Автор: Голобурдо Мария Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №167
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: Статья
Тема: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Голобурдо Мария Юрьевна,
воспитатель МАДОУ № 167,
Россия, г.Красноярск
Особое значение для развития личности детей дошкольного возраста имеет
усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
С раннего возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что
человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Поэтому важно научить
ребёнка беречь природу. Началом формирования экологической направленности личности
по праву можно считать дошкольное детство, потому что именно в этот период
закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности,
развивается интерес к природе и проблемам её охраны, вырабатываются навыки
культурного поведения в природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления,
которые надолго остаются в памяти человека.
Экологическое воспитание дошкольников – непрерывный процесс, который
направлен на формирование у детей экологической культуры.
Занятия в сфере экологического образования дошкольников очень важны, так как
выполняют совершенно определенную и важную функцию: чувственные представления
детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы — расширены,
углублены, объединены, систематизированы. В детском саду детей ознакамливают с
природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе
приобретенных знаний у детей формируются такие качества, как реалистическое
понимание явлений природы, навыки бережного отношения к ней и ко всему живому,
любознательность, умение наблюдать, логически мыслить.
Существует три типа экологических занятий:
1.
Занятия первично-ознакомительного типа.
2.
Занятия углубленно-познавательного типа.
3.
Занятия обобщающего типа.
Занятия первично-ознакомительного типа имеют место во всех возрастных
группах. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных,
растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем
природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения.
Занятия углубленно-познавательного типа строятся на разнообразных конкретных
знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами
природы из непосредственного окружения. На этих занятиях дети узнают, как связаны
между собой флора и фауна, и внешняя среда, в которой они нуждаются. Формируется
представление о зависимостях, закономерных явлениях в жизни растений и животных,
связанных с использованием новых методов обучения, в том числе наглядных, практиче-
ских.
К
ним
относятся
длительное
наблюдение
(цикл),
элементарное
экспериментирование с объектами природы, демонстрация моделей, вскрывающих связи
растений и животных с внешней средой, целенаправленная, логично построенная беседа,
подводящая детей к пониманию причинных связей в природе.
Таким образом, формирование начал экологической культуры – это становление
осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее
многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим на
основе ее богатств материальные или духовные ценности.
Существуют различные методы экологического образования дошкольников,
например, исследовательская деятельность – это совместная деятельность взрослого и
ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе
учебной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, то есть в процессе познания
мира.
Проведение опытов – в них проявляется сознательная деятельность детей,
направленная на лучшее познание природы, выявление зависимостей и связей между
предметами и явлениями, между деятельностью людей и состоянием природы; опыты
оказывают положительное влияние на развитие логического мышления дошкольников,
т.к. им необходимо обнаружить и объяснить причину изменения объекта. Дети учатся
анализировать имеющиеся данные, высказывать суждения, выбирать способ решения
задачи; у детей развиваются наблюдательность, пытливость, познавательные интересы.
Кроме того, опыты способствуют развитию речи, так как детям надо довольно четко и
понятно для окружающих формулировать свои вопросы, суждения, выводы. При
проведении опытов ребенок получает знания не как готовый факт, а как результат,
приобретенный в процессе деятельности.
Классификация опытов:
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
– опыты с объектами неживой природы;
– опыты с растениями;
– опыты с животными;
– опыты, объектом которых является человек.
2. По месту проведения опытов:
– в групповой комнате;
– на участке;
– в лесу, на поле и т.д.
3. По количеству детей:
– индивидуальные (1–4 ребенка);
– групповые (5–10 детей);
– коллективные (вся группа).
4. По причине проведения:
– случайные;
– запланированные;
– поставленные в ответ на вопрос ребенка.
5. По характеру включения в педагогический процесс:
– эпизодические (проводимые от случая к случаю);
– систематические.
6. По продолжительности:
– кратковременные (5–10 минут);
– длительные.
7. По месту в цикле:
– первичные;
– повторные;
– заключительные и итоговые.
8. По характеру мыслительных операций:
– констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно
состояние объекта или одно явление вне связи с другими
объектами и явлениями);
– сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса
или отметить изменения в состоянии объекта);
– обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются
общие закономерности процесса, изучаемого ранее по
отдельным этапам).
9. По способу применения в групповой комнате:
– демонстрационные (при которых в группе имеется всего
один объект, находящийся в руках педагога). Воспитатель
сам проводит опыт (демонстрирует его), а дети следят за
ходом и результатами;
– фронтальные (у детей на столах имеется раздаточный
материал для экспериментирования).
При проведении опытов работа строится на следующих этапах:
I этап. Подготовительный. Его цель: вызвать у детей интерес к предстоящей
деятельности.
II этап. Начало опыта. Его цель: направить произвольное внимание детей и
сосредоточить его на объекте, поддержать интерес
III этап. Основной. Цель: формирование реалистических представлений у
дошкольников на основании организации элементарного опыта.
IV этап. Заключительный. Цель: подведение итогов, формулировка выводов.
Воспитатель возвращается к высказанным дошкольниками гипотезам, определяет их
правильность, подводит ребят к формулированию окончательных выводов.
Таким образом, формирование экологического сознания, экологической культуры
—
это
длительный
процесс,
началом
которого
является
дошкольное
детство.
Формирование начал экологической культуры – это становление осознанного и
правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к
людям, окружающим и созидающим ее.
Продуманная
организация
обучения,
прогулок,
специальных
наблюдений,
проведение опытов, разнообразие других форм работы развивает у детей мышление,
способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать
большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием
взрослого, ребенок обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное
отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Поэтому работа по экологическому воспитанию должна начинаться с раннего
возраста и, усложняясь, проводиться самым серьезным образом на протяжении всего
дошкольного
детства.
Систематическая
работа
по
экологическому
воспитанию
дошкольников поможет вырастить поколение сознательных граждан, понимающих свое
место и роль в природе.
Список использованных источников
1.
Методика экологического воспитания дошкольников Николаева С.Н. Методика
экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб.
заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
2.
О,В.
Дыбина,
Н.П.
Рахманова,
В.В.
Щетинина
Неизведанное рядом.
Занимательные опыты и эксперименты. для дошкольников. Творческий Центр “Сфера”.
Москва 2002.