Автор: Иванова Кирена Лукинична
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ РС (Я) "Чурапчинский аграрно-технический колледж"
Населённый пункт: с. Дябыла Чурапчинского улуса Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ТЕХНОЛОГОВ
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное учреждение Республики
Саха (Якутия) «Чурапчинский колледж»
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ
ТЕХНОЛОГОВ
Иванова Кирена Лукична,
мастер п/о
2024г
Аннотация: В статье рассматривается о формировании компетенций
студентов - будущих технологов сельскохозяйственных продукций при изучении
профессионального модуля ПМ.02.Производство и первичная обработка
продукции животноводства
Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты
(ФГОС), профессиональные компетенции, умения, навыки, самообразование.
Под формированием профессиональных компетенций у обучающихся СПО мы
понимаем процесс, подразумевающий создание форм и условий обучающемуся для
достижения
определенного
результата,
т.е.
сформированных
компетенций
у
обучающегося, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в
соответствии с запросами работодателей и возможностями дальнейшего продолжения
образования.
Формирование
профессиональных
компетенций
происходит
на
всех
этапах
образовательного процесса, во время аудиторной и внеаудиторной деятельности, зависит
от индивидуальных и личностных характеристик специалиста, умения использовать
имеющиеся возможности и способности.
Традиционный
подход
в
профессиональном
образовании
ориентирован
на
формирование комплекса знаний, умений и навыков. Это приводит к тому, что выпускник
не способен использовать полученную информацию в своей специальности, он только
становится хорошо информированным специалистом.
На первый план в обучении следует выдвигать поисковую и самостоятельно-
исследовательскую деятельность, суть которой заключается в самостоятельном поиске,
выявлении
и
понимании
обучающимися
необходимой
информации,
постановки
проблемной задачи, направленной на анализ, способ решения задачи и самооценку.
Выбор
современных
методов
и
технологий
формирования
профессиональной
компетенции способствует тому, что:
- проявляется активность обучающихся, которая должна быть направлена на процесс
самостоятельного добывания знаний, умений и навыков, исследование информации, ее
сравнение, обобщения и анализ;
-
формируется
способность
к
самоорганизации,
самостоятельной
деятельности,
самообразовании, саморазвитии и саморефлексии обучающихся;
- повышаются профессионально-ценностные установки;
-обеспечиваются условия к самоопределению и самореализации личности.
Профессиональные компетенции (ПК) – способность действовать на основе имеющихся
умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной
деятельности.
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку выпускников к
значимой для общества профессиональной деятельности, в которой наиболее полно
должны раскрываться их профессиональные компетенции. Подготовка специалиста не
может
соответствовать
современным
требованиям,
если
он
овладел
только
теоретическими знаниями и умениями, но у него не развита готовность к практической
деятельности.
Для успешного внедрения и реализации ФГОС необходимо тесное сотрудничество
между образовательным учреждением и работодателем. Аграрный техникум сотрудничает
ведущим производительным предприятием СХПК «Чурапча», крестьянскими хозяйствами
«Комплекс» Ожулунского наслега
В итоге, техникум будет выпускать востребованных специалистов, а работодатель
предоставит
им
рабочее
место,
зная,
что
они
обладают
необходимыми
ему
компетенциями.
Обретение компетенций – является основой новых федеральных государственных
образовательных
стандартов
(ФГОС).
Перечень
профессиональных
компетенций
подготовки специалистов формируется на основании:
стандартов;
опыта преподавательского состава;
рекомендаций экспертов;
отзывов выпускников;
требований работодателей.
Переход на стандарты нового поколения поставил перед нашим образовательным
учреждением новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому. В связи с
этим, в техникуме стали применяться новые педагогические методы и приемы, создается
новая образовательная среда, новый стиль работы преподавателей. В меняющемся мире
система образования должна формировать такие новые качества выпускника как
инициативность, инновационность, мобильность, гибкость. Одним из перспективных
направлений в плане решения этой задачи является осуществление компетентностного
подхода в обучении.
Идет работа над созданием дидактических материалов, учебно-методических
комплексов, электронных учебников. Внедряются практикоориентированные формы
обучения с применением электронных образовательных ресурсов (исследование, деловые
игры, анализ производственных ситуаций, проведение конкурсов профессионального
мастерства среди обучающихся специальности 35.02.06 «Технология производства и
переработки с/х продукции » в сочетании с внеаудиторной работой.
