Напоминание

"Знакомство детей дошкольного возраста с культурой хакасов, на интегрированных занятиях, в условиях дополнительного образования."


Авторы: Сивирина Ольга Борисовна, Рябыкина Наталья Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр развития творчества"
Населённый пункт: г.Черногорск р.Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Знакомство детей дошкольного возраста с культурой хакасов, на интегрированных занятиях, в условиях дополнительного образования."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Сивирина Ольга Борисовна.

педагог дополнительного образования

Рябыкина Наталья Николаевна,

педагог дополнительного образования

Стригина Людмила Ивановна,

педагог дополнительногообразования

МБОУ «Центр развития творчества», г.Черногорск

Знакомство детей дошкольного возраста с культурой хакасов, на интегрированных занятиях,

в условиях дополнительного образования.

В Указе Президента РФ " О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

"Одной из основных задач намечено "формирование новой общественно-государственной системы воспитания

детей, обеспечивающей высокий уровень гражданственности, патриотичности"…..

В дошкольном возрасте у ребенка возникает интерес к другому ребенку, стремление понять его

особенности,

язык,

поведение,

формируются

чувства

национальной

гордости,

закладываются

основы

национального самосознания. Здесь важно чтобы дети были сосредоточены на поиске сходств разнообразных

культур, а не их отличие. Наши дополнительные общеразвивающие программы ставят перед собой цель:

познакомить дошкольников с культурой хакасского народа на интегрированных занятиях по ознакомлению

окружающего мира, изобразительной деятельности и хореографии. При ознакомлении с культурой хакасского

народа решаются следующие задачи:

Развитие интереса к народному творчеству хакасского народа.

Развитие

художественно

творческих

способностей

в

процессе

восприятия

на

занятиях

изобразительной деятельности, хореографии и окружающего мира.

Воспитание

уважительного

отношения

к

сверстникам

и

взрослым

разных

национальностей,

соблюдение

нравственного

такта

по

отношению

к

языку,

национальным

обычаям

и

традициям

хакасского народа.

Прежде, чем знакомить детей с творчеством других народов, мы показываем, где находятся страны, в

которых сочинили эти сказки, песни, игры. В ходе беседы дети узнают о сходстве и различиях людей разных

национальностей, их культуре, быте. Уместно, показать детям географическую карту или глобус, где находится

Россия и другие страны, о которых идет речь. Так как мы живём в республике Хакасия, детей знакомим с

традициями, обычаями, играми не только русского, но и хакасского народа. Первым этапом в формировании

представлений дошкольников о культуре и народных традициях воспитания мальчиков и девочек является

экскурсия в краеведческий музей. Целью является знакомство с историей своих предков, их жизненным

укладом, одеждой, ролью мужчин и женщин в семье и обществе, с символами, знаками, предметами мужского и

женского мира, особенностями воспитания мальчиков и девочек, воспитание интереса к истории родного края, к

своей Родине, гордости за своих предков

Знакомя детишек с символами республики Хакасии и России, мы говорим о красоте и значительности

нашей земли, воспитываем в детях патриотизм, гордость и любовь к родному краю. Одним из эффективных,

увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средством приобщения к национальной культуре

является народная игра. Народная игра — важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения

к

другому.

Используя

народные

игры,

мы

рассказываем

детям

о

жизни

хакасского

народа,

показываем

иллюстрации, отражающие культуру народа, предметы быта и искусства. Для детей очень интересны игры,

отражающие традиционные обычаи народа. Они помогают детям лучше узнать национальный характер народа.

Наиболее ярким выражением в творчестве любого народа является национальный костюм, который

представляет собой художественный ансамбль, единый по своему эмоциональному выражению с этническим

песенным фольклором. Куклы в национальных костюмах стали экспонатами созданного мини-музея студии-

моды «Ярославна», в котором дошкольники знакомятся с элементами национальных костюмов. Дети изучают

особенности национального костюма, имеют возможность рассмотреть костюмы, использовать их в играх.

