Автор: Архангельская Людмила Виталиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №14 "Рябинушка " г. Людиново Калужской области
Населённый пункт: город Людиново Калужской области
Наименование материала: статья
Тема: "Применение современных технологий в развитии математических способностей дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 14 «Рябинушка»
Г. Людиново Калужской области.
«Применение современных технологий
В математическом развитии
дошкольников».
Автор : воспитатель
Архангельская Людмила Виталиевна.
2024 г.
1
Содержание.
Введение………………………………………………………………………………...2
Технологии математического развития дошкольников.
1.Проблемно-игровая технология……………………………………………………..3
2. Информационно- коммуникативные технологии…………………………………4
3. Кейс- технологии ……………………………………………………………………5
4. АМО ………………………………………………………………………………….6
5. ТРИЗ……………………………………………….…………………………………7
6. Эвристическая технология…………………………………………………………8
7. Скрайбинг…………………………………………………………………………… 9
Заключение ……………………………………………………………………………..9
Список используемой литературы……………………………………………………10
Введение.
Формирование элементарных математических представлений – это одно из основных средств
умственного развития ребенка, познания и восприятия окружающего мира. Именно в
дошкольном возрасте складывается умение абстрактно мыслить, анализировать, делать
умозаключения.
Сначала у детей математические представления малы, но по мере взросления происходит
значительное расширение, углубление и обобщение математических знаний.
Согласно Концепции развития математического образования в РФ от 24.12.2013 №2506-р,
качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в
современном обществе.
Целью Концепции является выход российского математического образования на лидирующее
положение в мире.
Основным направлением реализации Концепции на уровне дошкольного образования
является создание условий для освоения дошкольниками первичных математических
представлений и образов, используемых в жизни.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется стремительным
внедрением различных инновационных технологий в практику работы детских садов, что
позволяет сделать процесс воспитания ребенка более эффективным и результативным.
2
ФГОС ДО требует радикальных изменений во взаимодействии взрослых и детьми. Важным
отличием является то, что воспитатель теперь выполняет роль не наставника, а соучастника
процесса, партнера. Это позволяет воспитаннику чувствовать себя более свободным, что
приводит к большей творческой активности.
Цель данной работы: изучение современных технологий математического развития
дошкольников.
Задачи:
-повысить свой профессиональный уровень самообразования, изучив современные технологии;
-определить эффективность современных технологий применительно к математическому
развитию дошкольников.
Технологии математического развития дошкольников.
1.Проблемно-игровая технология.
Одной из современных технологий логико – математического развития дошкольников
является проблемно- игровая технология. Это технология развития, при реализации которой
ребенок стремится к активной деятельности. Главным компонентом проблемно- игровой
технологии является поиск ребенком способа достижения результата, руководствуясь личными
размышлениями , ведущими к результату.
Проблемно- игровая технология включает в себя логико- математические игры или занятия,
проблемные ситуации, логические и математические игры, экспериментирование и
исследовательскую деятельность, творческие задачи, вопросы, ситуации.
Современные логические и математические игры разнообразны. Благодаря им у ребенка
развивается мышление и сообразительность, смекалка, развивается речь. Он овладевает
способы познания.
Например,
- дидактические игры: «Назови пропущенное число», «Живые числа», «Встань на свое место» и
др.;
- настольно- печатные и настольные игры: « Цвет и форма», «Сосчитай», «Логический поезд» и
др.;
- объемное проектирование: «Кубики для всех», «Геометрический конструктор» и др.;
- плоскостное моделирование: «Танграм», «Сфинкс» и т.п.;
- «Форма и цвет»: «Сложи узор», «Подбери фигуру», «Цветное панно» и др.;
- составление целого из частей: «Сложи квадрат (круг, прямоугольник и т.д.), «Шахматная
доска», «Сложи кольцо»и др.;
- игры-забавы, головоломки: лабиринты, пазлы, мозаики и пр.
В процессе игр у ребенка развивается устойчивое внимание, выдержка. Просто играя, ребенок
развивает свое логическое мышление, учится планировать каждый ход, соблюдать правила
игры.
Суть проблемной ситуации – это способ развития творческих способностей ребенка. В
проблемной ситуации всегда складывается обстановка портебности в новых знаниях. При этом
происходит совместная со взрослыми деятельность детей происходит освоение новых навыков
и познаний. Что влияет на развитие способностей, воображения, мышления, интеллектуальных
эмоций.
