Напоминание

«Приобщение детей к традициям мордовского народа».


Автор: Видманкина Любовь Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №32 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Приобщение детей к традициям мордовского народа».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Видманкина Любовь Павловна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида» (Саранск)

Консультация для родителей

«Приобщение детей к традициям мордовского народа».

Необходимость

приобщения

дошкольников

к

национальной

культуре

трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое,

также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети

должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и

традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать

в возрождении национальной культуры; реализовать себя, как личность

любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой:

мордовские народные танцы, в которых дети черпают мордовские нравы,

обычаи и свободы творчества в мордовской пляске, или устный народный

фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки. В современных условиях

модернизации

дошкольного

образования

особое

внимание

уделяется

совершенствованию педагогического процесса и повышению развивающего

эффекта образовательной работы с детьми, обеспечивающей творческую

деятельность каждого ребёнка. Важной задачей дошкольного образовательного

учреждения становится создание условий для наиболее полного раскрытия всех

задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей. Задача

решается на основе использования разных методов и средств активизации

целенаправленной деятельности художественно - эстетического воспитания

детей, обеспечивающих развитие творческих способностей детей, базовых

культурно - эстетических и этических качеств его личности, а также социальное

развитие

ребёнка.

С первых лет жизни ребенка приобщают к культуре, общечеловеческим

ценностям, помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма,

формируют

основы

самосознания

и

индивидуальности.

Проанализировав

уровень

воспитанности

детей,

педагоги

дошкольного

учреждения пришли к выводу, что у детей недостаточно формируются

нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине, к традициям

мордовской народной культуры. Данные исследования помогли разработать

план - программу, основанную по приобщению детей к национальной культуре

в

соответствии

с

лучшими

традициями

педагогики.

Программное обеспечение МДОУ включает в учебно – образовательный

процесс парциальные программы, посредством которых прививается у детей

любовь

к

традициям

русской

народной

культуры. В

ряде

психолого-

педагогических

исследований

подтверждалось,

что

приобщение

детей

к

народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему

гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического,

нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.

Давайте постараемся разобраться, что такое народные традиции, что можно к

ним отнести.

Слово «традиция» (от латинского traditio-передача) означает исторически

сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки,

правила поведения.

Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и

духовные ценности), процесс социального наследования, его способы. В

качестве традиции выступают определённые общественные установки, нормы

поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т.д.

Народные

традиции

способствуют

выработке

мировоззрения,

предполагающего как усвоения опыта старших поколений, так и превращение

его в руководство практической деятельностью.

Мордовские народные традиции открывают огромные возможности для детей,

давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они

помогают

выработать

способность

управлять

собственными

действиями,

переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других

людей, требованиями общественного долга.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В

качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все

компоненты

народной

культуры: фольклор,

песни,

сказки,

пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание

воспитание и обучение детей, основные нравственные правила и идеалы,

понимание добра и зла, нормы общения и религию, предания и поверья;

описывают историю народа в виде летописей и устного творчества.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон

веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои,

представления о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими,

выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой,

творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра

всегда была естественным спутником жизни ребёнка, источником радостных

эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

Дети любят весёлые считалки, жеребьёвки, сопровождающие игры. Иногда

считалки

полностью

состоят

из

бессмысленных

слов

и

созвучий.

Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора

старшее

поколение

пользовалось

«тайным

счётом»

вследствие

существовавших запретов считать убитую дичь, куриные яйца, гусей во время

перелёта из-за опасения неудач в охоте и домашнем хозяйстве. Но взрослые

забыли о загадочном счёте, а дети продолжают до настоящего времени

пользоваться им в считалках.

Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребёнка важное место.

Благодаря ей дети приучались самостоятельно находить выход из критического

положения,

быстро

принимать

решения

и

осуществлять

их,

проявлять

инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимые им в будущей

жизни. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой

личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в

произведениях русского фольклора. Эта область устного народного творчества

представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики. Слово,

соединённое с музыкой и движением, обладало ещё большей силой. Поэтому

огромную

роль

в

народных

традициях

играли песни,

музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания.

Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а

сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в

реальной жизни.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы

то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры,

заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать

под сомнение само существование.



В раздел образования