Автор: Ардатова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ Детский сад №88
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Культура речи и её влияние на этику педагога."
Раздел: дошкольное образование
Статья
Культура речи и её влияние на этику педагога.
Подготовила: Ардатова Татьяна Николаевна
Воспитатель МБ ДОУ «Детский сад№88»
г.Новокузнецк
2017
Культура речевого общения - проблема нравственная. В современном
мире особое значение приобретает личность педагога, который показывает
пример отношений с людьми, и тем самым создаёт нравственные ориентации
в воспитании успешного человека в обществе, построении крепких семей и
дружеских отношений. Речевой этикет и культура общения – не слишком
популярные
понятия
в
современном
мире.
Между
тем,
этикет
речевого
общения формирует будущего педагога с присущими ему прогрессивными
взглядами
и
убеждениями,
нравственной
воспитанностью
и
социальной
зрелостью.
Нравственный мир личности педагога, как в зеркале, отражается в
общении с людьми. Так вот, очень важно, чтобы каждый из нас, и мы все
вместе, всем коллективом не боялись заглянуть в это
зеркало. Пожалуй,
редко
кто
задумывается:
умею
ли
я
общаться
с
окружающими
людьми,
своими коллегами? Обладаю ли я культурой речевого общения? Интересный
ли я собеседник? Ведь, кажется, нет ничего проще, чем разговаривать со
своими
знакомыми
или
коллегами,
воспитанниками
или
их
родителями.
Поздоровался, или не поздоровался. Улыбнулся при этом, или лицо ничего не
выражало. Кто кого приветствовал первым: тот, кто вошёл, или тот, кто
находился в помещении. Имеет ли это значение? Оказывается, имеет. И
немалое. Приветствие-начало к установлению контакта, показатель внимания
к людям, норма вежливости. И наконец, приветливое «Здравствуйте» - это
стимул, пусть совсем крошечный, но стимул хорошего настроения для того,
к кому оно обращено. Тот, кто руководствуется нормами речевого этикета,
войдя
в
помещение,
здоровается
первым,
пусть
даже
он
-
лицо
начальствующее, а присутствующие его подчинённые, или - он взрослый, а
присутствующие дети. Приветствие произносится внятно и доброжелательно,
иначе оно теряет смысл. Как порой не достаёт вежливости в отношениях
сотрудников.
Дефицит
вежливых
обращений,
случается,
тормозит
взаимопонимание,
не
содействует
сопереживанию,
созданию
хорошего
настроения, установлению доверительных отношений.
Культура речевого общения и вежливость - понятия не разделимые,
которые свидетельствуют о нравственном развитии личности. В словаре по
этике сказано что вежливость-это «моральное качество, характеризующее
человека,
для
которого
уважение
к
людям
стало
повседневной
нормой
поведения и привычным способом обращения с окружающими.
Вежливость – это ещё и самоуважение: если я хочу, чтобы уважали
меня, то значит, обязан уважать других. Разговаривать с людьми так, как
хотелось бы, чтобы разговаривали с тобой. Ведь только вежливость рождает
вежливость.
Напрашивается
вывод:
всем,
кому
доверено
воспитание
подрастающего
поколения,
важно
быть
предельно
взыскательными
к
собственному
речевому
поведению.
На
нас
равняются
дети.
В
понятие
вежливость входит и понятие «речевая сдержанность», одно из драгоценных
умений, помогающих установить обратную связь с собеседником. Как не
достаёт иногда нам этого умения. Вместо логически обоснованного диалога,
случается,
каждый
выдаёт
свой
монолог.
Самый
серьёзный
экзамен,
способный
выявить
обладаем
ли
мы
культурой
речевого
общения
-
конфликтная ситуация. И хотя трудно, но давайте попытаемся вспомнить, как
мы ведём себя в этой ситуации? Как выглядим в глазах оппонента?
Мы сдержанны? Находим убедительные слова в выяснении истины и
не повышаем голос? Умеем вслушиваться в смысл сказанного оппонентом и
не перебиваем его репликами? Осторожны в выражениях? Стараемся не
делать быстрых выводов? Или… Как жаль, что в этот момент, мы не видим
себя в зеркале.
Постоянный контроль педагога за
своей
речью, эмоциями
и их
самооценка, помогают оценивать свои достоинства и недостатки. С точки
зрения
их
профессиональной
и
социальной
ценности.
Горячность,
высокомерие,
угрюмость,
вспыльчивость,
неуравновешенность,
которые
обычно проявляются в речевом общении особенно ярко, мешают педагогу,
подрывают
его
авторитет.
Подобные
проявления
нельзя
оправдывать
характером, ибо это результат низкой требовательности к себе.
Культура
речевого
общения
вносит
красоту
в
отношения
людей,
способствует
их
взаимопониманию,
укреплению
общечеловеческих
и
производственных отношений. К этому должен стремиться педагог. К этому
обязывает
его
педагогическая
этика,
предусматривающая
совокупность
правил
общения
и
поведения
людей,
профессионально
занимающихся
обучением
и
воспитанием
подрастающего
поколения.
С
этих
позиций
необходимо
проанализировать
культуру
речевого
общения
внутри
коллектива.
Но
при
этом
в
первую
очередь
спросите
с
себя,
проанализируйте:
умеете
ли
вы,
по
внешним
признакам,
определить
эмоциональное
состояние
собеседника
или
ребёнка?
Обладаете
ли
способностью преодолевать в себе внутреннее раздражение к отдельным
людям: сотрудникам, родителям, детям? Считаете ли что, благодаря вашей
культуре
речевого общения, способны вызвать чувство
расположения
у
взрослых и детей. Проследите за собой:
как вы обращаетесь к своим
коллегам,
как
часто
произносите
слова
вежливости,
какая
тональность
общения характерна для вас и для всего коллектива? Можно ли сказать, что
уровень
культуры
речевого
общения
сотрудников
спо собствует
эмоционально-нравственному климату в детском
учреждении?
Как это
сказывается на работоспособности коллектива, на детях, их настроении и
поведении? Ведь даже самые передовые методы воспитания эффективны
лишь
тогда,
когда
педагог
умеет
пользоваться
словом,
как
средством
воздействия
на
всех
детей
и
каждого
ребёнка,
в
зависимости
от
его
особенностей и ситуации. Очень важно, при этом, чтобы дети наблюдали
высокую культуру речевого общения, которая свидетельствует о взаимном
уважении
сотрудников,
их
доброжелательности,
чувстве
такта.
Всегда
следует иметь в виду, что система речевого общения, сложившаяся внутри
коллектива сотрудников, хотя и остаётся для детей сферой, которую они не
могут
наблюдать
зримо,
так
или
иначе
сказывается
на
них:
их
психофизическом
самочувствии,
настроении,
поведении,
образе
мысли
и
речи.
Слово-дело великое. Великое потому, что словом можно соединить
людей, словом можно и разъединить
их, словом можно служить любви,
словом
же
можно
служить
вражде
и
ненависти.
Берегись
слов,
которые
разъединяют людей.