Напоминание

"Моя семья"


Автор: Татьяна Александровна Герасимова
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Куйбышевский филиал Государственного бюджетного учреждения Новосибирской области "Областной центр диагностики и консультирования"
Населённый пункт: г. Куйбышев
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Моя семья"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области –

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям

«Областной центр диагностики и консультирования»

(ГБУ НСО «ОЦДК»)

Куйбышевский филиал

Психолого-педагогическое коррекционно-развивающее занятие

«Моя Семья»

в структуре комплексной программы психолого-педагогического, логопедического

сопровождения детей среднего дошкольного возраста «Росток»

Разработчик:

Герасимова Т.А., педагог-психолог высшей

квалификационной категории

г. Куйбышев

2024 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Психолого-педагогическое

коррекционно-развивающее

занятие

«Моя

Семья»

разработано

в

структуре

комплексной

программы

психолого-педагогического,

логопедического сопровождения детей среднего дошкольного возраста «Росток».

При разработке занятия были учтены требования Федеральной образовательной

программы дошкольного образования и стандарты к оказанию государственной услуги

«Коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь обучающимся»

ГБУ НСО «ОЦДК.

Адресат: дети 4-5 летнего возраста с задержанным развитием; с парциальным

недоразвитием

отдельных

компонентов

психической

деятельности;

нормативно

развивающиеся дети, испытывающие временные (ситуативные) трудности в развитии и

социально-психологической адаптации.

Конспект занятия разработан с учётом дидактических и общепедагогических

принципов:

учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка;

доступность – соответствие уровня сложности заданий возрастным особенностям

развития ребёнка, ориентировка на ведущий вид деятельности;

единство диагностики и коррекции;

принцип

наглядности.

В

ходе

занятия

идёт

демонстрация

упражнений,

моделирование ситуаций, игр;

принцип системности. Системность реализуется благодаря системе повторения

усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся умения;

Деятельность,

организованная

в

ходе

занятия,

предполагает

применение

разнообразных методов коррекционно-развивающей работы:

словесные методы (рассказ, беседа, показ образца);

наглядно-действенные (выполнение заданий по алгоритму);

метод наглядного моделирования и конструирования, игры-конструкторы;

игровые (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, физминутки);

методы организации деятельности и формирования позитивного социального

опыта: дидактические упражнения;

методы стимулирования (создание «ситуации успеха»).

Цель

занятия:

развитие

компонентов

познавательной

деятельности

на

основе

дидактических материалов по теме «Моя семья».

Задачи занятия:

развитие представления о целостном образе предмета, навыков выделения

существенных признаков, группировки и исключения предметов;

развитие конструктивных навыков, образного, творческого мышления;

развитие навыков игровой и познавательной деятельности;

развитие подражания в движениях и речи, моторных навыков;

расширение общих представлений по лексической теме «Моя семья».

Время проведения занятия: 20 минут

Форма: индивидуальная/групповая.

Необходимые материалы: деревянные фигурки человечков (семьи: мамы, папы, сына,

дочери, бабушки и дедушки; набор геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат)

разного цвета и размера, Блоки Дьёныша, цветная схема с изображением «Дом»,

разрезные картинки).

Ход занятия

Психолог: «Дети давайте поздороваемся и поприветствуем друг друга».

Вводная часть

Приветствие

Цель: развитие моторных навыков, подражания в движениях и речи.

Описание. Психолог просит детей встать, повторять слова и движения.

Встанем

рядышком,

по

кругу,

Встают вкруг.

Скажем

«Здравствуйте!»

друг другу.

Берутся за руки, идут по кругу.

Нам здороваться не лень:

Идут

по

кругу,

взявшись

за

руки,

слегка

покачивая кистями рук.

Всем «Привет!» и «Добрый

день!»

Стоят на месте, машут ладошкой.

Если каждый улыбнётся

Смотрят друг на друга, улыбаются.