Дидактические игры: «Сложи картинку» (костюмы народов России), «Часть - целое» (расскажи, что знаешь о

костюме), «Определи костюм по фрагменту», лото «Национальные костюмы», «Путешествие по России»

помогают детям усвоить элементы национальных костюмов.

Большой интерес представляет разработка цикла занятий по ознакомлению дошкольников с народным

художественным

словом

с

использованием

приема

сравнения

русских

народных

сказок

и

сказок

других

народов. Национальные черты сказки определяются фольклорными традициями. В них находит отражение быт

и верования народа. А иначе и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни, зеркалом

народного сознания. У каждого народа свой путь и своя судьба, свой язык и условия обитания, но они живут на

одной

планете,

развиваются

по

общим

законам

истории.

Знакомство

детей

со

сказками

разных

народов

проходит следующим образом. Первое занятие знакомство с русской народной сказкой, второе например

хакасской. Третье занятие сравнение сказок. Знакомясь со сказками, мы замечаем, что русские и хакасские

сказки очень похожи. Герои хакасских сказок наделены находчивостью, смелостью, хитростью, ловкостью. Они

очень редко прибегают к волшебству и надеются исключительно на себя. Прославление мужества и храбрости –

одна из ведущих тем хакасских сказок. Герои русских сказок тоже способны на самоотверженные поступки:

Чем беднее герой, тем меньше он использует волшебство и помощь других персонажей. В русских и хакасских

сказках кроме героев есть ещё и сказочные персонажи. Так Ведьма Хуу хат с оловянными глазами и 6 косами из

змей ассоциируется с Бабой-Ягой а Чилбиген, пожиратель людей и животных - со Змеем Горынычем, или с

Чудо-юдом, Золотой учитель горных духов («Хазырган») – с Морским царем из сказки «Морской царь и

Василиса Премудрая», или Кощеем Бессмертным, Морозко – с хозяиноммороза Хумдузахом. Таким образом,

можно указать на общность содержания некоторых традиционных хакасских и русских волшебных сказок.

Аналогичная работа с пословицами. Давайте постараемся к этим пословицам подобрать похожие по смыслу

русские

пословицы.

Грамотный

человек

подобен

солнцу,

неграмотный

человек

подобен

темной

ночи

(хакасская). Ученье - свет, а не ученье - тьма (русская). Работа, сделанная вовремя, полезной бывает. Делу время

- потехе час. Труд кормит, а лень портит. Счастье и труд рядом живут. Именно народное творчество своей

гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывали у детей хорошее настроение.

Обращение

к

своему

внутреннему

миру

создало

первую

ступеньку

к

положительному

отношению

к

окружающим.

На

занятиях по хореографии

включаем: хороводы, танцевальные рисунки под русские народные

потешки и колыбельные, которые знакомы детям с младенчества. С детьми мы разучиваем элементы хакасского

народного танца. Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными

историческими

моментами

вызваны

тем,

что

детям

свойственно

наглядно-образное

мышление.

Поэтому

необходимо

использовать

на

занятиях

хореографии,

наглядные

предметы

и

материалы

в

частности

национальные костюмы.

Таким

образом,

систематические

занятия

и

другие

формы

работы

положительно

влияют

на

межкультурное

развитие

детей.

Благодаря

художественному

слову

детям

становится

ближе

и

понятней

внутренний мир человека, его отношение к другим людям, мотивы его поступков. Знакомя ребят с культурой и

обычаями разных народов, мы, педагоги должны помочь сформировать у дошкольников благожелательное,

уважительное отношение к сверстникам разных национальностей, живущих среди нас.

Список литературы

1.

Корепанова,

М.В.

Методические

рекомендации

к

программе

социально-личностного

развития

детей

дошкольного возраста / М.В. Корепанова. — М.: Баласс, 2007.

2. Липова, И.В., Жаворонкова, Т.Г. Кружковая работа как средство воспитания толерантности дошкольников в

поликультурном пространстве ДОУ // Начальная школа. - 2011. - № 6

3.

Макаев,

В.В.,

Малькова,

ЗА.,

Супрунова.

Л.Л.

Поликультурное

образование

-

актуальная

проблема

современной школы // Педагогика. -1999. - № 4.



В раздел образования