Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ТЕХНОЛОГОВ


Автор: Иванова Кирена Лукинична
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ РС (Я) "Чурапчинский аграрно-технический колледж"
Населённый пункт: с. Дябыла Чурапчинского улуса Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ТЕХНОЛОГОВ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное профессиональное учреждение Республики

Саха (Якутия) «Чурапчинский колледж»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ

ТЕХНОЛОГОВ

Иванова Кирена Лукична,

мастер п/о

2024г

Аннотация: В статье рассматривается о формировании компетенций

студентов - будущих технологов сельскохозяйственных продукций при изучении

профессионального модуля ПМ.02.Производство и первичная обработка

продукции животноводства

Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты

(ФГОС), профессиональные компетенции, умения, навыки, самообразование.

Под формированием профессиональных компетенций у обучающихся СПО мы

понимаем процесс, подразумевающий создание форм и условий обучающемуся для

достижения

определенного

результата,

т.е.

сформированных

компетенций

у

обучающегося, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в

соответствии с запросами работодателей и возможностями дальнейшего продолжения

образования.

Формирование

профессиональных

компетенций

происходит

на

всех

этапах

образовательного процесса, во время аудиторной и внеаудиторной деятельности, зависит

от индивидуальных и личностных характеристик специалиста, умения использовать

имеющиеся возможности и способности.

Традиционный

подход

в

профессиональном

образовании

ориентирован

на

формирование комплекса знаний, умений и навыков. Это приводит к тому, что выпускник

не способен использовать полученную информацию в своей специальности, он только

становится хорошо информированным специалистом.

На первый план в обучении следует выдвигать поисковую и самостоятельно-

исследовательскую деятельность, суть которой заключается в самостоятельном поиске,

выявлении

и

понимании

обучающимися

необходимой

информации,

постановки

проблемной задачи, направленной на анализ, способ решения задачи и самооценку.

Выбор

современных

методов

и

технологий

формирования

профессиональной

компетенции способствует тому, что:

- проявляется активность обучающихся, которая должна быть направлена на процесс

самостоятельного добывания знаний, умений и навыков, исследование информации, ее

сравнение, обобщения и анализ;

-

формируется

способность

к

самоорганизации,

самостоятельной

деятельности,

самообразовании, саморазвитии и саморефлексии обучающихся;

- повышаются профессионально-ценностные установки;

-обеспечиваются условия к самоопределению и самореализации личности.

Профессиональные компетенции (ПК) – способность действовать на основе имеющихся

умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной

деятельности.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку выпускников к

значимой для общества профессиональной деятельности, в которой наиболее полно

должны раскрываться их профессиональные компетенции. Подготовка специалиста не

может

соответствовать

современным

требованиям,

если

он

овладел

только

теоретическими знаниями и умениями, но у него не развита готовность к практической

деятельности.

Для успешного внедрения и реализации ФГОС необходимо тесное сотрудничество

между образовательным учреждением и работодателем. Аграрный техникум сотрудничает

ведущим производительным предприятием СХПК «Чурапча», крестьянскими хозяйствами

«Комплекс» Ожулунского наслега

В итоге, техникум будет выпускать востребованных специалистов, а работодатель

предоставит

им

рабочее

место,

зная,

что

они

обладают

необходимыми

ему

компетенциями.

Обретение компетенций – является основой новых федеральных государственных

образовательных

стандартов

(ФГОС).

Перечень

профессиональных

компетенций

подготовки специалистов формируется на основании:

стандартов;

опыта преподавательского состава;

рекомендаций экспертов;

отзывов выпускников;

требований работодателей.

Переход на стандарты нового поколения поставил перед нашим образовательным

учреждением новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому. В связи с

этим, в техникуме стали применяться новые педагогические методы и приемы, создается

новая образовательная среда, новый стиль работы преподавателей. В меняющемся мире

система образования должна формировать такие новые качества выпускника как

инициативность, инновационность, мобильность, гибкость. Одним из перспективных

направлений в плане решения этой задачи является осуществление компетентностного

подхода в обучении.

Идет работа над созданием дидактических материалов, учебно-методических

комплексов, электронных учебников. Внедряются практикоориентированные формы

обучения с применением электронных образовательных ресурсов (исследование, деловые

игры, анализ производственных ситуаций, проведение конкурсов профессионального

мастерства среди обучающихся специальности 35.02.06 «Технология производства и

переработки с/х продукции » в сочетании с внеаудиторной работой.

