Напоминание

"Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"


Автор: Голобурдо Мария Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №167
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: Статья
Тема: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Голобурдо Мария Юрьевна,

воспитатель МАДОУ № 167,

Россия, г.Красноярск

Особое значение для развития личности детей дошкольного возраста имеет

усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

С раннего возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что

человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Поэтому важно научить

ребёнка беречь природу. Началом формирования экологической направленности личности

по праву можно считать дошкольное детство, потому что именно в этот период

закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности,

развивается интерес к природе и проблемам её охраны, вырабатываются навыки

культурного поведения в природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления,

которые надолго остаются в памяти человека.

Экологическое воспитание дошкольников – непрерывный процесс, который

направлен на формирование у детей экологической культуры.

Занятия в сфере экологического образования дошкольников очень важны, так как

выполняют совершенно определенную и важную функцию: чувственные представления

детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы — расширены,

углублены, объединены, систематизированы. В детском саду детей ознакамливают с

природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе

приобретенных знаний у детей формируются такие качества, как реалистическое

понимание явлений природы, навыки бережного отношения к ней и ко всему живому,

любознательность, умение наблюдать, логически мыслить.

Существует три типа экологических занятий:

1.

Занятия первично-ознакомительного типа.

2.

Занятия углубленно-познавательного типа.

3.

Занятия обобщающего типа.

Занятия первично-ознакомительного типа имеют место во всех возрастных

группах. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных,

растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем

природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения.

Занятия углубленно-познавательного типа строятся на разнообразных конкретных

знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами

природы из непосредственного окружения. На этих занятиях дети узнают, как связаны

между собой флора и фауна, и внешняя среда, в которой они нуждаются. Формируется

представление о зависимостях, закономерных явлениях в жизни растений и животных,

связанных с использованием новых методов обучения, в том числе наглядных, практиче-

ских.

К

ним

относятся

длительное

наблюдение

(цикл),

элементарное

экспериментирование с объектами природы, демонстрация моделей, вскрывающих связи

растений и животных с внешней средой, целенаправленная, логично построенная беседа,

подводящая детей к пониманию причинных связей в природе.

Таким образом, формирование начал экологической культуры – это становление

осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее

многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим на

основе ее богатств материальные или духовные ценности.

Существуют различные методы экологического образования дошкольников,

например, исследовательская деятельность – это совместная деятельность взрослого и

ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе

учебной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, то есть в процессе познания

мира.

Проведение опытов – в них проявляется сознательная деятельность детей,

направленная на лучшее познание природы, выявление зависимостей и связей между

предметами и явлениями, между деятельностью людей и состоянием природы; опыты

оказывают положительное влияние на развитие логического мышления дошкольников,

т.к. им необходимо обнаружить и объяснить причину изменения объекта. Дети учатся

анализировать имеющиеся данные, высказывать суждения, выбирать способ решения

задачи; у детей развиваются наблюдательность, пытливость, познавательные интересы.

Кроме того, опыты способствуют развитию речи, так как детям надо довольно четко и

понятно для окружающих формулировать свои вопросы, суждения, выводы. При

проведении опытов ребенок получает знания не как готовый факт, а как результат,

приобретенный в процессе деятельности.

Классификация опытов:

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

– опыты с объектами неживой природы;

– опыты с растениями;

– опыты с животными;

– опыты, объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов:

– в групповой комнате;

– на участке;

– в лесу, на поле и т.д.

3. По количеству детей:

– индивидуальные (1–4 ребенка);

– групповые (5–10 детей);

– коллективные (вся группа).

4. По причине проведения:

– случайные;

– запланированные;

– поставленные в ответ на вопрос ребенка.

5. По характеру включения в педагогический процесс:

– эпизодические (проводимые от случая к случаю);

– систематические.

6. По продолжительности:

– кратковременные (5–10 минут);

– длительные.

7. По месту в цикле:

– первичные;

– повторные;

– заключительные и итоговые.

8. По характеру мыслительных операций:

– констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно

состояние объекта или одно явление вне связи с другими

объектами и явлениями);

– сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса

или отметить изменения в состоянии объекта);

– обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются

общие закономерности процесса, изучаемого ранее по

отдельным этапам).

9. По способу применения в групповой комнате:

– демонстрационные (при которых в группе имеется всего

один объект, находящийся в руках педагога). Воспитатель

сам проводит опыт (демонстрирует его), а дети следят за

ходом и результатами;

– фронтальные (у детей на столах имеется раздаточный

материал для экспериментирования).

При проведении опытов работа строится на следующих этапах:

I этап. Подготовительный. Его цель: вызвать у детей интерес к предстоящей

деятельности.

II этап. Начало опыта. Его цель: направить произвольное внимание детей и

сосредоточить его на объекте, поддержать интерес

III этап. Основной. Цель: формирование реалистических представлений у

дошкольников на основании организации элементарного опыта.

IV этап. Заключительный. Цель: подведение итогов, формулировка выводов.

Воспитатель возвращается к высказанным дошкольниками гипотезам, определяет их

правильность, подводит ребят к формулированию окончательных выводов.

Таким образом, формирование экологического сознания, экологической культуры

это

длительный

процесс,

началом

которого

является

дошкольное

детство.

Формирование начал экологической культуры – это становление осознанного и

правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к

людям, окружающим и созидающим ее.

Продуманная

организация

обучения,

прогулок,

специальных

наблюдений,

проведение опытов, разнообразие других форм работы развивает у детей мышление,

способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать

большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием

взрослого, ребенок обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное

отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Поэтому работа по экологическому воспитанию должна начинаться с раннего

возраста и, усложняясь, проводиться самым серьезным образом на протяжении всего

дошкольного

детства.

Систематическая

работа

по

экологическому

воспитанию

дошкольников поможет вырастить поколение сознательных граждан, понимающих свое

место и роль в природе.

Список использованных источников

1.

Методика экологического воспитания дошкольников Николаева С.Н. Методика

экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб.

заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.

2.

О,В.

Дыбина,

Н.П.

Рахманова,

В.В.

Щетинина

Неизведанное рядом.

Занимательные опыты и эксперименты. для дошкольников. Творческий Центр “Сфера”.

Москва 2002.



В раздел образования