3
Структурными компонентами проблемной ситуации являются : проблемные вопросы,
занимательные вопросы, занимательные задачи, задачки- шутки и др.
Логико- математические сюжетные игры учат детей выявлять и абстрагировать свойства,
осваивать операции сравнения, классифицировать и обобщать. Для них характерно наличие
сюжета, действующих лиц, схематизации. Такой комплекс игр предлагает Е.А.Носова на основе
блоков Дьенеша, которые вы можете использовать в работе.
Исследовательская деятельность и экспериментирование направлены на поиск и
приобретение детьми новой информации. Она не задана педагогом, а строится самим
дошкольником, а строится самим дошкольником по мере получения им новых сведений об
объекте.
Для данного вида деятельности необходимо наличие специально созданной предметно-
развивающей среды. Необходимо создание экспериментальных уголков, где должны
находиться различные приборы и материалы, необходимые для решения определенной
проблемы.
Например, «Что плавает, а что тонет?», «Какой песок легче: мокрый или сухой?»,
«Магнитные силы» и др.
Особое место в проблемно- игровой технологии математического развития дошкольников
занимают творческие задачи, вопросы, ситуации. Это одна из самых новых из перечисленных
игровых технологий. Творческие задания могут иметь много решений, но не иметь четкого
алгоритма этого решения.
В процессе решения творческих задач ребенок учится устанавливать разнообразные связи,
выявляет причину по следствию, комбинирует и преобразовывает имеющиеся предметы,
знания и свойства. В ходе умственной работы ребенок получает удовольствие от самого
процесса мышления, творческого процесса и от осознания собственных способностей.
2. Информационно- коммуникативные технологии.
Уже несколько десятилетий компьютер является неотъемлемой частью нашей жизни. ФГОС
ДО тоже отмечает широкое использование в дошкольном образовании компьютерных
технологий как одно из условий успешного образовательного процесса. Из множества
информационно- коммуникативных технологий можно выделить те, которые наиболее широко
используются в дошкольном образовании. Это компьютер и интерактивная доска, магнитофон,
колонка, фотоаппаратура. ИКТ прочно вошли в дошкольное образование. Они активно
используются в различных областях познания детей, в то числе и в формировании у
дошкольников математических представлений.
ИКТ дает огромные возможности для эффективной организации математического развития
дошкольников и имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами обучения.
Так информация, которую мы предъявляем детям, демонстрируется на большом экране в
игровой форме. Это вызывает у воспитанников большой интерес, так как образы понятны и
знакомы детям, а использование движения, звука, анимации еще больше привлекают их
внимание.
Например,
- при решении математических задач дети на экране могут наглядно видеть изображение
участников условий задачи и проследить за действием и увидеть результат
( мальчик Петя имеет 5 яблок, а у девочки Вики ни одного. Петя отдал 2 яблока Вике. Сколько
осталось яблок у Пети?).Это облегчает процесс обучению решения задач на начальном этапе.
4
-интерактивную доску целесообразно использовать для решения задач и примеров с
перемещением предметов, персонажей ( расселить геометрические фигуры по их домам в
соответствии с формой геометрической фигуры и домов).
3. Кейс- технологии.
В дошкольном образовании используются несколько видов кейс- технологий. Это игровое
проектирование6, метод ситуационно- ролевых игр или ролевое проектирование, метод
ситуативного анализа.
Главное предназначение кейс- технологий –развивать способности прорабатывать различные
проблемы и находить их решения, используя для этого имеющиеся знания и опыт, учит
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Так как в основе кейс- технологии лежит анализ какой-то проблемной ситуации, то ее можно
активно применять в формировании математических представлений у дошкольников.
Кейсы, применяемые для математического развития у детей дошкольного возраста,
классифицируются по разным признакам и параметрам:
1.Печатный кейс содержит графики, таблицы, иллюстрации, что делает его более наглядным.
2.Мультимедиа- кейс с применением технического оснащения
3. Видео кейс может содержать аудио- и видео материалы.
Также кейсы различаются по содержанию и организации представленного в них материала в
зависимости от поставленной образовательной цели.
4. Кейсы, обучающие анализу и оценке, в своей основе содержат информацию, которую
необходимо проанализировать и сделать соответствующие выводы.
5. Кейсы, обучающие решению и принятию решений, предусматривают решение на основе
избыточной или недостающей информации.
6.Кейсы, иллюстрирующие проблему и ее решение, чаще всего используется на этапе
знакомства с данной технологией и носит подготовительный характер.
