Автор: Андрейчикова Алёна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОЙ детский сад № 65
Населённый пункт: г. Тюмень, Тюменская обл
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание правового сознания у детей дошкольного возраста средствами театрально - игровой деятельности
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №65 города Тюмени
Научная статья
«Воспитание правового сознания у детей дошкольного возраста
средствами театрально-игровой деятельности»
Статью написал:
воспитателя МАДОУ д/с 65
Алёна Сергеевна Андрейчикова
г. Тюмень 2023
1
Аннотация.
В
статье
рассматриваются
особенности
правового
воспитания
детей
дошкольного
возраста,
характеризуются
средства
формирования правовой культуры дошкольников. В статье рассматривается
театрально-игровая
деятельность
как
средство
правового
воспитания
дошкольников.
Ключевые слова: правовое сознание, правовая культура, театрально-
игровая деятельность, дошкольный возраст.
Вопросам правовой культуры в последнее время уделяется все больше
внимания. Это объясняется тем, что, согласно Конституции Российской
Федерации, одним из приоритетных направлений государственной политики
является защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и
правопорядка. Правовая культура – это не только знание законов, но и
умение их применять. В связи с этим, на базе образовательных учреждений
проводится много мероприятий, направленных на правовое воспитание и
просвещение детей, а также на формирование правовой культуры у
подрастающего поколения.
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание
граждан правового государства, уважения к закону и правопорядку, развитие
правовой культуры. Важную роль в решении этой задачи играет дошкольное
образовательное учреждение, ведь именно здесь закладываются основы
правового сознания, формируются представления о правах и обязанностях
человека как гражданина своей страны [1, с. 43].
В дошкольном детстве закладываются основы личности, и в том числе
нравственные. Воспитание правовой культуры и ответственности за свои
поступки является одной из важных задач воспитания. Дети должны знать и
соблюдать права, обязанности, законы и моральные нормы. Под правовой
культурой мы понимаем совокупность знаний и умений, способствующих
формированию у детей правильного представления о нормах права, их роли в
2
жизни общества, а также умений и навыков, необходимых для правомерного
поведения.
Воспитание правовой культуры начинается с детства, поэтому в
системе дошкольного образования, как и в школе, необходимо особое
внимание уделять патриотическому воспитанию детей. В дошкольных
учреждениях
проводятся
мероприятия,
направленные
на
правовое
воспитание детей. Для формирования у дошкольников правового сознания
используются
разнообразные
средства:
наглядные
пособия,
демонстрационный материал, викторины, фильмы, сказки, интерактивные
игры.
Театрализованная
деятельность
позволяет
решать
актуальные
проблемы правового воспитания дошкольников. В наше время, время
больших возможностей, когда дети имеют неограниченный доступ к
информации,
все
больше
внимания
уделяется
театрализованной
деятельности. Театрализованная деятельность в детском саду способствует
формированию у ребенка коммуникативных навыков, развитию речи,
обогащению
словарного
запаса,
помогает
ему
овладеть
формой
и
содержанием литературного произведения, дает возможность проявить
фантазию,
воображение,
развивает
творческие
способности.
Дети
с
удовольствием перевоплощаются в героев сказки [2, с. 18].
В
процессе
театрализованной
деятельности
у
дошкольников
развиваются такие качества, как эмпатия, сопереживание. Театрализованная
игра – это игра, в которой ребёнок воспроизводит в движениях и действиях
художественный
образ,
воплощённый
в
произведении
театрального
искусства. Этот вид деятельности развивает эмоциональную сферу ребенка,
его
творческие
способности,
воображение,
а
также
воспитывает
доброжелательность, общительность. Театрализованная игра является одним
из самых увлекательных и интересных видов деятельности дошкольников.
Играя, ребенок познает окружающий мир, учится общаться со
сверстниками и взрослыми, овладевает речью, учится понимать свое «Я»,
3
свою роль в обществе, в семье. В игре формируются такие качества, как
организованность, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность,
активность. Ребенок приобретает первичные навыки социальной жизни.
Именно
в
игре
он
может
максимально
проявить
свои
творческие
способности, фантазию.
В процессе театрализованной деятельности у детей воспитывается и
развивается:
- нравственно-волевая сфера;
- речь;
- познавательная сфера;
- коммуникативная сфера [3, с. 65].
Воспитание
правового
сознания
осуществляется
средствами
театральной деятельности в различных видах театра. Театрализованная
деятельность
является
эффективным
средством
формирования
представлений об окружающем мире, воспитания нравственных качеств,
развития речи и познавательных способностей детей. Театрализованные игры
дают
детям
возможность
активно
действовать
с
предметами,
перевоплощаться в тот или иной образ, воплощать собственный замысел, что
способствует развитию творческих способностей. Эти игры помогают детям
познать окружающий мир, развивают воображение, память, речь, формируют
коммуникативные навыки.
Театрализованная деятельность дает ребенку возможность в полной
мере проявить свои фантазии, свое творчество, свои эмоции. Именно в
процессе театрализованных игр у детей развиваются эмоциональная сфера,
речь, творческие способности, формируются личностные качества. В
процессе восприятия театрального искусства у дошкольников развиваются
эстетические чувства, художественный вкус, творческие способности и
фантазия.
Театрализованная
деятельность
развивает
нравственные
качества
дошкольника, формирует у него элементарные представления о добре и зле,
4
знакомит
с
этическими
нормами
поведения.
У
детей
развивается
эмоциональная сфера, воображение, речь, умение играть и общаться со
сверстниками.
Правовая культура выражается в разнообразных формах собственной
деятельности детей:
- в практической деятельности по освоению правовых знаний (в
процессе разрешения ситуаций, требующих выбора, принятия решения);
- в общении с другими людьми (в процессе ознакомления с правовыми
традициями, нормами, правилами поведения, поведения в различных
ситуациях);
-
во
всех
видах
детской
деятельности
(игровой,
учебной,
художественной, трудовой и др.).
Таким образом, можно констатировать, что процесс формирования
правовой
культуры
дошкольников
является
необходимым
условием
дальнейшего успешного развития детей. Это обусловлено тем, что в
дошкольном возрасте закладываются основы правового сознания и правовой
культуры, которые являются необходимым фундаментом для последующего
формирования правосознания и правовой культуры в подростковом возрасте.
Существуют разнообразные средства правового воспитания дошкольников,
одним из которых выступает театрально-игровая деятельность. Она помогает
ребенку
раскрыть
свой
творческий
потенциал,
почувствовать
себя
уверенным, самостоятельным, развивает эмоции и воображение.
5
Литература
1. Беседы о правах ребенка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10
лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 144с.
2. Головань, Д. В. Нравственное воспитание у детей младшего дошкольного
возраста
посредством
театрализованной
деятельности
//
Педагогика:
традиции и инновации материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань,
январь 2018 г.). - Казань: Бук, 2018. - С. 18-20.
3. Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и
родителями:
семинары-практикумы,
занятия,
игры
/авт.-сост.
Т.А.
Харитончик. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2013. – 228 с.
6