Интеграция ФГОС и основных профессиональных образовательных программ

позволит

оптимально

сочетать

теоретическую

и

практическую

части

обучения.

Повышение мотивации обучающихся в обретении теоретических знаний придёт с

осмыслением их места и роли в процессе освоения компетенций. Понятие «интеграция»

сегодня широко используется в науке и образовании. Интеграция рассматривается как

становление взаимосвязей между ранее относительно независимыми вещами, процессами,

явлениями. Это становление в конечном итоге приводит к появлению качественно новых

интегративных свойств.

Выделяют уровни сформированности профессиональной компетентности:

бессознательная некомпетентность («Я не знаю, что я не знаю»);

сознательная некомпетентность («Я знаю, что я не знаю»);

актуально сознаваемая компетентность («Я знаю, что я знаю»);

сознательно контролируемая компетентность (профессиональные навыки

полностью интегрированы, выстроены в поведение, профессионализм становится

чертой личности).

Требования к компетенциям преподавателей диктует профессиональный стандарт

педагога. Это нужно в первую очередь, чтобы получить «на выходе» компетентного

специалиста из неопытного абитуриента. Если педагог не будет обладать компетенциями,

предъявляемыми современным обществом в целом и Профессиональным стандартом в

частности, то он не справится с задачами, возлагаемыми на него современным ФГОС и

Законом об образовании.

ФГОС по специальности СПО 35.02.06 Технология производства и переработки

сельскохозяйственной продукции (базовой подготовки) в части освоения основного вида

профессиональной деятельности (ВПД): организация и выполнение работ по

производству, хранению, переработке и предпродажной подготовке сельскохозяйственной

продукции сельскохозяйственных организациях. и соответствующих профессиональных

компетенций (ПК):

1. Выбирать

и

реализовывать

технологии

производства

продукции

животноводства.

2. Выбирать и реализовывать технологии первичной обработки продукции

животноводства.

3. Выбирать и использовать различные методы оценки и контроля количества и

качества сельскохозяйственного сырья и продукции животноводства.

Приобретенные умения за время обучения:

Возможность воплотить в жизнь технологии в мире микробиологии для создания

удобрений, также рассчитать необходимую дозу удобрений для определенного

растения.

Рациональное

использование

сельскохозяйственного

оборудования

для

переработки сырья.

Оказание ветеринарной помощи и распознавание заболеваний как животных, так и

растений.

Умение оценить на генетическом уровне культурный сорт растений и породу

животных.

Проведение маркетинговых мероприятий, разработка бизнес-плана переработки и

производства сельскохозяйственной продукции.

Сделать анализ образцов в лабораторных условиях.

Управление персоналом.

Должен

владеть

знаниями,

касающимися

производства

продукции

и

ее

переработки, происхождения растительного и животного — ориентироваться в

законах, указах и нормативных материалах.

Владеть знаниями, касающимися принципов и действенных способов организации,

управления и планирования производства и переработки сельскохозяйственной

продукции (животноводства и растениеводства).

Владеть

знаниями

и

уметь

ими

пользоваться,

рассчитывать

возможную

эффективность

производства,

переработки

и

реализации

растительного

и

животного сырья.

Применять ГОСТ при выполнении своей работы в сельскохозяйственной отрасли.

Умение делать статистическую обработку полученных результатов.

Заключение

Всем известно, что Россия — это страна с большим потенциалом в области

производства и выращивания сельскохозяйственной продукции. Большие территории,

которые свободны и ждут своего часа, чтобы их использовали на пользу человечества.

Фермерские хозяйства, различные предприятия по хранению и переработке пищевого

сырья нуждаются в квалифицированных кадрах для повышения производительности и

усовершенствования технологического процесса.

Благодаря полученным знаниям в области технологий сельскохозяйственной

продукции, правильному использованию современных высокотехнологичных средств и

умению выявлять брак, неточности и другие дефекты, можно значительно улучшить

качество продукции, повысить урожайность и рационально использовать навыки, чтобы

на рынок поступало только высокосортное сырье.

Таким образом, окончив аграрный техникум, выпускник будет разбираться в

вопросах, которые касаются пригодности почвы к посеву на ней семян и взращивания их,

правильно организовывать хранение, производство и переработку сырья и продукции

сельского хозяйства (животноводство и растениеводство).



В раздел образования