Авторы: Сивирина Ольга Борисовна, Рябыкина Наталья Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр развития творчества"
Населённый пункт: г.Черногорск р.Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Знакомство детей дошкольного возраста с культурой хакасов, на интегрированных занятиях, в условиях дополнительного образования."
Раздел: дополнительное образование
Сивирина Ольга Борисовна.
педагог дополнительного образования
Рябыкина Наталья Николаевна,
педагог дополнительного образования
Стригина Людмила Ивановна,
педагог дополнительногообразования
МБОУ «Центр развития творчества», г.Черногорск
Знакомство детей дошкольного возраста с культурой хакасов, на интегрированных занятиях,
в условиях дополнительного образования.
В Указе Президента РФ " О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
"Одной из основных задач намечено "формирование новой общественно-государственной системы воспитания
детей, обеспечивающей высокий уровень гражданственности, патриотичности"…..
В дошкольном возрасте у ребенка возникает интерес к другому ребенку, стремление понять его
особенности,
язык,
поведение,
формируются
чувства
национальной
гордости,
закладываются
основы
национального самосознания. Здесь важно чтобы дети были сосредоточены на поиске сходств разнообразных
культур, а не их отличие. Наши дополнительные общеразвивающие программы ставят перед собой цель:
познакомить дошкольников с культурой хакасского народа на интегрированных занятиях по ознакомлению
окружающего мира, изобразительной деятельности и хореографии. При ознакомлении с культурой хакасского
народа решаются следующие задачи:
Развитие интереса к народному творчеству хакасского народа.
Развитие
художественно
–
творческих
способностей
в
процессе
восприятия
на
занятиях
изобразительной деятельности, хореографии и окружающего мира.
Воспитание
уважительного
отношения
к
сверстникам
и
взрослым
разных
национальностей,
соблюдение
нравственного
такта
по
отношению
к
языку,
национальным
обычаям
и
традициям
хакасского народа.
Прежде, чем знакомить детей с творчеством других народов, мы показываем, где находятся страны, в
которых сочинили эти сказки, песни, игры. В ходе беседы дети узнают о сходстве и различиях людей разных
национальностей, их культуре, быте. Уместно, показать детям географическую карту или глобус, где находится
Россия и другие страны, о которых идет речь. Так как мы живём в республике Хакасия, детей знакомим с
традициями, обычаями, играми не только русского, но и хакасского народа. Первым этапом в формировании
представлений дошкольников о культуре и народных традициях воспитания мальчиков и девочек является
экскурсия в краеведческий музей. Целью является знакомство с историей своих предков, их жизненным
укладом, одеждой, ролью мужчин и женщин в семье и обществе, с символами, знаками, предметами мужского и
женского мира, особенностями воспитания мальчиков и девочек, воспитание интереса к истории родного края, к
своей Родине, гордости за своих предков
Знакомя детишек с символами республики Хакасии и России, мы говорим о красоте и значительности
нашей земли, воспитываем в детях патриотизм, гордость и любовь к родному краю. Одним из эффективных,
увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средством приобщения к национальной культуре
является народная игра. Народная игра — важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения
к
другому.
Используя
народные
игры,
мы
рассказываем
детям
о
жизни
хакасского
народа,
показываем
иллюстрации, отражающие культуру народа, предметы быта и искусства. Для детей очень интересны игры,
отражающие традиционные обычаи народа. Они помогают детям лучше узнать национальный характер народа.
Наиболее ярким выражением в творчестве любого народа является национальный костюм, который
представляет собой художественный ансамбль, единый по своему эмоциональному выражению с этническим
песенным фольклором. Куклы в национальных костюмах стали экспонатами созданного мини-музея студии-
моды «Ярославна», в котором дошкольники знакомятся с элементами национальных костюмов. Дети изучают
особенности национального костюма, имеют возможность рассмотреть костюмы, использовать их в играх.
Дидактические игры: «Сложи картинку» (костюмы народов России), «Часть - целое» (расскажи, что знаешь о
костюме), «Определи костюм по фрагменту», лото «Национальные костюмы», «Путешествие по России»
помогают детям усвоить элементы национальных костюмов.
