Напоминание

"Изучение штрихов в классе скрипки на начальном этапе обучения"


Автор: Кравцова Елена Анатольевна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБУ ДО ''ДШИ им. С. С. Прокофьева''
Населённый пункт: Калининградская область г. Пионерский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Изучение штрихов в классе скрипки на начальном этапе обучения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

"Детская школа искусств им. С.С. Прокофьева"

Пионерского городского округа"

Методическая разработка

Изучение штрихов в классе скрипки на начальном этапе обучения

Разработчик:

Кравцова Е.А.,

преподаватель по классу скрипки

первой квалификационной категории

г. Пионерский 2024

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка.......................................................................3

Роль штрихов в скрипичном исполнительстве..............................4

Освоение штриховой техники начинающего скрипача (деташе,

легато, мартле)......................................................................................5

Заключение........................................................................................... 8

Список используемой литературы.........................,,,,.......................9

Пояснительная записка

Весь путь многовековой истории скрипичного искусства был неразрывно

связан

с

развитием

и

совершенствованием

штриховой

техники

как

многообразной

системы

выразительных

приемов,

имеющее

основополагающее значение игры на инструменте.

Вопросы культуры звука скрипача освещены в работах известных педагогов

— музыкантов. Это труды К.Г. Мостраса, А.И. Ямпольского, Л.Б. Когана,

Ю.И. Янкелевича. Сложность качественного звукоизвлечения на скрипке

сохраняет свою актуальность и в настоящее время. В одном ряду с такими

критериями оценки исполнителей, как артистизм, свобода самовыражения,

понимание стилевых особенностей композитора, владение разнообразными

приемами игры, пластика игровых движений, всё же, самое главное

требование —

качество звукоизвлечения и высокий художественный и

технический уровень исполнения.

Методика обучения игре на музыкальных инструментах занимает важное

место в структуре профессиональных интересов педагогов — музыкантов:

правила постановки, извлечения звука, работа над штрихами, в целом над

музыкальным произведением — все это является объектом пристального

рассмотрения и изучения педагогами.

Надо отметить, что начальный период обучения самый ответственный и

сложный в освоении любого направления. Это время формирования знаний,

умений и навыков, от которого зависит дальнейшее развитие деятельности и

творчества. Именно первоначальный период обучения игре на скрипке связан

с

освоением

постановки,

закладываются

основы

звукоизвлечения

и

штриховой техники. Этот этап является важнейшим и определяет во многом

весь путь дальнейшего развития музыканта.

3

Роль штрихов в скрипичном исполнительстве

Штрих (нем. Strich — черта, линия) — выразительный способ исполнения,

извлечения смычком того или иного характера звучания, музыкальной

артикуляции. С. Фейнберг писал, что «штрихи смычковых инструментов

можно назвать «видимым дыханием» музыки. Не отрывая глаз от правой

руки скрипача, можно следить за движением самой музыки, за напряжением,

спадом и сменой звучащих образов».

Совершенное

овладение

штриховой

техникой

и

подчинение

ее

художественно — выразительным задачам — одна из сложных задач

скрипичного

искусства.

Сложно

переоценить

значение

штрихов

в

скрипичном исполнительстве, так как правильное применение различных

смычковых способов произнесения мелодии с вибрато и определяют

культуру звука скрипача. В процессе работы над штрихами следует прежде

всего исходить именно из художественной цели, для решения которой

необходимо выработать какой — либо штрих. Художественная цель должна

быть ясно, в доступной для возраста учащегося форме поставлена перед ним.

Разумное понимание ее еще желательно до начала изучения данного штриха,

что бы исключить встречающееся иногда стремление педагога выработать у

ученика абстрактный штрих, без раскрытия его художественной цели.

Высокие художественные требования

желательно предъявлять уже

с

детского возраста,

с начала обучения. Формировать художественные

представления могут показы педагога, игра старшеклассников, посещение

концертов скрипачей. А. И. Ямпольский и П.С. Столярский отмечали, что

полезно слушать выступления любых скрипачей, не обязательно только

самых лучших, так как у каждого исполнителя можно чему — нибудь

научиться, в том числе тому, что не следует делать, так как со стороны

недостатки исполнения рельефно вырисовываются.

4

Освоение штриховой техники начинающего скрипача

(деташе, мартле, легато,)

Основным штриховым движениям следует учить с самого начала

обучения, а изучение конкретных штрихов можно начинать, когда ученик

освоит принципы постановки и устранит ее недостатки.

Желательно, чтобы при изучении штрихов существовала определенная

последовательность, которая будет направлена от овладения основными

штриховыми движениями к многообразию из видов.

Штрих Деташе (от фр. Detacher — отделять) подразумевает исполнение

каждой ноты отдельным движением смычка вниз и вверх. Это один из самых

выразительных наиболее часто применяющихся штрихов. Он является

первостепенным для развития всех остальных штрихов.

Исходя из артикуляционных особенностей, можно выделить три

разновидности деташе:

- певучее, слитное;

- декламационное («баховское»);

- маркированное.

Исполнение штриха Detacher состоит из следующих элементов: яркой

атаки звука, свободного движения руки по итерции и филировки звука. При

таком исполнении штриха возможно добиться наибольшей яркости звука,

эстетической красоты тембра звучания и художественной завершенности

звука.

Начальный этап изучения штриха Detacher начинают на открытых струнах

всем смычком и его частями. Очень важно, чтобы звук в любой части

смычка, был одинаковый, и в конце смычка, и в середине, и у колодочки.