Интеграция ФГОС и основных профессиональных образовательных программ
позволит
оптимально
сочетать
теоретическую
и
практическую
части
обучения.
Повышение мотивации обучающихся в обретении теоретических знаний придёт с
осмыслением их места и роли в процессе освоения компетенций. Понятие «интеграция»
сегодня широко используется в науке и образовании. Интеграция рассматривается как
становление взаимосвязей между ранее относительно независимыми вещами, процессами,
явлениями. Это становление в конечном итоге приводит к появлению качественно новых
интегративных свойств.
Выделяют уровни сформированности профессиональной компетентности:
бессознательная некомпетентность («Я не знаю, что я не знаю»);
сознательная некомпетентность («Я знаю, что я не знаю»);
актуально сознаваемая компетентность («Я знаю, что я знаю»);
сознательно контролируемая компетентность (профессиональные навыки
полностью интегрированы, выстроены в поведение, профессионализм становится
чертой личности).
Требования к компетенциям преподавателей диктует профессиональный стандарт
педагога. Это нужно в первую очередь, чтобы получить «на выходе» компетентного
специалиста из неопытного абитуриента. Если педагог не будет обладать компетенциями,
предъявляемыми современным обществом в целом и Профессиональным стандартом в
частности, то он не справится с задачами, возлагаемыми на него современным ФГОС и
Законом об образовании.
ФГОС по специальности СПО 35.02.06 Технология производства и переработки
сельскохозяйственной продукции (базовой подготовки) в части освоения основного вида
профессиональной деятельности (ВПД): организация и выполнение работ по
производству, хранению, переработке и предпродажной подготовке сельскохозяйственной
продукции сельскохозяйственных организациях. и соответствующих профессиональных
компетенций (ПК):
1. Выбирать
и
реализовывать
технологии
производства
продукции
животноводства.
2. Выбирать и реализовывать технологии первичной обработки продукции
животноводства.
3. Выбирать и использовать различные методы оценки и контроля количества и
качества сельскохозяйственного сырья и продукции животноводства.
Приобретенные умения за время обучения:
Возможность воплотить в жизнь технологии в мире микробиологии для создания
удобрений, также рассчитать необходимую дозу удобрений для определенного
растения.
Рациональное
использование
сельскохозяйственного
оборудования
для
переработки сырья.
Оказание ветеринарной помощи и распознавание заболеваний как животных, так и
растений.
Умение оценить на генетическом уровне культурный сорт растений и породу
животных.
Проведение маркетинговых мероприятий, разработка бизнес-плана переработки и
производства сельскохозяйственной продукции.
Сделать анализ образцов в лабораторных условиях.
Управление персоналом.
Должен
владеть
знаниями,
касающимися
производства
продукции
и
ее
переработки, происхождения растительного и животного — ориентироваться в
законах, указах и нормативных материалах.
Владеть знаниями, касающимися принципов и действенных способов организации,
управления и планирования производства и переработки сельскохозяйственной
продукции (животноводства и растениеводства).
Владеть
знаниями
и
уметь
ими
пользоваться,
рассчитывать
возможную
эффективность
производства,
переработки
и
реализации
растительного
и
животного сырья.
Применять ГОСТ при выполнении своей работы в сельскохозяйственной отрасли.
Умение делать статистическую обработку полученных результатов.
Заключение
Всем известно, что Россия — это страна с большим потенциалом в области
производства и выращивания сельскохозяйственной продукции. Большие территории,
которые свободны и ждут своего часа, чтобы их использовали на пользу человечества.
Фермерские хозяйства, различные предприятия по хранению и переработке пищевого
сырья нуждаются в квалифицированных кадрах для повышения производительности и
усовершенствования технологического процесса.
Благодаря полученным знаниям в области технологий сельскохозяйственной
продукции, правильному использованию современных высокотехнологичных средств и
умению выявлять брак, неточности и другие дефекты, можно значительно улучшить
качество продукции, повысить урожайность и рационально использовать навыки, чтобы
на рынок поступало только высокосортное сырье.
Таким образом, окончив аграрный техникум, выпускник будет разбираться в
вопросах, которые касаются пригодности почвы к посеву на ней семян и взращивания их,
правильно организовывать хранение, производство и переработку сырья и продукции
сельского хозяйства (животноводство и растениеводство).