Большой интерес представляет разработка цикла занятий по ознакомлению дошкольников с народным
художественным
словом
с
использованием
приема
сравнения
русских
народных
сказок
и
сказок
других
народов. Национальные черты сказки определяются фольклорными традициями. В них находит отражение быт
и верования народа. А иначе и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни, зеркалом
народного сознания. У каждого народа свой путь и своя судьба, свой язык и условия обитания, но они живут на
одной
планете,
развиваются
по
общим
законам
истории.
Знакомство
детей
со
сказками
разных
народов
проходит следующим образом. Первое занятие знакомство с русской народной сказкой, второе например
хакасской. Третье занятие сравнение сказок. Знакомясь со сказками, мы замечаем, что русские и хакасские
сказки очень похожи. Герои хакасских сказок наделены находчивостью, смелостью, хитростью, ловкостью. Они
очень редко прибегают к волшебству и надеются исключительно на себя. Прославление мужества и храбрости –
одна из ведущих тем хакасских сказок. Герои русских сказок тоже способны на самоотверженные поступки:
Чем беднее герой, тем меньше он использует волшебство и помощь других персонажей. В русских и хакасских
сказках кроме героев есть ещё и сказочные персонажи. Так Ведьма Хуу хат с оловянными глазами и 6 косами из
змей ассоциируется с Бабой-Ягой а Чилбиген, пожиратель людей и животных - со Змеем Горынычем, или с
Чудо-юдом, Золотой учитель горных духов («Хазырган») – с Морским царем из сказки «Морской царь и
Василиса Премудрая», или Кощеем Бессмертным, Морозко – с хозяиноммороза Хумдузахом. Таким образом,
можно указать на общность содержания некоторых традиционных хакасских и русских волшебных сказок.
Аналогичная работа с пословицами. Давайте постараемся к этим пословицам подобрать похожие по смыслу
русские
пословицы.
Грамотный
человек
подобен
солнцу,
неграмотный
человек
подобен
темной
ночи
(хакасская). Ученье - свет, а не ученье - тьма (русская). Работа, сделанная вовремя, полезной бывает. Делу время
- потехе час. Труд кормит, а лень портит. Счастье и труд рядом живут. Именно народное творчество своей
гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывали у детей хорошее настроение.
Обращение
к
своему
внутреннему
миру
создало
первую
ступеньку
к
положительному
отношению
к
окружающим.
На
занятиях по хореографии
включаем: хороводы, танцевальные рисунки под русские народные
потешки и колыбельные, которые знакомы детям с младенчества. С детьми мы разучиваем элементы хакасского
народного танца. Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными
историческими
моментами
вызваны
тем,
что
детям
свойственно
наглядно-образное
мышление.
Поэтому
необходимо
использовать
на
занятиях
хореографии,
наглядные
предметы
и
материалы
в
частности
национальные костюмы.
Таким
образом,
систематические
занятия
и
другие
формы
работы
положительно
влияют
на
межкультурное
развитие
детей.
Благодаря
художественному
слову
детям
становится
ближе
и
понятней
внутренний мир человека, его отношение к другим людям, мотивы его поступков. Знакомя ребят с культурой и
обычаями разных народов, мы, педагоги должны помочь сформировать у дошкольников благожелательное,
уважительное отношение к сверстникам разных национальностей, живущих среди нас.
Список литературы
1.
Корепанова,
М.В.
Методические
рекомендации
к
программе
социально-личностного
развития
детей
дошкольного возраста / М.В. Корепанова. — М.: Баласс, 2007.
2. Липова, И.В., Жаворонкова, Т.Г. Кружковая работа как средство воспитания толерантности дошкольников в
поликультурном пространстве ДОУ // Начальная школа. - 2011. - № 6
3.
Макаев,
В.В.,
Малькова,
ЗА.,
Супрунова.
Л.Л.
Поликультурное
образование
-
актуальная
проблема
современной школы // Педагогика. -1999. - № 4.