Необходимые качества деташе достигаются поддержанием одинакового

контакта смычка со струной, также следует контролировать отсутствие

чрезмерного нажима смычка, чтобы избежать посторонних призвуков. У

играющего должно быть ощущение плотного прилегания смычка к струне на

всем его протяжении. Овладевая им, ученик должен сразу понимать, что

штрихи

нужны

для

того,

чтобы

передать

музыкальное

содержание

произведения, и педагог должет помочь ему — найти подходящие образы и

сравнения.

Штрих Мартле (от фр. Martele — буквально «отбивая»)

резкий,

отрывистый — представляет собой острый звук с паузой, равной ему при

5

длительности. Как и деташе, мартле исполняется движениями смычка по

струне поочередно вверх и вниз. Художественно — выразительными

качествами, которые подчеркивает и выявляет штрих мартле, являются воля,

мужественность, героика, а также упругая танцевальная ритмика.

В этом штрихе важны два момента — яркая, острая атака, активный импульс

движения руки вдоль струны, дающий возможность быстро и энергично

провести смычок и окончание — резкое угасание звука, дающее отрывистый

характер всему штриху.

Первоначально мартле следует изучать в верхней половине смычка. После

акцента следует сразу освобождать руку, отпуская нажим указательного

пальца во время горизонтального проведения. В то же время необходимо

следить за тем, чтобы смычок не начинал подпрыгиваь на струне, а

продолжал лежать на ней.

Переход от деташе к мартле наиболее прост для ученика. Прибавляется

только акцент, который не должен быть резким, он должен быть активным,

рука после атаки идет вперед. Образец штриха — энергичная, без призвуков

атака и продолжающий ее сочный, наполненный звук. Следует отдельно

отработать мгновенную смену напряжения при «уколе» на свободное,

уверенное ведение смычка.

Штрих Легато (отит. Legato– связный, соединенный).

Легато —

это исполнение нескольких нот без смены смычка. Штрих

подразумевает слитное исполнение нескольких звуков при ведении смычка

по струне в одном направлении, который выявляет сущность природы

скрипки —

ее возможность плавно, выразительно петь. Добиваться

свободного ведения смычка в легато, смены его в нижней и верхней части

кистевым движением руки. Основным условием выработки штриха легато

является правильное распределение смычка. Исполнение легато на одной

струне не представляет большой трудности, если не считать равномерного

распределения смычка.

6

Гораздо сложнее обеспечить плавность перехода смычка с одной струны на

другую. Нужно научиться делать это автоматически, не задумываясь, и над

этим надо серьезно поработать. Здесь главная исполнительская проблема —

плавное соединение струн и учет специфики игры на разных струнах. Штрих

предусматривает обязательную подготовку и оставление пальцев на грифе в

момент смены струн, и распределение смычка, воспитание навыка его

экономии. Именно освоение этого штриха в работе с начинающими создает

перспективу последовательного развития у скрипача искусства кантиленой

игры. Овладение качественным легато зависит от ритмических способностей

скрипача. Поэтому в процессе освоения этого штриха на скрипке, нужно

постоянно

формировать,

активизировать

и

уточнять

музыкально

ритмические представления ученика. Основные требования: Так же как

деташе, легато — прилегающий штрих. Поэтому к легато относятся все те

же требования, что и к деташе. Помимо этого добавляются:

- точное распределение смычка;

- ритмичная и четкая работа пальцев левой руки;

- хорошая артикуляция.

Легато требует от учащихся контроля над тем, чтобы пальцы, находящиеся

на обеих струнах продолжали оставаться в этом положении до тех пор, пока

смычок переходит со струны на струну. Это дает певучий звук, т.е.

естественный тон скрипки. Легато является основой кантиленной игры и

должно быть развито каждым скрипачом до совершенства, чтобы пение его

инструмента не прерывалось, а звук всегда был ровным и плавным.

7

Заключение

Штриховая техника скрипача – это владение различными выразительными

приемами звукоизвлечения. Данная работа строиться по принципу от

освоения простых игровых движений к более сложным, и начинается с

усвоения

навыков

рациональной

постановки

правой

руки.

Методика

обучения игре на музыкальных инструментах должна быть выстроена по

слуходвигательному принципу. Знание методики изучения исполнительских

штрихов начального периода обучения ускоряет процесс освоения навыков

качественного извлечения звука учащимися. На современном этапе из

педагогической практики видно, что задача педагога – выбрать из

многообразия методик наиболее оптимальный путь преподавания, чтобы в

кратчайшие сроки достичь высоких результатов. В скрипичной методике

целесообразным считается начинать работу над освоением трех штрихов –

деташе, легато и мартеле. На основании этого в методической разработке

были

рассмотрены

особенности

работы

над

этими

штрихами.

Дано

определение

каждого

из

них,

звуковые

характеристики,

основные

требования,

предъявляемые

к

исполнению.

В

процессе

работы

над

штриховой техникой следует, прежде всего, исходить именно из их

художественной цели, которая должна быть ясно поставлена, в доступной

для возраста учащегося форме. Ученику необходимо обладать внутренним

слышанием того звукового результата, которого следует достичь.

8

Список используемой литературы

1.

Л. Ауэр «Моя школа игры на скрипке». С.-Пб., «Композитор», 2004

2.

Берлянчик М.М. «Как учить играть на скрипке в музыкальной школе» -

М.: Издательский дом «Классика — XXI», 2006

3.

Пудовочкин Э.В. «Скрипка после букваря», С.-Пб., «Композитор»,

2013

4.

Шальман С. «Скрипичные штрихи. Сборник статей». Издательство

«Композитор» 2016 г.

5.

Ширинский, А. Штриховая техника скрипача / А. Ширинский. – М.:

Музыка, 1983. – 85 с.

9



В раздел образования