Существует несколько методов кейс- технологий, наиболее пригодных для дошкольников:
-метод инцидентов включает в себя самостоятельный поиск, сбор и анализ информации;
-игровое проектирование – э то процесс создания или совершенствования проектов;
- разбор деловой корреспонденции заключается в отборе иллюстраций, книг, энциклопедий по
заданной теме;
- ситуационно-ролевая игра предполагает создание в виде инсценировки правдивой социально-
психологической ситуации;
- кейс- стадии- это групповой анализ предоставленной ситуации, разбор проблемы и поиск
практического решения;
- метод дискуссии содержит обмен мнениями в соответствии с правилами.
Работа по кейс- технологии содержит два этапа: подготовительный и сам этап проведения.
На подготовительном этапе необходимо выбрать учебную ситуацию и основные вопросы,
ответы на которые необходимо будет найти в процессе образовательной деятельности.
Далее идет процесс образования групп участников кейса.
5
Так как в основе кейс- технологии лежит командный принцип работы, то необходимо
включить в одну группу детей с разным уровнем развития. В такой группе между участниками
будет происходить обмен знаниями.
Сама основная работа с кейсом проводится в определенном порядке.
Сначала происходит знакомство с ситуацией, ее особенностями. Затем выделяется основная
проблема и условия, которые на нее воздействуют. Далее следует мозговой штурм и
выдвигаются гипотезы ответов на проблемный вопрос. На этапе решения кейса предлагается
одно или несколько вариантов решения проблемы и последовательность действий для
достижения цели. Завершается кейс презентацией решения и рефлексией.
Например, кейс игра «Найди нужные фигуры».
Цель: знакомство с треугольником.
Задачи:
-учить анализировать разные качества структурных элементов геометрических фигур;
- развивать познавательную активность, внимание, память;
- воспитывать умение общаться в процессе работы, доброжелательно относиться к товарищу,
оказывать посильную помощь.
Распределяем участников игры на несколько групп.
1.
Знакомство с ситуацией.
- Знайка рассортировал геометрические фигуры по определенному признаку, на пришел
Незнайка и перемешал все фигуры. Знайка очень расстроился: ведь он потратил на эту
работу много времени. Как бы вы поступили на месте Незнайки?
2.
Анализ ситуации и организация обсуждения кейса.
– Незнайка поступил плохо, ему нужно извиниться перед Знайкой и вернуть все на
место.
3.
Формулирование проблемы, мозговой штурм.
– Какие фигуры вы видите? ( 3 треугольника , круг, квадрат, прямоугольник)
Какие фигуры нужно убрать, чтобы остались только одинаковые?
Почему ?
Опишите их. Как их можно назвать одним словом?
4.
Решение проблемы каждой мини группой.
5.
Презентация решений и оценка решений по группам.
-Какие фигуры остались? Почему их так называют?
6. «Обратная связь» и рефлексия: оценка участниками кейс игры своего вклада в работу
всей группы.
4. АМО- технология активных методов обучения.
АМО- это полноценная образовательная технология, которая позволяет системно и
эффективно использовать активные методы обучения в образовательном процессе.
Данная технология две составляющие части: структуру и содержание. Методы, входящие в
технология, представляют собой систему и обеспечивают активность и разнообразие
мыслительной и практической деятельности детей в образовательном процессе на всем его
протяжении. Эти методы строятся на практической направленности, игровом действе и
творческом характере обучения. Интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге.
В ходе образовательной деятельности дети используют свой жизненный опыт и знания.
6
По структуре мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы.
1 фаза. Это начало образовательного процесса. В 1 фазу входят три этапа:
1)
инициация ( необычное приветствие, знакомство);
2)
погружение в тему и определение целей занятия.
Например, можно использовать метод « Инфо- угадайка».
Цель метода: представление нового материала в необычной форме, что активирует внимание
детей, оживляет восприятие.
3)определение ожиданий воспитанников. Методы на этом этапе должны помочь выяснить
ожидания детей, их опасения.
Например, можно использовать «Датчик настроения».Белые и черные кружки, веселые и
грустные смайлики покажут настроение в группе.
2 фаза. Работа над темой.
1 этап включат в себя закрепление изученного материала или обсуждение предыдущей темы.
Например, можно использовать методы: «Найди пару», «На что похоже» и др.
2 этап – «интерактивная лекция». Это объяснение и передача детям новой информации.
Например, на данном этапе можно использовать метод «Волшебный мешочек» .
