Напоминание

"Подвижные игры в физическом развитии детей дошкольного возраста"


Авторы: Матвеева Татьяна Валерьевна, Фалалеева Галина Алексеевна
Должность: студентка 4 курса 343 группы, преподаватель физического воспитания
Учебное заведение: ГБПОУ ПК№10
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Подвижные игры в физическом развитии детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Подвижные игры

в физическом развитии детей дошкольного возраста

Подвижные игры – это сознательная активно-двигательная деятельность, направленная на

движение двигательных задач и выполнение игровых правил. Специфика подвижных игр

– умение мгновенно изменить свою деятельность по сигналу, действовать согласно

правилам игры. Правило – закон в игре.

Все подвижные игры можно разделить на две группы:

- игры с правилами;

- спортивные игры.

В группу игры с правилами вошли игры разные по содержанию, по организации детей, по

сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Здесь есть сюжетные игры,

бессюжетные и игры-забавы.

Сюжетные игры строятся на основе опыта детей, знаний об окружающей жизни,

наблюдений. Это такие игры, как «Шоферы», «Летчики», «Разведчики», «Поезд» и др. В

игры можно вводить некоторые особенности поведения животных: хитрость лисы,

повадки хищников – волка, коршуна, щуки, быстроту зайчиков, птиц, заботливость

наседки.

Сюжетные игры и правила обуславливаются характером движений играющих. В одном

случае дети, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом – прыгают,

как зайчики, в третьем – им надо суметь влезть на лесенку, как пожарным.

В сюжетных играх обычно все дети изображают, например, птичек, зайчиков, а один

ребенок (или воспитатель) выполняет роль волка, лисы, коршуна, кота. Действия всех

детей тесно взаимосвязаны, а, исполняющий роль волка, лисы, коршуна и т.д., побуждает

всех играющих двигаться быстрее, энергичнее.

С помощью игр мы приучаем детей к согласованным коллективным действиям в

определенных условиях, учит изменять способ и характер движений по сигналам и в

соответствии с правилами. Например: в игре «Поезд», передвигаясь друг за другом, не

наталкиваться на идущего впереди; в игре «Шоферы» - тормозить на красный свет

светофора; «Самолеты» - приземляться по словесному сигналу; «птички» улетают в

гнездышки, если появляется кошка или пойдет дождь и т.п.

В группу «бессюжетные игры» входят – «Ловушки», «Перебежки», игры с предметами

(«Серсо», «Кольцеброс», «Кегли», и т. д…), несложные игры-эстафеты. В этих играх

воспитатель требует от детей большой самостоятельности, быстроты и ловкости

движений, ориентировки в пространстве. Это связано с выполнением конкретного

двигательного задания.

С маленькими детьми можно проводить несложные игры-эстафеты: «Перенеси игрушки»,

«Кто скорее до флажка?» и т.д. Здесь элементы соревнования побуждают детей к

большой активности, проявляются различные двигательные и волевые качества

(быстрота, ловкость, выдержка). А такие игры, как «Серсо», «Кольцеброс», «Школа мяча»

и др., значительно отличаются от предыдущих игр. Здесь мы учим детей выполнять более

сложные движения: метание, бросание и ловля или прокатывание мячей, шаров, колец.

Педагог объясняет задание детям: надо обязательно попасть в цель, поймать мяч, кольцо.

В этих играх уже появляются некоторые элементы индивидуального соревнования (сбить

кегли, поймать как можно больше колец, выполнить больше заданий «Школы мяча»).

В своей работе с детьми дошкольного возраста также обязательно используем игры-

забавы, аттракционы. Педагог предлагает выполнять двигательные упражнения в

необычных условиях (пробежать, держа в руке ложку с шариком, и не уронить его;

выполнять движения с завязанными глазами – ударить по мячу, «напоить лошадку» и

т.д.).

Большое место в проведении подвижных игр отводится игровым упражнениям, суть

которых заключается в выполнении конкретных заданий («Доползи до погремушки»,

«Попади в ворота» и др.). Игровые упражнения представляют собой методически

правильно организованные двигательные действия, специально подобранные с целью

физического воспитания.

В игровых упражнениях ребенок действует по указанию воспитателя, и выполнение

двигательных заданий зависит от личных возможностей ребенка. Почти во все

упражнения можно вносить элементы игры (например, «По мостику», «Через ручеек»).

Это помогает делать их более интересными, способствует правильному и точному их

выполнению. И у воспитателя есть возможность проследить за каждым ребенком, если не

получилось у кого-нибудь, воспитатель предлагает повторить еще раз.

Подвижные игры помогают ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает

трудно заставить ребенка выполнить какое-либо движение на физкультурном занятии, а в

игре, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет

самые различные движения. Подчинение правилам игры воспитывает у детей

организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует

проявлению волевых усилий.

Сюжетные подвижные игры помогают детям закреплять свои знания и представления о

предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений

различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах

передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета.

Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течении

дня. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том

или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими

участниками, т.е. тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умение

подчиняться правилам игры.

Активность детей в играх зависит от содержания игры, характера и интенсивности

движений в ней, от организации и методики ее проведения, а также от подготовленности

детей.



В раздел образования