Напоминание

"Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования"


Автор: Кацнельсон Ангелина Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Школа в Некрасовке"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по познавательному развитию с элементами

экспериментирования.

Тема: «Волшебная вода»

Цель:

углубление природоведческих знаний через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

- обучить детей различать разные состояния воды;

- расширить и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства с

веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твёрдое, газообразное);

- формировать наблюдательность и любознательность в области познания;

- развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, формировать причинно-

следственные связи;

- воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе, к водным ресурсам.

Обогащение словаря:

Исследователи, лаборатория, жидкая, твердая, прозрачная, бесцветная.

Оборудование:

прозрачные стаканчики по 2 штуки на ребёнка, мерные стаканчики, ложки,

трубочки, салфетки, камешки, краска гуашь, кисточки, лёд, сок, сахарный песок, соль,

ароматизаторы, сосуды разной формы.

ТСО:

ноутбук, аудиозапись «Звуки воды».

Предварительная работа: наблюдение во время прогулок за физическими явлениями (дождь, снег,

лёд, туман, иней, роса, сосулька). Чтение энциклопедии для любознательных «Почемучка», «Обо

всём на свете», заучивание стихотворения «Капелька» Г.Н. Лющнина.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, во время прогулок мы с вами наблюдали за природными явлениями.

Прочитали в энциклопедии о воде. Учили стихи. Сегодня я вас приглашаю вступить в клуб

«Исследователь», но вы должны пройти два испытания:

1. Определите и назовите звуки природы (включаем аудиозапись звук воды). Определите что это за

звук?

Ответы детей: звук воды.

2. А теперь отгадайте загадку о природном явлении.

«Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

Очень добродушная,

Я и мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу».

Ответы

детей

:

вода.

Воспитатель:

А давайте. Ребята, посмотрим на экране, для чего нужна нам вода? (Просмотр

видеосюжета из мультфильма «Мойдодыр»).

Воспитатель:

Такие мальчики попадаются и среди нас. (Выбегает герой – мальчик-грязнуля).

Мальчик-грязнуля: Вот было бы здорово, если вода бы исчезла совсем.

Воспитатель:

Да, что ты такое говоришь! Ребята, что будет, если вода исчезнет?

Ответы детей: Погибнут растения, животные, люди. Без воды нет жизни на земле. Ребята, давайте

посмотрим сюжет из мультфильма «Мойдодыр».

Просмотр видеосюжета из мультфильма. («Рано утром на рассвете…).

Воспитатель:

Посмотри, вода нужна всем, и зверятам, и растениям и людям.

Мальчик-грязнуля: Да я всё понял, я не буду таким, я пойду, умоюсь и всегда буду аккуратным и

чистым.

Воспитатель:

Ты умывайся, а мы пока поиграем.

Проводится игра малой подвижности «Вода, воздух, земля». На слово «воздух», дети поднимают

руки вверх, на слово «вода» отпускают руки вниз, а на слово «земля» руки вперёд.

(Входит Грязнуля. Улыбается).

Воспитатель:

Посмотрите, какой он теперь чистый. Дети, вы хотите узнать ещё о воде? Тогда я

приглашаю вас в клуб «Исследователь». Предлагаю вам заняться исследованием воды. А вы знаете,

кто такие исследователи? (Ответы детей). Сейчас мы пройдем с вами в нашу лабораторию и

приступим к нашим исследованиям. Перед проведением опытов напоминаю детям о технике

безопасности во время работы с водой. Дети, одевая фартуки читают стихотворение.

Вода всегда и всем нужна,

Она прозрачна и чиста.

Она бежит, течёт и льётся,

Из речки, крана и колодца.

Вода тепла и холодна,

А также мокрая она.

И кто с водой не осторожен

Намочит быстро их она.

Дети подходят к столу, на котором стоят чашки с водой и сок с трубочкой.

Опыт № 1. Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха.

Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета,

запаха.