Утро доброе начнётся.

Дети хлопают в ладоши друг друга

Основная часть

Психолог. Ребята посмотрите, кто сегодня к нам пришёл на занятие. (Психолог показывает

деревянные фигурки человечков (семьи: мамы, папы, сына, дочери, бабушки и дедушки))

Как вы думаете кто они? Я загадаю вам загадки, а вы попробуете угадать, кто же они

такие?

Мы друг друга очень любим,

Вместе мы родные люди.

Друг без друга нам нельзя

Потому. Что мы .... (семья)

Психолог. Правильно, конечно же, это семья. У каждого есть семья, у кого-то большая, у

кого-то маленькая (обсуждение с детьми, беседа о семье).

Расскажите, как зовут ваших родителей?

Есть ли у вас братья или сестры, бабушки дедушки? (дети отвечают)

Ребята, у нас сегодня в гостях очень дружная семья мальчика Вани и девочки Маши

(психолог показывает фигурки человечков), они брат и сестра. Ваня и Маша приготовили

для вас интересные задания. Вы готовы их выполнить?

Психолог. Ваня и Маша очень любят играть в игрушки, они предлагают вам собрать

разрезные картинки и узнать какие игрушки у них есть.

Упражнение «Собери картинку»

Цель:

развитие зрительного восприятия, представления о целостном образе

предмета.

Материалы: набор картинок игрушек (куклы и машинки), разрезанные на 4-6

частей

Описание игры.

Психолог по очереди предъявляет детям разрезанные изображения предметов – от

более простых к сложным. Карточки раскладываются хаотично, чтобы затруднить

восприятие. Картинку психолог предлагает собрать после того, как узнан нарисованный

предмет. Если дети не могут определить, что именно нарисовано на разрезанных

картинках, возможна помощь психолога, который обращает внимание на наиболее

характерную деталь. Если изображение не узнано до начала работы, психолог предлагает

начать собирать картинку, и в процессе (либо после его окончания) ещё раз спрашивает

детей, узнали ли они изображенный предмет.

Психолог. Мама Вани и Маши приготовила задание для вас и просит собрать бусы.

Упражнение «Собери бусы»

Цель: развитие внимания, представления о целостном образе, навыков выделения

существенных признаков, группировки предметов, конструктивных навыков.

Материалы: набор геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат) разного

цвета и размера, схема для сборки.

Описание игры.

Психолог раскладывает на столе геометрические фигуры (круг, треугольник и

квадрат) разного цвета и размера, совместно с детьми ищет отличия, сравнивает их по

размеру и цвету. Затем предлагает собрать из геометрических фигур «Бусы для мамы»,

ориентируясь на схему.

Психолог. Ребята, для вас ещё задания и от папы, он просит помочь ему построить дом для

семьи.

Упражнение «Блоки Дьёныша»

Цель:

развитие

воображения,

конструктивных навыков, навыков

сравнения

предметов по признакам (форма, цвет, размер).

Материалы: Блоки Дьёныша, цветная схема с изображением «Дом»

Описание игры

Из предметов набора «Блоки Дьёнеша» ребёнку предлагается, ориентируясь на

схему собрать «Дом».

Заключительная часть

Психолог. Ребята, у нас сегодня в гостях была дружная семья, понравились ли вам

задания, которые они для вас подготовили? (Ответы детей). Они очень благодарны вам за

помощь, но пришло время прощаться. Давайте скажем им «Спасибо» и «До свидания».

Прощание «Башенка»

Описание.

Психолог находится напротив детей, стоящих полукругом, и строит с ними

«башню» из кулачков и больших пальцев, поднятых вверх (проговаривая, что кулачки

ставим сверху над предыдущим кулачком). Взрослый и дети по очереди берутся за

большой палец выставленного кулачка, при этом поднимая свой большой палец вверх.

После слов психолога: «Спасибо и до свидания!» – башня рассыпается.



В раздел образования