Вытаскиваем из мешочка предметы, геометрические фигуры и рассказываем о них. Передаем
информацию.
3 этап является проработкой содержания темы. Это может быть групповая работа детей над
темой занятия.
Например, используем методы: «Путаница», «Найди ошибку», «Четвертое лишнее» и др.
3 фаза. Завершение образовательного мероприятия.
1 этап – эмоциональная разрядка, разминка.
2 этап- подведение итогов. Включает в себя рефлексию, анализ и оценку занятия. На данном
этапе дети самостоятельно анализируют и оценивают занятие.
Здесь уместно использовать метод «Солнышко» или выбор рисунков, соответствующих
настроению ребенка.
Каждый этап данной технологии – это полноценный раздел образовательного процесса,
несущий свою функциональную нагрузку, имеет свои цели и задачи, необходимые для
достижения общей цели занятия.
Этапы и фазы занятия связаны между собой. Поэтому занятие имеет законченный вид.
Важным фактором является то, что благодаря данной технологии , дети вовлекаются в
образовательный процесс без принуждения, с интересом.
5.Технология ТРИЗ.
Одной из основных задач дошкольного образования - это математическое развитие ребенка,
которое должно дать ребенку возможность нестандартно мыслить. Математика для
дошкольника довольно непростая наука, так как далеко не каждый ребенок имеет
математический склад ума. Максимальных результатов в формировании математических
представлений можно добиться, используя занимательные упражнения, дидактические игры.
Задачи, интересную и яркую наглядность.
7
Особая роль в данном виде деятельности отводится технологии ТРИЗ.
ТРИЗ- это теория решения изобретательских задач. Она направлена на развитие
нестандартного мышления, умение замечать причинно- следственные связи, видеть логические
закономерности происходящих явлений и событий. Использование на практике материалов
ТРИЗ делает процесс обучения не только занимательным, но и более простым и эффективным.
В приемах ТРИЗ сочетаются практическая и игровая деятельности, решаются проблемно-
игровые и поисковые ситуации. Следует отметить наиболее продуктивные методы и приемы:
- мозговой штурм ( метод активизирует ассоциативные способности ребенка, позволяет давать
большое количества идей по данной теме, выслушивать версии товарищей);
-морфологический анализ ( формирует подвижность мышления, вариативность);
- синектика (это личное уподобление - эмпатия - умение сопереживать объекту);
- системный оператор ( побуждает ребенка к самостоятельному рассуждению о прошлом,
настоящем и будущем объекта).
При формировании математических представлений у дошкольников возможно использовать
игры с элементами ТРИЗ на классификацию и тренинги на выявление ресурсов, таких как
форма, цвет, пространство, положение и др.
Методы и приемы ТРИЗ, используемые на занятиях по математике, увлекают ребенка.
Развивают воображение и математические способности. Принцип таких занятий- от простого к
сложному.
Например.
Игра «Колибри».
Цветы расположены на листе друг над другом и пронумерованы. Колибри перелетает с цветка
на цветок, выполняя команды ведущего «вверх» и «вниз». Ведомый должен определить
положение птичка после последней команды.
Начинается игра с 3-4 команд. Постепенно доводим до 20 команд.
6.Эвристическая технология.
Еще одной современной математической технологией, используемой в дошкольном
образовании, является эвристическая технология.
Эвристика – это методика обучения, в основе которой лежит научное исследование, открытие
или догадка. Главная особенность эвристического метода заключается в том, что ребенок
сначала самостоятельно достигает своего результата, а потом сравнивает его с общеизвестным
аналогом. Для достижения оптимальной результативности образовательного процесса
используются следующие методы эвристической технологии: когнитивный, креативный и
оргдеятельностный.
1.
Когнитивный метод представляет собой вживление ребенка в состояние изучаемого
объекта.
Например, при изучении темы «Цифра 5» воспитатель предлагает ребенку представить
себя этой цифрой и задает ряд вопросов, типа: Какая ты? С кем дружишь? Для чего ты?
Из чего состоишь и др.
2.
Креативный метод или метод «Если бы…» учит детей строить предположения и
описывать результаты изменения картины с учетом каких- либо условий.
Например, «Если бы у квадрата сломался один угол, то…», «Если бы все объемные
фигуры стали плоскими, то…» др.
8
3.
