Автор: Щелкунова Ольга Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад 23
Населённый пункт: город Ржев
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Занятие по экономике в старшей группе: «Как деньги попадают к нам в дом»
Раздел: дошкольное образование
Занятие по экономике в старшей группе
«Как деньги попадают
к нам в дом»
(виды доходов)
Воспитатель: Щелкунова О. Ю.
Задачи:
познакомить детей с новыми экономическими понятиями «доход»,
«основные и дополнительные доходы», «заработная плата»; подвести к
осознанию: чтобы у человека были деньги, ему нужно трудиться.
Усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов
(основные и дополнительные). Развивать речь, память, мышление.
Воспитывать уважение к труду взрослых
Оборудование
: цветок ромашки, на лепестках которой условно
изображены результаты труда людей разных профессий, рисунки-схемы
семейного дохода, выполненные детьми совместно с родителями; рисунки с
изображением сказок (Золушка, Кот в сапогах, Лисичка-сестричка, Наф-Наф,
Буратино, Золотая Рыбка, Емеля и т.д.), книга сказок
Ход занятия:
1. Воспитатель:
- Дети, давайте возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее
настроение.
Как хорошо на свете жить! (руки вверх)
Как хорошо уметь дружить! (руки в центр)
Как хорошо, что есть друзья! (качаем руками)
Как хорошо, что есть и я! (руки к себе)
- Послушайте стихотворение и скажите о чем оно.
Нужно сшить – зови портного,
Модельера пригласи.
Хочешь есть – поможет повар,
Блюдо у него проси.
Если хочешь быть красивым,
К парикмахеру иди.
Украшение на праздник
Ювелиру закажи.
Часовщик часы починит,
Врач больного исцелит,
Словно доктор «Айболит».
Почту вовремя доставит
Самый быстрый почтальон.
И таксист домчит вас быстро,
Все дороги знает он.
Чтобы людям всем помочь,
Трудятся они и день, и ночь.
- О чем это стихотворение? (о профессиях).
Предлагаю поиграть в игру «Назови профессии»
У меня в руке цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены
результаты труда людей разных профессий. Вы, отрывая лепесток, называете
профессию.
Картина - художник, платье – портной, дом – строитель, хлеб – пекарь, книга –
писатель, фотографии – фотограф, мебель – столяр, пирог – повар, мед –
пчеловод.
- А что такое профессия? (Профессия – это основное занятие, которому
человек обучен).
- А все ли вы знаете, кем работают ваши родители?
- Как вы думаете, зачем ваши родители ходят на работу?(ответы детей).
- Что получают они за работу? (Ответы детей)
Воспитатель. Заработная плата – это деньги, которые работник получает в
обмен за свой труд. Это оплата труда за месяц или за день, или за неделю. Она
зависит от количества и качества труда, затраченного работником.
- Как вы думаете, легко ли получить заработную плату? (тяжело, надо много
работать)
- Дети, вы знаете много сказок, в которых рассказывается о трудолюбивых и
ленивых героях, а в этом нам поможет книга сказок. Назовите эти сказки.
(«Морозко», «Золушка», «Три поросенка», «Крошечка – Хаврошечка»,
«Двенадцать месяцев» и др.).
(Дети по картинкам определяют название сказки и называют трудолюбивых и
ленивых героев)
Воспитатель. В основе жизни любого человека лежит труд. Чтобы человек мог
иметь все необходимое для жизни, он должен трудиться.
Лень человека портит. Без труда человек заболеет.Если человек будет хорошо
трудиться, то у него будет: и еда, и одежда, и все необходимое в жизни. В
труде человек воспитывается, учится преодолевать трудности, быть
настойчивым, доводить начатое дело до конца, развивает свои умения,
добивается своих целей. Русский народ приучал детей к труду с раннего
детства. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы.
Послушайте пословицы и объясните, как вы понимайте их смысл.
«Хочешь есть калачи, не сиди на печи»(Если человек желает жить в
достатке, ему необходимо хорошо работать)
Труд человека кормит, а лень портит(Если человек постоянно ленится, из
этого ничего хорошего не получается.Но, если человек будет трудиться, тогда
он будет счастливым и богатым)
По труду и оплата (Как человек относиться к работе, такой он получает
итог. Если он постарался и выполнил работу хорошо, то и результат будет
хорошим. Если работа выполнена плохо, неправильно, то и результат в
итоге получится плохой)
Воспитатель.Невозможно что-то получить, если не работать.
Физкультминутка:
Мы бежали по дорожке
Бег на месте
Вдруг порвались босоножки
Один громкий хлопок в ладоши
Что же делать? Как нам быть?
Разводят руки в стороны
Где же обувь нам добыть?
Обнять щечки ладошками
Будем туфли покупать,
Потопать ногами на месте
Станем денежки считать
Потереть руки
Один рубль, два, три, четыре
Хлопки
Вот и туфельки купили.
Выставляют поочередно ноги
вперед
(На доске выкладывается картинка «Доход семьи»: заработная плата
родителей, пенсия бабушки и дедушки, стипендия старшей сестры или
брата, которые учатся).
Воспитатель.
- Кто нарисованы на картинке? (Мама, папа, бабушка, дедушка, сестра и брат).
- Как вы думайте, чем занимается каждый из них? (Папа – полицейский, мама –
учитель.Бабушка и дедушка не работают, они на пенсии, старшая сестра –
студентка, младший брат ходит в школу).
- Кто их них получает зарплату? (Папа и мама)
- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже на заслуженном отдыхе. Что они
получают? (пенсию).
- Правильно. Пенсию платят пожилым людям за их многолетний труд в
молодости.
- Мы уже сказали, что сестра студентка. Она хорошо учится и получает за свои
успехи в учебе стипендию.
- Все деньги, которые получают члены семьи складывают в копилку. Вот так
получается доход семьи.
Доход – это материальные ценности или средства, полученные нами в
результате какой-либо деятельности.
- Откуда получается доход вашей семьи? (ответы детей).
- А доходы в каждой семье одинаковые? От чего это зависит? (От количества
членов семьи, от их возраста, от их профессий).
Доходы бывают основные: заработная плата родителей, пенсия бабушки и
дедушки, стипендия.
Дополнительные доходы: сбор ягод, грибов, работа в саду или на огороде,
(часть урожая, если продать, можно получить дополнительный доход),премия
родителей за хорошую работу, выигрыш в лотерею, денежный подарок на
день рождение.
Игра «Какие бывают доходы?»
(У детей на столах лежат рисунки-схемы семейного дохода, выполненные
совместно с родителями.Дети рассматривают карточки, называют
деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и
дополнительные доходы).
Итог занятия.
- Мы сегодня узнали много интересного из мира экономики. Отгадайте загадки
о том, о чем мы с вами беседовали.
1). И врачу, и акробату
Выдают за труд … (зарплату).
2). Коль трудился целый год
Будет кругленьким … (доход).