Напоминание

"Культура речи и её влияние на этику педагога."


Автор: Ардатова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ Детский сад №88
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Культура речи и её влияние на этику педагога."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

Культура речи и её влияние на этику педагога.

Подготовила: Ардатова Татьяна Николаевна

Воспитатель МБ ДОУ «Детский сад№88»

г.Новокузнецк

2017

Культура речевого общения - проблема нравственная. В современном

мире особое значение приобретает личность педагога, который показывает

пример отношений с людьми, и тем самым создаёт нравственные ориентации

в воспитании успешного человека в обществе, построении крепких семей и

дружеских отношений. Речевой этикет и культура общения – не слишком

популярные

понятия

в

современном

мире.

Между

тем,

этикет

речевого

общения формирует будущего педагога с присущими ему прогрессивными

взглядами

и

убеждениями,

нравственной

воспитанностью

и

социальной

зрелостью.

Нравственный мир личности педагога, как в зеркале, отражается в

общении с людьми. Так вот, очень важно, чтобы каждый из нас, и мы все

вместе, всем коллективом не боялись заглянуть в это

зеркало. Пожалуй,

редко

кто

задумывается:

умею

ли

я

общаться

с

окружающими

людьми,

своими коллегами? Обладаю ли я культурой речевого общения? Интересный

ли я собеседник? Ведь, кажется, нет ничего проще, чем разговаривать со

своими

знакомыми

или

коллегами,

воспитанниками

или

их

родителями.

Поздоровался, или не поздоровался. Улыбнулся при этом, или лицо ничего не

выражало. Кто кого приветствовал первым: тот, кто вошёл, или тот, кто

находился в помещении. Имеет ли это значение? Оказывается, имеет. И

немалое. Приветствие-начало к установлению контакта, показатель внимания

к людям, норма вежливости. И наконец, приветливое «Здравствуйте» - это

стимул, пусть совсем крошечный, но стимул хорошего настроения для того,

к кому оно обращено. Тот, кто руководствуется нормами речевого этикета,

войдя

в

помещение,

здоровается

первым,

пусть

даже

он

-

лицо

начальствующее, а присутствующие его подчинённые, или - он взрослый, а

присутствующие дети. Приветствие произносится внятно и доброжелательно,

иначе оно теряет смысл. Как порой не достаёт вежливости в отношениях

сотрудников.

Дефицит

вежливых

обращений,

случается,

тормозит

взаимопонимание,

не

содействует

сопереживанию,

созданию

хорошего

настроения, установлению доверительных отношений.

Культура речевого общения и вежливость - понятия не разделимые,

которые свидетельствуют о нравственном развитии личности. В словаре по

этике сказано что вежливость-это «моральное качество, характеризующее

человека,

для

которого

уважение

к

людям

стало

повседневной

нормой

поведения и привычным способом обращения с окружающими.

Вежливость – это ещё и самоуважение: если я хочу, чтобы уважали

меня, то значит, обязан уважать других. Разговаривать с людьми так, как

хотелось бы, чтобы разговаривали с тобой. Ведь только вежливость рождает

вежливость.

Напрашивается

вывод:

всем,

кому

доверено

воспитание

подрастающего

поколения,

важно

быть

предельно

взыскательными

к

собственному

речевому

поведению.

На

нас

равняются

дети.

В

понятие

вежливость входит и понятие «речевая сдержанность», одно из драгоценных

умений, помогающих установить обратную связь с собеседником. Как не

достаёт иногда нам этого умения. Вместо логически обоснованного диалога,

случается,

каждый

выдаёт

свой

монолог.

Самый

серьёзный

экзамен,

способный

выявить

обладаем

ли

мы

культурой

речевого

общения

-

конфликтная ситуация. И хотя трудно, но давайте попытаемся вспомнить, как

мы ведём себя в этой ситуации? Как выглядим в глазах оппонента?

Мы сдержанны? Находим убедительные слова в выяснении истины и

не повышаем голос? Умеем вслушиваться в смысл сказанного оппонентом и

не перебиваем его репликами? Осторожны в выражениях? Стараемся не

делать быстрых выводов? Или… Как жаль, что в этот момент, мы не видим

себя в зеркале.

Постоянный контроль педагога за

своей

речью, эмоциями

и их

самооценка, помогают оценивать свои достоинства и недостатки. С точки

зрения

их

профессиональной

и

социальной

ценности.

Горячность,

высокомерие,

угрюмость,

вспыльчивость,

неуравновешенность,

которые

обычно проявляются в речевом общении особенно ярко, мешают педагогу,

подрывают

его

авторитет.

Подобные

проявления

нельзя

оправдывать

характером, ибо это результат низкой требовательности к себе.

Культура

речевого

общения

вносит

красоту

в

отношения

людей,

способствует

их

взаимопониманию,

укреплению

общечеловеческих

и

производственных отношений. К этому должен стремиться педагог. К этому

обязывает

его

педагогическая

этика,

предусматривающая

совокупность

правил

общения

и

поведения

людей,

профессионально

занимающихся

обучением

и

воспитанием

подрастающего

поколения.

С

этих

позиций

необходимо

проанализировать

культуру

речевого

общения

внутри

коллектива.

Но

при

этом

в

первую

очередь

спросите

с

себя,

проанализируйте:

умеете

ли

вы,

по

внешним

признакам,

определить

эмоциональное

состояние

собеседника

или

ребёнка?

Обладаете

ли

способностью преодолевать в себе внутреннее раздражение к отдельным

людям: сотрудникам, родителям, детям? Считаете ли что, благодаря вашей

культуре

речевого общения, способны вызвать чувство

расположения

у

взрослых и детей. Проследите за собой:

как вы обращаетесь к своим

коллегам,

как

часто

произносите

слова

вежливости,

какая

тональность

общения характерна для вас и для всего коллектива? Можно ли сказать, что

уровень

культуры

речевого

общения

сотрудников

спо собствует

эмоционально-нравственному климату в детском

учреждении?

Как это

сказывается на работоспособности коллектива, на детях, их настроении и

поведении? Ведь даже самые передовые методы воспитания эффективны

лишь

тогда,

когда

педагог

умеет

пользоваться

словом,

как

средством

воздействия

на

всех

детей

и

каждого

ребёнка,

в

зависимости

от

его

особенностей и ситуации. Очень важно, при этом, чтобы дети наблюдали

высокую культуру речевого общения, которая свидетельствует о взаимном

уважении

сотрудников,

их

доброжелательности,

чувстве

такта.

Всегда

следует иметь в виду, что система речевого общения, сложившаяся внутри

коллектива сотрудников, хотя и остаётся для детей сферой, которую они не

могут

наблюдать

зримо,

так

или

иначе

сказывается

на

них:

их

психофизическом

самочувствии,

настроении,

поведении,

образе

мысли

и

речи.

Слово-дело великое. Великое потому, что словом можно соединить

людей, словом можно и разъединить

их, словом можно служить любви,

словом

же

можно

служить

вражде

и

ненависти.

Берегись

слов,

которые

разъединяют людей.



В раздел образования