Оргдеятельностный метод учит детей критически оценивать ответ сверстника, рассказ
или другую полученную информацию
Например, после ответа одного из воспитанников другим детям предлагается
продолжить предложение. Начав его словами «Я не согласен…»или «Я сомневаюсь…»
Так же развитию эвристического мышления ребенка способствуют эвристические игры.
Процесс освоения таких игр происходит в три этапа.
1 этап. «Ознакомление».
Через эвристическую беседу и наблюдения педагог знакомит с цветом, формой, размером
игровых элементов, подбираются простые задания и упражнения.
2 этап. «Моделирование».
На данном этапе дети приобретают навыки конструирования, концентрации внимания. У них
развивается логическое мышление, представление об анализе, сравнении, обобщении.
3 этап. «Творческий».
На этом этапе большое внимание уделяется творческому развитию и самостоятельности
ребенка. Дети без помощи взрослых изобретают новые игровые задания и упражнения.
Таким образом, эвристическая технология является одной из наиболее эффективных
технологий в формировании математических представлений у дошкольников.
6.
Скрайбинг.
Скрайбинг – это создание небольших понятных рисунков и презентаций на доске или бумаге,
которыми сопровождается образовательный процесс. Использование скрайбинга помогает
наглядно представить, запечатлеть в памяти, а затем воспроизвести материал. Используя
данную технология, мы не загружаем детей большим объемом текста, а представляем им
упрощенные рисунки. Ребенок не только быстрее запомнит информацию, но и заинтересуется
самим процессом.
Классический вариант скрайбинга – рисовательный. В нем взрослый или ребенок
рассказывает о чем-либо и одновременно рисует изображения, иллюструющие устный рассказ.
При использовании видео это может река художника на экране, рисующая картинки или
схемы.
Если педагог не обладает художественными способностями, то можно использовать
аппликационный скрайбинг. В таком случае на доске выставляются уже готовые изображения в
соответствии с текстом.
Магнитный скрайбинг похож на аппликационный, но только готовые изображения крепятся
на магнитную доску. А при фланелеграфном скрайбинге фигуры, соответственно,
прикрепляются к фланелеграфу.
При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-
сервисы. Такой скрайбинг можно создать с помощью программ Pow Toon, VideoScribe.
Скрайбинг- технология интересна и эффективна при формировании математических
представлений у дошкольников. Процесс решения задач и примеров становится простым и
увлекательным, а математические сказки приобретают образность и красочность.
Мир современных педагогических технологий огромен. Многие из них успешно
применяются в дошкольном образовании для формирования математических представлений
у детей. Мною было рассмотрено насколько инновационных технологий. Можно назвать еще
9
ряд технологий, которые целиком или частично используются для математического развития
дошкольников. Такие как: технология «Ситуация», экспериментирование и
исследовательская деятельность, технология развития критического мышления, технология
проблемного обучения, технология проектной деятельности.
Все технологии разные, но они взаимосвязаны между собой. Использование
современных технологий в образовательном процессе актуально и эффективно. Применение
их на практике дает возможность улучшить усвоение программы по всем направлениям
образовательной работы и добиться высоких результатов в развитии воспитанников.
В заключении можно сделать следующие выводы: формирование математических
представлений у дошкольников один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка.
От того, насколько будут развиты у ребенка математическое мышление и познавательные
способности, зависит успех его развития в целом.
Список используемой литературы.
1.
Бесплатные электронные курсы «Активные методы обучения»
2.
«Копилочка активных методов обучения»
3.
«Основы методик дошкольного образования. Краткий курс лекций: учебное
пособие».О.Н. Анцыпирович, Е.В. Горбатова, Д.Н. Дубинина-Минск; Новое издание,
2018.-390с.
4.
«Концепция развития математического образования в РФ от 24.12.2013 №2506-р.
5.
Комментарии ФГОСДО Министерства образования и науки РФ № 08-249 от 28 февраля
2014 г.
6.
«Инновационная модель математического образования в период дошкольного детства»
С.А. Новоселов, Л.В. Вонина. Ж «Педагогическое образование», №3, 2009г.
7.
«Методика математического образования детей дошкольного возраста» В.Ф.
Петрова.Каз.федер. ун-т.- казань, 2013.
8.
«Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы
теории и практики» А.В. Белошистая.-М.: Сфера, 2016.-178с.
9.
«Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников» Е.В.
Зворыгина.Ж. «Информатика и образование».2017 №6.с.94-102.
10. «Сутуационный анализ или Анатомия кейс-метода».под ред Ю.П. Сурмина.-Киев.:
Центр инноваций и развития.2002.
10