Напоминание

Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога


Автор: Турапина Елена Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ №11 "Родничок"
Населённый пункт: город Тихорецк, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога
Раздел: дошкольное образование





Назад




Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога

Педагог-психолог МБДОУ № 11

«Родничок» г.Тихорецка

Турапина Елена Анатольев

Эмоциональное выгорание педагогов

ДОО - актуальная проблема

дошкольного образования. Постоянное общение с детьми, родителями,

коллегами, напряженный график работы, личные особенности человека,

семейное положение, внутренние конфликты – это далеко не полный

перечень

причин

усталости,

апатии,

напряжения,

ухудшения

психологического и соматического состояния здоровья педагогов.

Одними из действенных инструментов в арсенале педагога-психолога

при

работе

по

профилактике

эмоционального

выгорания

являются

метафорические ассоциативные карты (МАК).

По своему содержанию карты - это метафорическое пространство, на

которое человек проецирует себя и свой внутренний мир (переживания,

чувства, актуальные потребности и пр.) Одна и та же картинка вызывает

совершенно разные образы у разных людей, поскольку каждый пропускает её

через призму своих актуальных переживаний. Более того, один и тот же

человек в

разные периоды жизни, находясь в разных эмоциональных

состояниях, может совершенно по-разному интерпретировать одну и туже

карту. Таким образом, описывая карту, клиент рассказывает о себе и своей

жизни.

Далее представлен неполный перечень МАК для применения в работе

педагога-психолога.

-Универсальные – работают с широким кругом запросов (Эмоции судьбы,

Дерево как символ человека, Возможности и ограничения, Кто же Я?, Про

тебя,

Метафора

женской

идентичности

и

др.)

-Ресурсные (Большая Маленькая Я, Моя женская миссия, Жизнь как чудо,

Маленькие радости, Источник, Возраст счастья, Она, Ресурсы и др.)

-Семейные (Семейные ценности, Семейные истории, Возраст счастья, Дом,

Мастерская семейных историй, Между нами, Мастерская отношений и др.)

-Для работы с травмой и страхами

(Кнуты и пряники, Из сундука

прошлого, Темная сторона, Истоки, Аллегории, Мемори, Тинейджеры и др.

При

выборе

карт

каждый

специалист

опирается

на

свой

профессиональный опыт, интуицию и запрос клиента.

Карты полностью соответствуют требованию –«лучше один раз увидеть,

чем сто раз услышать». Часто, излагая о своих внутренних переживаниях,

возникает ощущение незащищенности и опасности. Карты позволяют

говорить не о личном, а об иллюстрированном сюжете. Не обязательно

буквально интерпретировать карты. Изображение может рассматриваться,

как символ или метафора. Выражение лица человека на карте метафорически

говорит об определенных чувствах или отношениях, сама эта карта может

быть не связана с конкретным человеком. У карт нет определенных

значений. Каждый определяет для себя уникальный смысл карты.

Работа с МАК – это ассоциативный процесс, а не соревнование. Здесь не

существует твердых правил, поэтому отсутствуют понятия «верно» или «не

верно».

Сюжеты

достаточно

просты.

Рассказывать

историю

карты

необходимо с позиции настоящего и вопросы должны быть простыми- что

вы видите на картинке, какие чувства у вас вызывает этот образ, где в теле

«отзывается» это чувство и т.д. Карты представляют полную свободу

ассоциациям. Карты можно использовать в комбинации друг с другом.

Например, колоду «Я и все-все-все» с колодой «Ресурсы», а колоду «Дерево

как образ человека» с колодой «Пути-дороги» и т.д.

(Сессия – встреча, занятие. Клиент – педагог, родитель, ребенок. ВО – в

открытую. ВЗ – в закрытую.)

Примеры групповой и индивидуальной работы с МАК

На

групповом

мастер-классе

по

профилактике

эмоционального

выгорания педагогам было предложено упражнение с применением колоды

МАК «Я и все-все-все».

Инструкция: Сейчас вы внимательно рассмотрите эти картинки и

выберите из колоды ВО 1-2 карты, которые

напомнят вам какие-либо

приятные события из вашего детства, важных людей, которые помогали или

поддерживали вас в трудные минуты. Педагоги делились впечатлениями,

рассказывая о своих выборах.

Следует заметить, что работа с МАК может быть очень эмоциональной

и энергозатратной, поэтому у психолога всегда в арсенале должна быть вода

и одноразовые стаканчики, а также бумажные салфетки. Если человек не

готов (выбирать, отвечать, рассказывать), то существует правило «СТОП»

(один из пунктов правил работы группы). Нужно очень бережно относиться к

чувствам и переживаниям клиента.