Воспитатель:

Возьмите стакан с водой и налейте ее в другой стакан. Почему вода льётся? Вода

твёрдая или жидкая?

Вывод детей: вода жидкая – течет.

Воспитатель:

Попробуйте воду на вкус. Есть ли у неё вкус? А теперь попробуйте сок. Какой он?

Сладкий. Положите в один стакан сахарный песок, а в другой – немного соли.

Вывод детей: вода изменилась на вкус: в одном стакане – сладкая, а в другом – солёная.

Воспитатель:

Сравниваем запах в стакане с обычной водой и водой с добавление ароматизаторов.

Вывод детей: вода не имеет запаха.

Воспитатель:

Опустите ложечки в стаканы с водой. Что увидели в стаканах? Опустите трубочки в

стаканы с водой. Почему видны трубочки?

Вывод детей: в стакане с водой ложки и трубочки видны – вода прозрачная.

Опыт № 2 «Вода не имеет формы»

Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы.

Воспитатель: Налейте воду в сосуды разной формы. Имеет ли вода форму?

Вывод жидкая вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда в котором находится.

Физкультминутка «Синяя вода».

Синяя вода,

(Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)

Поле без следа,

Без конца и края.

(Кружимся на месте)

Синяя вода,

Ты спешишь куда?

(Присели, обхватили плечи руками)

К морю синему,

Там, где волны сильные,

(Встали, руки вытянули вверх)

Там, где волны сильные

Плещутся всегда.

(Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)

К морю синему

Поскорей неси меня,

(Кружимся на месте)

Поскорей неси меня,

Синяя вода.

(присели, обхватили плечи руками).

Опыт № 3 «Вода меняет цвет»

Цель: Подвести детей к тому, что вода меняет цвет.

Воспитатель: Возьмите кисточки и подкрасьте воду. Опустите в неё камушек. Какая стала вода?

Видите ли вы камушек?

Вывод детей: вода меняет цвет. Камушек в стакане не видно.

Опыт № 4 «Лёд – твёрдая вода»

Воспитатель:

Снежная Королева сделала нам подарок (показываю лёд). Наблюдаем за таянием

льда и его превращением в воду. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему

лёд тает? А теперь вытрите руки салфетками. Какими стали салфетки?

Ответы детей: Влажными.

Вывод детей: лёд – твердая вода.

Опыт № 5 «Газообразная вода – пар»

Цель: Подвести детей к пониманию трёх состояний воды.

Беру стакан с горячей водой и накрываю стеклом. Дети наблюдают. Показываю стекло. Что вы

видите на стекле?

Ответ: Образовались капли воды.

Вывод: вода может превратиться в пар.

Рефлексия.

Воспитатель:

Ребята, чем мы сегодня занимались? (ответы детей)

Понравилось ли вам заниматься в лаборатории? (ответы детей)

Что показалось вам самым интересным? (ответы детей)

Мальчик (герой): Как интересно у вас. Мне очень стыдно, что я не дружил с водой!

Воспитатель: Я очень рада, что ты будешь дружить с водой.

Ребята, дома с родителями поэкспериментируйте: создайте «цветную ледяную мозаику». Для этого

вам необходимо выполнить задание, изложенное на этом листе. Детям раздаются листы с

инструкциями.

Приложение №1. Инструкция по изготовлению «Цветной ледяной мозаики».

1.

Налить в стакан воды.

2.

Красками покрасить воду (выбираем количество по желанию).

3.

Залить формочки цветной водой.

4.

Поставить в холодильник.

5.

Утром принести в детский сад.

Примечание: Не забудьте, что ваша «Цветная ледяная мозаика» может превратиться в обычную

цветную воду.

Воспитатель:

Благодарит детей за участие в опытно-экспериментальной деятельности. Вручает

значки «Юный исследователь».

Физкультминутка:

«К речке быстрой».

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперёд, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе –раз, это брасс.

(круги двумя руками вперёд)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперёд поочерёдно)

Все, как один, плывём как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправимся домой.



В раздел образования