшего развития ребёнка и переход её в

зону актуального развития.

В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия

интеллектуального

потенциала

и

элементов

творчества,

специальный

кинезиологический

комплекс рекомендуется применять перед началом работы. Это объясняется тем, что

творческие виды деятельности, связанные с работой правого полушария и целостного восприятия

должны выполняться при полном погружении в проблему. Многие упражнения направлены на

развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья

детей, и профилактику отклонений в развитии.

Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять 10-15 минут в день.

Заниматься необходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комплексу упражнений –

45-60 дней. Рекомендуется реализовать кинезиологический цикл:

комплекс упражнений для развития межполушарных связей (6-8 недель). Перерыв (2 недели).

комплекс упражнений для развития правого полушария (6-8 недель). Перерыв (2 недели).

комплекс упражнений для развития левого полушария (6-8 недель).

Примерные упражнения для дошкольников:

Колечко - Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с

большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и

обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется

каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Кулак - ребро - ладонь - Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг

друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола,

распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой,

затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро - ладонь).

Лезгинка - Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните

пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к

мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8

раз.

Змейка - Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе.

Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться

к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Ухо - нос - Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо.

Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью

наоборот».

Комплекс упражнений, с элементами кинезиологии.

Пальчиковая гимнастика

Если пальчики грустят – Доброты они хотят. ( пальцы плотно прижимаем к ладони)

Если пальчики заплачут – Их обидел кто-то значит. (трясем кистями)

Наши пальцы пожалеем – Добротой своей согреем. («моем» руки, дышим на них)

К себе ладошки мы прижмем, (поочередно, 1 вверху, 1 внизу)

Гладить ласково начнем. (гладим ладонь другой ладонью)

Пусть обнимутся ладошки,

Поиграют пусть немножко. (скрестить пальцы, ладони прижать пальцы двух рук быстро легко

стучат)

Каждый пальчик нужно взять и покрепче обнимать. (каждый палец зажимаем в кулачке)

Точечный массаж

На полянке стоит дом.

В этом доме умный гном, (массажируем точку между бровей)

Он в окошечки глядит,

Что увидит — говорит, (массажируем точки на висках)

Упражнение перед психомышечным расслаблением

Уже круг, шире круг.

Видим руки. Нету рук.

Упражненье начинаем,

Руки выше поднимаем.

Кулачки зажали.

Тихо посчитали: 1, 2, 3, 4, 5.

Ручки могут отдыхать.

Улыбнулись, рассердились,

Очень сильно удивились.

Оказались за рулем

— Мы машину вдаль ведем.

Крепко руль держали.

Ехали — устали.

Улыбнулись, рассердились,

Очень сильно удивились.

На корабль мы попали,

Волны сильно нас качали.

Чтоб случайно не упасть,

Ноги нужно напрягать. 1, 2, 3, 4, 5.

Ноги могут отдыхать.

Улыбнулись, рассердились,

Очень сильно удивились.

Вот мы на велосипеде.

Едем, едем, едем, едем.

Все проехали дороги,

Отдыхают наши ноги.

Улыбнулись, рассердились,

Очень сильно удивились.

Набежала черная туча

— Мы глаза зажмурим лучше.

Все лицо мы напрягаем,

Теперь спокойно отдыхаем.

Улыбнулись, рассердились,

Очень сильно удивились.

Дождь пошел и сильный ветер

— Задрожали наши дети.

Все наше тело в напряженье,

Очень трудно без движенья. 1, 2, 3, 4, 5.

Теперь мы можем отдыхать.

Всем, конечно, очень нравится.

Лечь, глаза закрыть, расслабиться.

Магазин одежды

Открываем магазин, (соединить ладони, круговые движения в противоположные стороны)

Протираем пыль с витрин.( ладонь 1 руки массажирует тыльную сторону другой и наоборот)

В магазин заходят люди,( подушечки 4 пальцев одной руки двигаются по тыльной стороне

другой).

Продавать одежду будем ( костяшки сжатых в кулак пальцев двигать вверхвниз по ладони другой

руки, дети называют различную одежду)

Магазин теперь закроем, (фаланги сжатых в кулак пальцев вращать по центру другой ладони)

Каждый пальчик мы помоем. (массаж каждого пальца между фалангами указательного и

среднего пальцев другой руки)

Потрудились мы на «пять» — (потираем ладони)

Пальцы могут отдыхать. (поглаживаем каждый палец)



В раздел образования