Затем группе была предложена колода

«Ресурсы»

и выполнено

упражнение «Все, что радует».

Инструкция: Подумайте и выберите несколько способов, ресурсов

(Ваших личных) поднятия своего настроения, снятия напряжения, снижения

стрессового состояния. Что вас радует? Какие звуки, мелодии? Какие

образы? Какие действия? Какие ощущения? Поделитесь с нами тем, что

помогает Вам восстановиться после трудного дня, стресса или напряженной

недели? Эти способы у многих могут быть различными, а могут и повторять

друг друга.

Например: меня радует и успокаивает посещение бани, поездка в горы,

встреча с друзьями, общение с детьми, внуками, танцы, хороший фильм и

т.д.

Участники ВО выбирали карты и по очереди рассказывали о выбранных

ресурсах.

Преимущество групповой работы:

ощутить сходство с другими людьми (присоединение);

осознать свою индивидуальность (свои отличия от других);

получить обратную связь от коллег и выразить им свое отношение;

получить опыт сотрудничества, совместной деятельности, совместного

принятия решений.

В индивидуальной работе можно предложить метафорические карты

«Дерево как образ человека».

Цель: самовосприятие, образ Я, самооценка, образы других значимых

людей, ситуаций и т.д.

На данной сессии рассматривался вопрос внутреннего конфликта,

связанного с семейными отношениями.

Инструкция: В открытую выберите фотокарточки с деревьями, образ

которых совпадает с образами самого человека и членов его семьи.

Попросив клиента выбрать карточку с изображением дерева, которая

представляет его на данный момент, мы даем ему возможность подумать о

том, каким он себя видит: сильным или слабым, здоровым и цветущим или

сломленным и увядающим.

Начав

беседу,

можно

увидеть,

ситуативно

или

устойчиво

его

самовосприятие, вызвано ли оно временной эмоцией или сопровождает его

уже длительное время. Вглядевшись в карточку, клиент отвечает на вопросы:

какое время года соответствует его видению себя и других? Какие корни у

деревьев, которые он выбрал? Куда устремлены ветви? Насколько объемен

или тонок ствол и насколько он защищен корой? Что бы добавил или убрал

из картины клиент и какими словами охарактеризовал каждую карточку?

Происходила сильная внутренняя проработка личной проблемы, затем

из

набора

психологических

карт

Татьяны

Зинкевич-Евстигнеевой

«Сокровищница жизненных сил» в закрытую была выбрана карта «Силы

мужества» и девиз «Сосредоточьтесь на решении тех задач, что вам по

силам».

Следующий пример индивидуальной сессии-работа с МАК «Она».

Комплект карт «Она» решен в позитивном ключе: в нем нет сюжетов,

которые однозначно трактовались бы как негативные, драматичные. Тем не

менее они позволяют проецировать и прорабатывать достаточно серьезные

межличностные и внутриличностные проблемы.

Клиенту было предложено упражнение «Я вчера, сегодня и завтра» или

можно перефразировать, назвав его «История со счастливым концом».

ВО выбирались три карты (я в детстве, я в настоящем, я в будущем).

Затем были заданы вопросы: Опишите эти карты. Что изображено на них?

Какие чувства вы испытываете, глядя на каждую карту? Где это чувство

откликается в вашем теле? Чем карты похожи друг на друга? Что их

отличает? Какая карта интуитивно вам ближе? Чем бы вы могли дополнить

каждую карту? Что бы вы могли сказать (или посоветовать) каждому

персонажу выбранных карт?

Затем из набора психологических открыток «Время мудрее всего, ибо

оно раскрывает все» ВЗ выбиралась открытка, которая стала актуальным

ресурсом для клиента. Например, на одной из сторон выбранной открытки

написано «В ближайшие сутки у вас есть 1440 минут, чтобы сказать

близкому человеку о том, как он вам дорог».

На этой же открытке клиент зачитывал притчу. Затем последовало

совместное обсуждение прочитанного.

Таким образом, карты можно использовать как угодно, главное в работе

– не забывать про творчество и развивать интуицию. Карты просты и

доступны в применении. Известно, что левое полушарие мыслит логически, а

правое полушарие мыслит образно. МАК хороши тем, что уходит

необходимость правильно и хорошо излагать свои ощущения и мысли. Не

нужно тратить на это энергию и время, в картах это уже все отображено.

Используя карты, всегда можно предложить готовый визуальный образ,

который исключает необходимость подбора слов и формулировок для

наиболее точного описания.

Метафорические

ассоциативные

карты

прекрасный инструмент в руках педагога-психолога, позволяющий бережно

и грамотно подводить клиента к решению многих личных проблем.



В раздел образования