Авторы: Матвеева Татьяна Валерьевна, Фалалеева Галина Алексеевна
Должность: студентка 4 курса 343 группы, преподаватель физического воспитания
Учебное заведение: ГБПОУ ПК№10
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Подвижные игры в физическом развитии детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Подвижные игры
в физическом развитии детей дошкольного возраста
Подвижные игры – это сознательная активно-двигательная деятельность, направленная на
движение двигательных задач и выполнение игровых правил. Специфика подвижных игр
– умение мгновенно изменить свою деятельность по сигналу, действовать согласно
правилам игры. Правило – закон в игре.
Все подвижные игры можно разделить на две группы:
- игры с правилами;
- спортивные игры.
В группу игры с правилами вошли игры разные по содержанию, по организации детей, по
сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Здесь есть сюжетные игры,
бессюжетные и игры-забавы.
Сюжетные игры строятся на основе опыта детей, знаний об окружающей жизни,
наблюдений. Это такие игры, как «Шоферы», «Летчики», «Разведчики», «Поезд» и др. В
игры можно вводить некоторые особенности поведения животных: хитрость лисы,
повадки хищников – волка, коршуна, щуки, быстроту зайчиков, птиц, заботливость
наседки.
Сюжетные игры и правила обуславливаются характером движений играющих. В одном
случае дети, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом – прыгают,
как зайчики, в третьем – им надо суметь влезть на лесенку, как пожарным.
В сюжетных играх обычно все дети изображают, например, птичек, зайчиков, а один
ребенок (или воспитатель) выполняет роль волка, лисы, коршуна, кота. Действия всех
детей тесно взаимосвязаны, а, исполняющий роль волка, лисы, коршуна и т.д., побуждает
всех играющих двигаться быстрее, энергичнее.
С помощью игр мы приучаем детей к согласованным коллективным действиям в
определенных условиях, учит изменять способ и характер движений по сигналам и в
соответствии с правилами. Например: в игре «Поезд», передвигаясь друг за другом, не
наталкиваться на идущего впереди; в игре «Шоферы» - тормозить на красный свет
светофора; «Самолеты» - приземляться по словесному сигналу; «птички» улетают в
гнездышки, если появляется кошка или пойдет дождь и т.п.
В группу «бессюжетные игры» входят – «Ловушки», «Перебежки», игры с предметами
(«Серсо», «Кольцеброс», «Кегли», и т. д…), несложные игры-эстафеты. В этих играх
воспитатель требует от детей большой самостоятельности, быстроты и ловкости
движений, ориентировки в пространстве. Это связано с выполнением конкретного
двигательного задания.
С маленькими детьми можно проводить несложные игры-эстафеты: «Перенеси игрушки»,
«Кто скорее до флажка?» и т.д. Здесь элементы соревнования побуждают детей к
большой активности, проявляются различные двигательные и волевые качества
(быстрота, ловкость, выдержка). А такие игры, как «Серсо», «Кольцеброс», «Школа мяча»
и др., значительно отличаются от предыдущих игр. Здесь мы учим детей выполнять более
сложные движения: метание, бросание и ловля или прокатывание мячей, шаров, колец.
Педагог объясняет задание детям: надо обязательно попасть в цель, поймать мяч, кольцо.
В этих играх уже появляются некоторые элементы индивидуального соревнования (сбить
кегли, поймать как можно больше колец, выполнить больше заданий «Школы мяча»).
В своей работе с детьми дошкольного возраста также обязательно используем игры-
забавы, аттракционы. Педагог предлагает выполнять двигательные упражнения в
необычных условиях (пробежать, держа в руке ложку с шариком, и не уронить его;
выполнять движения с завязанными глазами – ударить по мячу, «напоить лошадку» и
т.д.).
Большое место в проведении подвижных игр отводится игровым упражнениям, суть
которых заключается в выполнении конкретных заданий («Доползи до погремушки»,
«Попади в ворота» и др.). Игровые упражнения представляют собой методически
правильно организованные двигательные действия, специально подобранные с целью
физического воспитания.
В игровых упражнениях ребенок действует по указанию воспитателя, и выполнение
двигательных заданий зависит от личных возможностей ребенка. Почти во все
упражнения можно вносить элементы игры (например, «По мостику», «Через ручеек»).
Это помогает делать их более интересными, способствует правильному и точному их
выполнению. И у воспитателя есть возможность проследить за каждым ребенком, если не
получилось у кого-нибудь, воспитатель предлагает повторить еще раз.
Подвижные игры помогают ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает
трудно заставить ребенка выполнить какое-либо движение на физкультурном занятии, а в
игре, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет
самые различные движения. Подчинение правилам игры воспитывает у детей
организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует
проявлению волевых усилий.
Сюжетные подвижные игры помогают детям закреплять свои знания и представления о
предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений
различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах
передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета.
Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течении
дня. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том
или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими
участниками, т.е. тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умение
подчиняться правилам игры.
Активность детей в играх зависит от содержания игры, характера и интенсивности
движений в ней, от организации и методики ее проведения, а также от подготовленности
детей.