Автор: Видманкина Любовь Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №32 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Приобщение детей к традициям мордовского народа».
Раздел: дошкольное образование
Видманкина Любовь Павловна,
воспитатель высшей квалификационной категории
МДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида» (Саранск)
Консультация для родителей
«Приобщение детей к традициям мордовского народа».
Необходимость
приобщения
дошкольников
к
национальной
культуре
трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое,
также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети
должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и
традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать
в возрождении национальной культуры; реализовать себя, как личность
любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой:
мордовские народные танцы, в которых дети черпают мордовские нравы,
обычаи и свободы творчества в мордовской пляске, или устный народный
фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки. В современных условиях
модернизации
дошкольного
образования
особое
внимание
уделяется
совершенствованию педагогического процесса и повышению развивающего
эффекта образовательной работы с детьми, обеспечивающей творческую
деятельность каждого ребёнка. Важной задачей дошкольного образовательного
учреждения становится создание условий для наиболее полного раскрытия всех
задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей. Задача
решается на основе использования разных методов и средств активизации
целенаправленной деятельности художественно - эстетического воспитания
детей, обеспечивающих развитие творческих способностей детей, базовых
культурно - эстетических и этических качеств его личности, а также социальное
развитие
ребёнка.
С первых лет жизни ребенка приобщают к культуре, общечеловеческим
ценностям, помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма,
формируют
основы
самосознания
и
индивидуальности.
Проанализировав
уровень
воспитанности
детей,
педагоги
дошкольного
учреждения пришли к выводу, что у детей недостаточно формируются
нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине, к традициям
мордовской народной культуры. Данные исследования помогли разработать
план - программу, основанную по приобщению детей к национальной культуре
в
соответствии
с
лучшими
традициями
педагогики.
Программное обеспечение МДОУ включает в учебно – образовательный
процесс парциальные программы, посредством которых прививается у детей
любовь
к
традициям
русской
народной
культуры. В
ряде
психолого-
педагогических
исследований
подтверждалось,
что
приобщение
детей
к
народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему
гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического,
нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.
Давайте постараемся разобраться, что такое народные традиции, что можно к
ним отнести.
Слово «традиция» (от латинского traditio-передача) означает исторически
сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки,
правила поведения.
Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и
духовные ценности), процесс социального наследования, его способы. В
качестве традиции выступают определённые общественные установки, нормы
поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т.д.
Народные
традиции
способствуют
выработке
мировоззрения,
предполагающего как усвоения опыта старших поколений, так и превращение
его в руководство практической деятельностью.
Мордовские народные традиции открывают огромные возможности для детей,
давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они
помогают
выработать
способность
управлять
собственными
действиями,
переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других
людей, требованиями общественного долга.
К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В
качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все
компоненты
народной
культуры: фольклор,
песни,
сказки,
пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание
воспитание и обучение детей, основные нравственные правила и идеалы,
понимание добра и зла, нормы общения и религию, предания и поверья;
описывают историю народа в виде летописей и устного творчества.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон
веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои,
представления о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими,
выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой,
творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра
всегда была естественным спутником жизни ребёнка, источником радостных
эмоций, обладающим великой воспитательной силой.
Дети любят весёлые считалки, жеребьёвки, сопровождающие игры. Иногда
считалки
полностью
состоят
из
бессмысленных
слов
и
созвучий.
Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора
–
старшее
поколение
пользовалось
«тайным
счётом»
вследствие
существовавших запретов считать убитую дичь, куриные яйца, гусей во время
перелёта из-за опасения неудач в охоте и домашнем хозяйстве. Но взрослые
забыли о загадочном счёте, а дети продолжают до настоящего времени
пользоваться им в считалках.
Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребёнка важное место.
Благодаря ей дети приучались самостоятельно находить выход из критического
положения,
быстро
принимать
решения
и
осуществлять
их,
проявлять
инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимые им в будущей
жизни. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой
личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в
произведениях русского фольклора. Эта область устного народного творчества
представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики. Слово,
соединённое с музыкой и движением, обладало ещё большей силой. Поэтому
огромную
роль
в
народных
традициях
играли песни,
музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания.
Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а
сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в
реальной жизни.
Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы
то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры,
заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать
под сомнение само существование.